Кузнец кует. О кузнецах и кузницах. Подблюдная песня к свадьбе


Изделиями из металла люди пользуются с незапамятных времён. Первобытные кузнецы, удивляя своих соплеменников, при помощи огня превращали неказистые куски железной руды в оружие для охоты и земледелия, а также в украшения. Постепенно кузнечное ремесло совершенствовалось, и у мастеров накапливались свои тайны, появлялись ритуалы и традиции. То, что работа кузница была делом необычным и чудесным, подтверждают многочисленные сказания, мифы и легенды. И недаром единственной «божественной» профессией была именно профессия кузнеца.


У славян этим почётным делом занимался Сварог, у греков – хромой Гефест, у этрусков - Сефлакс, у кельтов – Гоибниу и т.д. Однако отношение к кузнецам в большей мере было осторожным, чем восторженным. Сотрудничество с одной из стихий, с огнём, в постоянном железном лязге и грохоте – всё это постепенно ставило границы между обычными людьми-земледельцами и кузнецами. Из-за опасности возникновения пожара кузнецы жили на отшибе, и это придавало мастерам ещё больший налёт таинственности.


В более ранние периоды на обучение кузнечному делу отправляли мальчиков, которые имели физические недостатки, например, хромоту. Такие подростки не могли быть воинами, и поэтому со временем становились кузнецами. Может именно в связи с этим во многих легендах в роли кузнецов выступают гномы и карлики, тролли и эльфы. В некоторых племенах своих же умельцев - мастеров нарочно калечили, чтобы они не могли уйти из селения, и работать на чужих. Со временем они становились своеобразными «жрецами», которые были обладателями не только профессиональных, но и религиозных знаний. У разных народов отношения к мастерам наковальни было неодинаковым. Например, в африканских племенах можно наблюдать в этом отношении глобальные различия. Некоторые племена Чёрного континента окружают кузнецов всяческим уважением, почти как жрецов. Именно кузнецы здесь имеют право изготавливать деньги, воспитывать молодое поколение, выступают в качестве политических вождей. Тем не менее, многие племена африканцев и сегодня считают кузнецов колдунами, презирают, но, в то же время, и боятся их. В таких селениях кузнец является своего рода парией, и помимо оскорблений, ему приходиться ещё и опасаться за свою жизнь, причём такие убийства остаются безнаказанными.


На Руси в подручные, а то и в наставники кузнецам «давали» нечистую силу – чёрта. Считалось, что именно благодаря подсказкам этого злокозненного существа мастера получают ценные секреты своего ремесла. Даже такие слова как «коварный» или «коварство» происходят от глагола «ковать». Был у русских кузнецов и свой особый день – Кузьмы и Демьяна. В этот день мастера раздавали милостыню нищим. Крестьяне верили, что в этот день к кузнецам может приехать сам чёрт, чтобы подковать свою лошадь. Причём под личиной лошадей были скрыты самоубийцы или утопленники, поэтому кузнецы в этот день не работали - боялись. Также существовало поверье, что если «клиент» ушёл из кузни молча, не поблагодарил и не расплатился, то это был вовсе не человек, а опять-таки черт. Вообще само железо отождествлялось с нечистой силой, недаром у фольклорной нечисти (русалок, чертей) некоторые части тела были железными. Поэтому и кузнецы, работавшие с металлом, считались пособниками нечистой силы. Но вот сами металлические изделия нередко служили в качестве обязательных оберегов, а жители Русского Севера верили, что тонущему человеку нужно перечислять металлические предметы – таким образом отпугивали водяного, чтобы не утащил на дно.


Народы севера наделяли кузнецов почти той же магической властью, что и шаманов. Считалось, что кузнец способен даже сжечь душу шамана, а вот свою собственную он хранит в огне. Кузнецы, как и шаманы, могут исцелять или предсказывать будущее.


Согласно верованиям бурятов, некогда основателями первых кузнечных династий стали девять сыновей небесного кузнеца Бошинтоя, которые спустились к людям. Поэтому любой желающий бурят не может стать кузнецом – для этого нужно иметь подходящую родословную, доказывающую, что предком нынешнего мастера был сын Бушинтоя. У бурятских мастеров есть и свои особые обряды, иногда очень напоминающие шаманские. Например, духам-покровителям и богам приносится в жертву конь, при этом у жертвенного животного вырывают сердце. Некоторые из кузнецов во время проведения определенных ритуалов натирают себе лицо сажей. Буряты называют их «черными кузнецами» и боятся их.


У якутов с посвящением в кузнецы тоже не так всё просто. Если человек изъявил желание работать с металлом, он покупал нужные инструменты и приступал к работе. Если, проходя мимо кузни, ночью людям слышался стук молота или шум кузнечного меха, значит, у нового мастера появился свой дух-покровитель, и такой человек мог стать настоящим кузнецом. Однако бывало и так, что спустя 2-3 года работы кузнецом человек заболевал особой болезнью: на конечностях появлялись нарывы, болела спина. Считалось, что это происходит с теми, у кого в роду не было кузнецов, или же они были, но кузнечным ремеслом почему-то никто долго не занимался. В этом случае опять-таки помогало жертвоприношение, но уже черного бычка-трехлетка при участии шамана.


Вообще, жертвоприношения покровителям кузнечного ремесла были делом распространенным. Этот метод практиковали и в Индии, и на Руси, и в Абхазии (даже ещё в прошлом веке). Как ритуальные пожертвования использовалось и специально изготовленное оружие – обычно его бросали в реку или озеро.


Особыми магическими свойствами обладало оружие и изделия, выкованное из «небесного металла» - из железных метеоритов. Один такой метеорит весом в 34 тонны был найден на севере Гренландии. Местные эскимосы на протяжении многих лет делали из него гарпунные наконечники, ножи и т.д. «Небесный» металл отличается высоким содержанием никеля, и поэтому его достаточно легко вычислить. Многие эпические герои и полководцы наделялись таким волшебным оружием. Король Артур, Тамерлан, Атилла – древние предания говорят о том, что оружие и доспехи этих воителей имели именно «небесное» происхождение. Любимый перстень царя Соломона и корона Александра Македонского тоже были изготовлены из «звезды» - из метеорита. Из метеорита был сделан и кинжал фараона Тутанхамона, найденный в его гробнице.


Так же, как и северные народы, славяне придавали кузнецам «колдовские» полномочия. Он мог врачевать, мог отогнать от селения нечистую силу, проводить свадебные обряды. Хороший кузнец должен был уметь справиться с самой норовистой лошадью, и действительно, некоторые обладали особым умением укрощения животных. Один крестьянин рассказывал, как его дядя водил подковать лошадь к трем кузнецам, но взять её за ногу не могли – дикая. И только четвёртый смог справиться с животным. После того, как кузнец провел рукой от головы лошади до её ног, она успокоилась, и дала себя подковать. Видимо, мастер обладал какими-то знаниями. (Похожий случай описан в одном из рассказов ветеринара Д. Хэрриота, где пленный итальянец заставил стоять строптивого вола спокойно, просто закрутив ему ухо. Ветеринары, присутствовавшие при этом, неоднократно пробовали самостоятельно повторить этот же тот трюк с другими волами - но безрезультатно).


У работающих в кузне людей существовали свои обычаи и поверья. Так, нельзя было самовольно брать инструменты кузнеца, плевать в огонь, садиться на наковальню или доделывать чужую работу. Перед работой у наковальни мастер должен был протереть лицо.


Подводя итог можно сказать, что у разных народах традиции кузнечного дела свои, и отношение к кузнецам также складывалось не совсем обычное. Однако, несмотря на это, в большинстве своём кузнецы были почитаемыми и зажиточными людьми, да к тому же владеющими особыми знаниями и тайнами заговора.

Профессия кузнец зародилась много веков назад. Кузнецов в те времена олицетворяли с людьми, наделенными недюжинной, магической силой. Они часто становились героями преданий и сказок, были очень уважаемыми в обществе людьми. Чем полезна профессия кузнеца в наши дни? В разделах данной статьи мы попробуем ответить на этот вопрос.

Факты из истории

Изделиями из металла люди стали пользоваться с древних времен. Кузнецы, жившие в первобытное время, с помощью огня могли превратить бесформенные куски железной руды в орудие для охоты и земледельческих работ, выковать из них украшения. С течением времени люди, занимавшиеся кузнечным делом, все больше оттачивали свое мастерство и технику ковки. У них стали появляться свои профессиональные секреты, традиции и ритуалы.

Представители профессии кузнец в старину научились отливать сложное, усовершенствованное оружие и предметы быта: щиты, доспехи, различное сельскохозяйственное оборудование и многое другое. Они, чтобы удовлетворить возрастающие потребности своей клиентуры, были вынуждены идти в ногу со временем. Кузнецы прошлых эпох «произвели на свет» большое количество кованых изделий, которые мы сегодня относим к произведениям искусства. Ажурные металлические решетки на окнах, крепкие кованые ворота, замысловатые замки, выкованные мастерами кузнечных дел, и по сей день служат украшениями памятников архитектуры во многих странах.

Трудовые обязанности кузнеца в наши дни

Для того чтобы иметь представление, какую работу в настоящее время выполняют представители профессии кузнец, необходимо знать их основные трудовые обязанности. Эти люди в совершенстве должны владеть определенными знаниями и умениями, в число которых входят:

  • навыки работы с молотами, прессами и завивочными машинами;
  • ковка определенных деталей с использованием специальных заготовок;
  • умение, следуя общепринятой технологии, разогревать в печи заготовки;
  • владение мастерством выполнения основных кузнечных операций: вытяжки, осадки, загиба, отрубания, прошивки и сварки;
  • умение применять на практике чертежи и эскизы;
  • знание правил техники безопасности;
  • владение знаниями из области черчения, физики и химии.

Современные кузнецы в своей работе сочетают искусство ковки былых времен и достижения в области научно-технического прогресса. Они используют не только традиционный молот, но и разные технические приспособления.

Необходимые качества

Представителю профессии кузнец, для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно обладать определенными личностными качествами:

  • идеальной физической формой;
  • стопроцентным зрением и хорошим глазомером;
  • выносливостью;
  • отменной зрительной памятью;
  • переносимостью высоких температур.

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии кузнеца принято считать возможность раскрытия творческих замыслов, способных доставить эстетическое наслаждение людям. Немаловажным плюсом данной профессии также является высокая заработная плата.

В настоящее время, работа мастеров кузнечного дела приобретает все бо́льшую востребованность. Профессионалы в этой области нередко открывают собственные мастерские по производству высококачественных изделий из металла.

К минусам данной профессии прежде всего относятся нелегкие условия труда и повышенная травмоопасность. Кузнецы осуществляют свою трудовую деятельность в жарком и шумном помещении, в котором несоблюдение основных правил безопасности неизменно приводит к ожогам.

Недостатком профессии кузнец (описание трудовых обязанностей мастеров кузнечного дела свидетельствует об этом) также являются повышенные физические нагрузки. Ее представителям часто приходится иметь дело с очень тяжелыми заготовками и изделиями из металла. Вследствие этого кузнецами идут работать в основном мужчины.

Как стать кузнецом

В былые времена освоить эту интересную профессию можно было, только устроившись в подмастерья к кузнецу. По традиции отцы обучали данному ремеслу своих сыновей. В настоящее время каждый желающий может получить высшее или среднее специальное образование по специальности «Мастер художественной ковки металлов».

В полной мере постичь тонкости профессии кузнец реально только на практике. Обучение дает хорошие теоретические знания, развивает творческие навыки, но умение ковать можно приобрести только в кузне. Изготавливая своими руками разные изделия, кузнец начинает ощущать характер металла и принимать нестандартные решения, без которых трудно представить его работу.

Для специалистов, работающих на производственном предприятии, крайне важно получить разряд, подтверждающий их квалификацию. Его можно повышать с помощью специальной аттестации.

Профессию кузнец и в XXI столетии можно назвать мистическим и загадочным занятием. Ведь под руками современных ковалей металл будто оживает. Из него как по мановению волшебной палочки расцветают цветы, становятся словно живыми звери и птицы. Создаваемые мастерами художественной ковки штучные изделия, наполненные изяществом и красотой, можно смело отнести к предметам роскоши.

Одна из древних, профессия кузнеца была чрезвычайно важной в деревне. Практически каждый крестьянин не раз в году обращался в кузницу для починки сельскохозяйственного инвентаря, изготовления каких-либо предметов или утвари из металла, а также для подковывания лошадей. Но, несмотря на свой сугубо утилитарный характер, кузнечное ремесло в народном сознании было овеяно тайнами и наделялось совершенно необычными свойствами. Это отношение к кузнечеству сложилось в давние времена и объясняется тем, что оно воспринималось как высшее умение, искусство, связанное с преобразованием такого непростого материала, как металл.

В мифологических представлениях обработка железа и создание оформленных предметов из него, наряду с некоторыми технологическими процессами в других областях человеческой деятельности - типа выпекания хлеба, тканья полотна, изготовления горшков и подобного, - соотносится с актом творения мира и преобразования его из хаотического состояния в космическое, то есть упорядоченное. Преобразовательная сущность кузнечества оказывается, согласно мифологическому мышлению, одной из черт, определяющих божественное начало этого ремесла. Не случайно в мифопоэтических текстах прослеживается даже причастность кузнечества к созданию ландшафтных объектов. Эта идея реализуется, в частности, в восточнославянских преданиях этиологического характера о возникновении рек и Змиевых валов - древних укреплений в Северном Поднепровье. Так, согласно украинскому преданию, Бог послал на землю чудовищного змея, который стал требовать здесь принесения ему в жертву людей. Когда пришел черед царевича, тот, читая молитву, бежал от змея и укрылся в кузнице, где в это время святые Борис и Глеб выковывали для людей первый плуг. Змей вышиб языком дверь кузницы, но святые успели ухватить его раскаленными клещами за язык и запрягли в плуг. Этим плугом они провели борозду, которая и получила называние Змеиного вала. Другой вариант этого предания рассказывает о Божьем ковале Кузьме-Демьяне, который заставил Змея подобным же образом пропахать землю до самого Черного моря, после чего дал ему выпить полморя воды, и тот лопнул, превратившись во множество мелких змей.

В народной среде кузнечное дело воспринималось как магическое действо: оно было связано со стихией огня, с умением использовать ее силу при обработке одного из самых твердых материалов, а также со способностью придать металлу большую, чем природная, крепость путем закаливания в воде. Сам кузнец в крестьянском сознании наделялся необычной силой. Предполагалось, что он владеет тайными знаниями, не доступными простому человеку. Представления о мастерстве и особом знании кузнеца отразились в народной пословице: «Не кует железа молот, а кует кузнец».

Борис и Глеб на конях (вторая половина XIV в.).

Секреты кузнечного дела были связаны с термической обработкой металла, с испытанием металлических изделий на излом и другими технологическим процессами. Обычно знание ремесла передавалось по наследству, но, в связи с необходимостью, продиктованной спецификой кузнечного труда, мастер мог брать в подмастерья подростков и со стороны. Основные профессиональные приемы осваивались непосредственно во время работы, при наблюдении за старшим и следовании его указаниям. Вместе с тем, согласно рассказам кузнецов, ученик получал не только технические умения, но в какой-то момент во время работы ему вдруг открывалось и магическое знание. При этом оно исходило не из наставлений мастера; нередко подмастерье сам не понимал, каким образом знание входило в его сознание. В попытках объяснить этот феномен мотив получения магического знания приобретает мифологическое звучание через образ какого-либо видения или голоса. Так, один ярославский кузнец следующим образом передавал рассказ своего отца об этом: «У меня отец кузнец был, только начал работать в кузнице. Топор ковали, а никак не получалось. Тут-то и услышал голоса, дескать, один одного и спрашивает: «Ковали?» - «Ковали». - «А в песок совали?» - «Совали». Вышел - никого нет. А кто подсказывал, не знаю. И дошло до него, что надо в песок совать! Вот работаешь, и предъявлением каким-то явится. А выйдешь - никого и нету»

Фрагмент «Благовещения». Мозаика Софийского Киевского собора

Каждый кузнец, действительно, имел и тщательно оберегал свои профессиональные секреты. Любой мастер без труда мог отличить свою работу от чужой. При этом в отношениях между кузнецами прослеживались четко установленные этические нормы, не позволяющие, в частности, переманивать клиентов. Когда в кузницу приходил новый посетитель, мастер, увидев чужую работу, по негласному обычаю отправлял пришельца к тому, кто его обслуживал раньше.

Простые люди были уверены, что у кузнецов есть и специальные заклинания. Однако и сам кузнец, помимо использования иррациональных приемов и профессионального чутья, должен был владеть силой и быть ловким. Неслучайно в народных говорах, например в тверском, «ковалем» называли бывалого, ловкого, опытного человека вообще. О силе же кузнечных дел мастера в шутку говорили: «У кузнеца рука легка? Была бы шея крепка!»

В традиционном сознании образ кузнеца и кузнечный труд были мифологизированы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в фольклорных произведениях - сказках, обрядовых песнях и приговорах, заговорах - мотивы перековывания кузнецом грубого голоса в тонкий, старого человека на молодого, а также выковывания брачных уз, судьбы или жизни вообще. У украинцев, например, повивальная бабка, обмывая новорожденного сразу после появления его на свет, приговаривала: «Спасибо, тебе, коваль, что ты нам дитину сковал». Мифологизированная картина возникновения жизни под ударами кузнечного молота изображается в сказке, где обычно фигурируют волшебные кузнецы: «Сорок кузнецов, как ударят сорок раз - и родятся тотчас сорок военных солдат, вооружены и на бой готовы». Функцией этих кузнецов является создание необычной воинской силы, защищающей сказочное государство от «чужих». Продуцирующая символика кузнеца отразилась и в русской поговорке о рождении детей: «Был бы коваль да ковалиха, будет и этого лиха!» В этом плане показательно также, что в народных говорах слово «ковач» применялось для обозначения самца любого животного. Связь образа кузнеца с эротической символикой, а соответственно и с идеей жизни обнаруживается в устойчивой для святочной традиции ряженья игре «в подковывание девок» «кузнецами». В связи с этим примечательно, что народное выражение «подковать девку» означает «вступить во внебрачную связь».

В фольклоре овладение кузнечным мастерством подчас осмысляется как необходимость для воплощения в жизнь судьбы «настоящего» героя. Так, в волшебных сказках встречается мифологический образ мужичка с ноготок с бородой с локоть, который насильно заставляет молодых героев «молотовничать», то есть учиться кузнечному ремеслу. Этот мотив в сказке, по-видимому, связан с архаическими обрядами переходного характера, санкционирующими повышение социовозрастного статуса индивида. Научение же сказочного героя искусству «молотовни-чания» дает ему возможность проникнуть в тридевятое царство, где не дозволено быть простому человеку, и познать то, что неизвестно никому. Сказка о Лихе одноглазом рассказывает о любопытном кузнеце, который, благодаря хитрости и своему мастерству, оказывается способен победить персонифицированный образ Горя, пожирающего, как и Смерть, людей, и тем самым спасти свою жизнь:

Кузнец и портной шли, шли, зашли в лес, в густый, темный, <…> видят: изба стоит большая. Ночь; некуда идти. «Сём, - говорят, - зайдем в эту избу». Вошли; никого там нету, пусто, нехорошо. Сели себе и сидят. Вот и идет высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая. «А! - говорит. - У меня гости. Здравствуйте. <…> Ну, хорошо; будет что поужинать мне». Они перепугались. Вот она пошла, беремя дров большое принесла, <…> поклала в печку, затопила. Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала.

Кузнец сидит и думает: что делать, как быть? Она взяла - поужинала. Кузнец смотрит в печку и говорит: «Бабушка, я кузнец». - «Что умеешь делать-ковать?» - «Да я все умею». - «Скуй мне глаз». - «Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз». <…> Взял он толстую веревку да этою веревкой скрутил ее хорошенько. <…> Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. В мифологических рассказах кузнец выступает как «знающий», то есть обладающий магическим знанием. Так, согласно поверьям, он мог опознать среди местных жителей ведьму: в народе считали, что черти ездят на «бабах»-ведьмах и подковывают их у кузнецов. Вот в такой-то ситуации кузнец и мог узнать по ноге кого-либо из деревенских женщин. Рассказ кузнеца об этом вполне мог послужить реальному обвинению в колдовстве и привлечь названную женщину к наказанию.

Владение магическими знаниями и силой в крестьянском сознании нередко объяснялись связью кузнеца с демоническими существами. До начала ХХ века сохранялись представления о том, что кузнец вступал в особые отношения с нечистой силой - лешим, водяным, чертом. Народная пословица гласит: «Умудряет Бог слепца, а черт кузнеца». Опасная, согласно народным представлениям, сущность самого кузнечного ремесла обнаруживается и на уровне фактов языка. Так, в местных говорах известны слова «ков» и «ковы», означающие соответственно «вредный замысел» и «коварные, злые намерения»; а слова «кознь» и «коварный» произошли от глагола «ковать». Все это объясняет тот факт, что в народе профессия кузнеца приписывалась инородцам и иноверцам, прежде всего цыганам. Демонологизация кузнечного дела объясняется соотнесенностью профессионального орудия труда горна с адским пеклом. Не случайно в одной из русских легенд кузнец называет черта «земляком». Увидев в церкви изображение черта в сцене страшного суда, он «намалевал» себе в кузнице такого же и всякий раз, приходя работать, приветствовал нечистого: «Здорово, земляк!» Это доброжелательное отношение кузнеца к черту обеспечивало благополучие в его работе. Традиционно женщины старались обходить деревенскую кузницу стороной, полагая, что там манит нечистый.

Кузнец и черт - довольно устойчивая пара персонажей в русских сказках, легендах и быличках. Здесь черт выступает в качестве подмастерья кузнеца, попутчика или клиента, которому нужна кузнечная работа. В вологодской сказке рассказывается, например, о деловых отношениях этих персонажей:

Ноцью приехал на Кузьму и Демьяна, цорт приехал на ве-шаном цоловеке к кузнецу. «Куй», - говорит. Кузнец посмотрел, а нога-то цоловецья, сразу и страшился, а цорт говорит: «Куй, куй, паря, не бойся». Подобные рассказы основаны на поверьях, что черти для езды вместо лошадей использовали самоубийц, утопленников, удавленников, умерших от опоя, ведьм. В таких повествованиях, как правило, отмечается, что лошадь не дает себя подковать, и не всякий кузнец может с ней справиться. Крестьяне также полагали, что если клиент ушел от кузнеца, не сказав ни слова, не поблагодарив за работу, не расплатившись, то это был не человек, а черт. Истории о невозможности подковать лошадь служили своеобразным оправданием для неудачливого кузнеца: если с лошадью никак не справиться, то утверждали, что она чертова, да и не лошадь вовсе. Однако в народе считали, что настоящий профессионал, который обладает магическим знанием и специальными приемами, должен справиться и с демонической, и с обычной, но норовистой лошадью. Вот одно из описаний необычного мастерства кузнеца:

С приметам кузнецы ковали. Мне дядя рассказывал: «Возил я лошадь к трем кузнецам. За ногу не могут взять: дикая. Привел к четвертому. Тот говорит:

Ко мне не к первому ведешь?

Нет, к четвертому.

Провел кузнец рукой от головы лошади до ног. И все ноги она дала, не сопротивлялась: знал что-то кузнец. С приметам!» Наряду с благосклонным отношением кузнеца к черту в фольклоре в большей степени представлены мотивы соперничества и противоборства этих двух персонажей. В тамбовском поверье Илья Пророк выступает в роли кузнеца, который кует громовые стрелы и поражает ими чертей: поэтому черти не любят кузнецов, а молния никогда не ударяет в кузницу. Распространенным в фольклоре является мотив «кузнецы бьют молотами плененных чертей». В сказках и мифологических рассказах кузнец нередко обманывает и прогоняет черта. Зная нелюбовь к себе, черт старается с помощью своих необычных умений перехитрить кузнеца и поставить в безвыходное положение на грани смерти, и только при обещании перестать издеваться над ним и относиться к нему с уважением он спасает кузнеца от неминуемой казни. В легендах и сказках черт-подмастерье иногда знает кузнечное дело лучше самого хозяина. Он может выполнять работы, вероятность которых допустима только с точки зрения мифопоэти-ческого сознания: перековывает старых на молодых, калек на здоровых, уродливых на красавцев. Вот как это описывается в одном из текстов:

Раз как-то не было хозяина дома, а в кузнице оставался один работник. Видит он - едет мимо старая барыня, высунул голову из дверей и давай кричать: «Эй, господа! Вы пожалуйте сюда; здесь новая работа открывается, старые в молодых переделываются». Барыня сейчас из коляски да в кузницу. <…> «Ну, вот тебе деньги, сделай из меня молодую». Нечистой взял деньги, посылает кучера на деревню: «Ступай, - говорит, - притащи сюда два ушата молока»; а самоё барыню схватил клещами за ноги, бросил в горн и сжег всю дочиста, только одне косточки и остались. Как принесли два ушата с молоком, он вылил их в кадушку, собрал все косточки и побросал в молоко. Глядь - минуты через три выходит из молока барыня, да молодая, да красивая! Не зная «чертовых» хитростей, кузнец попытался «перековать» старого барина, но от того остались только обгорелые косточки. Тут-то работник и пришел на помощь хозяину, потребовав, однако, с кузнеца клятву не бить черта молотом и «держать честь» к нему. В другом варианте этого сюжета черт под видом цыгана нанимается к кузнецу и показывает невиданное мастерство: сковывает ногу хромому атаману, перековывает калек в здоровых, безобразных в красавцев. Он оказывается отменным подмастерьем - десять против него не сработают. А сам кузнец-хозяин только смотрит и деньги за работу пересчитывает. Сказка тем не менее завершается тем, что кузнец после помощи «цыгана» в переделывании дряхлого старика в молодца швыряет изображение нечистого в огонь: «…с той поры черт почернел еще хуже, и любимым местом его стали кузнечные трубы».

Постоянная надобность крестьян в кузнечной работе, отразившаяся в поговорке: «Кузнецу, что козлу, везде огород», а также хорошая оплата за труд обусловили представление о зажиточности кузнецов. Статус кузнеца как богатого человека запечатлен в русских поговорках: «У кузнеца, что стукнул, то гривна», «Муж кузнец, жена барыня». В подблюдных песнях образ кузнеца символизирует богатого жениха:

Идет кузнец из Питера,

Одна пола - во сто рублей,

Другая пола - во тысячу,

Самому кузнецу - и цены нет.

При рассмотрении образа кузнеца нельзя не обратить внимания на мифологические характеристики материала, с которым связана кузнечная работа. Железо - один металлов, который в традиционной культуре издревле наделяется не только положительными свойствами, но и высоким сакральным статусом. Этот металл является одним из универсальных оберегов, что объясняется его прочностью, твердостью, долговечностью, связью с огнем. Железные предметы часто применяют в качестве оберега людей, находящихся в переходном состоянии: беременных, рожениц, новорожденных, молодых на свадьбе. Так, чтобы избежать сглаза, беременные носили кусок железа за пазухой. Для предотвращения порчи предметы из железа клали в постель или под кровать роженицы, а также в колыбель новорожденного или под нее. Для этого могли использовать колющие и режущие вещи, имеющиеся в любом крестьянском хозяйстве: иглу, нож, ножницы, топор и подобные. Оберегом от нечистой силы и дурного глаза служили металлические украшения и звенящие бубенчики на некоторых деталях костюма невесты, поддужные колокольчики в упряжи свадебных повозок. В Святки девушки, отправляясь гадать в особенно опасные, согласно народным представлениям, места, обязательно захватывали с собой кочергу, сковороду или сковородник, чтобы защититься от активной в это время нечисти. При обряде опахивания женщины, составлявшие процессию, с помощью металлической утвари и орудий труда - печных заслонок, сковородок, лезвий кос и других - создавали лязгающие звуки, что должно было, по поверьям, отогнать коровью смерть от деревни. Подчас спасти человека могло не наличие у него металлических вещей, а лишь упоминание о них. Так, на Русском Севере верили, что если человек тонет, чтобы его водяной не затянул в воду совсем, надо вслух перечислять любые известные ему железные предметы. Как обладающие защитной силой предметы из железа часто упоминаются в текстах заговоров: это «высокие железные тыны», «крепкие замки» и подобные.

Соответственно признакам крепости, прочности, долговечности железо в традиционной культуре считалось символом здоровья; не случайно существует метафорическое выражение «железное здоровье». В связи с этим железо, как и другие металлы, широко использовалось в лечебной практике.

С другой стороны, из-за признаков холодности, неподвижности железо в мифопоэтическом сознании противопоставлялось живой природе и воспринималось как элемент «мертвого мира». Поэтому в народных представлениях оно нередко выступает как атрибут нечистой силы. Согласно севернорусским верованиям, атрибутом русалок являются железные крюки, которые они держат в руках; у полудениц - сковороды, у лешачихи - железный гребень, у шуликунов - железные колпаки и палки с крюками. Иногда даже образы мифологических существ и мифологизированных персонажей в народном воображении наделяются железными частями тела: у колдунов и чертей - зубы, у полесских русалок - груди. Представления о потустороннем происхождении железа связаны, кроме того, с добычей железа из-под земли, а также с полудемоническим статусом кузнеца, превращающего бесформенный металл в предметы человеческого быта.

Покровителями кузнецов и кузнечного ремесла в народной традиции считались святые Косма и Дамиан. Ко дню их памяти - 1/14 ноября - мастера кузнечного дела обычно выполняли обет-ные работы, а вырученные деньги раздавали нищим или покупали на них свечи, чтобы поставить к иконе своих святых покровителей. Сам день Кузьмы и Демьяна, как полагали в народе, был опасным для кузнецов. В этот день они никогда не работали. Неслучайно в приведенной выше вологодской сказке клиентом, приехавшим к кузнецу в ночь на Кузьму и Демьяна, оказывается черт, а его «лошадь» - «вешаным цоловеком». В народном календаре день памяти этих святых воспринимался как начало зимы и связывался с наступлением холодов и установлением санного пути. Отсюда многочисленные пословицы, относящиеся к этому дню: «Козьма и Демьян с гвоздем», «Козьма-Демьян с мостом», «Козьма-Демьян подмостят» и другие. Все эти пословицы изображают святых как особых кузнецов, работающих не в рамках кузницы, а в природном пространстве.

После празднования Кузьминок, посвященных Кузьме и Демьяну, для кузнецов наступала жаркая пора работы, связанной с приведением в порядок орудий труда после уборочного сезона, а также с подковыванием лошадей и ремонтом средств передвижения, предназначенных для зимнего периода.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

Низкие цены! Наличие в России! Демонстрация у Вас.
Orbitalum Tools - Ваш надежный партнер в области резки и торцевания труб, а так же автоматической орбитальной сварки промышленных трубопроводов.

Кузнечное дело пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена одновременно с обработкой камня и дерева человек постигал тайны кузнечного мастерства. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты давних времен: небольшие круглые камни с кольцевым пояском - молотки, овальные плоские массивные камни - наковальни. При микроскопическом изучении на поверхности этих камней были обнаружены следы самородного металла. На стенах древних египетских храмов сохранились рельефы, изображающие людей, работающих каменными молотками. За более чем 10 тысяч лет кузнечное дело превратилось в одно из самых нужных и необходимых производств, без которого невозможно создание ни одной машины и механизма, ни одного станка и космического корабля. Сегодня кузницы страны оснащены самыми мощными в мире прессами и молотами, их обслуживают роботы и манипуляторы, управляемые с помощью ЭВМ.

В этой статье мы приоткроем одну из страниц кузнечного искусства. Мы познакомим любителей технического мастерства с красотой кованого художественного металла, расскажем об основных приемах работы, инструменте и оборудовании.

Кузнечный инструмент


А - ручник - основной инструмент кузнеца. Б, В - боевой молот (кувалда) - инструмент молотобойца.


Кузнечное дело связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота, поэтому для удобной и безопасной работы необходимо подобрать для кузницы подходящее место, обзавестись надежным инструментом, приобрести брезентовый фартук, рукавицы и защитные очки. Все кузнечные работы желательно проводить на открытом воздухе, место выбрать такое, где бы вы не мешали окружающим.

Основные инструменты кузнеца - молоток, клещи, наковальня, тиски и горн. Молоток, или, как его называют кузнецы, ручник, несет главную ударную нагрузку, н поэтому он должен быть особенно надежен. Расклинивать рукоятку молотка лучше при помощи металлического «заершенного» клина. При работе «в две руки», то есть с молотобойцем, применяют тяжелые боевые молоты или кувалды весом до 16 кг.

Кузнечными клещами вынимают нагретые заготовки из горна и удерживают их во время ковки. Клещи должны быть легкими, с пружинящими рукоятками. Для зажима заготовки на рукоятки клещей иногда надевают специальное кольцо - шпандырь. Губки клещей должны соответствовать форме заготовки. Клещи с плоскими губками предназначены для плоских листовых и полосовых заготовок, с цилиндрическими или уголковыми губками - для продольного захвата круглых прутков, с радиусными губками - для захвата заготовок сложной формы.

Большинство кузнечных работ производят на наковальне. Существует несколько разновидностей наковален, начиная от прямоугольного стального бруса до наковален с несколькими рогами, различными технологическими выступами и отверстиями. Наиболее удобна в работе двурогая наковальня массой от 70 до 250 кг. На ее лицевой поверхности имеются одно или два круглых отверстия (диаметром 12-15 мм) для пробивания отверстий в поковке и одно квадратное отверстие (35 X 35 мм), расположенное в районе хвоста, в которое вставляют подкладной инструмент (нижняки).

Наковальню устанавливают на массивную деревянную колоду-стул, которую закапывают в землю и хорошо утрамбовывают или заливают бетоном. При мелких работах наковальню можно устанавливать просто на скамью через прокладку из толстой листовой резины. О хорошем качестве наковальни говорит высокий и чистый звук при ударе по ней молотком. Поверхность наковальни должна быть ровной и гладкой, а края - без заминов и сколов.

Для мелких работ в качестве опорного инструмента применяется шперак, который вставляют хвостовиком в квадратное отверстие наковальни.

Кузнечные стуловые тиски предназначены для зажима заготовок. Тиски изготовляются из стали (поэтому в отличие от чугунных они хорошо выдерживают удары) и надежно крепятся на специальном стуле или на основном столбе верстака.

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или боевой молот при выполнении определенных операций.

Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что оно имеет отверстие (всад) для рукоятки. Рабочая часть зубила может располагаться параллельно рукоятке или перпендикулярно. В первом случае зубило служит для поперечной рубки, во втором - дляпродольной. Для рубки заготовок без молотобойца применяют подсечку, которую устанавливают в гнездо наковальни, а на нее накладывают заготовку и рубят ударами ручника.

Отверстия пробивают пробойниками, у которых рабочая часть может быть круглой, квадратной или прямоугольной в зависимости от формы пробиваемых отверстий.

Для выравнивания поверхностей применяют гладилки с плоскими или цилиндрическими рабочими поверхностями.

В качестве парного подкладного инструмента для придания поковкам правильных цилиндрических или призматических форм применяют обжимки, а Для ускорения протяжки металла - подбойники. Верхняя часть инструмента (верхники) имеет деревянные ручки. Нижнюю часть (нижники или исподники) вставляют четырехгранным хвостом в квадратное отверстие наковальни. Для высадки головок болтов и гвоздей применяют специальные доски с отверстиями - гвоздильни.

Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют разнообразные фасонные и профильные оправки, плиты с отверстиями для штырей, пазами и вырезами.

Горн - наиболее сложный инструмент кузнеца. Стационарные горны устанавливают обычно у капитальной стены или в центре помещения, они служат как бы сердцем кузницы. Постамент для очага делают из металла, кирпича или камня. В сельских местностях это чаще просто ящик с деревянными, кирпичными или каменными стенками, заполненный утрамбованным песком с глиной и камнями.

Для работы в полевых условиях, а также для любительских целей можно сделать несложный переносной горн. Другой вариант - расположить очаг в углублении в земле. Воздух подают бытовым электровентилятором, пылесосом или ножным автомобильным насосом. Топливом служат древесный или каменный уголь, кокс, торф, дрова и кора, а также их смеси. Для небольших кузнечных работ можно сложить очаг из огнеупорного кирпича, использовав для нагрева паяльную лампу.

Кованые художественные изделия обычно выполняют из низкоуглеродистых сортов стали. Отобрать такую сталь несложно: она практически не дает искр на наждачном круге. Нагревают заготовку на спокойном огне до светло-желтого (лимонного) цвета, не допуская горения металла. Прекращают ковать при темно-красном свечении.

Приемы работы

Кованый металл требует лаконичного, законченного рисунка. Поэтому необходимо тщательно подойти к отбору композиции, проработать ее в эскизах или вылепить из пластилина. Желательно изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и только после того, как вас удовлетворит общий замысел и композиция изделия, начинать ковать.

Рассмотрим технологию работы на примере небольших декоративных решеток (см. рис.), которыми прикрывают батареи, окна, которые устанавливают на дачных и садовых участках и т. д.


Решетка состоит из рамки, в которую вделаны две волюты (завитка). Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или при помощи подсечки требуемую заготовку, а затем на коническом роге наковальни или на оправке гнут по шаблону фигуру заданной формы. Квадратную рамку делают из полосы, концы соединяют заклепками или кузнечной сваркой. Отверстия в тонкой (1-2 мм) полосе можно пробить пробойником без нагрева, а в толстой - с нагревом. Заготовку кладут на наковальню над круглым отверстием, устанавливают пробойник и ударяют по нему боевым молотом, в отверстия вставляют заклепки и расклепывают.

Для соединения концов рамки кузнечной сваркой металл нагревают под слоем флюса (кварцевый песок, бура или поваренная соль) до температуры белого каления, накладывают один конец полосы на другой и ударами молота сваривают их.

В готовую рамку вставляют волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок или перехватов (тонких скоб). Чтобы вещь выглядела «под старину», концы волют заканчивают плотным шариком или лапкой, а места соединения закрывают перехватами.

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Здесь также необходимо вначале изготовить шаблоны, по ним выгнуть завитки, пробить в них отверстия для заклепок и собрать в рамку.

Несколько сложнее изготовить подсвечники, подставки для цветов - здесь требуется совместить несколько технологических операций. Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо отковать 3 гнутых кронштейна для основания, 2 кронштейна для свечей, 3 тарелочки и центральный стержень. Для центрального стержня берут заготовку квадратного сечения. Один из ее концов зажимают в стуловых тисках, на второй надевают вороток или газовый ключ и скручивают в продольном направлении. У холодного металла получается больший шаг, у горячего - меньший. Если нужно скручивать большое число одинаковых заготовок на один и тот же угол, на заготовку надевают ограничительную трубу и закручивают до тех пор, пока вороток не упрется в трубу. Чтобы получить переменный шаг, нагретый металл охлаждают мокрой тряпочкой по мере его закручивания или дают заготовке неравномерный нагрев по длине. В заключение на стержне оттягивают небольшой цилиндрический кончик для крепления центральной тарелочки.

Для изготовления тарелочек для свечей, цветов, розеток нужно раскроить металл и фасонными зубильцами вырубить по контуру. После этого с помощью оправок, молотков и зубильцев придают изделию задуманную форму и пробивают центральное отверстие для крепления. Большое число одинаковых розеток можно изготовить штамповкой эластичным инструментом (этот метод был известен еще древним скифам в VII веке до нашей эры). На штамп с каким-либо рельефом накладывают заготовку из тонкого мягкого металла, на нее устанавливают эластичную прокладку (листовой свинец или толстая резина) и по прокладке наносят сильный удар. Для предохранения свинца от растрескивания края его схватывают бандажом из стального кольца. На заготовке получается обратная копия рельефа. Таким способом можно отштамповать цветки, розетки и т. п. Штамп изготавливают из металла, камня и даже из твердых пород дерева. Окончательную сборку подсвечника производят с помощью заклепок или кузнечной сварки.

Большого искусства требует изготовление светцов. В XVIII-XIX веках светец был одним из самых распространенных предметов быта, его старались всячески украсить. Кузнец, ковавший светец, вкладывал в работу всю душу и мастерство. При ковке светцов используют многие приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имеет, как правило, осевую завивку, снизу он разрубается зубилом обычно на четыре части и крепится и массивному кольцу-основанию. Часто стержень украшают завитками или змейками, которые приклепывают или приваривают. Наибольшее внимание уделяют «голове» светца. Для лучин делают расщепы продольной разрубкой вертикальных стержней, а для свечей выковывают втулку.

По такой же примерно технологии можно изготовить и современную настольную лампу или торшер. Красивые кованые стойки получаются из двух или четырех разрубленных вдоль оси и скрученных стержней. После разрубки ветви расширяют, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол (см. рис.). Интересную скрутку можно получить из нескольких тонких прутков, сваренных по концам. Во время закрутки необходимо ударом молотка несколько осаживать стержни вдоль оси.


Над абажуром нередко делают шишку из витого металла. Завить ее тоже дело непростое. Вначале оттягивают пруток, а затем сворачивают в три-четыре витка одну часть заготовки. Противоположный конец стержня закрепляют в тисках и сворачивают аналогичным образом. После чего две свитые фигуры помещают одну над другой и после очередного нагрева всю шишку, с помощью оправок, молотка и зубила растягивают на определенную длину. Основу абажура можно сделать из просечного металла. На Руси из просечного металла делали подзоры, которыми завершали свесы крыш, гребни фронтонов и водосливных труб. Работа эта не очень сложная, хотя и кропотливая. На листовую заготовку наносят рисунок, а затем с помощью зубильцев на наковальне делают просечку. Чтобы не испортить лица наковальни, под заготовку подкладывают лист из мягкого металла. Для пробивки большого числа фасонных отверстий обычно изготовляют специальные пуансоны и матрицы.

Для создания одинаковых орнаментов по листовому металлу можно применять также тиснение с помощью матричных досок, изготовленных литьем с последующей гравировкой. Этот вид обработки называется басма. На матричную доску накладывают лист металла толщиной 0,2-0,3 мм, затем кладут подушку из свинца или листовой резины, и по ней наносят удары деревянным молотком или же зажимают в тисках или в прессе.

Кованые фонари или светильники часто украшают акантовыми листьями и завитками. Их изготовляют из листового материала. Вначале делают развертку изделия, затем вырубают по контуру. Заданную форму придают с помощью специальных молотков и оправок. Соединяют листья с изделием заклепками или кузнечной сваркой.

Кованым металлом можно интересно оформить двери, калитки и ворота. Основным декоративным элементом дверей и ворот на Руси были жиковины (особый вид петель), дверные ручки, накладные секирные замки и личины.

Жиковины выковывали из толстого листового материала. На одном конце сгибали втулку для оси, а на другом - делали декоративное завершение в виде червонок или завитков (см. рис.). Для изготовления завитков основную полосу разрубали на продольные полосы, которые затем расковывали иоформляли в завитки. Поверхность жиковин украшали насечкой, точками, кружками и другими элементами орнамента. На кованых поверхностях часто делали «набивку» - гладилками и молотком придавали им граненую поверхность.


Дверное кольцо, или стукало, изготовляется методом гибки из круглого прутка, а бусина посередине кольца - высадкой и последующей проковкой на обжимках. Накладку под стукало вырубают из листового материала и украшают орнаментом.

На деревянных воротах очень выразительно выглядят секирные замки. Центральная часть секирных накладок имеет красивую просечку, под которую подкладывают цветные материалы,- это украшает ворота. С такими же декоративными просечными накладками делали прежде шкатулки, сундучки и подголовники.

В заключение отметим, что кованый и просечной металл очень хорошо смотрится как самостоятельно, так и в сочетании с цветным стеклом, поделочным камнем, тонированным деревом и гладкими тканями.