Игры и развлечения для школьников. Игра-развлечение для начальной школы. Отгадай по одежке

Новости сайта

"Серпантин идей" стал уникальнее!

Ежегодно перед началом праздничного сезона мы подводим итоги предыдущего. 2017-2018 год порадовал тем, что количество постоянных и новых пользователей нашего сайта возросло! И именно это стимулирует наш авторский коллектив на плодотворную творческую работу, и именно поэтому, на страницах сайта появляется все большее количество оригинальных и авторских работ, а уникальность контента на сайте возросла до 90 процентов! Спасибо вам за постоянное внимание к нашему проекту!!!

"Серпантин Идей" вновь обновился!

Приятная новость для всех пользователей нашего сайта: мы продолжаем совершенствоваться и делать всё для вашего комфортного пребывания на наших страницах. Мы вновь обновили функционал сайта, а значит, "Серпантин идей" стал еще быстрее, точнее и информативнее!
Для большей наглядности и доступности информации для вас, а также в целях оптимизации нашей работы, на главной странице размещены: дополнительный КАТАЛОГ материалов сайта и две новые страницы: первая - с НОВЫМИ СТАТЬЯМИ, вторая - с ОТВЕТАМИ на ваши часто задаваемые вопросы! Желающие получать рассылку по темам и разделам сайта могут подписаться на наши НОВОСТИ (кнопка ниже)!

ЧЕПУХА
Двое играющих в тайне от других играющих договариваются о теме, на предмет которой они будут общаться невербальными средствами. Начинают разговор. Очевидцы, догадавшись, о чем идет речь, подключаются к беседе. Когда все будут вовлечены в игру, с последнего подключившегося начинают выяснять предмет общения - кто как понял тему беседы и какую информацию передавал сам.

ШЛИ ПО УЛИЦЕ
Всем играющим присваиваются номера. №1 начинает: "Шли по улице 4 крокодила", №4 отвечает: "А почему 4?, №1: "А сколько?", №4: "А 8". В игру вступает №8: "А почему 8?", №4: "А сколько?", №8: "А 5!" и т.д. если кто ошибся или замешкался, отдает фант. Собранные фанты в конце игры

НАЩУПАННЫЙ БАНАН
Дети садятся в кружок. У каждого под рубашкой что-нибудь спрятано. Один из детей пытается на ощупь отгадать, что же там такое. Игра становится интересней, если действует правило: сразу не называть угаданные предметы, а ощупать все, что спрятано и только тогда назвать у кого что спрятано.
разыгрываются.

БОРОДА.
Вызываются представители от команд или их капитаны. Ведущий предлагает им по очереди начать рассказывать по первой строчки из анекдота. Если кто-то из присутствующих в зале сможет продолжить анекдот на игрока прикрепляется "борода". Выигрывает тот, у кого их меньше.

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
Начиная с соседа, справа, по цепочке говорим комплимент, обязательно с улыбкой, а особо веселые могут скорчить привлекательные рожицы.

ИГРЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА.
Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та ко-манда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!"
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"
Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?!
Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объ-яснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марси-анской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере бу-дет жить. "Начали!"
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо "отверженным".
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

КЛОУН.
Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 ко-робки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.
Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек наде-вает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее пере-дать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.
Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.
Недостатка смеха в этой игре не будет!

ЯБЛОЧКО.
Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак… Начали!
Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

САНДАЛИЮ.
Для этой игры нужно организовать не меньше трёх команд. Команды выстраиваются в ко-лонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как ко-манды построятся, вожатый собирает всю обувь ребят, сваливает её в кучу и перемешива-ет. Вожатым предлагается инструкция: "Это небольшая весёлая эстафета. Сейчас по оче-реди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обу-ви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!"

ТУКАН.
Тукан - это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные верёвки. Сейчас мы, подобно тукану, будем "нанизываться" на длинную, около 15 м. длиной верёвку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естест-венно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первым из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами верёвки, привязанными к ней.

СНЕЖНЫЙ КОМ.
Эту игру лучше проводить на "огоньке знакомства", когда ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен вожатый, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен на-звать имя вожатого и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая. Попробуйте - ус-пех обеспечен.

МАТЕМАТИКА.
Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: "Начнём считать по кругу. Тот, на кого прихо-дится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя".
Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убеди-тесь, что это действительно так.

ВЕРЁВОЧКА.
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образо-вано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёв-ку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и да-лее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

КАРАБАС.
Следующей подобной игрой будет игра "Карабас". Для проведения игры детей рассажи-вают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: "Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово "КА-РА-БАС" и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции".
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу "счастливых". Безынициативной является та группа от-ряда, которая не встаёт вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ.
Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вме-сте сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка" он тоже может участвовать в расстановки членов "семьи". Более никаких ус-тановок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "деду-шек" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исклю-чены элементы руководства и других "членов семьи". Вам будет очень интересно пона-блюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположе-ния.
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки "чле-нов семьи" "фотограф" считает до трёх. На счёт "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.

ЭСТАФЕТА В АВТОБУСЕ.
Пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.

ЧТО Я ВИДЕЛ.
Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт вожатый:
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что плугом пашут луг в лесу,
Как медвежонок туфли мерил,
И как дурак всему поверил.
(С.Я. Маршак)

Или:
Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор.
Он на пегой на телеге,
На дубовой лошади,
Подпоясан он дубиной,
Приопёршись на кушак,
Сапоги на растормашку,
На босу ногу пиджак.

Или:
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота,
Кнут схватила лошадь,
Хлещет мужика,
Чёрная корова
Ведёт девку за рога.
(К.С. Станиславский)

КРИЧАЛКА "ПЕТЬКИ - ВАСЬКИ".
Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды: одна - "Петьки", другая - "Васьки". Далее все вместе на мотив "Смуглянки":
На солнечной поляночке
Стоит зелёный дом.
А на крылечке домика

Сидит весёлый гном.
Далее вожатый кричит: "Как тебя зовут, гном?" и показывает рукой на одну из команд, которая как можно громче отвечает скороговоркой.
"Петьки":
Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-е-тку!
Я пришёл к вам, де-е-тки,
Чтобы съесть конфе-е-тку!
"Васьки":
Ва-а-ська! У меня штаны в горо-о-шку!
Я пришёл из ска-а-зки,
Потому что я хоро-о-ший!
Всё это проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры - на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую.

КРИЧАЛКА "ЗАГРАНИЧКИ".
Эти кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсо-лютно ничего не значат и тем самым нравятся детям.
"Рисосики"
Всё очень просто: дети повторяют за вожатым, который поёт:
О-о-о!
Калабамба ла-о!
Осики-рисрсики-рисосики-рисбамба!
О, я бананы ем!
"Балами"
После каждой строчки, пропетой вожатым, дети кричат: "Хей!".
Бала-бала-ми - хей!
Чика-чика-чи - хей!
Чи- хей!
Чи- хей!
Чик-чирик-чик- хей!
Вы можете придумать вместе с ребятами свою, отрядную кричалку, под которую вы, на-пример, будете собираться вместе.

НАЗОВИСЬ.
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч че-рез центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.
Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми ру-ками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч про-делывает то же самое и т.д.
После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реаль-но запомнить до 20 имён.

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Конкурс актерского мастерства
Изобразить:
болельщиков команды, которая проигрывает решающий матч.

болельщиков команды, которые спорят между собой на трибунах.

КОНКУРСИМЕН.
Из имени ВАЛЕНТИНА составить новые имена. Время на конкурс 1 минута. Зрители также делятся на две команды и когда у участников конкурса кончатся их имена, помогают своими.

КОНКУРС РИФМ.
Из зала говорят слово, играющий должен быстро придумать рифму.

болельщиков команды, которая выигрывает.

МОРЯЧОК.
Салон автобуса разбивается на две команды. "Объявляется конкурс на лучший экипаж ко-рабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских ко-раблях". Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это мо-гут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: "миллион, миллион, миллион алых роз"; "…девчонка из квартиры 45"; "…раз словечко, два словеч-ко…."
Более сложным вариантом этой игры будет игра "Вопрос-ответ", где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ - из другой.
"Что стоишь, качаясь?.."
"…Качает, качает волна морская".
Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из тек-ста песен выбирает ответ.

КОНКУРС ЛОВУШКА.
Конкурс проводится без объявления сразу после выхода команд. Перед командами проходит девочка и как бы случайно роняет платок (примерно посередине между командами). Выигрывает та команда, которая догадается поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА.
Команды тянут канат с центральной ленточкой. Побеждает команда, перетянет соперников на свою половину (для определения половины посреди помещения проводится черта мелом на полу).

КОНКУРС "ЦЕПОЧКА".
Очень быстро назвать продукты питания, которые часто используются в быту по цепочке. Возможны другие темы цепочек.

КОНКУРС КОМПЛИМЕНТОВ.
На середину зала приглашается девочка. Команды поочередно говорят девочке комплименты, не повторяясь. Побеждает команда, сделавшая большее количество комплиментов.

КОНКУРС ЧАСТУШЕК.
За одну минуту сочинить частушку со своим именем и пропеть ее.

АРТИСТИЧЕСКИЙ.
Инсценировать сказку "Курочка Ряба", если она:
1) комедия
2) мелодрама

БЛИЗНЕЦЫ.
По два человека от команды. Обхватив друг друга за талию, свободными руками нужно сначала развязать и достать шнуровки из ботинок, а затем по команде зашнуровать их и завязать бантик

"ПОЙМАЙ ВОРОБЫШКА".
Дети становятся в круг, выбирают "воробья", "кошку". "Воробей" в кругу, "кошка" - за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать "воробья". Дети не пускают

"ЗАЙМИ ДОМИК".
Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - птички, их больше, чем домиков. Птички летают. "Закапал дождик", птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-"домиками".

"ВОРОБЕЙ, ЧИРИКНИ!"

Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "воробья", который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: "Воробей, чирикни!" "Воробей" чирикает: "Чик-чирик!" Сидящий угадывает, кто это.

«В гостях у королевы Игры»
танцевально-развлекательная программа

Игра:
Привет, друзья!
Я приветствую вас у себя в гостях. Мы будем веселиться, играть, танцевать.
На всех скучающих нам просто наплевать. Ведь я- королева Игра!
Потому что их просто не будет.
Сегодня у нас с вами необычная и новая программа.
Веселитесь, отдыхайте и принимайте участие во всём, что вы сейчас увидите.

А для этого мне понадобятся ваши руки и ноги.
Хлопайте, топайте, свистите, танцуйте, приседайте - в общем, выражайте свои эмоции.

1. Танец – игра «Вперёд 4 шага»
Игра-танец проста и незатейлива, её суть в том, что мелодия от медленной все убыстряется с каждым разом. Танцуем в кругу, взявшись за руки.
Вперёд 4 шага, назад 4 шага (повтор 2 раза)
Руками все похлопали
Ногами все потопали
И покружились.

Ребята, а чуть быстрее сможем? (И всё по новой повторяем)

(За кулисами раздается громкое рыдание и ужасный рёв)
Ааа-аа-аа, не хочу, не буду, скучно, уйду от вас, убегу в другое царство-государство.

Игра:
Это ещё что такое?
(Идёт по залу, осматриваясь, затем двигается спиной назад, не видя царевну Несмеяну.)

Несмеяна (современно одетая девочка) испуганно оглядываясь, двигается также спиной к Игре. Столкновение.

Вместе:
Ты кто?

Игра:
Я - Игра. А ты не знаешь, кто здесь так истошно кричал и плакал?

Несмеяна:
Это я плакала. А зовут меня царевной Несменной.

Игра:
Какая же ты царевна? Обыкновенная девочка. А если у тебя плохое настроение, то давай с нами играть. Увидишь, как весело будет.

Несмеяна: (гордо)
Мне не угодно! А царевна я настоящая, хоть и современная!
И вот мой первый указ! (указывает на развешанные по залу надписи)
«Не кричать!
Не шуметь!
Не топать!
Не петь!
Не танцевать!»

Игра:(шёпотом)
Что же делать?
Хоть и царевна вредная, но девочка- то настоящая. Жалко её. Придётся тешить её капризы. Ребята, давайте покажем, как мы играть умеем.
(громко) Несмеяна, а играть – то можно?

Несмеяна: (подумав, благосклонно)
Играйте!

2. «Капитошка».
Надуваем небольшие , в которые наливаем немного воды. Пока звучит музыка, ребята перебрасываются этими капитошками в кругу. Кто уронит капитошку, тот садится внутрь круга. По окончании «наказанные» выполняют фант принцессы или ведущей.

Несмеяна:
Плохая игра. Скучная. В такие игры только маленькие дети играют, а я уже большая, (снова плачет)

Несмеяна: (ребятам)
Да, с первого раза не получилось. И что-то мне уже не хочется потакать её капризам и глупым приказам.
(Несмеяне)
Не танцевать! Да как же можно!
(подходит и снимает с надписи предлог «не»)
Вот! Другое дело! Что написано, то и делай! Танцевать!
А ты если хочешь, продолжай скучать.

3. Если друг к тебе пришёл…
На известный мотив «Если нравится тебе, то делай так..».
Движения:

здороваемся за руку друг с другом в кругу,

здороваемся, ударяя ладошку об ладошку,
здороваемся носами, как в Африке
и т.д. по своей фантазии.
Поём:
Если друг к тебе пришёл, то сделай так (показываем движение) – 2р.
Если друг к тебе пришёл, это очень хорошо!
Если друг к тебе пришёл, то сделай так (показываем движение)

На пригрыше говорим:
Ведь когда к тебе приходит друг, это здорово! Улыбнись ему – вот так (Показываем) и обними его крепко! (обнимаемся)

Несмеяна: (напевает закончившуюся мелодию и подтанцовывает)
Всё равно плохой танец. Не буду с вами дружить!

Игра:
Не дружи! А мы будем играть, и …(подходит и снимает с надписи «не кричать» предлог «не»)
Сейчас проверим, кто из вас громче:

Кричит,
свистит,

топает,
хлопает,

смеётся.

визжит

По моей команде вначале всё делают мальчики, потом девочки.

4. Кто громче

Игра:
И шуметь мы тоже будем! (снимает очередной предлог с надписи «Не шуметь»)
Сейчас мы с вами выстроимся змейкой: одна команда девочек, другая команда мальчиков. Под музыку, совершая танцевальные движения, мы будем проходить под планкой, которая будет опускаться всё ниже и ниже. Посмотрим кто самый гибкий и ловкий.

5. Проход под планкой.

Несмеяна:
Не царское это дело в стороне стоять. Я тоже знаю одну игру. Называется она «Передай предмет»

6. Передай предмет
Пока звучит музыка передаем предмет, музыка резко обрывается и тот у кого предмет садится в о внутренний круг

Игра:
Несмеяна, а что делать с ребятами, которые в кругу стоят?

Несмеяна:
Как что? Отрубить им голову! Да пошутила я. Они сейчас станцуют «танец маленьких утят», но, не стоя, а сидя. Ребята им помогут.

7. Танец маленьких утят

Несмеяна:
Я и сама не заметила, как мне стало весело и смешно. А давайте ещё потанцуем. Я думаю, у меня получится, ведь каждая современная девочка должна уметь танцевать, даже если она царевна!

8. Дискотека

Красиво завершить праздник можно запустив в небо летающие небесные фонарики. Приобрести их можно в нашем ! Отправьте в небо настоящий символ любви, дружбы и надежды – небесный фонарик!

Сценарий огонька «Знакомства» в летнем лагере

Сценарий огонька, который проходит в организационный период в лагере

Целью первого огонька является более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. В этом помогут и задушевный тон беседы, и песни, и легенды. Первый лагерный вечер проводить легко, потому что не завязавшаяся дружба толкает детей на внимательное восприятие всего, что вы говорите и делаете. Но в то же время и трудно, потому что дети разобщены и внутренне зажаты.

Обычно на первом огоньке вожатый рассказывает о традициях лагеря, о его истории, о том, что ждет ребят в новой смене (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно- окрашенным; хорошо, если в нем будут какие-то воспоминания, шутки, легенды), поет вечерние песни, предлагает поиграть в несколько игр на снятие напряжения или же просит ребят рассказать о своей жизни, интересах и увлечениях. Вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемежку, чтобы места были удобны для каждого и чтобы каждого было видно всему отряду. Вожатые не должны сидеть рядом, чтобы внимание детей не сосредотачивалось на одной стороне круга. Лучше, если они будут «разбивать» круг на равные части. Хорошо, если вожатый или ребята из экипажа корабля умеют играть на гитаре или знают хорошие песни, гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть исходя из контекста общего разговора). Несомненно, от того, как и что скажет вожатый, зависит, получится ли первый задушевный разговор, захотят ли ребята «открыться» людям, которые для них еще пока совсем чужие. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего огонька. Полностью готового сценария здесь не может быть, а сюжеты огонька варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное - «вывести» ребят на непринужденную беседу.

Чтобы не свести вечер знакомств к «вытягиванию» информации из детей, следует воспользоваться следующими формами работы.

Звездопад

Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Первый вожатый предлагает детям закрыть глаза и представить, что на небе - звездопад, в это время второй вожатый раскладывает перед каждым ребенком по одной звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть следующими:

Что для тебя значит слово «друг»?

Каким ты себя представляешь через двадцать лет?

Какую основную цель ты преследуешь в жизни?

Какой у тебя характер?

Какой твой любимый предмет в школе?

Много ли у тебя друзей?

Ссоришься ли ты с родителями и по какому поводу?

Какая твоя любимая песня?

Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Часто ли ты ссоришься?

Умеешь ли ты рисовать?

В какие игры ты любишь играть?

Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?

Что ты любишь больше всего?

На кого бы ты хотел быть похожим?

Что для тебя в жизни самое страшное?

Что для тебя полноценный отдых?

Легко ли тебя вывести из себя?

Счастливый ли ты человек? Почему?

Уверен ли ты в себе?

Общительный ли ты человек?

Что может сделать тебя счастливым?

Легко ли ты можешь расплакаться?

Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

Умеешь ли ты сочувствовать людям?

Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?

Боишься ли ты темноты?

Какие сны тебе снятся чаще всего?

Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?

Любишь ли ты выступать на сцене?

Чему бы ты хотел научиться?

Ты веришь в гороскопы?

Что для тебя горе?

Какой твой любимый вид спорта?

Хотел бы ты летать как птица?

Любишь ли ты смотреть на ночное небо?

Без чего бы ты не смог обойтись в жизни?

Согласен ли ты с выражением, что все в жизни надо попробовать?

Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?

Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?

Ты везучий человек?

Ты больше любишь дарить подарки или получать?

Что лучше - быть сильным или быть умным?

Что лучше иметь - сто рублей или сто друзей?

Есть ли у тебя любимый праздник?

Веришь ли ты в чудеса?

Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?

Что ты больше любишь - день или ночь?

Твоя заветная мечта?

Незаконченное предложение

Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис - это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать окончание тезиса.

Пример незаконченных предложений:

Я всегда хотел(а)...

Если все против меня, то...

Будущее кажется мне...

Знаю, что глупо, но боюсь...

В хорошем отряде всегда...

Лучше всего я общаюсь с...

Сделал(а) бы все, чтобы забыть...

Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы...

Надеюсь на...

Не люблю людей, которые...

Моей самой большой ошибкой было...

Наступит тот день, когда...

Когда мне начинает не везти, я...

Больше всего я хотел(а) бы в жизни...

Когда буду старым(ой)...

Когда у меня плохое настроение, я...

Весело провести время - это значит...

Меня особенно раздражает, когда...

Хорошая жизнь - это...

Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...

Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные.

Работая в детских оздоровительных лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха. Вот вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.

1. Больше всего мне не нравится в лагере...

2. По сравнению с другими наш отряд...

3. Иногда я боюсь...

4. Больше всего мне нравится...

5. По-моему, лучший вожатый тот...

6. Многие ребята из нашего отряда...

7. Когда кто-то кричит на меня...

8. В будущем я хочу...

9. Для меня нет ничего хуже...

10. Я бы на месте наших вожатых...

11. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...

12. По-моему, хуже всего, когда вожатый...

13. Мне хотелось бы научиться...

14. Я ценю в людях такие качества, как...

Это я!

Вожатый громко задает вопрос, а тот ребенок, который относит его к себе, отвечает: «Это я!» Вожатый задает как серьезные, так и смешные вопросы, например:

Кто проснулся первым сегодня в комнате?

Кто любит собак?

Кто родился в год дракона?

Расскажи мне о себе

По традиции каждый рассказывает о себе, о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены. Очередность разговора соблюдается с помощью символа - пера, уголька от костра с прошлой смены (или с прошлого лета) и т. п. Разговор о себе первый начинает вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, дорогие люди и отношения с людьми), затем символ передается по кругу, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу. Примерно через каждые 10-15 минут вожатый делает паузы для вечерних песен, стихов. Завершается огонек словами второго вожатого, который рисует оптимистическую перспективу этой смены, все вместе поют общую песню.

Любит, умеет, знает, надеется

Ребята в течение 5 минут рассказывают о себе по следующим пунктам:

люблю...;

умею...;

знаю...;

надеюсь... и т. д.

Заканчивает беседу вожатый, говоря о том, что он надеется, что смена пройдет хорошо, что ребята еще узнают друг о друге массу интересного, что у всех появятся новые друзья и т. д.

Летопись отряда

Дети вместе с вожатыми становятся в орлятский круг. Один из вожатых приветствует детей, рассказывает о лагере, о его законах, о лагерной легенде. После этого второй вожатый зажигает большую свечу и объясняет, что это символ отряда, и теперь на каждом огоньке эта свеча будет зажжена. Вожатый начинает рассказывать про себя (имя, возраст, хобби...), тем самым задает алгоритм, по которому далее про себя будут рассказывать дети. После рассказа вожатый пишет свое имя на деревянной подставке свечи и передает ее далее. Дети делают то же самое, как бы вписывая себя в отряд. В конце свеча попадает ко второму вожатому, который, рассказав о себе, предлагает каждому ребенку сделать свою свечу наподобие общей, только меньшего размера. Дети делают свечи и пишут на них свои имена.

Украсить свечи можно подручными материалами. Эти свечи будут храниться у детей до конца смены. Впоследствии можно будет на каждом огоньке делать следующее: первый вожатый зажигает свою свечу от отрядной свечи, следующий ребенок зажигает свою свечу от свечи этого вожатого, так огонь передается по кругу.

Закончить огонек можно тихой речовкой - стихотворением, которое вы будете говорить каждый вечер на сборе корабля. Например, такой:

День отшумел, и ночью объятый

Лагерь зовет нас уснуть.

Доброй вам ночи, девчата.

(Говорят мальчики.)

Доброй вам ночи, ребята.

(Говорят девочки.)

Доброй вам ночи, вожатые наши,

(Говорят только дети.)

Завтра нам снова в путь.

Мы ребята ничего, мы ребята - «Во!»,

Чтоб нам завтра повезло, несмотря ни на что!

Спокойной ночи!

И после этого можно спокойно уйти с огонька и уже в корпусе провести ежедневную рефлексию.

Подвижные игры для детей — для школьников.

Игра для детей «Руки вверх!»

В игре принимают участие 8 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на 2 команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а затем говорит: «Руки вверх!». Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!» – и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды.

Игра для школьников «Первооткрыватель»

Сначала участникам предлагается «открыть» новую планету – надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем «Заселить» эту планету жителями – быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами. У кого «жителей» на планете окажется больше – победитель.

Песня

Ведущий предлагает спеть всем вместе, хором. Для начала – песню, которую, наверное, знают все: «Подмосковные вечера» или «Голубой вагон». По первому хлопку ведущего все громко начинают петь, по второму хлопку – пение продолжается, но только мысленно, про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не собьется, Тот, кто ошибается, выходит вперед и предлагает всем спеть какую-либо другую широко известную песню. Так повторяется несколько раз. Ведущий может помочь всем остальным, дирижируя сводным хором, особенно в те моменты, когда участники поют мысленно.

Передай апельсин

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

Учитель.

Кто не знает обычая шутить, обманы­вать в день 1 апреля? Эта традиция пошла от древнего народного празднества встре­чи весны. В этот день,

он не знал, кто виноват в его смерти, все участники надевали маски, обманывали духа. Вот с тех пор и пошел обычай обманывать в день 1 апреля. Этот день стал днём юмора, смеха, веселья.

Сегодня мы как раз и собрались для то­го, чтобы отдохнуть, посмеяться и

по­шутить.

Выходят двое ведущих.

1. Почему сегодня в школе что урок - потеха?

2. Это в школе отмечают весело День смеха!

1. Будем сегодня смеяться, шутить.

2. Будем себя и друзей веселить.

1. Пусть все позабудут обиды и гнев!

2. Пусть слышатся всюду шутки и смех!

И гимном сегодняшнего праздника пусть будет

Песня «Улыбка»

Ведущие

1. Вова с Лёней (мел в руке) пример решали на доске.

Примерчик не решили - пятёрку получили.

2. У доски не отвечают, но пятёрки получают?

1. Веришь мне?

2. Потеха! В школе - Праздник смеха!

1. Нам без смеха просто жизни нет,
Он нам нужен всюду и всегда.

А от шуток - вовсе не секрет,
Растет и успеваемость твоя.

2. Как вы могли из этого понять,
Украсит шутка каждый разговор.

И чтобы настроение поднять,
Зовем на помощь...


Ведущие (хором) : Шуточный фольклор!

Вот и мы приготовили для вас «Случаи из школьной жизни».

«Случаи из школьной жизни».

Директор спрашивает:

Какой твой самый любимый предмет, Женя?

Телевизор!

Директор спрашивает:

Почему ты ходишь с такими грязными ушами, Петя?

Потому что у меня нет других.

Директор спрашивает:

Дима, почему ты отсутствовал вчера в школе?

Но вы же сами сказали, что, кто не выполнит домашнее задание, в классе может не появляться.

Директор спрашивает:

Петров, почему ты так плохо учишь английский язык?

А зачем?

Как зачем? Да на этом языке говорит половина земного шара!

И разве этого мало?

Директор спрашивает:

Воробьёв, ты опять уроки не делал! Почему?

Игорь Иванович, у нас вчера света не было.

И чем же ты занимался? Телевизор смотрел?

Ага, в темноте...

Директор спрашивает:

Почему тебя вчера не было в школе?

Мой старший брат заболел.

А ты-то при чём?

А я катался на его велике!

Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!

А послезавтра?

Выходит группа учащихся и исполняет частушки.

Конкурс художников.

Нарисуйте с завязанными глазами кота.

Частушки

1. Я теперь большая дама, я командую с утра:

Просыпайтесь, папа, мама! Дочку в класс вести пора!

2. У доски стоит Оксана, взор не сводит со Степана –

Требует подсказки, а он ей строит глазки.

3. Вышла Манечка к доске, крошит мел рукой в тоске.

Уравнение решать – не записочки писать.

4. Долго думали две Ани, как улучшить расписанье.

Все уроки отменить! Физкультурой заменить!

5. Нагадал на картах Вова путь дорогу дальнюю.

Оттого пошёл он в школу аж через Австралию.

6. В школу, словно в тыл врага, Саша пробирался.

Ничего, что опоздал. Главное, добрался.

7. Быстро едет паровоз по тетради в клеточку.

Жаль пятёрку не довёз он Смирновой Светочке.

8. Я сижу на задней парте, я всегда на низком старте.

А послышится звонок - сразу делаю рывок!

9. Ты - чудак и я - чудачка, любим мы решать задачки.

Нам задачки сложные, что другим пирожные!

10. Как у нашего у Вовки на груди татуировки:

Формулы да правила… Во как жизнь заставила!

11. К четырём прибавить два – сидит Витя, мается.

Видно счётная машинка в голове ломается.

12. Если я иду к доске - учитель в горе и тоске.

А не вызывал бы - и беды не знал бы!

13. Ах, пятёрка в дневнике, словно лилия в руке!

Как люблю я цифру пять - невозможно передать!

14. На уроке по ИЗО вазу рисовали.

Так измазались мы с Колей- мамы не узнали.

15. Мне вчера приснился сон очень увлекательный:

Мы с Андрюшей занимались в школе математикой!

Смешные стихотворения

Выходят учащиеся и читают стихотворения

1. Ох и умная собака у меня живёт,

Никакая не кусака, а наоборот.

Подойдите к ней поближе -

С головы до пят оближет.

Вот!

2. Кот занялся неспроста

Физзарядкой для хвоста.

Он узнал, что у котов

Скоро будет смотр хвостов.

3. Татьяна Синицкая. Классный подарок

Наконец сентябрь настал!

В школу я, как конь, бежал.

Ох, как выросли за лето

Саша, Петя, Ромка, Света,

Катя, Игорь, Макс, Наташа...

Нас учительница наша

Сразу даже не узнала,

Чуть с испугу не упала!

В общем, был я очень рад

Видеть снова всех ребят!

Каждый в класс принёс подарки:

Жёлуди, гербарий, марки,

Фотографии, ракушки,

Деревянные игрушки...

Не подарки - ерунда,

Мой подарок - это да!

Мелочиться не люблю,

Летом я поймал змею!

Вот обрадуется класс:

Есть теперь змея у нас!

Почему ж все раскричались

И из класса прочь умчались?

4. Юрий Макаров. Тишкина обида

Я спросил сегодня утром

У соседского кота:

Здравствуй, Тишка.

Что ты грустный?

Вижу это неспроста.

Неспроста, -

Ответил Тишка, -

Дед Матвей на печке спал,

Спал, да так мурлыкал громко

Всех мышей пораспугал.

5. Елена ЕРЁМИНА. Мышка

Говорила мышка кошке:

Можно мне пожить немножко

Здесь у вас?

Ну а к утру

Я с продуктами

Уйду -

Отвечала кошка мышке:

Вижу, смелая ты слишком.

Не волнуешься совсем,

Что к утру

Тебя я

Съем.

6. Владимир Юраков. ПОИГРАЛИ

Что случилось? Как же так?

В доме полный кавардак!

Может, вихрь влетел в окошко?

Может, гнался пёс за кошкой?

Здесь бурлил поток весенний?

Дом трясло землетрясенье?

Мама, папа, всё в порядке,

Просто мы играли в прятки.

7. Юрий КУШАК. Друзьям о друзьях

Собаки - друзья человека,

Однако

Об этом не каждая

Знает собака.

И прежде чем лапу

Бульдогу пожать,

Узнайте - не будет ли

Друг возражать...

8. Александр ЩЕДРЕЦОВ. Заяц в трамвае

Волк на зайца тычет пальцем:

«Этот заяц едет зайцем!»

Достаёт косой билет:

«Здесь в вагоне зайцев нет!»

9. Женя ГЛЮКК.

Если быстро обернуться -

Можно на себя наткнуться,

Поздороваться с собой,

Удивиться, крикнуть «Ой!»

И свалиться, как попало,

Потому что страшно стало.

10. Чудо-рыбина

Дед Никита был удал -

В речке рыбину поймал.

Чудо-рыбину поймал,

А какую - не узнал.

Что за рыбина такая? -

Удивляется рыбак.

А она ему в ответ:

Квак!

Игра - соревнование « Накорми сестрёнку»

Ты представь, что дома ты один,

мать ушла надолго в магазин.

На голодную сестрёнку посмотри,

И скорей её ты покорми!

Конкурс анекдотов

на тему «Взрослые и дети»

Чтоб настроение поднять,

Развеселить народ,

Порою нужно рассказать

Один лишь анекдот.

Сын разговаривает с отцом:

Папа, ты можешь расписаться с закрытыми глазами?

Конечно.

Тогда закрой их и подпиши мой дневник.

Бабушка говорит внуку:

Когда кашляешь, прикрывай рот ладошкой!

Не бойся, бабушка, у меня зубы не выпадут!

Дедушка! Когда будешь собирать мой портфель, ничего не перепутай! А то в прошлый раз на физкультуру вместо кроссовок свои валенки положил.

Внук на уроке окружающего мира узнал, что микробы живут везде и их можно обнаружить даже в чае.

Бабушка говорит внуку:

Вот тебе, внучек, серебряная ложечка. Размешай сахар в чашке и все микробы от серебра погибнут.

Ты что? Хочешь заставить меня пить чай с дохлыми микробами?

Игра - соревнование с воздушными шариками

Смешные случаи на уроках.

1 ведущий 2 ведущий

Отчего же так случается,

Что порою ученик

У доски стоит, смущается,

Словно проглотил язык?

А порой такое скажет,

Что ежу понятно даже:

Над ответом этим класс

Просмеётся целый час!

Почему летом высыхают лужи?

Молекулы воды отталкиваются от дна и выпрыгивают наружу.

Что означает словосочетание «Сизифов труд»?

Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!

Какие вещества не растворяются в воде?

Рыба!

Скажи, как нам избавиться от знаменателя этой дроби?

Стереть его тряпкой!

Каких писателей мы можем назвать классиками?

Которых проходили в классе.

(инсценировки)

Раздавая тетради с домашними сочинениями на тему «Моё домашнее животное», учительница сказала Феде:

Почему у тебя так мало написано? Вот посмотри - Коля так же, как и ты, написал про свою собаку, но у него получилось более двух страниц, а у тебя 5 строк.

У Коли собака большая, а у меня маленькая, - ответил Федя.

Первого сентября в классе появился новенький.

Учительница попросила его:

Расскажи, как ты учишься, какое у тебя поведение.

Честно?

Честно!

Учусь я неважно, списываю, иногда опаздываю на уроки, люблю подраться.

Но какие-нибудь положительные качества у тебя есть?

Не скажу, я скромный.

Чтение юмористического рассказа

(В.Драгунского или др.)

Итог.

Ведущие.

1. Вот и закончился наш праздник смеха и шуток.

2. Смех продлевает нашу жизнь.

Ведущие (хором).

Если хочешь дольше жить. Чаще «умирай» от смеха!

Цели и задачи:

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников, сплочение классного коллектива, активизация культурного досуга ребят;

Воспитание уважения к русским народным обычаям, традициям и национальному фольклору.

Учитель заранее готовит ребят для ролей: Затейников, Хозяина и Хозяйки, Молодца и Девицы. Если есть возможность, ребятам лучше подготовить русские народные костюмы или некоторые элементы русских национальных костюмов. Необходимо также подготовить аудиозаписи веселой музыки, пригласить баяниста. Для поощрения ребят приготовить символические сувениры, например, баранки и конфеты. По возможности празднично украсить классную комнату элементами русской горницы. Можно сделать выставку картин, рисунков или поделок русского народного творчества.

На классный час пригласить представителей родительского комитета класса.

Описание классного часа

Выходят Затейники.

1-й затейник:

Ах, как весело, друзья,

С шуткой и весельем!

Мы ребята хоть куда,

Лишь бы не безделье!

Я затейник-весельчак,

Игр я знаю много.

Кто отправится сейчас

С нами в путь-дорогу?

2-й затейник:

Мы затейники вдвоем

Много сказок знаем.

Песни вмести мы споем,

В игры поиграем.

Не скучайте, не ленитесь,

В путь-дорогу соберитесь,

Веселей, смелей, друзья!

Нам сейчас скучать нельзя!

1-й затейник:

Мешкать нечего, пора!

Начинается игра.

Конкурс первый начинаем

И в загадки приглашаем.

Конкурсно-игровая ситуация «Веселые загадки»

Учитель : Ребята, я надеюсь, вы уже догадались, что сегодняшний классный час необычный. Наши гости — веселые затейники. Вся сегодняшняя конкурсно-развлекательная программа будет состоять из розыгрышей и загадок, конкурсов и игр, русских народных потешек и забав.

Ну, не будем терять времени и отправимся на первую игровую ситуацию, на которую нас пригласили веселые затейники, — «Веселые загадки».

Суть нашего первого конкурса состоит в том, чтобы быстро ответить на вопросы-загадки. Вопросы легкие, поэтому и отвечать нужно быстро. Кто больше даст правильных ответов, тот и побеждает.

Музыкальный инструмент, по которому бьют палочками. (Барабан)

Что ты любишь получать на праздники? (Подарки)

Как иногда называют электропровод? (Шнур)

Осенний знак зодиака, похожий на девчонок? (Дева)

Часть суток, во время которых можно поиграть? (День)

Вид холодного оружия, которым любят размахивать разбойники. (Сабля)

Главная героиня книги «Волшебник Изумрудного города». (Элли)

Как иногда называют шум в классе? (Гомон)

Место хранения холодного оружия, из которого перед боем его обязательно вытаскивают. (Ножны)

Что собирает филателист? (Марки)

Какой напиток готовят из кобыльего молока? (Кумыс)

Как называется виноградная ветвь? (Лоза)

Что приносит рыбак домой? (Улов)

Любимое детское лакомство в яркой обвертке и планета Солнечной системы. (Марс)

Порода собак, отличающаяся большой силой и с «некрасивой» внешностью. (Бульдог)

В аптечке он всегда должен быть, чтобы перевязать рану. (Бинт)

Нижняя часть платья, задирать которую неприлично. (Подол)

Как по-другому можно назвать чудо? (Диво)

Как называли самых близких друзей Белоснежки? (Гномы)

Что нужно загорающим, кроме моря и солнца? (Пляж)

В какой стране женщины носят сари и любят музыкальные фильмы? (Индия)

Чего боятся грязнули? (Мыло)

. «Сказка ложь, да в ней...»? (Намек)

Учитель и затейники подводят итоги и поощряют победителей.

Игровая ситуация «Уважительная причина»

Учитель: А эту игру мы предлагаем запомнить и провести в домашних условиях с родителями или друзьями.

Условия проведения шуточной семейной игры «Уважительная причина»:

1. Заранее готовятся 2 конверта (или мешочка). В первом лежат карточки, на которых написаны варианты различных действий, во втором — перечень причин, по которым эти действия не были выполнены.

2. Участник вытаскивает карточку из первого конверта и говорит: «Я не...» — далее зачитывает действие. Затем вытаскивает карточку из второго конверта и зачитывает причину: «Потому что...» (Возможен вариант игры, где «действия» зачитывает один ученик, а «причину» — другой.)

Действия:

Вымыл посуду.

Позвонил соседке (соседу) по школьной парте.

Поздравил друга с днем рождения.

Купил продукты.

Выиграл в лотерею.

Заплатил за квартиру.

Построил дом.

Сидел в выходные и праздники дома.

Получил премию.

Покормил маму и папу.

Написал письмо.

Отдал долг соседу.

Причины:

Работать не люблю.

Было не с кем.

Люблю пешие прогулки.

Погас энтузиазм.

Не было холодной воды.

Помешала мама (папа).

Захотелось повредничать.

Украли деньги из сейфа.

По жизни не везет.

Гадалка нагадала этого не делать никогда.

Было хорошее настроение.

Плохо себя чувствовал.

Хотелось себя порадовать.

1-й затейник:

Вот на наш веселый час,

Наш фольклор придет сейчас.

В старину он вас отправит

Вспомнить многое заставит:

Поговорки, прибаутки,

Сказки русские и шутки.

2-й затейник:

Открывай пошире двери,

Приглашаем на веселье!

Фольклорная шуточная ситуация «Русские посиделки»

Входят Хозяйка и Хозяин в русских народных костюмах. Хозяин: Поудобнее садитесь.

Не спешите, соберитесь.

Приглашает вас фольклор

На старинный русский двор!

Хозяйка:

И гостей и всех ребят

Приглашаем на обряд.

Как давненько наши предки

Собирали посиделки.

Так бывало на Руси.

С шуткой ели калачи.

2-й затейник:

На Руси все наши предки,

Чтобы вечер скоротать,

Собирали посиделки,

Поиграть и поболтать.

1-й затейник:

Народ посмотреть

И себя показать.

Хороводы водить,

Песни-нескладухи петь,

Веселы потешки-небылицы сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

Хозяин и Хозяйка выходят вперед.

Хозяин:

Наш сундучок старинный

Полон загадок

Коротких и длинных.

Хозяйка: Кто проявит ум, смекалку?

Хозяин : Не томи, читай загадку!

Хозяйка: По сеням ходит, а в избу не идет. (Дверь)

Черненька собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Хозяин:

На улице столбом, а в избе — скатертью. (Дым)

И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб)

В воде родится,

А воды боится. (Соль)

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал. (Сахар)

1-й затейник: Для современных детей считалки — это часть игры. А когда-то считалки не были игрой.

2-й затейник: Люди в древности верили в числа. Например, число «3» было для многих народов символом полноты, счастливым числом. Тройка стала излюбленным числом в сказках: «Три поросенка», «Три богатыря», «Три медведя». Только на третий раз Иван — крестьянский сын — допрыгнул на своем коне до окошка царевны и поцеловал ее!

1-й затейник : Считалка иногда специально искажала счет:

Раз — ази, два — двази, три — тризи,

Пять — пятам, шесть — латам,

Семь — шума, восемь — рума.

Таким счетом в древности игроки как бы хотели скрыть от злых сил приготовления к общему делу: охоте, работе в поле, военному походу.

2-й затейник : С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез, а считалки стали веселыми стишками. Все мы с детства помним разные считалки, с помощью которых выбирали, кому водить, когда играли в прятки или жмурки.

1-й затейник : А давайте и мы сейчас воспользуемся этой веселой игрой и выберем с помощью считалок тех, кто будет участвовать в следующем конкурсе!

Раз, два, три, четыре —

Жили мушки на квартире.

И повадился к ним друг -

Крестовик — большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь —

Паука мы вон попросим.

К нам обжора не ходи.

Ну-ка... води!

Охотники в пещере

Подсели раз к огню

И вспомнили, как зверя

Загнали в западню.

Хобот — раз, бивень — два,

Оказался он у рва.

Стрелы — три, копье — четыре.

В первобытном трудно мире!

Кто охотник? Назови.

Зверя в ров скорей гони!

Затейники, Хозяин и Хозяйка объявляют конкурс скороговорок и пословиц.

1-й затейник: Скороговорки учат нас четко, быстро и правильно говорить. Правильная, красивая, внятная речь нужна не только дикторам и актерам — она помогает в работе человеку любой профессии.

Я приглашаю желающих ребят поучаствовать в конкурсе скороговорок и пословиц.

Сыворотка из-под простокваши.

У быка губа тупа.

Сидели, свистели семь свиристелей.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна под попом,

Поп под колпаком.

Пришел Прокоп,

Кипит укроп;

И при Прокопе кипит укроп,

И ушел Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Затейники определяют победителей и поощряют их.

Хозяин: А теперь я приглашаю нескольких желающих поучаствовать в следующем конкурсе пословиц и поговорок.

Условия конкурса: ведущие просят участников игры продолжить пословицу, поговорку или крылатое выражение, а затем объяснить смысл.

Если участники игры используют при объяснении историческую справку или варианты происхождения этих выражений, им добавляется поощрительный балл.

«Три года скачи — ни до какого государства не доскачешь» . Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Гоголя «Ревизор». Употребляя это выражение, говорят о глухом, заброшенном месте.

«Семь пятниц на неделе». Так говорится о тех, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет своих обещаний. Говорят о людях, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.

В старину пятница была у многих народов свободным базарным днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. Получая товар, обещали в следующую пятницу отдать деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе.

Возможно и другое происхождение этой поговорки. Близко по смысловому значению слово «пятиться», отсюда «пятница» значит идти на попятную, т. е. отступать от данного слова или обещания. Существует похожая поговорка «семь раз на неделе пятиться».

«Двуликий Янус». В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло выражение, которое означает «двуличный человек».

«Безума не в пользу и сума» . Коль умом не вышел, никакое богатство не поможет. Все равно уважать не будут.

«Большому кораблю — большое плавание» . Так говорят тому, у кого высокие цели в жизни, и он их пытается достичь своим трудом.

«Борода сивая, да душа красивая». Судят о человеке в целом не по внешности, а по душевным качествам.

Хозяин и Хозяйка вручают символические сувениры победителям.

1-й затейник:

Убедились мы вдвоем:

Мастаки вы, мастерицы!

А теперь давай споем!

Нескладухи-небылицы.

Выходят Молодец и Девица.

Молодец:

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Девица:

Сидит заяц на березе

При калошах, при часах.

Я спросила:

— Сколько время?

— Не женатый, холостой!

Молодец:

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

Ну, кому какое дело,

Куда брызги полетят!

Девица:

У моего миленка

Плохая кобыленка.

Она стояла у горы,

Ее заели комары.

Молодец:

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка — в тарантас.

Повезу свою хорошую

Всем людишкам напоказ.

Девица:

Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку — из сапог,

Дом поставил из опилок —

Вышел славненький домок.

Молодец:

Вы послухайте, ребята,

Нескладуху вам спою:

У ворот стоит телега

И лягает всех подряд.

Девица:

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху!

Вместе:

Нескладухи вам пропели,

Хорошо иль плохо ли.

А теперь хотим, чтоб вы

Дружно нам похлопали!

Хозяин и Хозяйка приглашают гостей поучаствовать в исполнении плясовых припевок и веселых частушек. Все желающие становятся в круг. Под музыку исполняются известные ребятам частушки. Хозяйка и Хозяин благодарят ребят за участие в посиделках.

1-й затейник:

Подошла пора прощаться,

Делу — время, смеху — час!

Хоть и весело общаться,

Ждут дела, ребята, нас!

2-й затейник:

Мы надеемся, что скоро

Повстречаемся опять.

Было б дело к разговору,

Чтоб порадовать ребят!

Учитель благодарит всех участников развлекательной программы и гостей за веселые шутки и прибаутки.

Напоминает ученикам, что главный вывод сегодняшней встречи: «Делу — время, потехе — час!» Если отдыхать, то весело и дружно, а если заниматься делом, то серьезно, вдумчиво и сообща.