Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный "дню космонавтики". День космонавтики: сценарий и мероприятия Сценарий конференции об освоении космоса для старшеклассников

Цели и задачи:
● Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;
● развивать творческие способности обучающихся, внимание, память, углубление знаний о космосе, воспитание патриотизма;
● научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, МКС, стыковочные узлы, предстартовая площадка, космический экипаж;
● развивать логическое мышление, умение слышать друг друга, конструктивные способности, воображение;
● воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Оборудование:
● Плакаты с изображением солнечной системы,
● Портреты космонавтов,
● Рисунки детей о теме «Космос»,
● Наборы геометрических фигур и 2 контейнера,
● Письмо с текстом.
● Обручи по количеству детей.
● Кукольный театр: ширма, декорации Вселенной, Солнце, Земля.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение книг о космосе и космонавтах, изготовление макета Солнечной системы, рисование на мятой бумаге, аппликация и лепка на темы: «Встреча в космосе», «Полет на Луну», «Наш космодром», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» и т.п.

Ход мероприятия

Вступительная беседа.
Здравствуйте дорогие ребята! Кто догадается, чему будет посвящен наш праздник? Может быть, кто-то скажет, какой праздник отмечался 12 апреля? Правильно, День космонавтики.
Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым побывал в Космосе (показ картины с изображением Юрия Гагарина) 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса впервые забилось живое сердце.
В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.

За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки).

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы.

Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги. Было открыто, что наша планета Земля вращается вокруг огромной звезды — Солнца. Также люди получили представления о том, что наша планета и несколько других входят в Солнечную систему.

Ребята, праздник День космонавтики известен во всём мире. И вчера поздно вечером около нашего детского сада мы обнаружили необычное послание – вот оно. Это послание от инопланетян, жителей другой планеты. Они прислали нам письмо и необычный подарок.

Мы – жители очень далёкой галактики, находящейся в Туманности Андромеды. Мы видели вашу планету в телескоп, и надеемся, что на ней живут живые существа. Если кто-то читает это письмо, значит Ваша планета Земля — обитаема и мы будем ждать ответного послания от Вас!

А что же прислали нам инопланетные жители, давайте посмотрим вместе.
Ну что, дети, надо хорошенько подумать, как рассказать инопланетянам о том, какая она – наша планета. А чтобы лучше думалось, нужно немного размяться и поиграть. Одну замечательную игру прислали нам инопланетяне. Давайте проверим и поиграем!

Игра «Раз – планета…» (на полу находятся обручи по количеству детей, во время музык дети веселятся, музыка смолкает- дети занимают один обруч каждый, с каждым этапом количество обручей уменьшается, выбывшие дети располагаются на стульчиках. Выигрывает один оставшийся).

Ребята, сейчас присядьте и вместе решим, что же на нашей планете – самое важное. О чём нужно рассказать в нашем послании.
Для этого у меня есть небольшие подсказки.
Вот послушайте следующие названия, и скажите – как можно сказать о них одним словом.

1. Яблоко, груша, виноград, банан, персик, апельсин, ананас (фрукты).
2. Роза, ромашка, тюльпан, фиалка, нарцисс, георгин (цветы).
3. Акула, карась, кит, форель, окунь, лосось (рыбы).
4. Медведь, тигр, лев, жираф, леопард, обезьяна (Животные).
5. Дождь, гроза, снег, ветер, закат, облака, радуга (явления природы).
6. Ноги, руки, голова, спина, живот, туловище (части тела).
7. Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра (родственники).

Молодцы ребята, оказывается, вы очень много знаете о нашей планете – планете Земля.

Ребята, а вы знаете, где живёт, как живёт и с кем дружит наш планета Земля, как называется её дом? Солнечная система. Вот посмотрите и послушайте.

Сказка «Солнышко и шарик» (театрализованная).

Кукольный театр за ширмой.

Когда-то, очень-очень давно, жила звезда. Она была красивая и яркая. Свет её с каждым разом становился всё ярче и сильнее. И вот пришло время, когда устала звезда светить так ярко. Она вспыхнула сильнее обычного и рассыпалась на мелкие кусочки. Их было так много, и они совсем были разные, эти кусочки, и не похожие друг на друга. А один оказался ровненький, гладенький и очень круглый, как шарик. Летал этот шарик долго-долго один в пространстве, и скучно ему стало. Приостановился он немного и, загрустив, промолвил.
«Вот я, совсем один, в тёмном пространстве, и нет никого со мной рядом. Плохо мне без друга!»- промолвил и заплакал.
И, вдруг, яркий свет и тепло окутали его. И так ему стало хорошо и весело!
«А можно мне стать твоим другом?» — услышал Шарик, — «Я буду тебя согревать и оберегать, мы будем с тобой играть!»
«А как мы будем с тобой играть? – поинтересовался Шарик, — да и кто ты?»
«Я – Солнце, я тоже звезда, дарю всем свет и тепло!»
«Да, да, да!» – воскликнул Шарик, – «а давай играть в догонялки!»
«Давай!» — ответило Солнышко, — «я покажу тебе дорогу, чтобы ты больше не заблудился в пространстве».

И так стали дружить Солнышко и Шарик. Когда они, играя в догонялки, приближались друг к другу, Шарик всегда кричал: «Ой, ой, ой, ой! Мне очень жарко! Очень! Хочу попрохладнее!» — и, убегая от Солнышка, поворачивал к нему другой свой бок.

Так появились времена года. А когда друзья играли в жмурки, то ночь сменяла день.

От солнечного тепла и света Шарик стал расти. Он становился всё больше и больше, и на его поверхности стали появляться реки, моря и суша, животные, рыбы и птицы, а после появились и люди. И Шарик наш вырос. Он превратился в огромную красивую планету, которую назвали Земля. И мы с вами – Земляне, потому что Земля – наш общий дом, здесь наша Родина.

Ну, а что дружба? До сих пор дружит наша планета с солнцем. И ещё очень-очень долго будет продолжаться эта дружба, потому что без друзей жить нельзя.

(Раздается звуковой сигнал, дети садятся на ковер.)

появляется Инопланетянин.

Инопланетянин: (говорит медленно, на одной ноте). Здравствуйте, земляне!

Воспитатель: Здравствуй, уважаемый Инопланетянин! С твоего космического корабля наши экипажи приняли тревожный сигнал. Что у вас случилось? Может, мы сумеем помочь?

Инопланетянин. Я не могу вернуться на свою планету, пока не соберу космические кристаллы.

Воспитатель: (обращаясь к детям). Кристаллы нужно разложить в отсеки: в красные - кристаллы красного цвета, в зеленые в зеленые.

Игра «Найди свой цвет»

Инопланетянин. Как у вас ловко получилось собрать космические кристаллы! Молодцы, земляне!

Земляне! Вы замечательно справились с моим заданием! А что вы знаете о планетах и вселенной еще?

СТИХИ:
***
Мы пока что только дети,

Но придет желанный час-

На космической ракете

Дружно полетим на Марс

В небе звезды ярко светят

И ракету нашу ждут

К дальней сказочной планете-

Наш космический маршрут

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Планета Земля — родимый наш дом

Но много ль, ребята, мы знаем о нем?

Земля несравненна! Чудо природы!

Её населяют зверьё и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка

Плохо её защищаем пока.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел отсчет.

Меркурий - раз, Венера - два,

Три - Земля, четыре - Марс,

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Кто не видит - выйди вон!

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

Воспитатель: Да, стать космонавтом очень не легко- нужно хорошо ориентироваться в пространстве и много знать и уметь.

Проводится упражнение «Внимание, космонавты!». Итоги занятия. Закрепляем понятия.

Ничего не говори, лишь руками покажи - высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко.

Взрослый называет различные понятия и объекты космической тематики, дети руками показывают их местонахождение.

Ведущий . Здравствуйте, ребята!

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий . Человечество с давних времен мечтало о покорении космоса, и вот сейчас мечта стала реальностью. Сегодня полеты в космос стали возможны не только для профессионально обученных людей, но и для так называемых «космических туристов».

Ведущая . Но так ли много мы знаем о космосе? Ведь чем дальше от нас что-то находится, тем таинственнее это кажется. Поэтому космическое пространство еще очень долго будет оставаться большой загадкой.

Ведущий . И все же, мы уже не живем в том мире, где думают, что Солнце движется вокруг Земли. Мы знаем, что это Земля движется вокруг Солнца. Сегодня человечество сделало огромный шаг вперед в изучении космоса. Что же мы знаем о нашей и других планетах Солнечной системы? Сначала назовите эти планеты.

Ребята отвечают.

Ведущая . Вы совершенно правы, это Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Именно об этих 9 планетах Солнечной системы мы сегодня будем говорить, а также, конечно, о Солнце. Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения. Слушайте их внимательно, так как в конце вас ждет занимательная викторина.

После каждого сообщения проводится конкурс рисунков. Ребята должны изобразить планету, о которой шла речь. Рисунки должны соответствовать названию планет.

Ведущий . Безусловно, больше, чем об этой планете, мы не знаем ни о какой. Вы уже догадались, о чем пойдет речь?

Первый рассказчик. Планета, на которой мы живем, — это третья планета от Солнца. Мировой океан занимает большую часть поверхности, суша же представлена шестью материками и множеством островов. Горы занимают более четверти суши. Наивысшей точкой является вершина горы Джомолунгма. Ее высота составляет 8848 м над уровнем моря. Кроме гористой поверхности, суша также представлена пустыней, саванной, лесами и ледниками. Около 3,5 млрд лет назад зародилась жизнь на Земле.

Конкурс «Веселый инопланетянин»

Все участники конкурса получают бумагу и фломастеры. За две минуты они должны нарисовать инопланетянина, каким они его себе представляют. Победителя определяют зрители аплодисментами.

Второй рассказчик. Солнце — это звезда, а не планета, как многие до сих пор еще думают, которая удалена от нашей планеты примерно на 33000 световых лет. Основной состав Солнца — это водород, примерно 90%, и гелий, остальные же элементы присутствуют в очень незначительном количестве. В самом центре этой звезды температура достигает примерно 14 миллиардов градусов. В отличие от Земли, Солнце вращается не полностью, а частями. Каждая часть движется с разной скоростью. Быстрее всего вращается солнечный экватор. Скорость уменьшается пропорционально отдалению частей от центра. Солнце движется вокруг галактики и совершает полный оборот за 200 млн лет. Как доказывают ученые, Солнце существует около 5 млрд лет и просуществует еще столько же, пока не остынет.

Конкурс «Какое оно, солнце?»

Двое участников конкурса по очереди должны называть определения солнцу как явлению. Например, теплое, весеннее и т. д. Победителем будет назван тот участник, который назовет больше таких определений.

Третий рассказчик . Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы, радиус которой составляет лишь 2439 км. Поверхность Меркурия усыпана многочисленными кратерами. Самый большой кратер носит имя великого композитора Бетховена. Из-за близкой расположенности к Солнцу на поверхности Меркурия ученые выделяют две стороны — дневную и ночную. На первой стороне температура достигает более 400 градусов выше нуля, а на другой — 200 градусов ниже, то есть на дневной — постоянное пекло, а на ночной — вечные заморозки. Мы никогда не сможем увидеть Меркурий на темном небе. Чтобы увидеть эту планету, нужно дожидаться предрассветного часа.

Четвертый рассказчик . Ближе всех других планет к Земле расположена Венера. Это также вторая планета от Солнца. На поверхности Венеры расположено огромное количество кратеров, гор, но больше всего там вулканов. Это самая настоящая «вулканная планета».

Венера — одна из тех планет, которые привлекали внимание еще ученых людей древности, но, к сожалению, изучение ее началось не так давно. Все это произошло из-за того, что плотный слой облаков скрывает существование Венеры. Температура на поверхности Венеры чуть более 470 градусов выше нуля, при этом она практически постоянна. Многие ученые сравнивали эти данными с данными на поверхности Земли в каменноугольный период. Но из-за парникового эффекта, который образуется на поверхности планеты, ученые откинули мысль о том, что там может находиться вода в жидком состоянии. Отличительным признаком Венеры является ее ровный белый цвет.

Пятый рассказчик . Очень похожа на Землю планета Марс — четвертая от Солнца. Ее поверхность — это каньоны, кратеры, пустыни и вулканы. По сравнению с земными вулканы Марса — невероятные гиганты. Самый большой — вулкан Тарсис. Его высота примерно 400 км. Кроме этого, исследователями были найдены образования, которые свидетельствовали о существовании в прошлом воды. Температурные рамки на планете колеблются от 30 градусов выше нуля до 90 градусов ниже нуля. Марс можно легко увидеть невооруженным глазом — он похож на яркую звезду красноватого цвета.

Шестой рассказчик . Юпитер — это самая большая планета. Масса Юпитера превышает массу всех остальных планет в два раза. По отдаленности от Солнца эта планета занимает пятое место. Юпитер имеет газовый состав, который очень похож на солнечный. Отличительной чертой Юпитера является большое красное пятно. Это уникальный ураган, который существует уже не одно столетие, хотя 100 лет назад его размеры были в два раза меньше. Еще одной из уникальных черт планеты является максимальное количество спутников, у Юпитера их 63.

Седьмой рассказчик . Сатурн —- это шестая планета от Солнца, по размеру уступает лишь Юпитеру. Зато ни одна планета не может сравниться с Сатурном системой колец. По их мощности этой планете нет равных. Края этой системы располагаются на расстояниях 6,6 тысяч и 121 тысяч км от экватора. Многочисленные кольца Сатурна разделены щелями, крупнейшая из которых даже имеет название — Щель Кассини. Кроме того, эта планета одна из тех, которые видны невооруженным глазом.

Восьмой рассказчик . Седьмой по удаленности от Солнца планетой является Уран. Первое упоминание об этой планете существовало уже в Новое время. Впервые Уран был определен как звезда, и лишь через сто лет как планета. Уран также имеет свои кольца. Но, в отличие от колец Сатурна, они не такие мощные. Отличительной чертой Урана является его своеобразный наклон оси, который составляет 90 градусов. Именно благодаря этому получается, что один из полюсов планеты направлен прямо на Солнце, а другой — от звезды.

Девятый рассказчик. Нептун — это восьмая планета по отдаленности от Солнца. Атмосферная составляющая планеты — это водород, гелий и метан. Именно присутствие последнего элемента придает Нептуну его своеобразный интенсивный синий свет. Очень интересна история открытия этой планеты. Большинство планет сначала были увидены человеком, и лишь потом исследованы. А с Нептуном все обстоит иначе. Ученые сначала теоретически высчитали место расположения планеты, ее массу и только потом увидели ее в телескоп.

Десятый рассказчик . Последняя планета Солнечной системы— Плутон. Она имеет планету-близнец — Харон, другие ученые называют Харон спутником. Статус планеты Плутон получил в 1930 году, но после дальнейших изучений выяснилось, что масса этой планеты меньше земной примерно в 500 раз. И с 2006 года ее принято называть карликовой планетой.

Ведущий . Очень интересна история выбора названий для планет. Существовала такая традиция называть планеты в честь мифологических богов. Так, например, планета Меркурий носит имя римского бога торговли, Марс — бога войны, а спутники этой планеты — Фобос и Деймос — имена сыновей Марса, планета Нептун за свой синий цвет получила имя римского бога морей.

Ведущая . Небольшая загвоздка возникла с определением имени для планеты Плутон. Как уже говорилось, названия черпались из мифологии. Но сложность состояла в том, что многие имена уже были использованы для астероидов. Название «Плутон» предложила маленькая девочка, которая сравнила далекую и холодную планету с богом подземного царства Плутоном. Так и было закреплено это название.

Участники конкурса должны на скорость правильно расположить планеты по их отдаленности от Солнца. Можно использовать рисунки, которые были сделаны в предыдущих конкурсах. Это задание ребята выполняет до тех пор, пока не будет восстановлено правильное расположение планет в Солнечной системе.

Ведущий . Как много интересного прозвучало сейчас. Много нового, неизвестного ранее вы узнали. Кстати, вот еще немного интересных фактов. Знаете ли вы о том, что свет, излучаемый квадратным сантиметром Солнца, равен свету 5 тысяч свечей?

Ведущая. Или что на кольцах Сатурна можно выстроить пять шариков в ряд, причем диаметр этих шариков будет равен диаметру нашей планеты?

Ведущий. Плотность планеты Сатурн очень маленькая, поэтому если бы было возможным поместить эту планету в огромный океан, Сатурн стал бы плавать.

Ведущая . А теперь проверим, насколько вы были сегодня внимательны.

Вопросы для викторины

Сколько открыто планет в Солнечной системе? (Девять)

Чьи имена носят эти планеты? (Имена богов древнегреческой и римской мифологии)

Назовите самую большую планету. (Юпитер)

Назовите самую маленькую планету. (Меркурий) Назовите «карликовую» планету. (Плутон) Какую планету называют «вулканной»? (Венера) У какой планеты больше всех спутников? Сколько их? (Юпитер, 63)

Какая планета имеет наклон оси в 90 градусов? (Уран) Какая планета обладает самыми мощными кольцами? (Сатурн)

Какая планета имеет интенсивный синий цвет? (Нептун) Назовите планеты, которые можно увидеть невооруженным глазом. (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн)

Имя какого великого композитора носит самый большой кратер на поверхности Меркурия? (Кратер Бетховена)

Чем является большое красное пятно Юпитера? (Гигантский долгоживущий ураган)

Какая планета похожа на яркую звезду красноватого цвета? (Марс)

На какой планете выделяют две стороны — дневную и ночную? (Меркурий)

На какой планете зародилась жизнь около 3,5 млрд лет назад? (Земля)

Какая планета имеет ровный белый цвет? (Венера) Как называется крупнейшая щель между кольцами Сатурна? (Щель Кассини)

Какая планета имеет близнеца? Как он называется? (Плутон, Харон)

Ведущая. Изучение космоса с каждым днем продвигается вперед. Множество уже сделанных открытий еще спрятаны от простого человека, но вполне возможно, что вскоре и эти тайны будут приоткрыты.

Сценарий конкурсной программы на День космонавтики в 5-6-7 классах

Цели: развивать эрудицию учащихся, изучить новый материал, закрепить пройденный; развивать ловкость и смекалку.

Предварительная подготовка . К этому мероприятию учитель может предложить учащимся для заучивания следующие стихотворения.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда!

Клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ход мероприятия

Ведущий.

Сыны и дочери планеты голубой

Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

Налажен путь в межзвездные пространства

Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперед!

Ракеты продолжают свой полет,

Стартуя с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ.

Хранит в душе он первую любовь,

Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,

Но первый был Гагарин, он был свой,

Родной, с улыбкой детской, озорной.

Когда День космонавтики справляют,

Любимца своего все вспоминают.

Но в этот день поздравим мы и тех,

Кто славу создает стране, успех:

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,

Как космонавты подвиг совершают,

И тех, кто отправляет корабли,

Стартующие с матушки-Земли, -

Всех, кто с космической наукой в жизни связан.

Народ своей любовью им обязан.

Гордится космонавтикой страна:

Она была и будет нам нужна!

Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня наша викторина посвящена Дню космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

А сейчас мы приглашаем вас, дорогие участники, на импровизированный аэродром.

Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.

На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек отмечены цифры 1 и 2. Каждый участник подходит и вытягивает карточку, смотрит своей номер команды.

Каждой из команд предлагается определенное задание. Та команда, которая первая назвала правильный ответ, зарабатывает одно очко. Победительницей мероприятия считается команда, набравшая наибольшее количество очков. Также учитывается находчивость, сообразительность и ловкость команд.

Вопросы викторины:

1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения.)

2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)

3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)

4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)

5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)

7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)

8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)

9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)

10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).

11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)

12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)

13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)

14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)

15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)

16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)

17. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)

18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянскийученый Галилео Галилей.)

19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)

20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)

21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П. Королев.)

23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (К).А. Гагарин.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)

25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)

26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)

Дополнительные сведения:

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, расположена на расстоянии 58 млн км от Солнца. Полный оборот совершает вокруг него за 88 дней.

Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета. Венера - самая жаркая планета. Период вращения вокруг Солнца - 225 дней. Двигаясь по орбите, она ближе всех подходит к Земле.

Земля . Большую часть поверхности Земли составляет Мировой океан (71%), суша - 29%. Суточное вращение земного шара происходит за 23 часа 56 минут 41 секунду. Свет от Солнца до нас доходит за 8 минут.

Марс - четвертая по расстоянию от Солнца планета, холодная и безводная. На Марсе находятся самые высокие горы - около 27 км высотой. Сутки на Марсе длятся 24 часа 39 минут. Год на Марсе длится 689 дней. Днем температура достигает 0 градусов, а ночью падает до 100 градусов по Цельсию.

Юпитер - пятая по расстоянию от Солнца. Самая большая планета, затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 12 лет. Период вращения Юпитера вокруг своей оси составляет 9 часов 50 минут; температура достигает 140 градусов.

Сатурн - шестая планета. Она отличается от всех остальных тем, что имеет около 7 колец. Все они вращаются вокруг планеты. Кольца состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов и пыли. Сатурн делает оборот за 10 часов 15 минут. Температура этой планеты 170 градусов.

Уран - это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Это седьмая планета от Солнца. По диаметру она почти в четверть больше Земли. Она вращается вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов.

Нептун - делает полный оборот за 164 года.

Плутон - последняя планета. Она находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Это самая маленькая и холодная планета.

Умницы! Оказывается, вы так много знаете о космосе, планетах и звездах, что я не сомневаюсь в ваших знаниях о зарождении жизни на нашей планете.

А знали ли вы, что возраст нашей старушки-Земли, которая является родным домом всему человечеству, очень велик. Его даже трудно себе представить: Земля возникла в звездном пространстве около пяти миллиардов лет назад! Попробуйте вообразить, почувствовать это время. Пять миллиардов - это значит пять раз взять по миллиарду лет! Вот как далек от нашего времени день ее рождения!

Для удобства изучения этапов образования нашей планеты ученые разделили историю ее развития и эволюцию жизни на отдельные эры, используя для этого некоторые естественные, характерные особенности. В свою очередь эры делятся на периоды. Продолжительность эры и каждого периода - их возраст - определена в миллионах лет.

Эра звездного существования Земли - тогда раскаленной и безжизненной - удалена от нашего времени на миллиарды лет. Атмосфера была насыщена горячим газами и водяными парами. Тучи вулканического пепла сплошной пеленой окутывали планету и не пропускали солнечных лучей. Водяные пары по мере охлаждения Земли постепенно сгущались, и наконец хлынули горячие проливные дожди, которые продолжали идти тысячелетиями... Вода - основа возникновения и существования живой материи - появилась на планете в первой половине архейской эры. Это было время образования первых древних морей и океанов. А как известно, океан - это колыбель жизни. Ведь первые живые клетки возникли именно в океане. Так на Земле появилась жизнь. Произошло это событие около двух миллиардов семьсот миллионов лет назад. Причем названная цифра научно обоснована. Она определена учеными исходя из возраста окаменелых останков первых беспозвоночных животных, первых водорослей и первых бактерий, появившихся на Земле.

В течение следующих четырех эр: протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской - наша планета обрела современные очертания. И на сегодняшний день, в век технического прогресса, мы имеем возможность исследовать космос, звездные тела и другие планеты.

Итак, мы с вами находимся на космодроме, где нас ждут команды космонавтов, мечтающие побывать в космосе, но полететь сможет только та, которая станет сильнейшей. Поэтому, чтобы стать отличным космонавтом, недостаточно быть здоровым и обладать специальными знаниями. Нужно быть еще выносливым, ловким, находчивым, легко справляться с проблемами, возникающими во время космического полета.

Задание 1.«Кольцо»

Две команды стоят параллельно друг другу. Напротив каждой команды лежит обруч. Участники каждой команды должны по очереди пролезть через обруч и занять свое прежнее место. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.

Задание 2. «Шатающийся бум»

Бум (или низкую длинную скамейку) длиной несколько метров устанавливают на высоте 30-40 см от пола или земли. Две команды выстраиваются на концах бума. По сигналу первые участники начинают передвигаться навстречу друг другу, сталкивая соперника. Свалившийся выбывает из игры. А в игру вступает следующая пара. Побеждает та команда, которой удастся перейти на противоположный конец.

Устали? Давайте немножко отдохнем. Перед вами - кроссворд , который мы сейчас дружно разгадаем.

1. Эта планета имеет семь колец. (Сатурн.)

2. Планета красного цвета. (Марс.)

6. Назовите планету, большая часть которой занимает мировой океан. (Земля.)

8. Планета, открытая с помощью телескопа. (Уран.)

Задание 3. «Кресло космонавта»

Выбирается по одному представителю от команды. Участник садится в кресло и, не покидая его, пытается собрать расположенные вокруг него десять предметов (расстояние до них должно составлять не меньше полуметра).

Задание 4. «Стрелы вселенной»

Перед каждой командой выставляется фанерный щит с изображением звездного неба. Около каждой звезды - номер. Чем меньше звезда, тем больше ее номер. С расстояния 4—5 м участник команды должен попасть дротиками в одну из звезд. Кто наберет наибольшее количество очков, тот и победитель.

Все самые трудные задания позади, осталось одно, но не менее важное. Сноровке и ловкости вам не занимать, поэтому нужно позаботиться о том, что же взять с собою в космос.

На столе разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, яблоко, кошка, скафандр, будильник, тапка, фотоаппарат, тюбик с манной кашей, ложка, тюбик с тортом и т. д. Каждый участник должен выбрать один из наиболее понравившихся ему предметов и объяснить почему.

Вот и закончились наши соревнования. Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри, которое определит сегодня победителя. Вы сегодня показали глубокие знания по астрономии, доказали, что вы можете справиться с любой проблемой.

А еще ребята приготовили вам стихотворения, которые они сейчас прочитают.

Ученики читают стихи. Подведение итогов викторины.

А нам остается попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

За 26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола». Эти слова произнесены великим учёным в 1938 году. Юре Гагарину было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? И всё же портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Юрия Гагарина, и содержание его внутреннего мира. Каждый уголок земли русской имеет свою историю. Есть она и у села Клушина, где прошли детские годы первого космонавта земли 9 марта 1934 года здесь родился Юрий Алексеевич Гагарин. Отец Гагарина Алексей Иванович Гагарин - сын смоленского крестьянина - бедняка. Образование у него было два класса церковноприходской школы. Но человек любознательный и много добился благодаря этому. В селе Клушино он слыл мастером на все руки. Он все умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал и столярничал. Мать – Анна Тимофеевна так же в молодости не получила образования. Но она могла правильно ответить на любой вопрос детей. А детей в семье было четверо: старший брат Валентин 1924 года рождения, сестра Зоя тремя годами моложе, брат Юрий и младший брат Борис. В семье авторитет отца был непререкаем. Строгий, но справедливый, он преподал детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. В год, когда Юра должен был пойти в школу, началась Великая Отечественная война. Наступил сентябрь и Юра Гагарин вместе со сверстниками отправился в школу. Но фашисты оказались слишком близко. Как раз в этот день над селом Клушино пролетели 2 самолета с красными звездами на крыльях. Это были первые самолеты, которые пришлось увидеть Юре Гагарину. Один из самолетов был подбит и летчик едва тянул за болото. Самолет упал, а пилот удачно выпрыгнул. Все мальчишки побежали туда. Летчик расстегнул кожаную куртку, и Юра вместе с ребятами увидел ордена, блеснувшие на груди у летчика. Фронт приближался. Село Клушино долгое время было отрезано от всего мира. Школу пришлось оставить. Вскоре отец ушел в армию. Брата Валентина и сестру Зою немцы угнали в Германию. Все ждали окончания войны. И вот как-то раз мать, пахнущая распаханной землей, обняла Юру, расцеловала и сказала: «Гитлеру капут, наши войска взяли Берлин». После двухлетнего перерыва Юра вернулся в школу. В пятый класс Юра пошел в другую школу. Там вступил в пионерскую организацию. В школе пионеры организовали технический кружок. Здесь впервые ребята вместе с Юрой сделали первую модель самолета. То-то было радости, когда эта модель взмыла в воздух и, набирая высоту, полетела. Окончив в Гжатске 6 классов, он всерьез подумывал о том, что надо получить рабочую квалификацию, поступить на завод, а затем уже продолжать образование. Юрий сдаёт вступительные экзамены на «отлично» в ремесленное училище сельскохозяйственных машин в Люберцах – московском пригороде, по специальности – металлург-литейщик. На Люберецком заводе учили специальности формовщика. Ремесленное училище Юрий окончил с отличием и был аттестован на 5-й разряд литейщика-формовщика. По окончании школы рабочей молодежи ему вручена похвальная грамота за отличные успехи и примерное поведение. Это давало ему право поступать в Саратовский техникум, (куда направило его училище), без экзаменов. Отделение Гагарин выбрал литейное. В новой робе вошёл он мальчишкой в литейку И застыл на мгновенье: там пламя и дым! Звонко брызги металла из формы летели, Как осколки единой огромной звезды. С детских лет он познал: то пожнёшь, что посеешь. …Льётся жидкий металл, раскалённый, как век! Мастер хитро прищурился: - Нечто робеешь? Привыкай… управляет огнём человек. В техникуме Юрию поручили сделать доклад о Константине Эдуардовиче Циолковском, его учении, о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Гагарин прочел очень много книг этой тематики. Позднее он вспоминал… «Циолковский перевернул мне душу, Это было посильнее Жюля Верна и Герберта Уэллса, да и других научных фантастов. Все сказанное ученым подтвердилось наукой и его собственными опытами… И, может быть, именно с этого дня у меня появилась неудержимая тяга в небо, в атмосферу, в космос». В Саратове был аэроклуб, и 26 октября 1954 года Юрий Гагарин зачислен туда пилотом, согласно личному заявлению. В дипломе об окончании Саратовского техникума значатся 32 предмета, по 31 предмету у Гагарина - отличные оценки, (лишь одна четверка по психологии). Аэроклуб Гагарин окончил с оценками только «отлично». После экзаменов получил направление в Оренбургское авиационное училище, которое закончил в 1957 году и получил специальность военного летчика-истребителя. К месту службы – истребительный авиационный полк Северного флота – младший лейтенант Юрий Гагарин прибыл с молодой женой Валентиной. Весной 1960 года Юрий Гагарин был включен в состав кандидатов в космонавты. В семье Гагариных пополнение: родилась дочка Леночка. В марте 1961 года еще одно знаменательное событие: рождение второй дочери – Галины, и успешные испытания корабля с собакой и манекеном в пилотном кресле. В последних числах марта отряд космонавтов вылетел на космодром Байконур. Первого космонавта выбирали наставники и государственная комиссия. Но за несколько дней до старта главный конструктор, Сергей Павлович Королев, предложил будущим космонавтам самим выбрать первого и аргументировать свой выбор. Мнения комиссии и пилотов совпали - почти все предложили послать Гагарина. А что было написано в листке самого Юрия? По его мнению, первым должен лететь Павел Беляев. «Он настоящий человек, с него можно брать пример. Нам, молодым, ещё многому надо учиться у него. Он успел даже повоевать на фронте. Я думаю, что и мы успеем слетать в космос. Я очень хочу слетать! Страстно! Хочу и надеюсь, что нас не будут долго задерживать на Земле!» ОДИН ЗА ВСЕХ... Разноголосый, шумный, необъятный, Своими жил заботами эфир. И грома реактивного раскаты – ГАГАРИН! – не гремели на весь мир. А он к ракете шёл. Вдруг оглянулся, Чтоб улыбнуться всем, кто провожал. К плечу,- на счастье,- кто-то прикоснулся, А кто-то руку от души пожал. Все шло обычно, как на тренировке, И необычным станет все потом, Когда ракету оторвёт от кромки Огня кинжальный, реактивный гром! На Германа взглянул он, как на брата, На верного дублёра своего. И провожавшим выкрикнул: - Ребята! Один за всех и все за одного… Сообщение ТАСС 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – Спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Сообщение ТАСС После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Вот как вспоминал о своем полете Юрий Гагарин: «Когда я летел в космическом корабле «Восток» и впервые увидел нашу землю со стороны. Это было потрясающее зрелище! В голубоватой дымке атмосферы подо мной проносилась планета, на которой живем все мы – люди…» Через день Космонавта №1 встречала Москва. Когда он появился на трибуне Мавзолея, восторженный рев толпы покатился над Красной площадью…Так первого космонавта встречали везде. Юрий Алексеевич сначала облетел, а затем объехал весь земной шар. Но Гагарин считал, что в какой-то мере счастливый случай сделал его первым космонавтом. В сентябре 1961 года Юрий Гагарин приступил к занятиям в Военно-воздушной академии имени Жуковского. И оставался летающим космонавтом. Когда на землю он вернулся, Закончив звёздные дела, Так белозубо улыбнулся, Улыбка так была тепла! В ней только доброта сила, Ни капли превосходства нет. Как будто роща излучила Берёзовый озёрный свет. Она объединила мудро Движенье воли и ума. Так солнечным морозным утром Смеётся русская зима. Она, как чудо, нам открылась, И был таков её размах, Такая искренность искрилась В чуть-чуть прищуренных глазах! Нам с ней легко в пути великом, Душе теплей в её тепле. Да, без гагаринской улыбки Темнее б было на земле! 27 марта 1968 года Юрий Гагарин под руководством опытного конструктора Владимира Серегина выполнял обычный тренировочный полет на истребителе УТИ МИГ-15. Самолет потерпел аварию в трех километрах от села Новоселова Киржачского района Владимирской области. Полностью выводы комиссии, расследовавшей это происшествие, были засекречены (и таковыми являются до сих пор). Все это породило вокруг смерти Юрия Гагарина немало слухов и легенд. Март скорбел И таяли снежинки От печали Приднепровских лоз, И текли Горючие слезинки По щекам Заплаканных берез. Было небо розовато-синим, Замолкали Рощи и поля – Горевала о погибшем сыне Больше всех Смоленская земля. Ели кремлевские хмурые В последнем стоят карауле… Давно ли встречали Юрия В апрельском победном гуле? Тогда он вошел в бессмертие Земной и небесный сразу… Глотая полынь, не верьте, Что умер герой сероглазый. Память Клочков Светлые шторы - матовый свет Светлая мебель. Его кабинет Глобусы, карты, портрет Королева. Звёздные трассы заманчиво новые. График полётов на столе лежит. Светлая работа! Светлая жизнь! Торопил минуты, звёздно видел сны, Но остановились на стене часы… Уходя оставил яркую, как пламя. Светлую, светлую, светлую память. 50 лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах. Первого космонавта планета запомнила обаятельным, с открытой улыбкой. Его знали все. И все увидели в нем родного и близкого человека! На родине Гагарина – весна. Ручьи как струны звонкого апреля! Над тихой Гжатью домик в три окна Роняет с крыши чистые капели. Сегодня даль небесная ясна. Ракеты в космос мирные влетели. Гагаринским мальчишкам не до сна. Они мечтают о высокой цели. Березняки распахнуты ветрам, Шумят в разливах солнечного света. Все громче с каждым утром птичий гам, Добра и мира верная примета. … Он улыбнулся звездам и мирам,