Влажно тепловая обработка изделий. IV. Исследовательская работа обучающихся

Лекция № 1 (4 часа)

НАЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВТО

1. Общие сведения о процессах ВТО швейных изделий

2. Сущность процессов ВТО

3. Характеристика стадий ВТО и факторы, влияющие на качество ВТО

4. Факторы, влияющие на устойчивость формы, полученной в результате ВТО

Различают внутрипроцессную и окончательную ВТО.

Внутрипроцессная ВТО выполняется при изготовлении отдельных деталей и узлов одежды и имеет различное назначение: формование объемных деталей, заутюживание и разутюживание швов, подгибание и прессование края детали, склеивание деталей.

Окончательная ВТО выполняется для придания изделию товарного вида путем выравнивания поверхности материала, придания пространственной формы изделию, снятия ласс.

Область применения ВТО ограничена по следующим причинам:

1. отсутствие у многих материалов свойств, необходимых для выполнения ВТО (отсутствие способности деформироваться под действием тепла и влаги) и получения конечного устойчивого технологического эффекта (уменьшения толщины материала, изменения пространственной формы, изменения линейных размеров деталей).

2. ухудшение внешнего вида деталей или узлов после ВТО (ласы, опалы, разнооттеночность).

В связи с этим не подвергаются ВТО ткани с пленочным покрытием; прорезиненные; с недостаточной устойчивостью окраски к действию влаги и тепла; из термочувствительных химических волокон, самодеформирующихся при ВТО;

Сущность процессов ВТО

При изготовлении одежды в процессе ВТО детали и узлы подвергаются деформациям изгиба, сжатия в продольном и поперечном направлении, растяжения, сдвигу нитей относительно друг друга для изменения угла между нитями основы и утка.

Такие деформации материалов могут быть получены при нормальных условиях окружающей среды (относительная влажность 65 %, температура 20°С), однако при воздействии тепла и влаги текстильные материалы деформируются легче, а после охлаждения и сушки, под действием давления хорошо фиксируют полученную форму. Поэтому, благодаря способности текстильных материалов изменять свои свойства при нагревании и увлажнении, ВТО широко применяют при изготовлении одежды.

Характеристика стадий ВТО

ВТО – это непрерывный многоступенчатый процесс, который можно разделить на 3 стадии:

1. Подготовка материала к формованию

а) ориентация полуфабриката относительно рабочих органов оборудования

б) перевод волокон ткани и в высокоэластическое состояние

2. Формование материала

3. Фиксация полученной формы.

Каждая стадия имеет свои параметры обработки и к началу следующего этапа происходят определенные изменения в материале. На 1 стадии под воздействием тепла и влаги ослабляется действие межмолекулярных сил в волокнах. На 2 стадии благодаря этому, происходит изменение конфигурации цепей волокон. Удаление влаги из ткани и ее охлаждение способствует восстановлению связей между молекулами при новой конфигурации их цепей. За счет этого на 3 стадии фиксируется форма, приданная материалу во 2 стадии. Таким образом, деформация материала и закрепление достигнутого деформационного состояния является главным содержанием ВТО.

1. Подготовка материала к формованию

а) ориентация полуфабриката относительно рабочих органов оборудования. Зависит от вида применяемого оборудования:

Утюг и утюжильный стол – укладывание деталей выполняется работницей вручную на утюжильный стол или колодку.

На фальцовочном прессе п/ф укладывают в углубление на рабочей поверхности пресса по форме шаблона

На гладильных прессах п/ф укладывают на нижнюю подушку. Для формования деталей подушки имеют сферическую форму.

Наиболее сложная ориентация п/ф выполняется на паровоздушном манекене Изделие одевают на верхнюю часть манекена. Рукава, воротник и лацканы закрепляют, застежку застегивают.

б) перевод волокон в высокоэластическое состояние. Волокна материалов имеют высокомолекулярное строение, поэтому, как и полимеры, могут находиться в трех физических состояниях: стеклообразном, высокоэластическом, вязкотекучем. Каждое состояние характеризуется определенными физическими свойствами материалов.

Для ВТО используется высокоэластическое состояние полимерных материалов в области 110-120°С для большинства полимеров. В таком состоянии материалу легче придать пространственную форму, уменьшить толщину и т. д. однако эластическая деформация со временем утрачивается, что заставляет фиксировать форму изделия, повторяя ВТО через определенный промежуток времени.

На первой стадии желательно получить эластическую деформацию волокон внутри ткани, оставив не деформированными волокна на ее поверхности, для сохранения внешнего вида для этого используют:

а) паровой обогрев и увлажнение, вакуум отсос;

б) генерацию тепла в полуфабрикате с помощью токов высокой частоты или ультразвука. При таких способах тепло генерируется внутри материала быстро и одновременно во всех слоях, т. к. ткань переходит в высокоэластическое состояние и получает величину остаточной деформации близкую к оптимальной.

2. Формование материала

Операции, составляющие формование материала, являются решающими в получении формы. Ткань, переведенная в эластическое состояние деформируется нагретыми рабочими органами оборудования. Стадия формование материала представляет собой сумму деформаций нитей ткани, волокон и молекул. Величина и устойчивость деформации зависят от формы рабочих органов, распределения давления на п/ф и удельного веса волокон, переведенных в эластическое состояние. Эта стадия тесно связана со свойствами самих материалов.

3. Фиксация полученной формы

Условиями для фиксации формы являются удаление влаги и охлаждение п/ф

а) Удаление влаги. Если после ВТО изделие снимают влажным и нагретым, то при очень незначительном внешнем воздействии происходит возврат молекулярных связей к первоначальному состоянию. Поэтому необходимо удалить избыточную влагу из изделия, находящегося в деформированном состоянии, под действием рабочих органов оборудования. Отсос влаги и воздуха из ткани, когда подушки пресса закрыты, является одним из условий получения надежно зафиксированной формы изделия. Установлено, что чем выше температура, тем интенсивнее идет процесс сушки.

б) Охлаждение п/ф. Наиболее эффективным способом охлаждения п/ф является вакуум-отсос, который ускоряет процесс сушки и охлаждения в 3-5 раз по сравнению с естественным охлаждением ткани на нижней подушек пресса. Вакуум-отсос целесообразно включать при закрытых подушках пресса за 1-2 сек. до открытия пресса. Это создает благоприятные условия для охлаждения п/ф и удаления влаги и, кроме того, предотвращает возможность усадки ткани при открытии подушек.

4. Факторы, влияющие на устойчивость формы, полученной

в результате ВТО

1. Волокнистый состав ткани

Молекулярная структура различных волокон различна, поэтому эффект закрепления формы в разных тканях неодинаков. При этом упругость материалов является одним из важнейших свойств, определяющих способность материалов и изделий из них сохранять форму. Наибольшей упругостью обладают волокна шерсти и синтетические волокна, наименьшей вискоза и лен. Объясняется это разным молекулярным строением волокон. В волокнах шерсти при переходе от одной конфигурации цепей к другой во время воздействия влаги и тепла происходит перестройка дисульфидных связей (поперечных), благодаря которым шерсть имеет 3-мерную пространственную структуру (большую упругость). Вследствие этого, после удаления влаги и охлаждения шерстяных тканей, она устойчиво сохраняет форму, приданную ейв процессе ВТО.

В молекулах целлюлозы отсутствуют поперечные химические связи, наблюдается линейная структура, что затрудняет сохранение формы. Для ее устойчивости надо создавать сетчатую структуру, т. е. путем специальной химической обработки ввести поперечные связи.

2. Вид деформации

Во время придание формы ткань подвергается растяжению, сжатию, изгибу, изменению угла между нитями основы и утка. При этом волокна изгибаются, растягиваются, сгибаются и т. п.

Форма, полученная за счет изменения угла между нитями О и У, является наиболее устойчивой, а за счет удлинения нитей – наименее устойчивой.

После ВТО и условия охлаждения должны подбираться в соответствии с волокнистым составом.

2. Подбор оптимальных параметров ВТО (см. лаб. раб.)

Влияние температуры на процесс ВТО

Фактор температуры при ВТО является доминирующим при оценке эффективности протекания процесса и оценке важных критериев качества.

Для ВТО швейных изделий особо важное значение имеет температура, при которой ткань способна к обратимому изменению своих свойств, при нагревании и последующем охлаждении до комнатной температуры. Поэтому, применительно к ВТО следует различать понятия теплостойкости и термостойкости.

Термостойкость – характеризуется минимальной температурой при которой наступают необратимые изменения свойств волокон (материалов).

Теплостойкость – характеризуется максимальной температурой при которой изменение физико-механичесих свойств волокон (материалов) носят обратимый характер.

Исследование температуры нагрева показали, что термодинамические кривые ткани подобны кривым полимеров. При этом установлено, что на каждой стадии процесса ВТО необходимо выдерживать определенную температуру.

Дефекты ВТО возникают вследствие нарушения режимов ВТО, влекущие за собой изменение их физико-механических свойств и снижение износостойкости. С увеличением температуры и продолжительности ВТО тканей из льна, хлопка, шерсти или искусственных волокон сначала уменьшается стойкость ткани к многократным изгибам, а затем предел прочности при растяжении и стойкости к истиранию. У тканей из натурального шелка при нарушении режимов ВТО сначала уменьшается стойкость к истиранию, а затем к многократным изгибам и предел прочности при растяжении. При дальнейшем увеличении температуры ВТО уменьшается удлинение тканей, а затем возникает опал, сопровождающийся появлением коричневого оттенка на тканях.

Изменение температуры в слоях пакета материалов для одежды

(4-слойный пакет)

Температура поверхности утюга на 5-10°С выше теплостойкости текстильного материала. Действие утюга на ткань происходит без увлажнения. Ткань нагревается до нужной температуры в течение 12-40 секунд, в зависимости от удаленности от гладильной поверхности (чем ближе к утюгу, тем быстрее нагревается ткань и устанавливается необходимая температура).

Влага выступает как пластификатор, способствует снятию внутренних напряжений и ускоряет перемещение структурных элементов волокнообразующего полимера. При влагопоглощении у материала изменяют основные физико-механические свойства (прочность, удлинение).

С увеличением влажности материал деформируется легче, т. е. необходимая деформация достигается при малых усилиях. С введением в пакет материалов 10% влаги, одна и та же величина деформации достигается в 4 раза быстрее, чем без увлажнения.

Текстильные материалы обладают небольшой теплопроводностью и не обеспечивают равномерного прогрева всех слоев пакета материалов (верхний слой имеет t =180°С, а нижний - 100°С ). Для устранения этого недостатка используют влажный проутюжильник, процесс ВТО в этом случае становиться на много эффективнее.

В первый период соприкосновения горячей поверхности с влажным проутюжильником влага быстро испаряется (1-3 сек.) и все слои нагреваются ≈ 100°С. Во второй период температура почти не изменяется, т. к. происходит интенсивное испарение влаги. В третьем периоде температура от нагретой поверхности повышается во всех слоях, при этом из ткани полностью удаляется физико-механически связанная с тканью влага и начинается удаление физико-химической влаги. Ткань под проутюжильником нагревается до 110-120°С и создаются условия необходимые для формования материала.

70-80% всей деформации получается при нагревании ткани до 105-110 °С в первые 1-3 сек.. При дальнейшем нагревании рост деформации замедляется и она составляет не более 2-5%.

Равномерное распределение тепла и влаги по объему пакета материалов возможно при условии равномерного увлажнения проутюжильника. При одностороннем нагревании ткани в нижних слоях толстых пакетов скапливается излишняя влага и температура падает до 60-80 °С. В результате увеличивается время обработки и ухудшается качество ВТО.

В массовом производстве одежды используют готовый пар, который подается от парогенератора и равномерно распределяется по поверхности и объему пакета. Все слои быстро нагреваются и сохраняют эту температуру в течение всего периода воздействия пара и греющей поверхности (t≤120-140°С. Для равномерного прогрева нижняя подушка пресса нагревается до 110°С).

Интенсифицировать процесс ВТО можно за счет повышения давления, температуры и количества пара без резкого повышения температуры рабочей поверхности пресса. С увеличением давления пара от 105 до 6 105 Па время ВТО сокращается в 2 раза. Дополнительный нагрев пара на 30°С позволяет использовать его не только как увлажнитель, но и как сушащую рабочую среду. Кроме того, можно автоматизировать регулирование количества пара, подаваемого со стороны верхней подушки пресса, удаляя его через нижнюю подушку и прекращая процесс ВТО после охлаждения ткани путем отсоса горячего воздуха.

Влияние давления на процесс ВТО

Деформация ткани увеличивается при увеличении давлении прессования до 1-1,5∙105 Па, дальнейшее увеличение не целесообразно, т. к. появляются ласы и другие дефекты.

Большое значение имеет равномерность распределения давления на п/ф. оно зависит вида покрытия подушек пресса. Существует 2 вида: жесткое (2-3 слоя сукна, покрытых парусиной) и мягкое, (упругое покрытие из микропористой воздухопроницаемой резины), применяемое на сегодняшний день.

Способы и операции ВТО

ВТО можно выполнить 3 основными способами :

1. Глажение – способ, при котором гладящая поверхность перемещается по ткани оказывая на нее некоторое давление. Производится с помощью утюгов.

2. Прессование – способ, при котором материал сжимается между двумя горячими, но не перемещающимися поверхностями. Производится с помощью прессов.

3. Пропаривание – способ, при котором давление на ткань производится паром, без воздействия горячей поверхности. Выполняется на ПВМ или с помощью отпаривателя.

Операции ВТО могут быть разделены на 4 основные группы: сутюживание и оттягивание; прессование; отглаживание и отпаривание. разутюживание, заутюживание, приутюживание

Лекция № 2 (2 часа)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВТО

Ассортимент отечественного оборудования не обеспечивает возможности реализации современных способов ВТО в полном объеме, так как не выпускаются установки для дублирования деталей, а также дешевые однопозиционные прессы. Прессы, выпускаемые ОАО “Чебоксарский опытный завод”, могут быть использованы только на потоках большой мощности с выпуском более 400 изделий в смену и имеют достаточно высокую цену.

Кроме перечисленных характеристик современные установки для дублирования могут дополнительно оснащаться

системой световых меток, позволяющих проводить на нижних подушках ориентацию укладки правой и левой полочек или частей спинки;

Пароэлектрические – подошва нагревается электричеством, а пар для увлажнения поступает через отверстия в подошве от миниатюрного парообразователя

Электропаровые

подошва нагревается электричеством, а пар для увлажнения поступает по шлангу от парогенератора (УЭП-4)

Паровые – пар используется для нагрева и увлажнения

Схему см. л/р .

1. по назначению:

Гладильные (для оконч. и внутрипроц. ВТО)

Фальцовочные (для загибания краев деталей и их приутюживания)

2. по количеству выполняемых операций:

Универсальные (для выполнения различных операций за счет смены подушек)

Специальные (для выполнения определенных операций, подушки при этом не меняются)

3. по способу обогрева :

Электрические, Паровые, Комбинированные

4. по типу привода:

Пневматические, Гидравлические, Электромеханические

5. по давлению:

Тяжелые (Р= кг для формования полочек в М и Ж пальто)

Средние (Р= кг для внутрипроц. и оконч. ВТО пальто и костюмов)

Легкие (Р=1000 кг для внутрипроц. и оконч. ВТО изд. костюм. группы)

6. по конструкции

С откидным рукавом, карусельного типа, «тандем »

Лекция № 3 (2 часа)

ХАРАКТЕРИСТИКА И ПАРАМЕТРЫ ОБРАЗОВАНИЯ КЛЕЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

В производстве одежды широко применяется клеевая технология соединения двух и более слоев текстильных материалов полимерными связующими. В результате клеевого соединения слоев волокнистых материалов получаем композиционный текстильный материал, который обладает свойствами, отличными от свойств составляющих его материалов.

Получение клеевых соединений из двух слоев текстильных материалов с помощью клеев – расплавов достигается за два этапа: путем перевода адгезива в вязкотекучее состояние при формировании адгезионного контакта и стабилизации достигнутого состояния.

Основные требования, предъявляемые к полимерным клеям

Требования к клеям постоянно ужесточаются в связи с появлением новых материалов, повышением уровня экологической безопасности , совершенствования технологий и многих других факторов.

Полимерные клеи для изготовления одежды должны отвечать следующим требованиям:

1. обладать хорошей адгезией к текстильным материалам и образовывать соединения с высокой когезией;

2. иметь невысокую температуру плавления;

3. быть экологически безопасным как в процессе переработки, так и при эксплуатации одежды;

4. быть устойчивыми к процессам старения под воздействием внешних факторов в период эксплуатации одежды;

5. выдерживать неоднократную ВТО;

6. процесссклеивания должен быть управляемым, а показатели свойств получаемых клеевых соединений д. б. прогнозируемыми;

7. иметь низкую стоимость

8. Клеевые соединения должны быть достаточно эластичными, стойкими к влаге, светопогоде, химической чистке и стирке, а также не изменять своих свойств, при изменении температуры в определенных пределах.

9. Предъявляемые к клею требования, должны согласовываться с условиями эксплуатации изделия, с его назначением, характером работы узлов и швов изделия. В связи с этим, клеи не должны содержать веществ, вредно действующих на организм человека, они должны быть технологичными, устойчивыми к старению и выдерживать срок эксплуатации изделия.

Структура клеевого покрытия определяется способами его нанесения на текстильную основу. Технологически наиболее простым является насыпной способ нанесения термоклеевого покрытия, который осуществляется с помощью гравировального вала, в выемках которого находится порошок. Но этот способ не позволяет получать равномерное покрытие, что ухудшает технологические характеристики ТКПМ. Двукратное нанесение клея-раствора обеспечивает лучшую клеящую способность ТКПМ. Для нанесения относительно низкоплавких и низко - и средневязких расплавов рекомендуется применять оборудование, работа которого основана на принципе ратационной трафаретной печати.

Характеристика структуры клеевого покрытия

Структура ТПМ и название клеевой массы

Способ нанесения


Клеевое вещество

Текстильная основа

Пастообразная точка (старспот)

Точечный равномерный (форма точки - полусфера)

Паста из порошка дисперсностью 80 мкм

Нетканое полотно

Порошковая точка

Точечный равномерный (форма точки - спекшаяся полусфера

Порошок дисперсностью 80...200 мкм

2) с помощью машины ППТ-2: вместо игловодителя электрод, который нагревает и расплавляет пленку.

В настоящее время пленка используется крайне редко и только для «вспушки» бортов, воротников, закрепления низа рукавов в верхней одежде.

3. Полимерная сетка вырабатывается из полиэтилена высокого давления (ПВД) и применяется для дублирования основной ткани, с одновременным формообразованием и закреплением деформированной структуры ткани.

4. Клеевая паутинка - это нетканый изотропный клеевой материал с хаотичным расположением волокон, сцепленных между собой. Ширина полотна 60-90 см, Мs≤25 г/м2 (марка А) 25-60 г/м2 (марка Б). Используют для образования внутренних соединений (закрепление края борта, воротника, клапанов ) и закрепления подогнутых срезов деталей (низа рукава, изделия ). Клеевую паутинку сначала настрачивают на припуски деталей или подкладывают под строчку (обтачивающую или обметочную), а затем прессуют.

5. Тканые и нетканые прокладочные материалы с клеевым покрытием ,

6. Кромочные материалы изготавливают следующим образом: основа (льняная, полульняная или х/б) увлажняется до 70%, на нее наносится клей с помощью клиноносящего механизма (полосами) и высушивается. В раскройном цехе ткань разрезают на полоски шириной 10-12 мм и укладывают в соответствующие места на детали кроя и прессуют.

7. Клеевая нить – это моноволокно, изготовленное из термопластичного полимера, толщиной 0,3-0,5 мм. Клеевую нитку наматывают на шпульку универсальной машины (верхняя нить х/б или ПЭ) и настрачивают на припуски обрабатываемых деталей с последующим прессованием. Клеевую нить можно применять при обметывании

Основными производителями ТКПМ в мире являются следующие фирмы: «Куфнер», «Хансель», «Фройденберг» (Германия), «Кениг», «Балдин» (Бельгия), «Вилен» (Великобритания). В России ТКПМ производят: АО «Мамонтовка» (Московская обл .), АО ТИМ-холдинг (Красноярск), Нефтекамск.

Клеевая технология изготовления одежды

Клеевые швы при изготовлении одежды применяют, когда скрепляемые детали при носке одежды воспринимают нагрузки, направленные на сдвиг (прочность на сдвиг у клеевых соединений высокая) или подвергаются незначительным нагрузкам на расслаивание (прочность на расслаивание у клеевых соединений ниже, чем у ниточных).

К настоящему времени в швейной промышленности сложились три основных направления в области применения клеевого способа соединения – обработка краев деталей одежды, фронтальное дублирование и клеевая аппликация .

Виды клеевых швов

Схема шва

Вид клеевого материала, область применения

Соединительный по поверхности (накладной с открытыми срезами)

ТКПМ с точечным клеевым покрытием. Применяют для дублирования деталей одежды

В подгибку с открытым срезом

Клеевые пленки, паутинки, нити, реже – КПМ. Применяют для обработки низа рукава, изделия, воротников мужских пиджаков

В подгибку с закрытыми срезами

Клеевая нить, пленка, паутинка. Применяют для обработки клапанов, листочек и др.

В настоящее время разработано несколько технологий склеивания деталей одежды, имеющих универсальную и узко дифференцированную область применения. К ним относят:

Сегодня мы поговорим о ВТО – влажно-тепловой обработке тканей изделия в процессе пошива. «Портной гадит, а утюг правит» — гласит профессионально-народная поговорка. Действительно, благодаря действию воды, превращаемой в пар, высокой температуре и давлению можно видоизменять форму материла, а значит, изделия. Этот процесс также улучшает внешний вид готового изделия и устраняет дефекты пошива, такие как, например, стягивание строчки, излишнее растяжение, искривление строчки – утюжком можно подтянуть, например, уголок кармана, подтянуть угол воротника, если нет точной симметрии и т.д. Интересно, что на фабрике утюжильные работы оцениваются более высоким разрядом, а значит и зарплатой, чем швейные операции даже на самых сложных узлах, например, обработка прорезного кармана, втачивание рукава.
ВТО изделия сопровождает процесс пошива от подготовки ткани к раскрою до окончательной отделки. Иногда ткань перед раскроем нужно , иногда нужно просто прогладить для устранения заминов. Чтобы качество изделия было отличным, швы перед каждой последующей операцией с ними нужно проутюживать, чтобы строчки не стягивали ткань. На этом желательно не экономить электроэнергию и время. Готовое изделие необходимо отпарить или окончательно отутюжить.

Тема «Влажно тепловая обработка ткани» также актуальна для учащихся 5-го класса по предмету «Технология».

Оборудование ВТО

К оборудованию ВТО относятся прессы, утюги, паровоздушные манекены и отпариватели. Также не надо забывать и про утюжильную доску. К утюжильным «аксессуарам» можно отнести проутюжильник и валик, который заменяет колодки.

Прессы могут быть с ровной нагреваемой поверхностью для прессования бортов, воротника, низа верхней одежды, крепления клеевых прокладок к деталям. Применение пресса для ВТО верхней одежды и мужского костюма улучшает внешний вид изделий и, самое главное, отличает их от кустарного пошива. Если женскую одежду допустимо шить без применения пресса, то есть допускать какие-то «вольности», то мужской пиджак должен быть безупречного качества. Полочки мужского пиджака должны формоваться на прессе, борта и воротник должны быть отпрессованы на прессе. Или необходим утюг весом до 8 кг. Иначе «рыхлые» детали выдадут бренд «домашнее производство».

Есть прессы с заданной формой нагреваемой поверхности (с подушками) для формования полочек (передней грудной части плечевого изделия) мужской и женской верхней одежды, соединения их с клеевой прокладкой. Конечно, это не только улучшает качество, но и повышает производительность труда. Естественно, что прессы используются в серийном и в массовом производстве, поэтому подробности опускаю.

Паровоздушные манекены тоже используются на производстве. Пароманекены используются для окончательной обработки изделия. Манекен наполняется паром под давлением, и изделие не только приобретает нужную форму, но и ткань изделия становится объемнее, свежее, после слеживания ее в тюках и во время производства, устраняются замины, ласы. Отпариватель выполняет похожую функцию, но в отличие от паровоздушного манекена, не может придавать форму изделию. Он также используется при окончательной отделки изделия и не может заменить утюг. Сейчас отпариватели доступны и для домашнего применения.

Как бы ни был хорош пресс, он не может заменить утюг. Утюг применяют на всех стадиях производства, а в домашних условиях он единственный помощник. В ателье и на фабриках применяют утюги разной мощности и тяжести. В домашних условиях тоже желательно, хотя не обязательно, иметь два утюга: более тяжелый и легкий. Желательно, чтобы они были с функцией парообразования, и терморегулятором.

Современные утюги отличаются гладильной поверхностью, видом парообразования. Подошва утюга бывает из алюминия, нержавеющей стали, тефлоновая, титановая, керамическая и из комбинированных материалов. Скажу, что по сравнению с алюминием и нержавеющей сталью, тефлоновая поверхность более легко скользит по ткани, ткань менее прилипает и горит. Кроме того, этими утюгами я позволяю себе утюжить без проутюжильника по лицевой стороне изделия, и при этом не рискую припалить или оставить ласы. У более крутых утюгов есть съемные насадки для деликатных тканей. Не знаю, не пользовалась. Что касается производства пара, то здесь есть тоже различия. С одной стороны, современные утюги снабжены паровым ударом, что не плохо, но отрицательно то, что пар при высокой температуре производится всегда, когда он и не нужен. Бывают ситуации, когда требуется высокая температура, но при этом категорически не нужен пар. Понятно, что выливать воду на промежуточном этапе, чтобы потом ждать, когда остынет утюг, чтобы снова залить воду, потом снова нагревать утюг – это ужасно. В более ранних моделях пар подавался по необходимости кнопкой. Кстати, про более ранние модели: были утюги со съемной камерой для воды. Это просто потрясающая вещь, к сожалению, я таких утюгов больше не встречаю. Такие «навороты», как автоматическая чистка от накипи – маркетинговый ход. Эта функция не вечна и приносит неудобства в виде высыпающегося «песка». Во всяком случае, у меня такой опыт.

Утюжильная доска – необходимый предмет при профессиональном пошиве изделий. На столе невозможно качественно утюжить готовые вещи. Доска должна быть лучше средних размеров, чтобы удовлетворяла большему количеству операций. Покрыта достаточным слоем тканевой прокладки для впитывания пара и лучшего выутюживания изделий. На жесткой доске ткань останется «сморщеной».

В заключение хочу сказать, что синтетические материалы при воздействии высокой температуры, если меняют форму, то этот процесс не обратим. Это говорит о том, что при утюжке надо быть аккуратным: не допускать заминов, которые потом невозможно будет разгладить. Здесь же отмечу, что именно по этой причине для гофре и плиссе используют либо синтетические ткани, либо натуральные с добавлением синтетических волокон.

Так же хочу добавить, что терморегулятор можно во включенном состоянии передвигать только в сторону увеличения. Также и ткани, особенно не знакомые, лучше начинать утюжить с более низких температур, а потом постепенно добавлять, чтобы не испортить изделие. Если у вас нет пробного кусочка ткани, то утюжить начинайте осторожно носиком утюга, либо на припуске шва, либо где-то с краю подгибки низа.

За весь свой опыт швейных работ скажу, что лучшим способом очистки подошвы утюга от пригара считаю чистку солью. На газету насыпать любой (можно крупной) соли, и горячим утюгом поводить по ней с усилием до тех пор, пока поверхность подошвы утюга не станет чистой.

С любовью, Ольга Злобина.

Влажно-тепловая обработка изделий занимает ответственное место в процессе пошива одежды. Путем влажно-тепловой обработки изделию придают необходимую объемную форму, разутюживают швы, устраняют неровности, морщины и замины деталей, снимают ласы. Сущность влажно-тепловой обработки состоит в том, что под действием тепла и влаги волокна ткани пластифицируются и переходят из обычного в высокоэластичиое состояние, благодаря чему их можно удлинять, сокращать, утонять и придавать им нужную объемную форму. Влажно-тепловую обработку осуществляют путем увлажнения ткани и нагрева ее утюгом, каландрами или подушками гладильного пресса. Различают следующие виды операций влажно-тепловой обработки: разутюживание и заутюживание швов, сутюживание и оттягивание деталей, выдавливание линий, загибка краев деталей. Разутюживанием разглаживают швы на обе стороны и закрепляют их в таком положении (боковые швы пальто, пиджаков, шаговые и боковые швы брюк и т. д.). Заутюживанием заглаживают швы или края деталей в одну сторону (плечевые и боковые швы легкого платья, блузок и т. д.). Сутюживанием и оттягиванием изменяют размеры отдельных участков деталей одежды и придают деталям необходимую пространственную форму. При сутюживании принудительно сокращают размеры ткани (например, при создании выпуклости на поле в области груди). При оттягивании, наоборот, размеры ткани увеличиваются, т. е. раздвигают нитки в ткани (например, при оттягивании подворотника, задних половинок брюк). Выдавливание применяют для нанесения линий соединения деталей, декоративной отделки одежды (обработки планки рубашки, воротника мундира, листочки и т. д.) и придания формы изделиям (правка головных уборов). Загибка краев деталей, или фальцевание, необходима, например, при обработке хлястиков, поясов, накладных карманов, клиньев и других деталей. Для выполнения перечисленных операций применяют три способа влажно-тепловой обработки: глажение, прессование и отпаривание. При глажении гладильную поверхность (утюга, каландра) при некотором давлении передвигают по увлажненной ткани, при этом выравнивают поверхность деталей, устраняют замины, складки и неровности ткани, разутюживают швы и т. д. Прессование применяется для утонения деталей одежды и выравнивания их поверхности. Прессование заменяет многие операции, выполняемые глажением. Прессование более производительно и дает высокое качество обработки. Выполняют его на гладильных прессах. Отпаривание снимает напряжения с волокон ткани, которые возникают при глажении и прессовании, а также способствует удалению лас и приданию ткани равномерной матовости. Ласы - местный неприятный блеск па отдельных участках изделий, появляющийся при влажно-тепловой обработке тканей при большом давлении и высокой температуре. Изделия отпаривают и снимают с них ласы под воздействием влажного пара с помощью специальных отпаривателей, а также утюгами (через увлажненные проутюжильники), паровыми прессами или на паровоздушных манекенах. После влажно-тепловой обработки изделия охлаждают и просушивают для стабилизации полученной в процессе глажения и прессования формы.

Операции влажно-тепловой обработки: 1 - разутюживание; 2 - заутюживание; 3 - сутюживание; 4 - выдавливание линий; 5-загибка краев деталей; 6 - прессование

При пошиве различных изделий часто требуется проводить влажно-тепловую обработку ткани. Например, при пошиве брюк иногда требуется точнее "посадить" брюки по фигуре, задние половинки брюк в местах ягодиц нужно расширить, растянуть влажный участок ткани утюгом и таким образом придать дополнительный объем в этом месте. Некоторые участки брюк наоборот нужно заузить. Без влажно-тепловой обработки не обойтись при втачивании рукава, окат которого должен плавно продолжать линию плеча и др.

Что такое декатирование ткани

Чаще всего, под влажно-тепловой обработкой подразумевается декатирование ткани, проще говоря, искусственная усадка ткани, имеющей в своем составе хлопчатобумажные или шерстяные волокна.
Особенно это актуально для современных смесовых тканей на трикотажной основе содержащих хлопковое волокно, тканей типа стрейч.

Чтобы определить, нужно ли проводить декатировку ткани проутюжьте горячим утюгом небольшой участок ткани (уголок). Если ткань изменила свои размеры, значит, ее обязательно нужно декатировать, иногда даже "постирать" в теплой воде и слегка просушив, прогладить горячим утюгом по изнаночной стороне до полного высыхания.
Если этого не сделать время, то после стирки размеры одежды могут сильно уменьшиться. Брюки станут короткими и узкими, рубашка тесная в плечах и т.д.

Некоторые ткани при увлажнении дают большую усадку по длине и несколько меньшую по ширине. Некоторые ткани дают одинаковую посадку в обоих направлениях, что влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды не только в длину, но и в ширину. Во избежание появления такого "эффекта" после стирки шерстяные ткани или ткани из искусственных волокон (креп, штапель и др.) обязательно проверьте на усадку и если требуется, проведите влажно-тепловую обработку, декатирование.

Процесс влажно-тепловой обработки заключается в увлажнении ткани, пропаривании ее волокон и последующем просушиванием.
В домашних условиях декатирование производят следующим образом. Шерстяную или хлопчатобумажную ткань равномерно увлажняют (пульверизатором) с изнаночной стороны, а затем проутюживают через тонкую ткань в долевом направлении до полного просыхания.

Особенности декатирования различных тканей


Ткань из искусственного волокна вначале замачивают в воде, слегка отжимают, завертывают в сухую простыню, через 2-3 часа ткань развертывают и проутюживают по изнаночной стороне.
Перед влажно тепловой обработкой тканей с набивным рисунком рекомендуется проверить стойкость красителя путем замачивания образца.


Хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани перед раскроем можно не декатировать, а только прогладить для удаления помятостей и сгибов, слегка увлажняя и утюжа с изнаночной стороны по долевой нити. Перед декатировкой необходимо проверить на небольшом кусочке ткани, не остаются ли на ней пятна от воды и утюга.
Льняные ткани замочите вначале в горячей воде, отожмите и просушите и слегка во влажном состоянии проутюживайте с изнаночной стороны.
Декатируя хлопчатобумажные ткани, сбрызгивайте их пульверизатором, проутюживайте с изнаночной стороны в направлении долевой нити. если ткань не слишком плотная, то этот процесс можно выполнить без пульверизатора, проутюжив ткань паровым утюгом .


Шерстяные, полушерстяные заверните в хорошо увлажненную в растворе простыню (на 2 литра теплой воды 1 столовая ложка уксуса и 1 чайная ложка соли) и оставьте на 10-12 часов. Разверните, сложите вдвое по долевой нити лицевой стороной внутрь, совмещая кромки. Проутюжьте с изнанки стороны в долевом направлении через хлопчатобумажную или льняную проутюжку.


Ткани из натурального шелка имеют незначительную усадку. Их достаточно проутюжить через влажный проутюжильник, совмещая долевую нить. Но в некоторых случаях можно выполнить влажно-тепловую обработку (особенно креповые ткани), добавляя в воду немного желатина. Затем подсушить и проутюжить в слегка увлажненном состоянии.
Креповые, шелковые и штапельные ткани смочите в теплой воде с уксусом, отожмите и, не выкручивая, высушите в тени, без провисания и растягивания. Сложите пополам, проутюжьте по долевой нити с изнаночной стороны.


Ткани с лавсаном утюжить нужно только с изнаночной стороны не очень горячим утюгом через слегка увлажненный фланелевый проутюжильник.
После декатировки шерстяных, полушерстяных, шелковых и штапельных тканей нужно срезать кромки, поскольку усадка кромки будет заметно меньше, чем усадка полотна ткани.

Ткани из синтетических волокон при воздействии на них утюгом дают значительную усадку, поэтому их надо обязательно проутюживать перед раскроем.

Иногда встречаются ткани с перекосом нитей. Если перед раскроем не устранить этот дефект, изделие будет плохо сидеть, детали будут перекошены, швы искривлены.
Для устранения перекоса ткани нужно выдернуть вдоль срезанного края (поперечное направление) уточную нить и сложить ткань пополам в долевом направлении. Совместите края ткани по линии, оставленной выдернутой нитью и долевыми кромками. Сколите ткань по краям и кромкам булавками, затем проутюжьте через мокрый проутюжник, расправляя и перетягивая ее.

Необходимо добиться исчезновения слабины и заломов, совпадения долевых и поперечных нитей на верхней и нижней части полотна ткани. Но, если вы заметили этот дефект сразу после покупки, то лучше ткань вернуть в магазин. Это считается заводским дефектом и вам обязаны обменять такую ткань или вернуть деньги.

Многие современные ткани содержат примеси различных волокон, как правило, это связано c технологическими особенностями их производства. Например, ткани стрейч должны быть крепкими, в то же время эластичными и растяжимыми и содержать примесь хлопковых волокон. Для производства таких тканей используется несколько типов волокон, каждое из которых придает определенное свойство ткани, поэтому влажно-тепловая обработка этих тканей, декатирование - это одно из условий, что сшитое вами изделие не изменит своих размеров и форм впоследствии.

Однако, вы должны учитывать, что такая предварительная обработка ткани требуется на всегда. Поэтому, вначале проверьте на небольшом кусочке ткани ее свойства, и лишь после этого решайте, нужно искусственно делать усадку ткани или нет.
См. также


Качество исполнения швейных изделий, их внешний вид зависят от того, насколько старательно придерживаетесь вы основных правил выполнения машинных и влажно-тепловых работ в процессе пошива. Именно тщательность выполнения всех видов работ и соблюдение технических условий на всех этапах обеспечивают профессионализм изготовления вещи и отличают ее от небрежно выполненных любительских изделий. Не может быть красивым и элегантным платье с искривленными строчками, затянутыми припусками на шов, плохо вывернутыми уголками воротников и многими другими мелкими недостатками.

Перед стачиванием детали следует сметать или сколоть булавками и проверить правильность соединения. Стачивают со стороны менее растягивающейся и не имеющей посадки ткани.

При стачивании детали изделия располагают слева от иглы, а припуски на шов — справа.

Припуски шва стачивания желательно выровнять по ширине перед их соединением и при пошиве срезы деталей нужно совмещать.

Строчки швов стачивания должны быть ровными, прямыми и проходить точно по линиям кроя деталей. Отклонения их в стороны, кривизна шва вызывают на поверхности изделий появление вздутий, затяжек и неровностей, которые часто пытаются убрать с помощью утюга, что удается лишь на очень короткое время.

В начале и конце строчки нужно сделать закрепки двойной обратной строчкой длиной 0,7-1см. Закрепки предохраняют шов от распускания. Делают их, нажимая во время стачивания на рычаг обратного хода. Если в вашей машине пользоваться этим рычагом неудобно, скрепляйте шов, завязывая концы ниток узелками.

Концы верхних ниток отделочных строчек нужно вытянуть наизнанку и завязать, чтобы не допустить их распускания.

При соединении деталей разной величины строчку выполняют со стороны меньшей из них. При соединении деталей, имеющих угол, и прокладывании на них отделочных строчек, шов выполняют до вершины угла, оставляя иглу в ткани, поднимают лапку и разворачивают изделие, не вынимая иглы из материала. Расположив детали для стачивания или выполнения отделочной строчки на второй стороне угла, лапку опускают и продолжают строчку. При стачивании деталей с углом припуск на шов в уголке нужно рассечь почти до самой вершины (не доходя 1 -2 мм). При недостаточном рассекании припуска выполнить угол хорошо не удается.

Вытачки стачивают от широкого конца к узкому.

Обметывают срезы на режиме зигзаг или петельным швом. Ширина зигзага 0,3-0,5см. Перед обметыванием швы выравнивают по ширине, подрезая ножницами.

Ширина припусков на внутренние швы 0,5-1см, на открытые швы 1,5-2см. Внутренние швы обметывают только на очень сыпучих тканях. В изделиях из некоторых видов тканей и трикотажа, срезы которых не осыпаются, швы можно не обметывать.

При стачивании деталей криволинейной формы припуски на шов следует подрезать, чтобы они не стягивали шва и не портили внешнего вида изделия.

На припуске вогнутого шва делают рассечки, не доходящие до строчки на 2-4мм. Чем больше изогнут шов, тем чаще его необходимо рассекать.

На выпуклых изгибах деталей припуски на шов подсекают уголками, т. е. убирают излишек ткани, и при вывертывании детали на припуске не образуются заломы и морщины.

При стачивании нескольких слоев ткани можно избежать большой толщины шва, подрезая некоторые припуски. Так, при соединении деталей с прокладкой припуск прокладки вырезают до самой строчки.

Стачивание деталей с разным припуском на шов выполняют со стороны той из них, которая имеет меньший припуск.

При соединении деталей верха с подкладкой строчку выполняют со стороны подкладочной ткани, иначе машина может сильно сосборить и посадить подкладку в шве.

Стачивая детали, одна из которых имеет сборку, строчку выполняют по несборенной детали. Сборка должна располагаться снизу, так как иначе при стачивании лапка смещает ткань, равномерность сборки нарушается, возникают складки и замины. Для образования сборки прокладывают две параллельные строчки с расстоянием между ними 0,5см. Стягивая одновременно две нитки обеих строчек, равномерно распределяют посадку. Концы ниток завязывают, детали сметывают. Притачивая деталь со сборкой, шов прокладывают между двумя строчками сборки (рис. 1).

Сметанные срезы стачивают, отступив от линии сметки 1мм в сторону припуска на шов.

При обтачивании уголков (воротника, борта, манжет и пр.) припуск на шов в них подрезают таким образом, чтобы при вывертывании детали припуски не накладывались внутри друг на друга, но при этом не образовывались пустоты (рис.2).

В концах швов (на краях изделия) припуски подрезают уголками (рис. 3).

Во время стачивания деталей из трикотажа или сильно растягивающихся тканей слегка растягивают шов, чтобы он был более эластичным. Если шов не должен растягиваться, в него следует проложить тесьму. Эластичные швы на трикотаже и других растягивающихся материалах лучше выполнять на режиме зигзаг шири-ной 0,1-0,2см. Длину стежка в этом случае следует установить немного меньше обычной (0,1-0,2см).

При стачивании деталей следят за правильностью натяжения ниток. Строчка не должна петлять, узелок стежка должен образовываться в ткани, а не на поверхности. Шов не должен стягиваться. Проверяют правильность натяжения ниток следующим образом. Берут кусочек стачиваемой ткани, складывают под углом 45° и строчат на небольшом расстоянии от сгиба. Растягивают полученный шов; если он порвется, смотрят какая нитка лопнула — верхняя или нижняя, и ослабляют натяжение этой нитки. Проверяют строчку еще раз и, регулируя натяжение ниток, добиваются, чтобы строчка не рвалась.

Перед стачиванием деталей из бархата срезы сметывают двумя параллельными строчками. Строчку стачивания прокладывают между ними. Стачивают детали из вельвета и бархата при слабом натяжении ниток.

При работе на швейной машине с разными видами тканей очень важно правильно подобрать иглу и нитки. Для тонких ниток нужны тонкие иглы, и наоборот.

Иногда при пошиве очень плотных материалов, кожи, замши, некоторых видов синтетического трикотажа игла делает частые пропуски стежков из-за повышенного трения и растяжения ниток во время образования стежка. В этом случае следует, не меняя нитки, заменить иглу на более толстую. При стачивании деталей из искусственной кожи или некоторых дублированных материалов игла иногда разогревается настолько, что расплавляет пластик или клей. Они залепляют конец иглы и ушко, и стежки не образуются. Избежать этого помогает смазывание шва машинным или растительным маслом или пропитка ими ниток. Скорость работы машины при этом нужно уменьшить, а длину стежка увеличить.

Кожа обладает повышенной прорубаемостью, поэтому для стачивания ее лучше пользоваться специальными плоскими иглами. Кроме того, искусственная кожа имеет увеличенную растяжимость во всех направлениях, поэтому при стачивании деталей в большинстве случаев в швы следует прокладывать кромку или специальную тесьму.

Швы, несущие большую нагрузку (плечевые, втачивания воротника, рукавов, соединения лифа с юбкой, шов сидения брюк), выполняют двумя строчками, а в некоторых случаях в шов подкладывают тесьму или кромку.

Во всех видах швейных изделий воротники, манжеты, борта, листочки, клапаны карманов выполняют с прокладкой. Материал прокладки зависит от ткани верха. Для пальтовых и плотных шерстяных тканей это может быть бортовка, плотный флизелин, бязь с клеевым покрытием. Для костюмно-платьевых тканей в качестве прокладки используют тонкий флизелин, флизелин с клеевым напылением, бязь и мадаполам. Для очень тонких шелковых и хлопчатобумажных тканей следует применять прозрачный капрон (жесткий), а также батист или очень тонкий флизелин.

Отделочные строчки прокладывают с лицевой стороны изделия. Но в тех случаях, когда для них применяются нити «люрекс» или толстые нитки типа ириса, их заправляют в челнок и выполняют строчку с изнанки, чтобы на лицевой стороне изделия была нижняя нитка.

В изделиях из трикотажных полотен и тканей с металлизированной или металлической нитью при выполнении швов часто имеет место выдергивание иглой нитей и появление множества затяжек. Чтобы избежать этого очень неприятного эффекта, пользуются только новыми острыми иглами и по возможности шелковыми или полиэфирными нитками Под шов при стачивании подкладывают полоски бумаги или кальки. После стачивания бумагу удаляют.

При недостаточном натяжении верхней и челночной ниток иногда возникает дефект «оскал» шва, т. е. при разутюживании стороны деталей оказываются не прижаты друг к другу и в шве видны нитки строчки. Для устранения дефекта следует увеличить натяжение челночной нитки и подстроить под нее натяжение верхней, чтобы «оскал» исчез.

После стачивания швы и отделочные строчки проутюживают. В этой работе следует придерживаться следующих правил.

Каждый шов нужно проутюжить через влажную ткань (проутюжильник) до полного высыхания. В качестве проутюжильников применяют льняные или хлопчатобумажные белые ткани — бязь, мадаполам, полотно. Ткань следует смочить и хорошо отжать, чтобы на изделии не оставались мокрые пятна. Чтобы припуск шва не отпечатывался с лицевой стороны, под него подкладывают плотную бумагу или деревянную линейку.

При приутюживании обтачных деталей и деталей, имеющих сложную форму, нужно пользоваться шаблонами из плотной бумаги. Шаблон вырезают точно по форме детали без припусков на швы и вкладывают внутрь или накладывают на изнаночную сторону детали. Приутюживание следует выполнять с той стороны детали, на которой виден кант (т. е. с нижней стороны); кант нужно выправлять, добиваясь его равномерности и четкой, правильной формы сторон обтачных деталей.

Швы на тонких тканях в основном заутюживают в одну сторону, на толстых — разутюживают.

Припуски плечевых швов заутюживают на полочку, если на спинке есть вытачка, на спинку, если вытачки нет, или разутюживают.

Припуски боковых швов заутюживают на спинку, если есть боковая вытачка, и на полочку, если вытачки нет. Припуски на швы в двухшовном рукаве заутюживают на верхнюю половинку; в одношовном разутюживают, если вытачки нет, заутюживают к линии переднего переката, если есть локтевая вытачка; средний шов заутюживают на переднюю половинку.

Рельефы, вытачки от плечевых срезов и линии талии заутюживают к середине полочки или спинки. Нагрудные вытачки, идущие от боковых срезов, заутюживают вниз, швы притачивания кокеток — на кокетки (рис. 4).

Изделия приутюживают по изнаночной стороне через влажную ткань. Двигать утюг нужно, придерживаясь направления нитей основы, при перемещении утюга по косой нити ткань растягивается.

Если с лицевой стороны детали залоснились, удалить блеск (ласы) можно, положив на этот участок сложенный в несколько слоев влажный проутюжильник и слегка прикасаясь к нему утюгом. Пар распрямит заглаженные волокна ткани, и блеск исчезнет. Швы заутюживают на ребро с изнаночной стороны, расположив детали в сложенном виде с одной стороны, а припуск шва — с другой от линии строчки.

Приутюживание швов на бархате и вельвете проводят, подложив под шов одежную щетку из натуральной щетины или сложив ткань «лицом к лицу», не нажимая на утюг, а лишь слегка касаясь им ткани. Шелковый бархат гладят на весу. Замины ворса на бархате и вельвете удаляют при помощи мокрой ткани, сложенной в несколько слоев, прикасаясь к ней утюгом, и щетки, которой разглаживают смятый ворс, а также над паром, расправляя ворс щеткой.

Перед проведением влажно-тепловой обработки изделия нужно удалить с материала все меловые линии, отметки и нитки сметывания.

Влажно-тепловую обработку подкладочных и ацетатных тканей лучше выполнять без увлажнения, так как вода может оставлять на них пятна. Если же ткань не разутюживается, слегка смочите из пульверизатора проутюжильник (не допуская крупных пятен на нем) и гладьте через него.

Хлопчатобумажные и льняные ткани можно гладить без проутюжильника, сбрызгивая с изнаночной стороны водой из пульверизатора.

При приутюживании оката рукава сначала заутюживают шов втачивания с изнаночной стороны на ребро, носиком утюга осторожно расправляя и сутюживая сборку оката. Укладывать на доске изделие следует таким образом, чтобы внизу лежала ткань лифа, а сверху — рукава. На окате приутюживают припуск шва и 1-2см оката рукава; низ проймы и оката утюжат, заходя на ткань рукава на 3-5см. Старайтесь не растягивать шов втачивания. С лицевой стороны верх рукава и окат приутюживают на специальной подставке или на весу с помощью небольшой подушечки.

Чтобы избежать наплывов ткани, сначала шов нужно разутюжить и лишь затем заутюжить на сторону.

Во всех обтачных деталях, прежде чем их вывертывать, шов обтачивания нужно разутюжить. Если этого не сделать, очень трудно добиться ровного канта и четкой прямой линии обработанного шва.

Особенно важно не пропустить эту операцию при обтачивании борта, лацканов, воротника. Приутюживание выметанных деталей выполняют в два приема: сначала проводят легкую предварительную, а затем, после удаления ниток, окончательную усиленную обработку с увлажнением.

При проведении влажно-тепловой обработки изделия соблюдайте тепловой режим. Нарушение его часто приводит к возникновению опалов, изменению цвета, образованию пятен и лас. Поэтому проверьте сначала на лоскуте, какой режим утюга обеспечивает хорошее проутюживание вашей ткани и не допускает возникновения дефектов.

После обработки шов детали должны остыть на гладильной доске до полной фиксации приданной им формы.