Рукодельный кружок. Программа кружка "мастерская рукоделия". Объемное моделирование методом лепки или заливки

Рогозина Елена Николаевна
Кружок «Креативное рукоделие»

Дети в моей группе очень активные, подвижные, непоседливые, поэтому моя ежедневная проблема – это увлечь их, занять полезным делом. Появилась идея – организовать в моей группе кружок «Креативное рукоделие». Нетрадиционные техники выбраны мною неслучайно. Наше время требует творческих, нестандартных людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном. Креативные виды рукоделия привлекают детей своей новизной, необычностью, разнообразием и эстетикой используемых материалов, внешней привлекательностью результата.

Нами была составлена план-программа кружковой работы, включающая в себя: глоссарий, пояснительную записку, цели и задачи, техники, перечень материалов и инструментов, правила безопасной работы и перспективный план на год.

Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию. При работе используется большой набор инструментов и приспособлений, поэтому особое внимание уделяется правилам работы с материалами и инструментами. Все занятия проходят под руководством взрослого малыми подгруппами

Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности, на наш взгляд, работает на решение сразу нескольких развивающих задач:

Развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,

Развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,

Формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами,

Знакомство с новыми техниками и технологиями,

Умение применять их на практике.

Хочу рассказать о наиболее интересных техниках рукоделия.

Скрапбукинг (от англ. skrap – вырезка, book – книга, буквальный перевод – «книга из вырезок») – это вид рукоделия в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек. На фото открытки к различным праздникам и блокнот, который дарили дети своим мамам на 8 марта.

Декупаж или салфеточная техника (от франц. «вырезать») – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. На фотографии различные бытовые предметы, украшенные детьми в технике декупаж.

Торцевание – достаточно новая и интересная техника работы с разными видами бумаги, при которой бумага накручивается на основу (стержень от ручки) и приклеивается к основе торцевой стороной. Коллективные работы панно «Золотая рыбка» и апельсиновое дерево.

Техника плетения из фольги – основана на скручивании полос и переплетении между собой полученных заготовок, основной материал – фольга.

Техника «скатывание из салфеток». Кусочки салфеток смачиваются в воде и скручиваются в маленькие шарики. После высыхания их наклеивают на основу и декорируют.

Рисование на камнях – создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Божьи коровки, арбуз, смешные мордашки. С разрисованными камешками дети с удовольствием играли весь год. Все работы украшают нашу группу или используются в игровой деятельности.

Эта работа была бы невозможна без помощи родителей, так как некоторые материалы (специальная бумага, наклейки, пайетки и т. д.) стоят недешево, но зато результат превосходит все ожидания. На слайде представлена часть материалов, используемых нами в работе. Все это можно приобрести в магазине «Кудесница».

За год работы мы с детьми и родителями сделали много интересных вещей и несколько работ отправили на международную выставку в Монголию.

В результате мои дети стали более внимательными и усидчивыми, научились самостоятельно занимать себя полезными делами, кружковая работа способствовала развитию универсальных предпосылок учебной деятельности (действовать по инструкции, по образцу, произошло развитие мелкой пальцевой моторики, в процессе совместной деятельности дети учились общаться по-деловому, расширился их общий кругозор, и, наконец, все мы, и дети и родители получили много удовольствия от совместной творческой деятельности.

В планах у нас продолжить эту работу, познакомиться с новой техникой квиллинг – искусство создания различных композиций из закрученных в рулончики полосок бумаги, возникшее в средневековой Европе, продолжать совершенствовать технические навыки, изготовлять поделки миксом из нескольких техник и может быть даже придумать свою оригинальную креативную технику рукоделия.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СШ №1

С.Г.Кокшарова

«__»_____________г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

Протокол №_____

от «__»__________г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

МБОУ СШ № 1

О.В.Саляхова

«__»_____________г.

Количество часов в год: 68

Количество часов в неделю: 2

Составитель: Алексеева А.О.

учитель технологии

2015-2016 учебный год.

Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Рукодельница»

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.

Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю ).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

· Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

· Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).

· Содействие жизненному самоопределению учащихся.

· Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

· Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

· Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

· Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

· Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

· Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

· Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

· Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

· Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

· Развивать положительные эмоции и волевые качества.

· Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

· Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические :

· Формирование общественной активности.

· Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

«Рукодельника »

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

Лоскутная пластика

Поурочное планирование занятий

кружка по декоративно – прикладному искусству

в 2015 – 2016 учебном году

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Раздел, тема

Количество часов на раздел

Количество часов на тему

Дата

план

факт

Вводное занятие

Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

Изонить

3.1 Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами. Материалы, инструменты, оборудование

3.2 Последовательность выполнения угла

3.3 Последовательность выполнения окружности.

3.4 3 Последовательность выполнения узора из углов и окружностей

3.5 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

3.6 Вышивка по выбранным схемам

3.7 Оформление готовых работ

Вышивка

4.1 Требования по технике безопасности при работе с инструментами

4.2 Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы

4.3 История вышивки

4.4 Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок.

4 5 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

4.6 Вышивка по выбранным схемам

4.7 Оформление готовых работ

Лоскутная пластика

5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

5.5 Сборка готового изделия.

5.6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов.

5.7 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

5.8 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.

Итого:

Учебно-методическое обеспечение программы:
Инструкционные карты и схемы базовых форм.
Инструкционные карты сборки изделий.
Схемы создания изделий
Образцы изделий.

Инструкции по технике безопасности
Лучшие работы детей.

Планируемые результаты, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Знать:

· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

· Народные художественные промыслы России и родного края.

· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

· Способы навешивания нитей.

· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

· Основные приемы и элементы лоскутного шитья.

· Иметь представление о традициях разных стран.

· Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Уметь:

· Правильно организовать свое рабочее место.

· Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

· Работать с электронагревательными приборами.

· Выполнять правила техники безопасности.

· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.

· Работать по шаблону.

· Приобрести навыки работы с лоскутками.

· Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.

· В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

1. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.

2. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

3. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.

4. Уроки труда. 5 класс. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы-

Обучающие:

Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

Раскрыть истоки народного творчества;

Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

Формирование творческих способностей, духовной культуры;

Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка «Мастерская рукоделия» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из учащихся 6-8 классов. Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 3 занятие в неделю по 1.5 часа. 1 занятие в неделю для учащихся обучающихся во вторую смену, 2 занятия для учащихся обучающихся в первую смену.

Структура программы

Программа кружка «Мастерская рукоделия» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

    Сутажная вышивка и украшения из сутажа.

    Подарочная упаковка

    Изготовление чулочной куклы

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

Эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах –выставках районного, городского, областного, всероссийского и международного уровня.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете технологии (между сменами).

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал:

Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из текстиля и бумаги. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

О месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

О видах декоративно- прикладного искусства;

О проектной деятельности.

умения:

Работать нужными инструментами и приспособлениями;

Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала

Работать с различными материалами.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей - участие в международных и всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества, а также организация и проведение конкурсов- выставок на базе МАОУ «Лицей №121».

Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»

1 год.

Сутажная вышивка и украшения из сутажа

Изготовление сережек «Капля росы»

Сент

Изготовление подвески.

Сент

Подарочная упаковка

Подарочный пакет

Окт.

Подарочная упаковка «Купюрница»

Окт.

Подарочная упаковка «Книжка в подарок»

Окт.

Изготовление новогодних игрушек из текстильных материалов

Зимний ангел

Нояб.

Ангелочек «С любовью в сердце»

Нояб.

Ангел « Нежность»

Нояб.

Изготовление текстильной куклы

Мишка-тильда

Дек.

Кукла «Фея доброе утро»

Дек.

Кукла «Альки-«сплюшки»

Янв.

Изготовление чулочной куклы

Хозяюшка- Благополучница

Фев.

Домовенок Кузя

Март

Изготовление швейного изделия

Пошив швейного изделия «Летняя фантазия»

Апр.

Май

Подведение итогов. Выставка работ.

1.5

Май

105

Рабочая образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка декоративно- прикладного искусства

«Смастеримка»

Возраст детей 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Смастеримка » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Смастеримка » рассчитана на детей с 8 до 10 лет, то есть со 2 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,

Научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

v обучение умению планирования своей работы;

v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

v создание условий к саморазвитию учащихся;

v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

v воспитание уважения к труду и людям труда;

v формирование чувства коллективизма;

v воспитание аккуратности;

v экологическое воспитание обучающихся;

v развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы , лежащие в основе программы:

v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

v практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

v объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

v репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

v частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

v исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

v фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

v индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

v групповой – организация работы в группах;

v индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе

Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

1 . Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2 . Работа с бумагой и картоном (4 ч.)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Театр из конусов (4 ч.)

Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

4. Работа с фольгой, фантиками (4 ч.)

Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки - фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга - прекрасный материал для изготовления всяких поделок - полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

5. Работа с ракушками, песком (3 ч.)

Использование ракушек для украшения цветочных горшков.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количесство воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

7. Работа с цветными нитками (4 ч.)

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа со скорлупками (4 ч.)

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления розы из гофрированной бумаги.Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.

Учебно – тематический план

кружкового объединения « Смастеримка »

Тема

Количество часов

Работа с природным материалом

Работа с бумагой

Театр из конусов

Работа с фольгой, фантиками

Работа с ракушками, песком

Работа с соленым тестом

Работа с цветными нитками

Работа со скорлупами

Работа с гофрированной бумагой

Всего

Тематическое планирование кружкового объединения " Смастеримка "

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Цели

Оборудование и материалы

Работа с природным материалом

1. Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

"Осенний букет"

"Сова"

"Домик "

"Дружная семейка на прогулке"

Работа с бумагой

1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой,

срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.

"Птичка"

"Гвоздики для дедушек"

"Домик"

4."Мамочке любимой"

Театр из конусов

1. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

2. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Белая, цветная бумага, ножницы, клей ПВА

"Мышки"

"Царевна лягушка"

"Тигр"

"Морячок"

Работа с фольгой, фантиками

1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.

2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.

3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки

"Мимоза"

"Удивительное дерево"

"Волшебная бабочка"

Изготовление игрушек к Новому году

Работа с ракушками, песком

3

1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

"Цветочные горшки"

1

"Жар-птица"

1

"Мышка"

1

6.

Работа с соленым тестом

4

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

"Рисуем тестом"

1

"Милые сердечки"

1

"Подсолнух"

1

"Божья коровка"

1

7.

Работа с цветными нитками

4

1. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

2. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.

3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

"Лебеди"

1

"Ваза с цветами"

1

" Снеговик "

1

" Кролик "

1

8.

Работа со скорлупками

4

1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,

ореховая скорлупа.

«Божья коровка»

1

"Клоун"

1

"Утенок"

1

" Золотая рыбка "

.

1

9.

Работа с гофрированной бумагой

3

1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

"Розочки"

1

" Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек."

1

охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Надоело проводить свободное время у телевизора? Хотите освоить новые для себя виды рукоделия? Список наиболее популярных, интересных и современных вариантов поможет вам сориентироваться в многообразии возможностей. Читайте, смотрите фотографии! Выбирайте, пробуйте сделать сами!

Как не запутаться новичку

Если вы в первый раз решили изучить, какие бывают виды рукоделия, помните, список их очень большой. Чтобы не потеряться в обилии новой информации, просмотрите разные варианты по категориям. Они классифицированы именно так. Подобное разделение не является общепринятым, а сделано для удобства восприятия текста. Один и тот же вид можно отнести к разной группе в зависимости от параметра классификации (используемого материала, способа обработки, получающегося объекта).

Здесь за основу взята группировка по типу используемого материала:

  • ткань;
  • нитки;
  • бумага;
  • стекло;
  • массы для моделирования;
  • природные материалы.

Рассмотрены также самые популярные варианты. Наберитесь терпения и изучите все виды рукоделия. Список, конечно, достаточно большой, но узнав технологию изготовления понравившейся вам вещи, возможно, вы заинтересуетесь именно этим способом. Каждый из них оригинален и стоит потраченного времени. Одни подходят даже детям, другие доступны только опытным, хотя попробовать сделать оригинальную вещь самостоятельно может любой.

Все виды рукоделия своими руками: список вариантов работы с нитками

Как уже говорилось, классификация достаточно условна. В эту группу можно отнести как традиционные способы, так и достаточно оригинальные и новые:


Все вышеперечисленные способы отлично подходят для творческих изысканий. Они позволяют даже без особых приспособлений и навыков создать новичку замечательные вещи ручной работы.

Ткань

С использованием этого материала также существуют разные виды рукоделия. Список их следующий:

Эти варианты рукоделия подойдут тем, у кого есть много ненужных лоскутков, например, кто-то из членов семьи шьет одежду на заказ.

Природные материалы

Виды рукоделий (список с фото представлен ниже), в которых используются методы обработки объектов естественного происхождения, также могут стать интересным хобби. К ним можно отнести:

Эти виды рукоделия являются самыми доступными по цене. Все материалы легко заготовить самостоятельно без вложения денег. Даже для резьбы вполне подойдут спилы старых поваленных деревьев, которые можно нарезать бензопилой.

Резьба

Предполагает получение рельефного или объемного изображения с помощью ножа, скальпеля, стамески. Традиционной является резьба по:

  • дереву;
  • камню;
  • гипсу;
  • кости.

Особого внимания заслуживает выполнение ажурного узора в яичной скорлупе,

А также новый вид творчества — карвинг. Он представляет собой фигурное разрезание продуктов питания, чаще фруктов или овощей. Из полученных элементов составляют сложные изысканные объемные композиции.

Стекло

В этом разделе можно представить следующие с этим материалом:

Объемное моделирование методом лепки или заливки

Сюда относятся такие виды рукоделия:


Бумага: виды рукоделия (список). Как найти свое хобби?

Из различных типов этого материала можно изготавливать сувениры в следующих техниках:

Все виды рукоделия (список с фото был представлен в данной статье) из бумаги показывают, насколько разнообразно можно использовать этот простой и доступный материал. Его легче всего выбирать в качестве творческого занятия. Те способы, где источником материала служат старые ненужные газеты и журналы, из которых в итоге получают отличные сувениры, можно использовать как безотходное производство в доме и интересное хобби для всей семьи.

Популярные варианты

Обратите внимание на современные виды рукоделия. Список их тоже немал, и выбрать есть из чего. В эту группу включены также те способы, которые не подходят по параметрам ни к одной из перечисленных выше. Современные и оригинальные сувениры можно изготовить своими руками в следующих техниках:

Итак, вы узнали, какие существуют виды рукоделия. Список вариантов достаточно большой. Определите, что вам по душе. Выбирайте несколько техник, пробуйте их. Вы обязательно найдете то, что будет получаться и нравиться.