Протектора всего их существует. Типы протекторов шин

– не декоративный элемент, а сложная система насечек, улучшающая сцепление колес с дорожным покрытием. Больше всего на сцепление влияет способность шины отводить воду, грязь или снег из пятна контакта с дорогой. От рисунка протектора зависит устойчивость автомобиля в поворотах, длина тормозного пути, уровень шума в салоне, расход топлива и максимальная безопасная скорость.

Шум от шин с неправильно подобранным рисунком, наложившись на общий шумовой фон в салоне, может спровоцировать сердечный приступ

Виды рисунков протектора

Рисунок протектора зависит не только от , но и от типа дорожного покрытия, для которого он предназначен. Дорожное покрытие бывает разным, и для движения по каждому из них подходит определенный рисунок протектора. Кроме того, каждый производитель, разрабатывая новую модель шины, старается решить задачу улучшения сцепления с дорогой по своему. Поэтому внешний вид и структура рисунка зависит еще и от общей концепции отдела разработки производителя. Именно поэтому рисунки всех шин всех производителей отличаются друг от друга.Есть две общие категории строения рисунка - сезонность и предназначение для определенного дорожного покрытия. Различают шины с летним, и всесезонным рисунком. Бывают шины шоссейные и внедорожные. Также в зависимости от типа покрытия, рисунок протектора бывает направленным, ненаправленным и ассиметричным.

Шины с направленным рисунком

Сейчас подавляющее большинство шин выпускается с направленным рисунком, так как легковые машины большую часть жизни проводят на асфальте. Исключение составляют джипы, но и на них внедорожную резину ставят редко, так как на ней можно элементарно слететь с мокрой дороги на скорости более 100 километров в час. Чаще всего на Land Cruiser или ставят шины с направленным шоссейным рисунком и с легким намеком на внедорожное строение. Роль "намека" выполняет более высокий протектор и "тени" грязезацепов по бокам рисунка. На таких шинах джип ездит по шоссе как обычный легковой автомобиль, и может залезть в неглубокую грязь.

Правильный подбор рисунка протектора позволяет сэкономить от двух до трех полных баков топлива в год

Протектор с направленным рисунком отводит воду из зоны пятна контакта с дорогой так быстро, что эффективности хватает для уверенной езды на предельной скорости. Что же происходит, когда протектор не справляется с отводом воды? Колесо уже не контачит с асфальтом, оно плывет по лужам. Это называется аквапланированием, и это страшно.

Любой рисунок - направленный или ненаправленный - бывает симметричным и ассиметричным. Если условно провести черту вдоль окружности покрышки точно посередине, и при этом рисунок справа от черты буде точно повторять рисунок слева, значит, рисунок симметричный. Ассиметричный рисунок состоит из двух разных частей. Его применение повышает универсальность покрышки: одна часть (внешняя, с маркировкой «outside») предназначена для езды в дождь. Вторая, внутренняя («inside») – для сухого покрытия. Устанавливать направленные, а тем более, ассиметричные шины можно только в соответствии с направлением.

Большим уважением среди джиперов пользуются тракторные шины с рисунком "елочка". Как ни удивительно, но тракторные шины - направленные

На правильно установленном колесе должна быть видна надпись "Outside" или стрелка, которой некоторые производители ее заменяют. Если установить такие шины против направления движения, можно "словить" эффект даже на очень невысокой скорости.

Шины с ненаправленным рисунком

Второй тип – это ненаправленный рисунок. Покрышки с рисунком такого типа применяют на автомобилях, не развивающих высокую скорость. Таких автомобилей с каждым годом все меньше и меньше. Даже традиционный потребитель ненаправленных шин - УАЗ - перестал штатно устанавливать их на свой классический .Ненаправленные шины по-прежнему востребованы у джиперов, так как настоящая грязевая резина, как правило, обладает ненаправленным рисунком. Этому есть логичное объяснение - застрявшему в грязи джипу жизненно важно иметь возможность двигаться назад, сохраняя максимальное сцепление с "покрытием". Однако большинство поклонников внедорожного спорта держат такие шины, смонтированные на отдельном комплекте дисков, в гараже, переобуваясь лишь для соревнований. Большим уважением среди джиперов пользуются тракторные шины с рисунком "елочка". Его преимущество в том, что выступы "елочки" в рисунке настолько редки, что в промежутки между ними грязь, песок или гравий не могут забиться чисто физически. Как ни удивительно, но это - направленные шины.

Также существует рисунок протектора покрышек для автомобилей повышенной проходимости. Его конструктивная особенность заключается в том, что он имеет так называемые «грунтозацепы», которые уплотняют мягкую среду и обеспечивают тем самым достаточное сцепление с покрытием.

Глубина протектора и ее значение

Помимо этого, существует еще один параметр – это глубина протектора, то есть глубина «канавок». Этот параметр : для легковых автомобилей глубина протектора должна быть не менее 1,6 миллиметров, а для грузовых автомобилей и автобусов – 2 миллиметра. Это касается летней резины. Для европейских шин введен даже специальный знак TWI на боковине шины - он показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для зимних шин глубина должна составлять не менее 5 миллиметров.Для того чтобы определить, в какой момент шина приходит в негодность, в конструкции протектора предусмотрен так называемый индикатор износа шины. Он представляет собой выступ, расположенный в «канавках». Как только покрышка стирается до его уровня, эксплуатировать ее дальше нельзя.

Сезонность шин

Для зимнего рисунка протектора характерно большее количество канавок и насечек. Это позволяет получить на поверхности большое количество ребер с активными углами, улучшающими управляемость на снегу. Канавки и ламели цепляются углами за снег, липнут к нему. Поэтому, кстати, нешипованные шины в России называют "липучками". Насечки в рисунке протектора часто называются ламелями. Как правило, на поверхности зимней шины в пять раз больше ламелей, чем на летней.В рисунке зимней шины почти всегда есть несколько широких центральных канавок. Они обеспечивают быстрый отвод воды большого количества воды и талого снега. Если канавок нет, рисунок зимней шины делают V-образным. Выходящие наружу канавки успешно выполняют ту же функцию. V-образные шины приобретают все большую популярность за счет меньшего уровня шума при движении. по определению гибрид летних и зимних шин. На них чаще всего можно встретить асимметричный рисунок. Протектор разделен на две, а то и на три полосы. Это позволяет оптимизировать работу шины в различных условиях.Интересные факты о рисунке протектора Правильно подбирая шины по рисунку протектора и покупая продукцию фирм, которые справедливо считаются ведущими, владелец, согласно подсчетам американского статистического управления, от двух до трех полных баков топлива в год.Мало кто знает, что езда в автомобиле с повышенным уровнем шума в салоне становится причиной одного из 50 сердечных приступов. Покупка качественных шин позволяет в значительной мере снизить этот фактор риска.Новый комплект шин необходимо "прикатывать" прежде чем развивать на них максимальную скорость. Дело в том, что на предприятии покрышки изготавливаются путем отливки в формы, покрытые специальным разделительным составом, не позволяющим шине прилипать к форме. Это покрытие остается на шинах, и от него необходимо избавиться.

Определиться с рисунком протектора при покупке новых шин будет легче, зная их преимущества и недостатки, особенности эксплуатации и монтажа.

Шина с симметричным протектором

Как следует из названия, ее протектор состоит из двух половинок с одинаковым симметричным рисунком. Симметричный протектор обеспечивает достаточно хорошую устойчивость автомобиля на дороге и демонстрирует умеренную эффективность отвода воды из пятна контакта колеса с дорожным покрытием.

Такие шины – малошумные и долговечные. Из-за отсутствия направления для монтажа, допускается их замена и установка на любое колесо машины.

Шины с симметричным протектором относятся к средней и низкой ценовой категории, предназначены для городских автомобилей и являются универсальными с точки зрения условий эксплуатации.

Асимметричная шина

Основное ее отличие от симметричной – разность рисунка протектора внешней и внутренней стороны шины.

Плотные и жесткие элементы внешней стороны протектора обеспечивают курсовую устойчивость автомобиля на повороте, обеспечивая ему высокую маневренность, а широкие водоотводящие каналы внутренней стороны во время успешно справляются с отводом воды и влаги из пятна контакта, сводя вероятность практически к нулю.

Для обеспечения правильности монтажа шины внешняя сторона протектора имеет маркировку «Out Side», внутренняя — «In Side». В случае неправильной установки шины на колесный диск управляемость автомобиля заметно снизится, а сами шины достаточно быстро износятся. Ограничения в смене расположения колес с асимметричной резиной отсутствуют.

Шины с асимметричным рисунком протектора являются улучшенным вариантом классических симметричных шин и отлично подходят для эксплуатации в любых дорожных условиях. Естественно, стоимость их заметно выше, чем у шин с симметричным рисунком. Рассчитаны на автомобили среднего и премиум классов.

Направленный рисунок протектора

От остальных шин автомобильную резину с направленным рисунком отличает конфигурация водоотводящих каналов, напоминающая латинскую букву «V».

Помимо эффективного отвода воды из-под колес, такие шины обеспечивают надежное сцепление с дорогой в случае движения по снегу и . Резина с направленным рисунком протектора – отличный выбор при езде по мокрым и .

Из недостатков следует отметить высокую шумность колес с рисунком в виде «елочки» по сравнению с классическими и асимметричными шинами.

Во время монтажа шин с направленным рисунком необходимо соблюдать направление вращения колеса, сверяясь со стрелкой, нанесенной на его боковине. Из-за того, что установка правого колеса на левую ось, и наоборот, не допустима в силу особенностей рисунка протектора, в качестве запасного колеса предпочтительнее иметь шину с симметрическим рисунком.

Шины с направленным рисунком протектора являются самыми дорогостоящими, в основном ими оснащают спортивные модели автомобилей и внедорожники.

Помните о том, что в какую бы вы не обули своего железного коня, не стоит расслабляться, позволяя себе совершать грубые ошибки во время движения в надежде на то, что дорогие и особо функциональные покрышки «вытащат» из любой затруднительной ситуации.

Будьте внимательны на дороге! Ни гвоздя вам, ни жезла!

ВИДЫ РИСУНКОВ ПРОТЕКТОРА

Шины подразделяются:


- по типу рисунка беговой дорожки - на направленные, ненаправленные и асимметричные;

По соответствию типу дорожного покрытия - на шоссейные (дорожные), универсальные и повышенной проходимости;

По сезонности использования - на летние, зимние и всесезонные;

Необходимость создания различных рисунков протектора автошин возникла в связи с неоднородностью дорожного покрытия (асфальт, песок, грунтовые дороги, грязь и т.п.) и влиянием погодных условий (дождь, снег, лед). Размеры и конфигурация шашек протектора, ширина и глубина канавок определяют приспособленность шины к разным дорожным условиям и способность самоочищения шины.

Классификация автошин по типу беговой дорожки.

Симметричный ненаправленный рисунок - наиболее распространенный рисунок протектора, который отличается низким уровнем шума и хорошими характеристиками комфорта. Шины с таким рисунком протектора обычно имеют достаточно мягкую боковину, удобны в управлении, не имеют ярко выраженных спортивных характеристик и в большей степени предназначены для размеренной езды (хотя порой имеют достаточно высокие скоростные индексы). Основное внимание уделяется удобству управления и комфорту. Обычно симметричные ненаправленные шины принадлежат к бюджетному классу. Довольно часто они идут в заводской комплектации многих автомобилей (за исключением сегмента спортивных автомобилей и дорогих престижных авто). При монтаже на диск такие шины устанавливаются как угодно (любой стороной), т.к. они не имеют направления вращения.

Асимметричный ненаправленный рисунок. Шины с таким рисунком протектора имеют внутреннюю и внешнюю стороны и устанавливаются на диск в соответствии с маркировками INNER (внутренняя) и OUTER (внешняя), которые указываются на боковине колеса. Асимметричный ненаправленный протектор позволяет поддерживать устойчивый контакт с дорожной поверхностью при интенсивных нагрузках, особенно при резких поворотах и перестроениях. Эти шины обладают хорошей поперечной устойчивостью. Довольно часто они встречаются в сегменте спортивных шин, для которых очень важна хорошая управляемость.

Симметричный направленный рисунок протектора. Стрелка и надпись «ROTATION» на боковине указывают на направление вращения, и установка таких шин на диск производится в соответствии с этими требованиями. Главное преимущество симметричных направленных шин (как впрочем и асимметричных направленных) заключается в отличном сопротивлении аквапланированию, что очень важно при езде по мокрой дороге. Широкие симметрично расходящиеся канавки протектора способствуют эффективному отводу воды из пятна контакта с дорожной поверхностью. Наилучшего эффекта можно достичь для заднеприводного автомобиля: передние колеса отводят воду из-под пятна контакта, «высушивая» дорожное полотно для задних колес, которым становится легче передавать мощность двигателя на подготовленное дорожное полотно. Кроме того, на сухом асфальте симметричные направленные шины обеспечивают великолепную курсовую и поперечную устойчивость и обладают быстрыми и четкими реакциями. Очень часто эти шины встречаются в сегменте высокоскоростных спортивных шин.

Асимметричный направленный рисунок. Шины с таким рисунком имеют направление вращения, которое указано на боковине колеса стрелкой с надписью «ROTATION». Устанавливаются на диск в соответствии со стрелкой. Асимметричный направленный рисунок протектора встречается гораздо реже, чем асимметричный ненаправленный. Кроме того, бывают асимметричные шины, у которых помимо направления вращения еще указывается внутренняя (INNER) и внешняя (OUTER) сторона. Они подразделяются на левые (маркировка L) и правые (маркировка R).

ВАЖНО! Любые ненаправленные колеса (правильно забортованные на дисках) можно менять местами на автомобиле в любой последовательности (с левой стороны на правую и наоборот). В отличие от них, направленные колеса можно менять местами только по одной стороне.

Акустический комфорт зависит от конфигурации протектора. Обычно направленные шины отличаются от ненаправленных несколько большим уровнем шума. К тому же уровень шума зависит от размеров протекторных блоков. Чем крупнее рисунок протектора, тем выше уровень шума, но лучше характеристики самоочищения.

Классификация автошин по соответствию типу дорожного покрытия

(в основном относится к внедорожным шинам)

H/T (H/P) - Highway Terrain (Highway Performance) - шоссейные шины (перевод: шоссейная местность, шоссейное исполнение). Шины предназначены в основном для движения по сухой либо мокрой дороге с твердым покрытием, характеризуются великолепными сцепными свойствами на асфальте, очень низким уровнем шума, эффективно отводят влагу из пятна контакта с дорожным покрытием, но имеют весьма посредственные характеристики самоочищения протектора. Внедорожные свойства слабые. Использование таких шин зимой на льду или на снегу недопустимо, поскольку они не обладают необходимыми сцепными свойствами, характерными для зимних или всесезонных шин.

A/T - All Terrain - универсальные шины (перевод: любая местность).

/Не путать с всесезонными!!! Подробнее о всесезонных шинах читайте ниже по странице./

Шины предназначены как для дорог с твердым покрытием, так и для бездорожья (для гравийных дорог, для грязи), сочетают в себе с одной стороны относительно не высокий уровень шума и достаточную управляемость, с другой стороны отличные внедорожные свойства и комфорт. Рисунок протектора у таких шин, как правило, гораздо агрессивнее, чем у шоссейных; шашки протектора крупнее и расстояние между ними больше (это способствует лучшему самоочищению от грязи).

M/T - Mud Terrain - специализированные грязевые шины, предназначенные для экстремального бездорожья, глубокой грязи и каменистых дорог. Протектор таких шин имеет большую глубину и состоит из крупных шашек (ламели отсутствуют) с большими расстояниями между ними, для лучшего самоочищения. Некоторые модели грязевых шин имеют так называемые боковые грунтозацепы (частично перенесенный протектор с плечевой части на боковину), что позволяет увеличить тяговое усилие при движении по грязи. Недостаток - очень высокий уровень шума на асфальте.

S/T - Sport Terrain - спортивная модификация. По классификации нечто среднее между H/T и A/T. Шины предназначены для активного стиля вождения и могут использоваться как для передвижения по асфальту (основное применение), так и для пересеченной местности и неэкстремального бездорожья. Рекомендуются для эксплуатации в городских условиях с частичными поездками за город. Шины представляют собой некий гибрид шоссейной шины, у которой некрупный и неагрессивный рисунок центральной части протектора (соответственно с низким уровнем шума) и в то же время достаточно крупные, развитые плечевые блоки, помогающие для езды по бездорожью.

Типы автошин по сезонной применяемости


Необходимость разделения автошин по сезонной применяемости возникла вследствие большой разницы температур в летнее и зимнее время года. К тому же, для обеспечения сцепных свойств шины на асфальте и на снегу (или на льду) требуются совершенно разные технологические решения. Слишком большая разница внешних температур приводит к тому, что шина не может в полной мере отвечать предъявляемым к ней требованиям при круглогодичном использовании. Поэтому состав резиновой смеси у летних и зимних шин очень сильно отличается.

Летние шины - предназначены для эксплуатации в летнее время года, либо при положительных температурах весной и осенью. В зависимости от модели, могут использоваться либо для дорог с твердым покрытием (в основном легковые), либо во внедорожных условиях. В конструкции летних шин применяются высокопрочные материалы корда, способные переносить экстремальные температурные перегрузки, чтобы защитить шину от перегрева и деформации каркаса. Кроме того, летние шины обычно имеют более высокий скоростной допуск. Это является важнейшим требованием, поскольку летом подразумевается, как правило, более высокий скоростной режим, а особенно в жаркую погоду при длительном движении на высокой скорости шины очень сильно нагреваются. Резиновая смесь используется достаточно жесткая для обеспечения наилучшей управляемости, в ее состав включены компоненты, позволяющие сохранять сцепные свойства шин даже при очень высокой температуре и скорости.

Зимние шины - предназначены для эксплуатации при отрицательных температурах, обеспечивают максимальное сцепление с дорогой при движении по снегу и льду. Они также вполне пригодны для асфальта (зимой), однако их не рекомендуется эксплуатировать при температурах выше +5°С +10°С (допускается использование весной и осенью в переходное время, когда днем плюсовая температура, а ночью возможны заморозки и гололёд). В зимних шинах используется мягкая резиновая смесь, которая не теряет своей эластичности и сцепных свойств даже при очень низких температурах. К материалам корда требования не столь жесткие, как у летних шин, поскольку скоростной режим зимой, как правило, более спокойный. Шашки протектора любых зимних шин имеют большое количество ламелей, расположенных обычно под разными углами наклона. Их функция - обеспечение сцепных свойств на льду и на снегу. Недостатком является некоторое снижение управляемости на твердом покрытии, а также более высокий уровень шума на асфальте. Подробнее - на нашем сайте в статье «Шипы или Липучка?»

Всесезонные шины - достаточно узкий сегмент моделей автошин, пригодных для эксплуатации как в летнее, так и в зимнее время. По большей части это модели, спроектированные для мягкой европейской зимы с не столь существенной разницей температур по сезонам. Создание всесезонных шин - это скорее попытка совместить несовместимое, слишком разные требования предъявляются к шинам летом и зимой (разница внешних температур в сибирских условиях составляет 60-80°С), поэтому они обладают весьма посредственными характеристиками, как для лета, так и для зимы. В силу технических причин невозможно создать резиновую смесь, которая позволит шинам одинаково надежно вести себя круглый год и при этом одновременно показывать достойные результаты на асфальте, по бездорожью, на льду и на снегу. Из всего перечисленного следует, что полноценных всесезонных шин не существует, применительно к сибирскому региону. Они в любом случае уступают специализированным шинам (летом ведут себя хуже, чем летние; зимой - хуже, чем зимние). Также с большой натяжкой можно говорить о всесезонном применении внедорожных автошин категории А/Т (некоторые клиенты ошибочно считают их всесезонными). Но это отдельный сегмент. В этом случае на сцепные свойства оказывают положительное влияние значительно большая масса автомобиля, наличие полного привода и всевозможных блокировок и более широкий протектор шины (соответственно больше площадь пятна контакта).

на фото ниже: "Кама-Евро 224" – типичная «всесезонка»

Распространенный миф - это утверждение о том, что так называемые «липучки» или «присоски» являются "всесезонкой". Обычно липучками в обиходе называют зимние нешипуемые шины. Многие клиенты считают их всесезонными, но они не являются таковыми, это массовое заблуждение. Для всесезонного использования они просто не предназначены.
Есть несколько причин, по которым нельзя летом использовать зимние шины:

-слишком мягкий состав резиновой смеси ; при высоких температурах резко ухудшаются тормозные свойства и курсовая устойчивость; возникают проблемы с управляемостью на сухом покрытии в результате повышенного внутреннего трения, шины сильно перегреваются, реакции становятся вялые и запаздывающие; шины интенсивно изнашиваются.

-на шашках протектора зимних шин есть ламели , они служат для улучшения сцепных свойств на снегу и на льду, но в летнее время они очень негативно влияют на тормозные свойства и поперечную устойчивость.

-материалы корда зимних шин не предназначены для эксплуатации в условиях высоких температур и больших скоростей; вследствие перегрева шина может получить деформацию корда или просто лопнуть на трассе на высокой скорости.

-уровень шума у зимних шин летом на асфальте существенно выше, чем у летних.

Принадлежность к классу зимних шин можно определить по наличию знака «*» (снежинка). Присутствие этого знака на боковине указывает на то, что это специализированная зимняя шина. Кроме того, практически на всех зимних шинах присутствует маркировка «M+S» (Mud + Snow), но это не говорит о принадлежности к всесезонным шинам! Это обозначает именно «грязь + снег», никакого упоминания об асфальте здесь нет.

Дело в том, что сама маркировка «M+S» не является официально зарегистрированным знаком, гарантирующим соответствие шины определенным эксплуатационным свойствам. Поэтому никто из производителей автошин не несет никакой ответственности за ее наличие на колесе (в отличие от значка «*»). Иногда встречаются летние шоссейные шины с маркировкой «M+S» на боковине. В этом случае просто абсурдно предполагать, что такая шина может быть рекомендована к эксплуатации в условиях «грязь + снег».

Мы расскажем об основных видах протекторов летних и зимних шин.
Сам по себе протектор на шине необходим в первую очередь для уменьшения риска аквапланирования и для бездорожья (аквапланирование - потеря управления при попадании машины на скорости в лужу, когда машина "всплывает" и теряет контакт с дорогой, подробнее здесь: ).

На идеальном сухом асфальте лучшими характеристиками и максимальным пятном контакта обладают так называемые "слики" - шины без протектора. Именно такие шины используются во многих гоночных дисциплинах. Но на дорожных автомобилях их использование невозможно, поскольку даже в самый маленький дождь слики становятся невероятно скользкими из-за полного отсутствия защиты от аквапланирования.

Рассмотрим виды существующих протекторов шин и их необходимость в реальных дорожных условиях. Эти условия могут быть разными как на разных дорогах, так и в разное время года. И, соответственно, протекторы автомобильных шин тоже сильно отличаются в зависимости от их назначения.

Протектор зимних шин

У зимних автошин протектор всегда более крупный и с множеством надрезов (ламелей).

Это сделано для лучшего отвода воды и снежной каши из пятна контакта, тем самым улучшено сцепление колеса с дорогой и увеличена безопасность в сложных зимних дорожных условиях.

Протектор летней шины

У летних автошин протектор сделан не таким глубоким, как у зимних, и без многочисленных разрезов на блоках.


Для высоких скоростей важно наибольшее пятно контакта для лучшей управляемости. Кроме того у летних покрышек сама резина сделана более твердой, чтобы при больших скоростях и температурах она меньше размягчалась и изнашивалась.

Протектор шины для бездорожья

У шины для бездорожья протектор сделан с крупными шашками для лучшего зацепления за поверхность дороги и для лучшего очищения покрышки от налипающей грязи.


Направленные шины

Направленный рисунок протектора может обеспечить великолепный отвод воды их пятна контакта шины с дорогой. Этот протектор, в отличие от асимметричных колес, активно выбрасывает воду (или снежную кашу) в обе стороны, тем самым заметно снижая риск аквапланирования.
Направленный протектор с большим успехом используется в летних дождевых шинах, также он очень популярен в зимних колесах. Направленные модели зимних автошин широко используются у таких производителей как: , и др.
Из минусов таких покрышек можно назвать их установку на диски, поскольку на шиномонтаже их нужно бортировать как: два правых и два левых, чтобы соблюдалось направление вращения колеса. Соблюдение направления вращения - строгое условие эксплуатации шин с направленным рисунком протектора. Направление указано стрелкой на боковине покрышки и надписью Rotation (от англ. "вращение").

Не так давно выпускались шины Nokian NRHi и Nokian NRV, которые были одновременно направленными и асимметричными, но из-за частой путаницы, дополнительных сложностей на складах и высокой себестоимости эти шины сняли с производства.

Исходя из полученной информации и особенностей места и времени эксплуатации колес, вы без труда сможете определиться, какой вид протектора вам больше подходит.

За дополнительной информацией обращайтесь к нам, мы обязательно постараемся помочь вам в .

Если же у вас остались вопросы, звоните, и специалисты нашей компании Шины.ру с удовольствием вам помогут.

Шины являются важными элементами конструкции любого автомобиля, поскольку от их технического состояния зависит уровень безопасности при эксплуатации. Автопокрышки необходимы для оптимального сцепления транспортного средства с дорожным покрытием и обеспечения безопасной езды в различных условиях.

Что такое протектор шины?

Наружный слой автопокрышки, который соприкасается с поверхностью дороги и создает с ней контактное пятно, называется протектором шины. Он имеет объемный рисунок и специальные канавки с определенным направлением и соответствующую глубину.

Протектор автошины предназначен для оптимального сцепления колес с поверхностью дорожного покрытия, а также максимального отведения снега, грязи и жидкости из места контакта резины с асфальтом или грунтом во время выпадения различных осадков.

Степень изношенности протектора напрямую влияет на проходимость автомобиля, его устойчивость, а также управляемость на дороге при езде на различных скоростях. Водителям необходимо помнить, что качество работы тормозной системы также зависит от технического состояния протекторов шин.

Важно : помимо водоотведения протектор автопокрышки снижает риск возникновения эффекта аквапланирования в дождливую погоду, что минимизирует процент аварийных ситуаций на дорогах и напрямую влияет на безопасность водителя и пассажиров. Существуют определенные нормы высоты (глубины) протектора автопокрышки. Так, если ее внешний слой со временем истерт, такую покрышку нельзя использовать, поскольку это может привести к возникновению аварийной ситуации. Пригодность шины можно легко определить с помощью индикатора износа, а также замерив высоту протектора. Если она ниже установленных норм, автопокрышка не подлежит дальнейшей эксплуатации, и ее необходимо заменить.

Влияние износа резины на управление автомобилем

С течением времени протектор автопокрышек изнашивается, что неизменно ухудшает управление автомобилем и существенно снижает его устойчивость. Известно, что на мокром асфальте либо грунте увеличивается длина тормозного пути, если шины существенно изношены. В этой связи многие производители делают такой рисунок и глубину протектора, чтобы существенно сократить путь торможения.

Также на мокром дорожном покрытии изношенные автомобильные шины могут послужить причиной возникновения аварийной ситуации. Если величина глубины протектора ниже допустимого значения, может образоваться эффект аквапланирования. Он возникает вследствие того, что задние и передние колеса начинают вращаться с неодинаковой скоростью. Одно из передних колес оказывается на поверхности воды, теряя тем самым сцепление с дорожным покрытием, в результате чего легковой автомобиль подвергается заносу во время движения. Это может привести к тому, что водитель лишится управления машиной и возникнет авария. Изношенные автопокрышки могут стать причиной:

  • затрудненного управления при плохой погоде;
  • увеличения тормозного пути на льду, снежной или мокрой дороге;
  • ухудшения качества торможения за счет уменьшения веса колеса.

Не стоит полагать, что изношенные автопокрышки ухудшают поведение автомобилей лишь в дождливую погоду и снегопад. При езде по сухой трассе существенно уменьшается устойчивость транспортного средства (в первую очередь это касается транспортных средств, лишенных систем EPS, отвечающих за курсовую устойчивость).

Особое внимание производители шин уделяют качеству зимних автопокрышек. При этом в зависимости от типа транспортного средства тщательно продумываются рисунок и толщина протектора, подбирается состав резины, что в совокупности обеспечивает эффективное выведение грязи и снежной каши из места контакта резины с дорожным покрытием, что, в свою очередь, влияет на качество управления. Качественные зимние покрышки даже без специальных шипов способны обеспечить необходимое сцепление с поверхностью асфальта или грунта.

Как измерить высоту протектора?

Периодический контроль глубины протектора и своевременная замена шин в случае их износа позволят избежать аварийно опасных ситуаций на дороге. Существует несколько способов замеров высоты наружного протекторного слоя.

Если взять в качестве примера современные автопокрышки — они снабжены встроенными индикаторами износа. Как правило, они располагаются в имеющихся углублениях и выглядят в виде небольших выпуклостей или перепонок. При износе поверхности резины до минимальной величины специальные индикаторы окажутся на одном уровне с протектором, что даст понять водителю о необходимости проведения замены колес.

Аналогом специальных выступов, выполняющих роль индикаторов износа, выступают цветные слои шин. При их появлении на поверхности резины автопокрышки необходимо заменить на новые. Чтобы получить наиболее точный результат, водители могут использовать штангенциркуль либо электронный глубиномер.



Важно : наиболее часто для измерения глубины протектора используется обыкновенная десятикопеечная монета, которую необходимо вставить ребром в канавку автошины. Если она покрывает орнамент, то такая высота считается вполне допустимой для эксплуатации колес. В случае, если резина закрывает лишь монетный ободок, такие колеса необходимо срочно заменить. При исчезновении надписи «копеек» в глубине канавки считается, что шина находится в идеальном состоянии.



Для получения наиболее точных результатов рекомендуется проводить замеры по всей окружности автопокрышки, а также ее ширине. Это необходимо для оценки равномерного износа резины — если существуют различные показатели глубины, необходимо посетить СТО, чтобы отрегулировать углы установки автомобильных колес на схождение и развал.

Визуальный осмотр протектора шины позволит водителю определить некоторые неисправности элементов ходовой части автомобиля при наличии неравномерно расположенных пятен износа на резине. К примеру, они могут указывать на биение тормозных дисков, динамический дисбаланс или повышенные угловые колебания колес, которые необходимо устранить как можно скорее.

Если во время осмотра будут обнаружены механические повреждения резины в виде трещин, разрывов корда или порезов, такие шины нуждаются в экстренной замене, поскольку они могут служить причиной внезапной аварии на дороге. В случае невозможности замены всех шин необходимо установить новую резину на ось ведущих колес. Рекомендуется менять попарно автопокрышки на каждом мосту, чтобы не ухудшать ходовые характеристики машины и управляемость.

Остаточная глубина протектора шин

Автомобильные шины, имеющие определенный пробег, имеют важную величину (техническую характеристику), которая называется остаточной глубиной протектора. Несложно догадаться, что она показывает степень износа покрышек и указывает на возможность дальнейшей эксплуатации. В случае отсутствия специальных индикаторов износа покрышек остаточная высота (глубина) протекторного рисунка не должна быть ниже следующих допустимых значений:

  • для мотоциклетной техники (категория L) – 0.8 мм;
  • для грузовых автомобилей и прицепов (категории О3, О4, N2, N3) – 1 мм;
  • для легковых автомобилей и прицепов, а также ТС с максимальной массой до 3.5 т (категории О1, О2, М1, N1) – 1.6 мм;
  • для автобусов (количество мест более 8, категории М2, М3) – 2 мм.

Величина остаточной глубины для зимних шин с различным протекторным рисунком при использовании на определенных типах дорожного покрытия должна быть не более 4 мм. Такие автопокрышки предназначены для езды по заснеженным и обледеневшим трассам. Они маркируются большими латинскими буквами «M» и «S», а также имеют рисунок горной вершины с расположенной внутри снежинкой.



Допустимая глубина протектора зимних шин

К зимней резине предъявляются повышенные требования (в отличие от летних шин, так как от качества и высоты протекторного рисунка зависит качество езды, торможения на заснеженной или обледенелой дороге, а также безопасность водителя и членов экипажа).

Новая зимняя шина имеет более глубокие канавки и ламели на протекторе, что обеспечивает максимальное сцепление с дорожным полотном и отведение снежной каши из контактного пятна. Резина для езды холодную пору года бывает трех типов:

  • шипованной;
  • фрикционной;
  • «скандинавской».

Первый тип зимних шин предназначен для езды по льду и снегу. Имеющиеся на автопокрышке шипы разбивают их, тем самым обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью дорожного полотна. Обратите внимание, что при прохождении асфальтированных участков создается достаточно большой шумовой фон. Не рекомендуется резко тормозить, поскольку можно деформировать резину и повредить шипы.

Фрикционные автопокрышки предназначены для езды по слякоти, грязи и неглубокому снегу. В сравнении с летними шинами, высота протектора зимних автопокрышек должна быть выше хотя бы на 3 мм. Фрикционная резина имеет большое количество нешироких прорезей, а также грунтозацепы специальной формы, которые существенно увеличивают устойчивость машины на мокром дорожном покрытии. Все шины этого типа в обязательном порядке снабжаются симметричным рисунком.

Что касается «скандинавской» резины, то такой тип автопокрышек предназначен для езды в условиях минусовых температур и сильного снегопада. Глубина протектора подобных шин должна быть не менее 8 мм. «Скандинавские» шины оснащаются асимметричным рисунком, где четко просматриваются широкие чашки с ламелями, которые необходимы для эффективного воздействия на снег и лед, а также их отведения из контактной области.

Допустимая глубина протектора летних шин

Глубина протектора летних автопокрышек напрямую влияет на качество сцепления колес с дорожным полотном и способствует водоотведению из контактной зоны, поэтому ее размер колеблется в диапазоне 6-8 мм. Обратите внимание, что допустимый уровень износа не должен быть менее половины начальной высоты протектора. Минимальная глубина протекторного рисунка, при котором разрешена эксплуатация покрышек, должна составлять не менее 1.6 мм.

Чтобы летнюю резину можно было использовать, обязательным условием является наличие четко обозначенного протекторного рисунка, в противном случае существенно ухудшается сцепление с дорогой и отведение воды (усиливается эффект аквапланирования). На новых шинах размер глубины может варьироваться в зависимости от типа автомобилей. К примеру, на спортивных и гоночных авто высота рисунка шины может находиться в значении 12-17 мм, в то время как на внедорожниках этот показатель может быть больше.

Значения для грузовых и мотоциклетных шин

Индикатор износа покрышек – что это такое?

Производители современных шин интегрируют в них специальные индикаторы износа, которые представляют собой часть рисунка протектора, имеют цветовое отличие, размеры и форму. Индикаторы могут быть выполнены в виде выпуклых элементов, расположенных в канавках протекторного рисунка.

На современных шинах могут иметься индикаторы износа, которые наносятся на протектор в виде цифр. Также в качестве глубиномеров используются специальные насечки, штрихи и различные фигуры, позволяющие водителям определять степень износа автопокрышек.

Выпуклыми (объемными) индикаторами пользоваться очень удобно: по мере износа протектора покрышки его высота уменьшается и сравнивается с высотой установленного индикатора, что говорит владельцу авто о критическом состоянии колес и необходимости их срочной замены. Также на поверхности резины могут присутствовать дополнительные индикаторы, которые сигнализируют о приближении полного износа, чтобы водитель смог вовремя приобрести новые шины.



Аналогичным образом работают цифровые индикаторы. На поверхности протекторного рисунка наносятся цифры определенной глубины в зависимости от типа автомобиля. К примеру, если была цифра «2» и исчезла, это означает, что глубина протектора уменьшилась на 2 мм. По мере эксплуатации резины будут исчезать другие имеющиеся цифры до тех пор, пока не пропадет самая большая из них. Это сигнализирует о критическом состоянии покрышки и о необходимости установки новой резины.



Как правило, на современных автопокрышках имеется 6 индикаторов, которые равномерно распределены по всей окружности. Это делается для того, чтобы водитель мог быстро отыскать их и определить состояние колес. Также на протекторном рисунке может устанавливаться цветной корд, который проявляется при критическом износе и сообщает о необходимости сменить колеса.

На что следует обращать внимание при выборе и покупке новых шин?

В зависимости от сезона автовладельцы могут приобрести зимние или летние шины в специализированных магазинах, на авторынках либо в интернет-магазинах. При выборе резины необходимо учитывать условия эксплуатации, тип дорог, а также производителя автопокрышек. Перед выбором следует определиться с характером предстоящих поездок, что позволит оптимально подобрать нужные шины.

К примеру, на внедорожники (в зависимости от сезона) необходимо подбирать шины повышенной прочности с глубоким протекторным рисунком, что обеспечит отменные ходовые характеристики и высокую проходимость. Имеет смысл поинтересоваться у продавца наличием сертификата качества, который выдается поставщиком на каждую партию товара. Это позволит приобрести качественные шины и избежать обмана со стороны продавцов (продажа покупателям восстановленных покрышек, которые тяжело отличить от оригинальной резины).

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим часто задаваемые вопросы от автовладельцев.

Какой лучше выбрать рисунок протектора шин?

Большое значение играет характер рисунка шин. Так, ненаправленные автопокрышки получили наибольшее распространение за счет своей универсальности. Они используются большим количеством автовладельцев, поскольку отличаются отменным качеством, а также могут устанавливаться на любую сторону машины, поскольку не имеют определенного направления вращения. Шины с ненаправленным типом протекторного рисунка обеспечивают автомобилю хорошую курсовую устойчивость и отличаются невысокой стоимостью.

Также существуют автошины с ассиметричным протекторным рисунком. Наружная часть протектора обеспечивает отменное сцепление с различными видами грунтов и асфальтом, а также внедорожные характеристики. Как правило, данный тип автопокрышек предпочитают устанавливать те водители, которые много ездят по загородным дорогам в условиях умеренного климата.

Шины с направленным рисунком обеспечивают хорошую курсовую устойчивость, препятствуют возникновению эффекта аквапланирования, а также идеально подходят для езды по дорогам с асфальтным покрытием (зимние шины превосходно ведут себя на гололеде, обеспечивая необходимую безопасность во время езды). Протекторный рисунок указывает на направление вращение колес и поэтому не подлежит установке на несоответствующее место. Обратите внимание, что при наличии всех колес с направленным протекторным рисунком «запаску» следует подбирать такого же типа во избежание ухудшения управляемости в сложных погодных условиях.


При наличии у водителя спорткара нужно уделить внимание низкопрофильной твердой резине. Существует большое количество различных вариаций таких колес, которые предназначены для езды на скорости 300 км/ч по различным типам спортивных трасс.

Можно ли устанавливать шины с разным протектором или разной размерности?

В идеале на автомобиль необходимо устанавливать комплект из четырех новых шин. Если одно из колес требует замены и не подлежит восстановлению, можно попытаться найти резину с одинаковым протекторным рисунком. Запрещается установка шин на одну ось разных производителей. Если необходимо поменять летние шины на зимние, на которых имеются шипы, такая резина должна быть установлена на обеих осях автомобиля. По ПДД запрещается установка шин на одну ось автомобиля, если они имеют разные размеры, рисунок протектора, морозостойкость и тип модели.

Если глубина протектора не соответствует установленным нормам, то эксплуатация авто запрещается во избежание возникновения аварийных ситуаций и предотвращения травматизма и летального исхода участников дорожного движения. При наличии на автопокрышках специальных индикаторов износа нормы для определения остаточной глубины протектора не применяются для них.

Сохраните статью в 2 клика:

Автомобильным шинам необходимо уделять внимание в первую очередь, поскольку от этого зависит безопасность и качество эксплуатации транспортного средства. В обязательном порядке рекомендуется соблюдать требования производителей покрышек к давлению в колесах. Придерживайтесь простых правил, которые позволят надолго сохранить отменное качество шин и комфортную езду при любых дорожных условиях.