Самоанализ
В оспитателя МБДОУ « Китерминский детский сад»
Полежаевой Юлии Александровны
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний гражданин.
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.
Ведущей целью программы развития нашего дошкольного учреждения, в разработке которой принимала участие, является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществления интеллектуального, нравственного, эстетического развития через включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического здоровья.
Следуя поставленной цели, приоритетным направлением в работе коллектива стало художественно-эстетическое развитие дошкольников Поставлена задача, не просто обучить детей рисовать, мастерить, конструировать, петь, танцевать, музицировать, драматизировать, а использовать художественно-эстетическое развитие детей как средство формирования творчески активной личности.
В ДОУ работаю воспитателем 5 лет, Аттестуюсь на первую квалификационную категорию. В качестве основных задач педагогической работы определила для себя следующие:
· создание необходимых условий для обеспечения качества образовательного процесса, с использованием современных развивающих технологий;
· предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя во всех видах детской деятельности: учебной, игровой, трудовой, музыкальной, спортивной, коммуникативной;
· обеспечение физического и психического здоровья и здорового образа жизни;
· осуществление необходимой коррекции в познавательно-речевом развитии;
· создание предметно-пространственной эстетически развивающей среды в группе;
· взаимодействие с родителями в решении возникающих проблем.
Взаимодействие с социумом.
Цели моей профессиональной деятельности согласованы с целями нашего учреждения. В течение некоторого времени работаю над проблемой «Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников». Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосное. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.
Приоритетной задачей организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.
В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному селу, краю, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим селом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом, городом и своей страной.
Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Комплексная диагностика позволяет спроектировать маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и укреплению здоровья. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Проанализировав данные по состоянию здоровья за три года я поставили перед собой задачи:
Организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка-дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастно – психолого-гуманистических особенностей воспитанников, учета основных принципов педагогики оздоровления.
Создание дошкольнику эмоционально-комфортного состояния посредством оптимально заданной интенсивности двигательных, физических, психических нагрузок.
Совершенствование пространственного развития среды в группе, способствующей целостному развитию личности ребенка.
Активация сотрудничества педагогов и родителей, повышение педагогической компетентности родителей в целях охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Основная цель использования здоровье сберегающих технологий в организации жизнедеятельности воспитанников - это осуществление комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством организации здоровье сберегающего пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Создание здоровье сберегающей среды в группе предполагает проведение гигиенической, рациональной, адекватной возрасту детей образовательный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Степень утомления детей, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья в прямую зависит от методов, режимов, и технологий обучения. В группе мною используется: личностно-ориентированная модель воспитания и обучения - стиль педагогического воздействия - демократический.
Данный стиль - согласованно-положительный, положительно-активный. Тип педагогического отношения к детям - устойчиво положительный. Установление партнерских взаимоотношений: педагог понимает и принимает позицию ребенка. Педагогическое воздействие строится с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей ребенка. На непосредственно образовательной деятельности для детей используются разноуровневые задания. Оптимально двигательный режим - режим, позволяющий не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности ребенка, но и предусмотреть рациональное содержание при активности, освоение на соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принципы: оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности, индивидуально-дифференцированный подход. Для организации оптимального двигательного режима в моей группе создан уголок физического развития, в котором есть кегли и мячи, скакалки и веревочки различной длинны и цвета, кольцеброс, мешочки с песком, кубики различной величины. Для гимнастики пробуждения используются различные массажные коврики, дорожки. Для осознания своего «я» и отслеживания психологического комфорта нами сделан уголок настроения «Наше настроение». Для музыкотерапии приобретен магнитофон и подобран музыкальный материал. Для привития культурно-гигиенических навыков и создания хорошего настроения в умывальной комнате создана развивающая среда «Морской мир». Также в группе подобран соответствующий световой режим для детей с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного, или реабилитационного эффекта в его психофизического статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности. Учитывая состояние здоровья детей в организации жизнедеятельности, мы используем следующие здоровье сберегающие компоненты:
1. Для обеспечения здорового ритма жизни использую: а) щадящий режим(в адаптационный период) б) гибкий режим в) организация микроклимата.
2.Физические упражнения: а) утренняя гимнастика(проводиться каждый день, используются различные формы проведения, включая дыхательные и профилактические упражнения). б) подвижные и динамические игры (в течение всего дня в группе и на улице). в) час двигательной активности (на прогулке 1 раз в неделю). г) дыхательная гимнастика (используется до и после занятий, вместе с физкультминуткой для повышения общего тонуса и активизации детей) по Стрельниковой. д) физкультминутки (используются на занятиях). е) упражнение на предупреждение плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке). ж) массаж волшебных точек ушек: «Поиграем с ушками», «Потянем ушки», «Погреем ушки». з) спортивные игры. и) дни здоровья.
3.Закаливание: а) воздушные ванны б) гимнастика пробуждения в) игровой самомассаж г) ходьба по ребристой дорожке д) обширное умывание е) дыхательная гимнастика.
4.Диетотерапия (рациональное питание).
5.Свето и цветотерапия (достаточное поступление света в помещение, не загроможденность и чистота окон, цветовая гамма группы спокойная).
6.Музыкотерапия: а) музыкальное сопровождение режимных моментов (спокойная музыка во время еды, бодрая во время одевания). б) музыкальное оформление фона занятий (использование по теме занятий песен и мелодий, для отдыха детей, проведение ритмических минуток). в) хоровое пение.
8.Аутотренинг и психогимнастика: а) игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (этюды на выражение различных эмоциональных состояний «Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Разное настроение»). б) игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний (игры: «Передай улыбку другому», «На что похоже настроение», «Прими решение», «Минутка шалости». Этюды «Солнце», «Радость», «Два друга», «Впереди всех»). в) релаксация - успокоение и расслабление мышц тела и эмоционального напряжения («Снежная баба», «Шалтай-болтай», «Холодно-жарко», «Свечи», «Кошечка»). г) пальчиковая гимнастика (игры потешки «Пальчики в футбол играют» «Дружба», «Цветок», «Семья»)
9.Витаминотерапия(2 раза в год)
10.Пропаганда ЗОЖ: а) занятия по ОБЖ (по плану) б) работа с родителями (консультации: «Роль физического воспитания в развитии дошкольника», «Закаливание и здоровье детей», «Предупреждение плоскостопия», «Прогулка в жизни ребенка», «Как предупредить отклонения в поведении ребенка». Беседы: «Берегите зрение детей», «Дети и телевизор», «Авитаминоз», «Пищевая аллергия», «Чем занять ребенка в выходные дни»). В дальнейшем необходимо проводить с родителями обучающие упражнения, игры-тренинги, организация круглого стола.
Принцип развивающего обучения, на котором построена деятельность ДОУ, предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе, и к речевому развитию детей. Обладая системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, применяю вариативные методики и программы, использую приемы развивающего обучения, учитывая психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.
Процесс поискового обучения я выстраиваю на диалогическом общении и взаимодействии при интеллектуальной и социальной активности ребенка. Планирование образовательного процесса происходит строго с учетом перспективы развития каждого ребенка. Объем знаний, их интеллектуализация реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а благодаря методике. Подбираю учебный материал, стимулирующий рост умственных способностей детей (занимательные и интеллектуальные игры, упражнения, игрушки).
Личностно-ориентированный подход к освоению содержания образования проявляется в использовании разнообразных форм организации детей на занятиях, с учетом их подготовленности и характере предстоящей деятельности, различных методов и приемов. Обеспечивая развивающий характер образовательного процесса, в работе с детьми использую методы и приемы, обеспечивающие активную познавательную деятельность дошкольников:
Дифференциация по содержанию работы с детьми (задания разной степени трудности, гибкие вариативные задания);
Дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям (по возрастному составу, по половому признаку, по области интересов, по уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья);
Осуществляю индивидуальный подход к ребенку при развитии его речевых способностей и продвижению к успеху;
Используя инновационное обучение: игры, разыгрывание ролей, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, что стимулирует потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображении;
Уделяю внимание совместной деятельности ребенка и взрослого,
В обучении создаю проблемную ситуацию, побуждающую к поиску, открытию.
Моя позиция по отношению к ребенку – любовь к нему, заинтересованность в его жизни, вера, терпимость к недостаткам. Общение с ребенком основано на сотрудничестве, демократизации отношения. Требовательность к детям основывается на доверии. Стараюсь находить лучшие качества ребенка и раскрывать его способности, видеть уникальность ребенка, уважать его права и свободу, создавать для ребенка ситуацию успеха, помогать ему в самореализации. Поощряю доброжелательные отношения между детьми (чуткость, вежливость, внимательность, доброту, ласку, дружелюбие). Создаю условия для активного делового общения (речевого, игрового, творческого).
Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижение ребенка сравниваю лишь с его собственным, а не с достижениями других. Отслеживаю не только результат, но и процесс его деятельности. Для эффективности работы с детьми и выбора перспектив их развития, необходимо педагогическая диагностика. Она позволяет отследить качество образовательной работы с воспитанниками. Диагностика направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, встречающихся затруднений, их причин и возможностей корректировки. Результаты психолого-педагогической диагностики учитываются мною при планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса.
С целью выявления уровня психического развития детей педагогом проводится психодиагностические исследования. Результаты исследования таковы:
42% имеют высокий уровень «школьной зрелости»
58% средний уровень с благоприятным прогнозом.
Анализ уровня выполнения программного материала за 3 года показал, что использование новых технологий и методики развивающего обучения позволило расширить знания детей и добиться высокого уровня освоения детьми комплексной программы. На основе полученных данных можно сделать вывод, что дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а так же сформирован широкий кругозор. Ребенок, уходящий в школу, соответствует модели выпускника нашего детского сада.
Результатом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей стали участие моих воспитанников в различных конкурсах и программах:
– участие во всероссийском конкурсе «Простые правила».;
Участие в конкурсе «Китерминская звездочка» организованная Китерминским ЦДК: МБУК «КЦКС».;
Участие в программе «Праздничный вернисаж», посвященный Дню матери.;
– участие в выставке «Шляпка», творческие работы;
– участие в фотовыставке «Моя семья;
– участие в выставке детского творчества «Новогодняя карусель».
Работа по формированию у дошкольников позиции признания ценности здоровья требует углубления и продолжения. Недостаточно эффективной остается работа с родителями по воспитанию здорового ребенка, по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Создавая интерьер группы, прежде всего, учитываю возрастные и психические особенности воспитанников, а так же их повышенную двигательную активность, стремлюсь включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Предметная среда не должна быть завершенной, поэтому периодически преобразовываю и обновляю ее с учетом специфики детского восприятия, в целях стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.
В группе оформлены различные «тематические» зоны:
Театрально-художественная;
Уединения и отдыха;
Речевая;
Двигательная.
Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в группе согласованно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Такой подход к организации жизненного пространства в группе внушает ребенку доверие, создает у воспитанников благоприятное эмоциональное состояние. Важной психопрофилактической работой с детьми является предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Главный показатель моей работы – высокий уровень душевного комфорта воспитанников.
Физкультурный уголок группы оснащен нетрадиционным спортивным оборудованием: оригинальные коврики для массажа стопы, мишени для метания, ребристые дорожки, разнообразные шапочки для подвижных игр, тоннели для ползанья, обручи с лентами «Веселая карусель», многофункциональные дорожки для профилактики плоскостопья, мягкие мячи, спортивные бревна. Созданная стена осанки позволяет укрепить позвоночник ребенка и сформировать правильную осанку. Она используется для профилактики болезней внутренних органов, ортопедических заболеваний.
Природный уголок группы – одно из любимых мест детей в группе. Он удивляет не только красотой обилием комнатных растений, он является настоящей мастерской для дошколят. В нем создаются микроландшафты с деревянными домиками, камнями, фигурками из киндер-сюрпризов, дорожки из мелкого песочка, интересные поделки из природного материала. В нем каждый камушек играет не только эстетическую, но и познавательную роль.
Рядом с природным уголком находится лаборатория, где есть все необходимое для опытно-экспериментальной деятельности: весы, лупы, мерные стаканчики, разнообразные коллекции минералов, гербарии, муляжи. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их действительность.
Образовательная среда наполнена не только развивающими, но и психотерапевтическими элементами. Это познавательные книги с мягкими тканевыми страницами, изображения на которых приспособлены для тренировки пальцев, коврики фантазий, волшебные полянки, созданные с целью развития мелкой моторики пальцев и одновременно обладающие психотерапевтической функцией. Мягкие подушки в виде интересных сказочных образов, с которыми дети могут пошептаться. Каждому ребенку время от времени необходимо уединиться. С этой целью появился уголок уединения, место, где ребенок может чувствовать себя защищенным и тихонечко играть.
Уют, комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, штор на окнах, салфеток на столе, наличие цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка
Самоанализ внеклассного мероприятия «Мы – патриоты»
Внеклассное мероприятие "Мы патриоты" было проведено в форме классного часа в рамках концепции гражданско -патриотического развития по направлению «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» воспитанников (в системе воспитательных мероприятий моего плана учебно-воспитательной работы) 3 класса.
Данная форма проведения занятия помогает раскрыть личностные качества детей, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества, проявлению эмоциональности. Содержание занятия опирается на жизненный опыт воспитанников, на характерные особенности младшего школьного возраста, где одним из ведущих видов деятельности выступают общение.
Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Цель: расширить знания об историческом прошлом нашей страны;
Планируя и проводя данный классный час, я ставила перед собой следующие задачи:
Задачи:
1. Закрепить знания о государственных символах РФ;
2. Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой, ставить цели и их достигать;
3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.
Для достижения цели была выстроена следующая логика занятия:
Организационное начало занятия. Основной целью, которого была психологическая подготовка учащихся к общению на занятии
На втором этапе была поставлена задача «Раскрытие темы классного часа самими детьми» На этом этапе использовала пословицу. Последующее ее обсуждение помогли детям определить тему классного часа. Этот момент так же можно выделить как межпредметную связь.
На третьем этапе была поставлена задача
закрепить знания о государственных символах РФ
Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой
Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.
Для достижения этих задач мною была использована презентация «Символика РФ», ролик "Память" ученики работали в группах для поиска информации о родном городе, и познакомила с нею ребят.
На четвертом этапе задача:
Самоанализ эмоционального состояния, своей деятельности. Где ребята ответили на вопрос "Где они могут использовать полученные знания?"
В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия,), наглядный (видеоролик, презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода,
На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала пословицы, родословная семьи, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.
Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Ребята работали с удовольствием.
В ходе классного часа соблюдался методический принцип – коммуникативность.
Считаю, что цель классного часа достигнута, но считаю, что данную работу нужно продолжать т.к. только системный подход дает результат.
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы.
Самоанализ
Педагогической деятельности воспитателя
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130»
Левобережного района г.Воронежа.
Я, Гудкова Светлана Анатольевна, окончила одногодичный педагогический класс Воронежский институт высоких технологий автономная некоммерческая образовательная организация 2008г. по специальности воспитатель детского дошкольного учреждения. Педагогической стаж работы 8 лет. С 2007года работаю в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» в должности воспитателя. Имею первую квалификационную категорию.
Основным направлением моей педагогической деятельности является патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Задачи патриотического воспитания:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Цель : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Мной разработан проект: «С чего начинается Родина?» 1. Разработала перспективное планирование. 2.Разработала и провела циклы занятий: «Мой дом – моя семья»; «Хорошо у нас в саду»; «Мой город Воронеж»; «Моя Родина – Россия»; «Москва – столица нашей Родины». Разработан план проведения родительских собраний. Организованны и проведены выставки совместных работ родителей и детей:« Золотая осень», « Россия Родина моя». С помощью родителей оформили в группе: “Центр народного творчества”, уголок государственных символов России, города Воронежа. Оформили альбомы: “Достопримечательности г. Воронежа, “Моя семья”. Создали газеты: “Моя спортивная семья”, « Наш любимый детский сад».
В работе, как с детьми, так и с родителями использую демократический стиль общения. Подбирала интересную, актуальную тематику бесед, консультаций, передвижные папки для родителей по патриотическому воспитанию. В процессе реализации проекта дала открытый (РМО) просмотр непосредственно образовательной деятельности «С чего начинается Родина?».
Планирую в дальнейшем работать по данной теме. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Результатами моей работы явилось доброжелательное отношение со стороны родителей и детей. Если в начале моей работы они относились ко мне настороженно и даже с опаской, то сейчас нередко обращаются за советом в сложных ситуациях. На каждую мою просьбу родительский комитет отвечает согласием, а часто выступает и со своими предложениями. Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Самоанализ проектной деятельности
Нештак Юлии Сергеевны
Воспитателя 2 квалификационной категории
Я, Нештак Юлия Сергеевна, имею высшее специальное образование по специальности «Педагогика и психология». В 2007 году окончила «Новосибирский государственный педагогический университет».Имею стаж педагогической работы 4 года. С сентября 2010г. работаю воспитателем дошкольного отдела МБДОУ № 388, до этого в течение 3 лет работала воспитателем в ДОУ № 333.
В настоящее время усилено внимание со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ к решению задач патриотического воспитания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
Целью своей педагогической деятельности считаю формирование ребенка как свободной, творческой, духовно-нравственной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией.
Для реализации поставила цели:
изучить педагогическую литературу по заявленной проблеме; выявить качество гражданско-патриотических знаний детей
разработать систему педагогической деятельности по воспитанию патриотизма как любви к родному городу, родной стране
провести диагностику эффективности использования системы (приложение 1, 2)
обобщить и систематизировать педагогический опыт по заявленной проблеме
Важнейшим условием реализации заявленных целей и задач является программно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса.
В самоанализе представлены результаты работы, полученные в процессе реализации Программы «Детство»(под ред. Логиновой В. И.), направленной на всестороннее развитие ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Сейчас, я работаю по примерной образовательной программе»Успех» которая выстроена в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Требования включают обязательное планирование результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы, описывающих интегративные качества ребенка, одним из которых является « первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе…»
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое «патриотизм»? В разные времена пытались дать определение этому понятию многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его великим корням, к таким вечным понятиям, как род. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, реализация деятельности по данному направлению включает решение целого комплекса взаимо-связанных задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому детскому саду, улице, городу
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной – в играх, в труде, в быту, в педагогических ситуациях. В ходе реализации этих задач мы помогаем формированию у ребенка не только патриотических чувств, но и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности, формировании патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. По результатам проводимой в начале работы диагностики было выявлено, что многие дети ничего не знают о малых формах фольклора (потешках, колыбельных, частушках и.т).(приложение3) Поэтому был разработан проект «Играем и поем» целью которого было знакомство детей с жанрами фольклора. Этот проект актуален так как на протяжении нескольких лет Россия испытывает не только экономические трудности, но и трудности в воспитании подрастающего поколения. В последние десятилетия нити, которые связывают старшее и подрастающее поколения нарушены. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений и дать детям нравственные устои, которые, ярко выражаются в малых формах фольклора.
Таким образом произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со своей страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья
любимая страна
детский сад
родная улица
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти составляющие присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Работу по патриотическому воспитанию дошкольников я начала с того, что пересмотрела содержание и оформление стенда по патриотическому воспитанию детей. Были приобретены новые дидактические и наглядные пособия, атрибуты, связанные с государственной символикой. В нашей группе появился символ нашего города «Городовичок», выполненный родителями в объеме. Этот символ повышал мотивацию детей к различным формам работы по данному направлению.
Я стараюсь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я сама хорошо изучала, подбирала материал - что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Немаловажное значение в формировании представлений о родном крае имеет правильная организация развивающей среды. Развитию поискового интереса способствуют различные формы музейной педагогики, как-то: виртуальные экскурсии с Городовичком – символом нашего города; создание уголка краеведения со сменными экспозициями по темам блоков проекта. В программе «Успех» большое внимание уделяется такому виду детской деятельности как коллекционирование. Дети вместе с родителями с удовольствием собирают материалы для экспозиции в нашем уголке краеведения. (См. приложение 3)
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Продолжением данной работы является знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Формированию чувства гордости за свою страну способствует знакомство детей с наиболее важными событиями истории, спорта, культуры: победа в Великой Отечественной войне; полет в космос первого человека земли Ю.А.Гагарина; победа российских спортсменов на чемпионатах по хоккею, футболу, фигурному катанию;
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникает негативное восприятие данных проблем. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, опираясь на следующие принципы:
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
сочетание научности и доступности исторического материала
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
« Семья», « Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.
Одним из основных принципов деятельности в соответствии с ФГТ является календарно-тематический подход. (приложение 4)
Основные формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Наряду с использованием в образовательном процессе относительно новых форм совместной деятельности взрослого и ребенка я не отказываюсь от употребления ряда старых, например бесед (Моя улица; Природа моего края) разговоров, экскурсий (Почта; Монумент славы; Зоопарк), наблюдений (Транспорт нашего города; Деревья в разное время года), рассматривания (иллюстраций о разных видах транспорта; открыток с видами города; иллюстраций с изображением птиц, животных)
Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, используется интегративный подход, объединяющий в одной теме несколько образовательных областей: познание, коммуникацию, социализацию, музыку, художественное творчество и др. (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Работа, организованная в тесном сотрудничестве с семьей, объединяющая разные поколения, способствует позитивному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей семье, малой родине, стране.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие, которого я придерживаюсь в работе. (приложение 5)
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Интерес родителей к родословной своей семьи я использую, для мотивации их к взаимодействию с детским садам по воспитанию детей в этом направлении. Родители с детьми придумывали герб своей семьи, составляли генеалогическое древо (приложение 6)
Большое значение в своей работе я отважу- семейным экскурсиям по району, городу, посещение родителей с детьми отдельных предприятий и учреждений города, памятных мест и т.. При активной помощи родителей был создан альбом « Памятные места нашего города».
Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией. С этой целью проводятся консультации (« Воспитание любознательного ребенка»; « Что вы читаете детям») , круглые столы («Без колыбельной ни куда»). Традиционно каждой осенью в нашей группе проходит выставка «Дары осени», а весной – выставка пасхальных яиц., Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Вся работа ведется блокам:
блок - «Моя семья»
блок - «Родной город»
блок - «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезкам.
Блок - «Моя семья».
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 111 своему сыну Никола «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
Корни каждого - в истории и традициях семьи
Семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций
Счастье семьи - счастье и благополучие народа
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
Блок - «Родной город».
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Новосибирской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству
Блок - «Родная страна»
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. (приложение 7)
В перспективе планирую продолжать работать по данному направлению. Я думаю, что поведенная работа с детьми и их родителями была успешной. В итоге реализации данного проекта у многих детей сформировались знания малых форм фольклора, появился интерес к изучению устного творчества (сказок, былин, пословиц и поговорок, загадок). Многие дети проявляли чувство гордости за свою страну, с интересом участвовали в совместной деятельности, знакомились с историческими, спортивными, культурными событиями в жизни нашей страны. Во время бесед дети охотно рассказывали об участии членов своих семей в исторических событиях города, страны (прабабушки и прадедушки в В.О.в, строительство заводов, мостов, метро, участие в акциях и т.д). Родители воспитанников, становясь равноправными участниками педагогического процесса, отмечают улучшение микроклимата в семье, укреплению связи поколений, а также интерес детей к совместной деятельности с родителями. Считаю, что работа по заявленной системе должна быть продолжена по направлениям:
Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников
Укрепление и развитие поликультурных связей
Формирование толерантности как одной из граней гражданственности и патриотизма
САмоаНАЛИЗ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ по духовно-нравственному воспитанию воспитанников школы – интерната V вида.
Общество начало признавать ценность человеческих чувств и важность отношений между людьми с разными возможностями здоровья. Государство создает детям с ОВЗ условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития для социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Детям, подросткам с ограниченными возможностями мною были освоены различные виды деятельности, связанные с проведением свободного времени, научить и приобретать жизненный опыт, потребность осознать собственное “Я” в системе общественных ценностей, и, наконец, потребность перспективы будущего.
Мною были поставлены воспитательные цели:
Формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры.
Создание условий, благоприятствующих развитию личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
Для реализации поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
Организовать коллективную творческую деятельность воспитанников, развивающую эмоциональную сферу и образное мышление;
Формировать у воспитанников способность к самореализации к будущей профессиональной деятельности путем развития трудовых умений и навыков;
Продолжить работу по воспитанию у учащихся твердой гражданской позиции и правового самосознания.
В поставленных мною задачах были определены приоритетные направления, через которые и осуществляется моя воспитательная работа.
1. Учебно-познавательная деятельность. Традиции школы.
3. Гражданско-патриотическое воспитание.
4. Физическое воспитание.
5. Художественно-эстетическое воспитание.
Я в своей работе создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на видах деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебно-воспитательных задач. Стараюсь использовать на своих занятиях элементы развивающего обучения. Это помогает в моих воспитанниках развить интеллектуально – творческую личность.
Создаю условия для того, чтобы каждый воспитанник смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант.
Шкотова Ольга прекрасно рисует. Принимала участие в областном конкурсе детского рисунка «В кругу семьи» работа была опубликована в газете «Донской маяк», так же принимала участие во всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси».
Считаю, что результатом должна стать личность гражданина, ориентированная в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
«Гражданско-патриотическое воспитание направленно мною на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности.
Мною проводимые беседы по гражданско-патриотическому воспитанию, проведенный праздник «День Защитника Отечества», предполагают встречи с интересными людьми, ветеранами. Экскурсии по местам Боевой славы, возложение венков на могилу воинам, посещение школьного музея Боевой славы производят сильное впечатление на детей, они необходимы как наглядное иллюстрирование бесед и рассказов о Великой Отечественной войне.
Результат моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию повысил интерес учащихся к истории своего Отечества, осведомленность о политических событиях в стране, возрос интерес и уважение ребят уважающих культуру и традиции русского народа. Так проводимый мною общешкольное мероприятие «Масленица», еще раз напомнило воспитанникам о культуре и быте русского народа.
Основным назначением оздоровительной работы является достижение моими учащимися определённого уровня развития, воспитание нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, освоение системы знаний и приёмов самостоятельной повседневной деятельности санитарно-гигиенической направленности.
Физического воспитания это сохранение и укрепление здоровья воспитанников и осуществляется по направлениям:
- профилактика и оздоровление это физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные мероприятия, работа спортивных секций, Дни здоровья.
Демидов Андрей, Покорский Валера – посещают секцию по волейболу, футболу, посещают бассейн, так же принимали участие в «Веселых стартах», в соревнованиях посвященное «Дню Защитника Отечества» и многих других спортивных мероприятиях.
Ценность здоровья – это основа творчества, духовного богатства личности, процветания самого общества.
Большое внимание я уделяю профилактической деятельности: по борьбе с наркоманией, алкогольной зависимостью и табакокурением проблема, так называемых «подростков группы риска», с которыми
я проводила беседы такие как «Курение- коварная ловушка», «Не сломать судьбу свою» беседа о профилактики наркомании среди подростков, «Дети в пивной клетке». Моя цель была в этих беседах углубить представление о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать воспитанников к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию.
Воспитательная работа с детьми не прекращается и в летний период. В лагере в течение летней смены с детьми проводились различные творческие дела: развлекательные мероприятия, дискотеки, конкурсы, игры и многое другое.
В своей воспитательной деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей, считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности.
В своей воспитательской деятельности часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих воспитанников сформировано умение работать в коллективе.
Своей задачей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
В этом учебном году у меня 1-й класс я продолжаю работать над своей задачей, т. е чтобы создавать оптимальных условий для развития личности каждого воспитанника в различных видах деятельности, сообразно его интересам, возможностям, а также потребностям общества. Развивать таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность, честность, порядочность. Изучать и применять современных педагогических технологий для усовершенствования воспитательного процесса.