История возникновения первой русской тряпичной куклы. "история тряпичной куклы". История возникновения тряпичных кукол

Уходит своими корнями в далекое прошлое. В то время, когда наши предки жили натуральным хозяйством и все делали своими руками. Добывали себе пищу, возводили дома и обустраивали свое жилище. Изготовлением кукол на Руси, как правило, занимались женщины и девушки. Изначально их делали не столько для детей, сколько для сохранения «чистоты» в доме. Куклы служили оберегами и защитниками для древних славян от злых духов и непрошенных гостей.

Поскольку в то время на территориях нашей страны процветало язычество, существовало множество праздников, для которых изготавливались куклы в разных нарядах и костюмах.

Самые значимые праздники того времени - это Коляда, Купала, Великдень и другие. С приходом христианства эти праздники стали называться по другому, но большинство традиций осталось и соблюдается по сегодняшний день, в том числе и в удаленных уголках России. Есть люди, которые по прежнему изготавливают кукол, наряжают их в красивые народные костюмы и используют в качестве оберегов, а не игрушек для детей. Одним из самых значимых и любимых праздников для славян был Великдень. В настоящее время он совпадает с пасхой. А традиция раскрашивать яйца, печь куличи и изготавливать традиционных русских кукол пришла к нам именно от празднования Великдня. Лучшего оберега, чем кукла, созданная своими руками, в то время не существовало. И для любой женщины это было очень важным событием и делом в её обыденной жизни.

Как и сегодня, социальное неравенство существовало и 2000 лет назад. Поэтому материалы, которые использовались для создания кукол, у всех были разные. Кто был более обеспеченными могли позволить себе сделать куклу из разноцветных тканей, украсить ее бронзой или даже серебром. А те у кого не было такой возможности довольствовались деревянными веточками, самыми дешевыми, однотонными тканями типо мешковины и любыми другими предметами, которые не имели большой пользы в ведении домашнего хозяйства.

Но со временем женщины стали обращать внимание, что девочки с удовольствием играют с этими куклами. Поскольку использовать обрядовых кукол для игр было не позволительно, появилась новая традиция изготовления игровых кукол для детей.

Изначально их делали очень маленькими, размером от 8 до 15 см высотой и выглядели они очень просто по сравнению с обрядовыми куклами. Как правило изготавливали их из натуральных материалов: старые ткани, обрезки, ветки, солома, зола, уголь, трава, мох, листья. Иногда в домах наших предков появлялись и деревянные куклы и игрушки. Но сделать их мог далеко не каждый. Необходим был специальный навык, и вырезали их в основном мужчины. Так и появилось на свет два основных направления в создании русской куклы и игрушек. Женщины и девочки изготавливали своими руками различных тряпичных кукол, а мужчины занимались резьбой по дереву и делали деревянных кукол и игрушки.

Самые популярные среди древних славян тряпичные куклы имели свои названия. Вот некоторые из них:

  • Первой, как правило, делалась Кукла - дружок. Она создавалась всей семьей, бабушкой с дочерью и внучками, чтобы ребенок мог рядом с этой куклой ощутить поддержку и любовь своих близких. Считалось, что такая кукла помогала вырастить ребенка смелы и могла на время заменять заботу мамы. И давать ей возможность больше успеть по хозяйству.
  • Так же с появлением малыша в доме, часто изготавливалась Кукла-Птичка. Делали её из самых ярких тканей, которые имелись в доме и подвешивали над кроваткой ребенка. В основном их делали по несколько штук и это считалось хорошей забавой для маленького человечка, который не давно появился на свет. Рассматривая их он мог с интересом наблюдать как эти птички качаются над ним.

Было еще очень много названий и разновидностей тряпичных кукол. Обучать девочек мастерить кукол начинали в раннем детстве, в 5-6 лет. Считалось, что в этом возрасте ребенок хорошо понимает и может многое уже делать самостоятельно, без помощи взрослых. Часто при создании куклы мама пела дочке песни, рассказывала сказки или беседовала о чем-нибудь интересном. Потому что делать кукол было необходимо с любовью, радостью и находится в хорошем настроении, чтобы кукла получилась красивая и смогла так же дарить свою любовь тем, кто с ней играл. Традиция изготовления тряпичных кукол дошла и до наших дней. И где-то в отдаленных уголках нашей страны, бабушка учит внучку, как сделать первую в жизни куклу своими руками.

Теперь немного расскажем и о деревянных куклах и игрушках

Есть версия, что первые деревянные игрушки на Руси появились в период с 8 по 10 век. Их вырезали из разных видов древесины. Но в основном использовались береза и сосна, так как они считаются одними из самых «мягких» видов древесины и легко поддаются обработке. Из них делали различные фигурки людей и животных, вырезали свистульки на забаву детям.

Но первые официальные упоминания в летописях о деревянных игрушках приходится на период 14-15 веков. В то время основным местом производства деревянных игрушек на Руси считался город Сергиев Посад. Вокруг него находилось множество мастерских, где работали знаменитые резчики и по дереву. И даже на территории Троице-Сергиевой лавры тоже трудились священнослужители и занимались резьбой по дереву. Они создавали множество деревянных игрушек, фигурок и кукол, которые пользовались хорошим спросом среди населения.

Возле стен лавры в то время действовал огромный старинный рынок (ТОРГ) куда приезжали купцы не только из всех уголков Руси, но и из-за рубежа. Сергиев Посад по праву считался в то время столицей деревянной игрушки. Известно, что деревянные солдатики, фигурки людей и животных, корабли, церкви и многое другое, изготовленное в мастерских Сергиево Посада, имелись в коллекциях российских императоров, королей Пруссии и Франции.

Со временем в Европе, в начале 18 века, стали появляться фабрики со станками и машинами на которых производились деревянные игрушки в большом количестве и имели достаточно низкую цену. И множество мастерских по ручному производству стало постепенно сокращаться. Но и на сегодняшний день есть мастера, которые продолжают традиции наших предков и делают вручную различные деревянные игрушки, фигурки и куклы.

Часто к ним поступают заказы от музеев, коллекционеров или просто от больших ценителей истории нашей страны.

Самым современным этапом в создании куклы считается изготовление фарфоровых кукол

Родоначальником изготовления фарфоровых кукол считаются французы и это не случайно. В период с 17 по 18 век Франция считалась законодателем моды во многих областях. Поэтому, когда там создали первую фарфоровую куклу , которая максимально соответствовала пропорциям человека, имела натуральные волосы и несколько различных нарядов, никто не удивился. Оставалось только восхищаться красотой и изяществом этих созданий. Поскольку это были необычные куклы, они получили даже свое собственное название - Пандоры.

Создавали их, как правило, опытные мастера и художники. Одежду для них шили лучшие портные и стоили эти куклы очень дорого. Фарфоровые куклы и по сей день считаются элитой кукольного рынка во всем мире. Необыкновенная красота, изумительное изящество, удивительное сходство с человеком, не оставляют равнодушными миллионы людей на нашей планете.

В 19 веке на смену ручному производству фарфоровых кукол пришел фабричный метод изготовления. Они стали более доступными и большее количество покупателей имело возможность приобретать такие изделия. Массовое производство было налажено во Франции и Германии. Кроме самих кукол, стали производиться разнообразные аксессуары к ним. Домики для кукол, мебель, куклы дети и куклы взрослые. У некоторых экземпляров стали двигаться руки, ноги и голова. И по сей день Германия является лидером в производстве кукол из фарфора.

Но истинных ценителей индивидуальности, оригинальности и неповторимого шика привлекают куклы ручной работы. Они несут в себе частичку души мастера, который вложил в её создание все свои таланты и любовь.

Разнообразие фарфоровых кукол, на сегодняшний день, может поразить кого угодно. Они бывают и большие (в человеческий рост) и маленькие (10-15 см высотой), изображают и взрослых и младенцев, имеют огромное количество нарядов, причесок, обуви и даже нижнее белье и чулки для кукол встречаются довольно часто.

Однако наиболее популярными среди покупателей являются куклы размером от 30 до 50 см. На куклах такого размера хорошо видно все детали - прическу, макияж, глаза, одежду, аксессуары, украшения, но в то же время она является достаточно компактной и её легко переносить, перевозить или переставить в доме на другое место.

Фарфоровых кукол часто используют для декорирования гостиных, кухонь, кабинетов, детских комнат. Они выглядят очень красиво и изящно в любом интерьере и по праву являются его украшением.

Фарфоровая кукла - это бесценный подарок любителям красоты и грациозности, она настолько реалистична, что рядом с ней можно забыть про возраст и почувствовать себя героем какой-нибудь удивительной сказки.

Наши куклы ручной работы, высокого качества изделия. Головы и руки кукол выполнены из фарфора. Наряд кукол выполнен яркими тканями в новогоднем стиле. Куклы выполнены полностью вручную, начиная от расписанного лица и заканчивая пошивом одежды. Качественная сувенирная кукла с фарфоровыми элементами отлично дополнит собой новогодний интерьер. Кукла может быть в наличии или мы сделаем её на заказ специально для Вас.

Наши куклы демонстрируют костюмы разных эпох, разных губерний России, других стран мира, сказочных и исторических персонажей.

Промысел существует уже более 15 лет, высокое качество наших кукол создано душой и любовью мастериц. Производством занимаются опытные мастерицы Суздаля, Сергиева Посада, Владимира, Москвы и Санкт-Петербурга.

Художники-дизайнеры разрабатывают модели сувенирных и игровых кукол‚ которые выпускаются малыми сериями и тиражами. В настоящее время в мастерской работают художники по костюму‚ мастера по производству кукол‚ росписчики‚ литейщики фарфора‚ швеи‚ конструкторы и сборщики кукол. Каждая кукла выполняется вручную из фарфора, картона‚ ткани‚ обклеена узорной тесьмой‚ кружевом‚ лентами и другими декоративными элементами. Каждая кукла имеет историческое или национальное значение.

История тряпичной куклы

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей. Возрождение искусства изготовления рукотворных кукол началось в начале 90-х годов XX века. Очаровательный, уютный мир дворянских усадеб вновь ожил в образах многочисленных «городских» кукол. Самым крупным санкт-петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в национальных и светских костюмах разных времен и народов стало художественно-производственное объединение «Потешный промысел». Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками. Однако с течением времени интерес к игрушке, особенно крестьянской, стал, постепенно расти. Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими. Кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ. Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - "их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой", ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисман По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обереговые куклы:

1. Куватка

2. Ангелочек

3. Лихоманки

4. День и ночь

5. Параскева

6. Вепсская

7. Бабушкина кукла

8. Колокольчик

Обрядовые куклы:

1. Неразлучники

2. Мировое дерево

3. Масленица и «Домашняя Масленица»

5. Кострома

6. «Кукушечка» и кукла Кукушечка

7. Покосница

8. Купавка

10. Зольная кукла

11. «Козьма и Демьян»

12. Капуста

Игровые куклы:

1. Столбушки

2. Малышок - голышек

4. Кукла «на выхвалку»

5. «Простоволосая»

6. «Кукла с косой»

7. «Кукла нарядная»

8. Девка-Баба

  • Кроме того куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые. Название говорит само за себя.
  • Мы предлагаем классифицировать куклы по способу изготовления.
  • Мы предлагаем следующие типы:

1. Основа куклы 2 прямоугольника («куватки», «пасха», «неразлучники», «Кузьма и Демьян»)

2. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали (день и ночь, ангел, колокольчик, покосница, закрутка) иногда на эту основу крепится грудь. (вепсская, капуста). К этому же типу можно отнести куклу «мировое дерево». «Мировое дерево» имеет в основе разветвленный сучок, но куклы делаются по этому же принципу.

3. Куклы столбушки основа, которых скатка из бересты, ткани, полешки.

4. Куклы в основе которых мешочек (зольная, зернушка, крупеничка).

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Школа № 1412 СП 8

ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

Н

А РУСИ

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

Рукотворная тряпичная кукла служила для наших предков не просто куклой для игры, а своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута , специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья . И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.


Кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

В народе куклам не давали имени собственного. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли.

Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Они считали, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Тряпичная кукла обладала не только огромным смысловым, но и видовым разнообразием. Народная память сохранила множество традиционных образов кукол.

По назначению их делят на три группы : обереги, обрядовые и игровые, по способу изготовления – на закрутку и сшивную. Некоторые мастера подразделяют еще и по образу : на куклу-крестьянку и куклу-барыню.

Куклы, наделенные тотемной и обрядовой символикой , бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Такие куклы делались в течение всей жизни, начиная с детства, и лишь вторично они могли выполнять функцию игрушки. Эти создания были маленькими божками в доме, с ними беседовали, поверяли им свои беды и радости, призывали на помощь.

В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимала особое место, играя на определенном этапе истории важную роль не столько в жизни ребенка, сколько в жизни взрослого члена семьи, особенно женщины, матери. Она была непременным участником всех древних ритуалов и магических мистерий, находясь в центре большинства обрядов календарного и семейного циклов. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Ее дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов.

Квадратные лоскуточки, из которых делались обрядовые куклы, нельзя было резать и шить иглой. Их можно было только рвать, и то по долевой нитке. Далее, говоря на языке мастериц, куколка «вертелась», или «крутилась». Переодевание куклы не предусматривалось, она создавалась как цельный образ, уникальный в своей единственности и художественности.

Ее декоративное исполнение также играло далеко не последнюю роль.

Например, куклы в праздничных костюмах, где каждая деталь и цвет имели также свою символику, дарили своим самым близким и родным людям на именины, крестины и другие важные события как знак скрепления родовых уз. Таких кукол в семьях, принадлежавших различным сословиям, собиралось огромное количество.



Видов тотемных кукол великое множество. Так, двойная кукла «День и ночь», оберегала порядок в доме. Днем ее поворачивали на светлую сторону, а вечером – на темную.

К
укла «Колокольчик» оберегала дом от дурных вестей, помогала поддерживать в нем хорошее настроение.


А вот куклы «Лихоманки» служили оберегами от болезней. Их должно было быть 13 – по магическому числу. И вешались они за печкой.

Они делались особым способом и со специальными наговорами. На Масленицу их сжигали для того, чтобы вместе с ними из дома ушли все беды.



С помощью кукол «Куваток» (куватка – младенец, новорожденное дитя) муж во время родов жены разными способами выманивал злых духов, позднее эта кукла стала оберегом и первой куклой новорожденного, которую клали в колыбель, а потом она "охраняла" сон ребенка. Мамы при этом приговаривали "Сонница-бессонница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой"

Кубышка-Травница несла с собой здоровье, защиту, утешение и отгоняла духов болезни. И это неспроста, ведь внутри куклы содержался мешочек с разными целебными травами. В случае недомогания разминали куклу в пальцах и тут же по комнате разносился аромат эфирных масел этих целебных растений.


Именно поэтому, Кубышку-травницу издавна имели в каждом доме, а в случае необходимости, ставили у постели больного, подвешивали над детской кроваткой или просто давали в руки поиграть.

К обрядовым куклам относится и "Зернушка", которая имеет глубокий символический смысл. Кукла обязательно внутри наполнялась зерном, гречихой, пшеном или горохом. Ее дарили на Коляду, Рождество и на другие праздники, чтобы урожай был богатым. Женский образ куклы напрямую связан с матерью-землей, рождающей всходы.


Традиционно Кукла-Зернушка делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова, повязывалась платком и тесьмой-пояском (иногда с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Они были хранителями жилища, сна, здоровья, хозяйства и благополучия семьи.

Одной из древнейших обереговых кукол на Руси была вепсская кукла, которая сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Она представляла собой образ замужней женщины и символизировала благополучие и достаток, а также женское здоровье. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью Внешний вид и название Вепсской куклы зависел от той роли, которая ей приписывалась.

Вепсы – один из народов, принадлежавших к финско-угорской языковой группе. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившие свои традиции и обряды.

Если в семье была девушка на выданье, то куклу делали красивой да нарядной, а называли Капусткой. Рожаница помогала в родах, а Кормилка и Берегиня - в заботе о малышах и семье в целом. В этом случае куклу представляли с воздетыми к Небу и Солнцу руками.



Детали вепсской куклы стягивали обрывками разноцветных нитей. При этом узлов не делали, только обвивали ткань ниткой, а ее конец заправляли. Ткань традиционно выбирали натуральную: хлопковую, льняную или ситцевую. Вышивка была необходимой деталью костюма и выполнялась в основном красными нитками разных оттенков. Этому цвету придавалась особое значение - "обережное".

К обрядовым относится и летняя кукла одного дня «Купавка». Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам «Купавки» привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Кукла также была одним из главных действующих лиц поэтичного древнего обряда «похороны кукушки ». Он проводился перед Троицей и служил посвящением девочек-подростков в девушки. Девочки уходили в лес и водили там хороводы, пели песни, обменивались венками и специально сделанными куклами из сухой травы «кукушкины слезки». Здесь же происходила церемония похорон кукол. Смысл обряда заключался в избавлении девочек от качеств, присущих кукушке, в прощании с детством и вступлении в мир взрослый жизни.

Куклы также занимали одно из центральных мест в русском свадебном обряде, сопутствуя каждому акту церемонии. Так, свадебная пара «Неразлучники», изготавливалась из одного лоскута, чаще всего красного цвета, как символа жизни. Эта парная кукла связывалась одной неразрывной нитью и имела единую руку, символизировавшую нерасторжимость брачных уз, готовность мужа и жены идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и в горе.

Дети имели свои более незатейливые игровые куклы . Они были очень условны и просты в изготовлении. Одной из распространенных детских игровых тряпичных кукол была кукла «Малышок-голышок» . Отличительной особенностью техники ее изготовления, было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Также нитками обозначали голову. Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала, по верованиям древних, материнское начало в ребенке и чувство семьи. К примеру, до недавнего времени в сельских местностях ставили чучела на огородах. Современные селяне, наверное, уже и не знают, что на самом деле чучело – это отголосок древних кукол хранителей урожая.

Шились куклы детям редко, чаще они сворачивались взрослыми, как, например, простая кукла «Барыня», на скорую руку. Она состояла из туловища, покрытого белой тканью и перевязанного в трех местах. Затем голова накрывалась длинным лоскутом, перехватывалась вокруг, остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетались косички – руки. На такую «болванку» надевали юбку, передник, сверху повязывали косынку, и кукла была готова. Смастерить (сшить или свернуть) куклу дети могли сами уже с трех- четырех лет. Первые детские куколки представляли собой небольшие стилизованные примитивные человекообразные фигурки. Безусловно, отличаясь от кукол, сделанных взрослыми, они в то же время были актом детского творчества. Играли в куклы и мальчики и девочки до семи–восьми лет, т.е. до той поры, пока они носили единообразную одежду (длиннополые рубахи). Девочки до 12 лет играли и шили уже более затейливые куклы «на выхвалку», сравнивая потом, у кого куклы получились лучше. Играли в куклы и девушки, и молодые замужние женщины. Их приносили на посиделки, брали с собой в гости, на работу. Среди всех видов женского рукоделия кукла занимала особое место. По кукле судили о вкусе и мастерстве ее владелицы.

К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.

  • Дата публикации: 22-05-2014 г.
  • Дата обновления: 22-05-2017 г.
  • Автор статьи: Иван Сухарев
  • Количество просмотров: 22385
  • У каждой национальности или народности всегда были, есть и будут свои особенные черты. Мы привыкли, что это относится, прежде всего, к цвету кожи, характерным особенностям черт лица, языку, правилам поведения и общественному устройству. Но немало уникальных в своем роде вещей и предметов встречается и в повседневной жизни у многих народов. Русская тряпичная кукла - одно из самых ярких тому подтверждение.

    Наших предков кукла сопровождала всю жизнь. Еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла, отгоняющая злых духов. Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость - все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол и их активном участии. Даже после смерти кукла была рядом, сопровождая усопшего в иной мир.

    Русская национальная кукла участвовала буквально в каждом действии жизни человека, и не только в праздничных мероприятиях или наиболее важных этапах, но и в самых обыденных, рутинных. Именно поэтому куклы целиком и полностью отражают суть жизни человека, а не только ее проявления. Понять куклу, ее характер означает узнать тайну древних славян - непостижимую для многих других народов загадочную русскую душу.

    Да, именно так, потому что русская традиционная кукла часто оставалась единственным защитником, хранителем, лекарем, советчиком и собеседником человека. Кукле раньше всех рассказывали секреты и делились с ней тайными желаниями, именно она хранила семейный очаг и благополучие в доме, и только кукла забирала от человека все его болезни и несчастья, унося их с собой в огонь или воду. Поэтому отношение к куклам у людей было соответствующее - их любили, уважали, почитали и берегли.

    Особенности русской тряпичной куклы

    Традиционная русская кукла имеет свои особенности, главными из которых являются следующие:

    • обрядовые куклы и обереги изготавливали без использования колющих и режущих предметов;
    • у кукол не было черт лица;
    • отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название;
    • подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол.

    Для того, что бы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. По этой же причине не использовали иголки, все детали привязывались нитками или скреплялись узлом.

    Такие требования были обязательны при изготовлении обрядовых кукол, кукол-оберегов и большинства игровых кукол. Подарочные варианты, особенно из дорогих тканей, с дорогии украшениями можно было сшивать, используя иголку для крепления большого количества декоративных деталей.

    Несмотря на такую, казалось бы, непрочную конструкцию, тряпичные русские куклы при должном обращении существовали несколько десятков лет. Во многих семьях были родовые куклы, передаваемые от поколений к поколениям. Кажется, само время придавало им прочности, продлевая жизнь кукольным охранникам и берегиням.

    На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. Поэтому лицо кукле придумывали сами, в зависимости от обстоятельств. Сейчас на фоне огромного количества современных кукол это кажется необычным и странным, но стоит немного пообщаться с безликой куклой, и все становится понятным.

    Безликая кукла жила полноценной жизнью - она радовалась и грустила, спала и бодрствовала, смеялась и плакала. Такая кукла не могла не нравиться ее обладателю - выражение лица и его черты были ведь придуманы им самим. Поэтому не совсем верно говорить, что у куклы нет лица - оно есть, но нужно подружиться с куклой, что бы его увидеть.

    В последние века, начиная с девятнадцатого столетия тряпичным куклам все же стали рисовать лица, но это касалось только игровых или декоративных вариантов. Это произошло от желания максимально очеловечить куклу, сделать ее облик очень похожим на нас. Но и в этих случаях использовали лишь символическое отображение глаз, носа или рта, вышивая их крестом и прямыми линиями.

    Куклам в Древней Руси не давали имен, считалось, что нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Этим пользовались темные колдуны - называли куклу так же, как и объект воздействия и творили над ней свои ритуалы. Кроме этого, дав кукле человеческое имя, можно было потревожить дух умершего родственника с таким же именем. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т.д.

    Весьма ограниченное количество мужских фигурок в кукольном творчестве наших предков вовсе не означает пренебрежительного отношения к сильной половине человечества. Если «копнуть глубже», изучить историю появления кукол и их строение, то окажется, что вся женская пышность, мягкость и красота закрепляется на жесткой и прочной основе в виде тугих скруток или палочек.

    Таким способом мужская суть есть в каждой кукле, но она скрыта внутри, что отражает весьма существенный сакральный смысл куклы. Именно поэтому кукол с явно мужскими образами очень мало, а в некоторых кукольных действиях в роли мужской куклы использовали просто палочку, завернутую в ткань.

    Материалы для изготовления тряпичной русской куклы

    Русские народные куклы делали из подручных материалов. Самыми распространенными из них были следующие:

    • обрывки ткани или старой одежды для оберегов и обрядовых кукол;
    • лоскуты новой ткани для сувенирных, декоративных фигурок;
    • пучки травы или сена;
    • деревянные палочки,поленца, чурбачки;
    • в качестве наполнителя - зола, ветошь.

    Наибольший интерес представляют тряпичные куклы, отражающие своим внешним видом особенности культуры той местности, где ее изготовили.

    Значение русской тряпичной куклы

    Русская национальная кукла подразделялась на три большие группы:

    • игровая кукла;
    • кукла - оберег;
    • обрядовая кукла.

    Любая из этих групп включает в себя несколько десятков (!) кукол, каждая из которых будет отличаться от других своим устройством или сохраняемым смыслом. Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь, оно никогда не менялось и очень редко сочеталось. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.

    Русская тряпичная игровая кукла

    Основное предназначение игровой куклы - это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети - и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша.


    В принципе, любая игровая народная кукла несет в себе и дополнительную нагрузку. Какие-то куклы тренируют ловкость, например те же напалечные фигурки или куклы с основой на деревянной палочке.

    Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку - так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол - хороводниц, а для мальчишек - бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.

    Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл. Подарочная кукла могла быть очень простой, например, на день рождения в бедных семьях могли малышу подарить вот такого ангела:


    В период отрочества с помощью народных кукол детьми изучались все главные мероприятия человеческой жизни. Для этого собирались целыми группами зимой в амбаре или избе, летом - на улице. Каждый участник приносил с собой коробейку с куклами, все роли распределялись между собой, и начиналось действие. Так разыгрывались даже свадьбы со всеми ее этапами, строго соблюдая последовательность. Руководить таким мероприятием могли как взрослые, так и уже обученные таким играм дети.

    Детей готовили к взрослой жизни, формируя у них заранее все основные представления о будущем. Дети до 6-7 лет носили рубахи - и мальчики, и девочки. В этот период и куклы у них были одни и те же. Надевая портки, мальчишки начинали свой первый мужской жизненный этап, и в этот период куклы у них выполняли в основном мужскую работу - пахали, сеяли, убирали урожай, защищали территорию.

    У девочек в этот период начиналось активно обучение семейной жизни - как организовать домашний уклад, как ухаживать за детьми, что одевать и в каких случаях и т.д. Все эти вопросы усваивались с помощью русской национальной игровой куклы.

    Тряпичная кукла, сделанная своими руками, участвовала в играх не только простых деревенских детей, они были и в семьях купцов, священнослужителей и даже русских правителей. Княжеские, боярские и царские дети - они лишь обычные малыши, которым, как и всем нужны любовь, ласка, внимание и, конечно же, игры. А кукла у русского народа - первая игрушка.

    Русская тряпичная игровая кукла: Кукла - столбушка

    Традиционная русская кукла в знатных семьях изготавливалась из дорогих тканей, украшалась драгоценными камнями и различными аксессуарами. Кукольные игры у царских детей были по своему смыслу те же самые, что и у деревенских ребятишек, только у одних обыгрывались королевские мероприятия, а у других - жизнь простых людей.

    Многие куклы изготавливались специально для того, что бы дети с самых ранних лет понимали то, что происходит вокруг них, и что будет происходить с ними. Самый яркий пример - куклы перевертыши. Их называют по-разному, но наиболее популярным является название «Девка-Баба». С одной стороны - румяная веселая нарядная молодуха, но, перевернув ее, мы видим скромную женщину, уставшую от повседневных забот.

    Русская тряпичная кукла-оберег

    Наши предки очень ревностно относились к взаимоотношениям добрых и злых сил. И дело тут вовсе не в невежестве и необразованности. Видимо, сейчас мы просто не в состоянии увидеть ту тонкую грань, разделяющую параллельные миры, откуда нас и посещают неведомые сущности. О да, конечно, мы теперь грамотные и образованные - у каждого по 2-3 учебных заведения за плечами. Мы, лишенные предрассудков, смело и решительно движемся к заветной придуманной цели, которая в итоге оказывается лишь ступенькой к цели истинной.

    Пренебрежительность к своей истории, традициям своего народа у нас, людей 20 и 21 веков тщательно и планомерно культивировали уже около 100 лет. Это и общественный строй, лишающий человека всего душевного, и насажденная религия, уводящая остатки этой душевности в совершенно другое русло. Наши предки, свободные от этих оков, видели вокруг себя и понимали гораздо больше, чем мы, современные интеллектуалы, живущие в рабстве собственных иллюзий всезнания и всепонимания.

    А неведомым для нас силам нет разницы, кому помогать или вредить - простому пахарю или кузнецу или же менеджеру или президенту. Для них люди все одинаковые, поэтому мы должны знать и использовать на практике те средства, которые задолго до нас придумали и применяли древние славяне.

    Для защиты от преднамеренного или случайного зла существовали специальные предметы. Их изготавливали с определенной целью - оберегать человека от напастей. Поэтому их так и называли - обереги. Наиболее распространенными оберегами были специальные символы в виде амулетов или узоров, наносимых на тело или одежду. Но, поскольку кукла находилась рядом с человеком практически постоянно, то ей тоже приходилось выполнять и защитные функции.

    Кукла Счастье - маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки. Можете узнать больше об этом в статье .

    Русская тряпичная обрядовая кукла

    У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. При этом существовали публичные, общественные обряды с привлечением большого количества людей, и обряды личные, тайные - не терпящие присутствия посторонних. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных.

    Обрядовая кукла, так же, как и кукла оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции - обрядовую и охранную.

    В формате этой статьи мы расскажем лишь о некоторых обрядовых куклах, потому что в противном случае статья получится огромного размера. Дополнительную информацию вы можете получить, прочитав статьи в категории «Обрядовая кукла», а начать можно с обзорной статьи " ".

    В период засухи лучшим средством вызвать долгожданный дождь был специальный заговор. При этом необходимо действовать с помощницей, которая всем своим видом должна символизировать дождливую погоду. Так и действовала русская тряпичная обрядовая . Ее изготавливали, специально подбирая ткань, напоминающую по цвету и текстуре дождь.

    Одним из самых распространенный обрядов был обряд Кувада. Его совершали при родах для того, чтобы оградить новорожденного от посягательств нечистого духа. играли при этом очень важную роль.


    Лихоманки - их делали сразу несколько штук - от 12 до 100. Названия куклам давали соответствующие - Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея и др. Эти куклы вешали за печкой, каждая из них приманивала ту нечисть, по имени которой ее назвали. Поэтому Лихоманок старались сделать побольше. 15 января каждого года оберег сжигали и делали новых Лихоманок.


    Крупеничка или Зернушка была ответственна за достаток в доме, сохранность собранного урожая, приумножения богатства. Ее делали из мешочка с зерном, которое на будущий год использовали для посева.

    Крупеничка в вольном исполнении

    Традиционная русская кукла имеет очень большое значение в воспитании у ребенка лучших человеческих качеств. Она не вызывает агрессию, как заполонившие прилавки в магазинах чудовищные монстры и роботы. Тряпичные куклы не программируют детей на богемный образ жизни, как супермодные Барби, Винксы или Мокси. Наши куклы обучают душевной красоте, гармонии человеческих отношений, любви к ближним своим, и дальним тоже.

    Именно поэтому традиционные куклы должны быть в каждой семье, независимо от материального благополучия или социального статуса. Нужно возрождать традиции наших предков, ориентированные на воспитание целостной, нравственно положительной личности. Ребенок, с детства научившийся любить и уважать народную куклу, не вырастет нацистом или маньяком.

    Кроме этого, сделав такую куклу самостоятельно, вы испытаете удивительное чувство радости от создания чего-то одновременно простого и таинственного. К тому же русская традиционная кукла нравится и взрослым и детям, потому что только она обладает такой нужной для нас энергетикой с большим знаком плюс. Потратьте полчаса своего времени, сделайте обычную простую тряпичную куклу и убедитесь в этом сами.