Что делать если ребенок не ладит со сверстниками. Почему у ребенка не складываются отношения с одноклассниками? Выход из конфликтных ситуаций

Вопрос: Здравствуйте, подскажите мне, как себя вести. Ситуация такая: я воспитатель, с сентября у меня дети 2-3года. Я раньше с такими маленькими детьми не работала. Первого сентября пришло 11 детей. За неделю почти все адаптировались, почти вся группа остается на полдня. Со следующей недели будут спать. Но не могу найти подход к одной девочке: ее приводят позже всех, дети уже завтракают.

Как только она приходит, сразу начинает закатывать истерики. Большинство детей, глядя на нее, также начинает плакать, хотя несколько минут назад кушали спокойно. Завести ее в группу очень тяжело — она начинает вся извиваться, драться. На стул посадить ее не могу — она тут же скатывается с него. На руках держать не могу — дерется. И категорически отказывается идти в группу. Я с ней гуляю по коридору. Я уже не могу, что делать? Отвлечь ничем невозможно, она без перерыва орет, не плачет, а орет, и от ора ее рвет. На игрушки не реагирует, слова мои не слышит. Как ее отвлечь?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Знаете, ответ я могу дать только один: первое время (как долго – покажет опыт) с девочкой в начале дня должен быть какой-то один взрослый. Чтобы спокойно, без паники, без суеты, без дерганья оттого, что другие дети без присмотра, проводил с ней, может, час, или как будет получаться. Чтобы девочка могла привыкнуть к новой обстановке, новым вещам, новым краскам, новым звукам и запахам. И чтобы было ясно, что сад — это не тюрьма для детей, где следят только за тем, чтобы дети не поубивались и не сбежали. Чтобы всем – и воспитателям, и няням, и детям, было привычно, что садик – это там, где можно играть, где интересно, где тебя понимают и уважают, где дружат и выясняют отношения, учатся и соревнуются, ну и так далее. Садик – это место, где классно! Куда хочешь попасть, как только утром просыпаешься. А воспитательницу так приятно обнять и поговорить с ней, а нянечка всегда поможет – она же взрослая и все умеет.

Кто может быть этот человек? Мама, кто-то из близких, или какой-нибудь работник садика, или кто-то еще. Господи, да людей же тысячи, неужели среди них не найдется подходящего одного, чтобы с ним можно было договориться, или чтоб сам хотел.

Вот вам и творческая задача. Кстати, это может быть ребенок из старшей группы, который любит с мелкими возиться. Ищите, и обязательно найдете.

А девчонке этой реально плохо, когда она так кочевряжится. И кричит она не из вредности и не от хорошей жизни, а потому, что испытывает неимоверное напряжение психических сил, оттого, что у нее невыносимое стрессовое состояние. Взрослый человек при таком психическом прессинге или инфаркт с инсультом получает, или гипертонический криз, или еще что-то, что взрослые люди называют «серьезное заболевание».

Дорогие взрослые, берегите детей! И друг друга!

Ваш ребенок прекрасно чувствует себя в кругу семьи и ближайших родственников, а вот с детьми своего возраста общаться совершенно не хочет или не может? Родители должны совершенно четко понять – что для нормального психического развития маленькому человеку совершенно необходимо общаться со своими сверстниками, а не только с мамой и папой. С возрастом ребенок начнет замыкаться еще больше и тогда наладить отношения со сверстниками будет еще тяжелей. Решать эту проблему совершенно необходимо в раннем возрасте пока ребенок не сформировал четкое представление о правилах коммуникации в обществе.

Начните с главного

Прежде чем начать паниковать, постарайтесь понять, почему ваш ребенок не общается с другими детьми. Их может быть масса:

  • Возможно, ваш ребенок слишком мало времени проводит на улице с детьми и просто ему не представляется такого случая
  • Дети, с которыми он может общаться, ему не подходят по возрасту, поэтому ему просто не интересно и скучно
  • Нехватка родительского внимания огромная проблема для ребенка, он просто не умеет находить контакт с другими детками
  • Если ребенка часто обижают его сверстники – задирают, бьют, обзывают, не хотят с ним играть, – ребенок просто закроется от общества
  • Обратите внимание на общение ребенка с его родными братьями и сестрами – если его унижают и постоянно обижают, — ваше чадо сформирует отношение к другим детям благодаря модели отношения к нему в семье
  • Ваш малыш очень развит и превосходит сверстников в развитии – тогда ему просто с ними скучно и он не хочет такого общения
  • Не наказывайте своего дитя в присутствии других деток – ребенок стесняется, что он плохой и не послушный и замыкается в себе

Мудрые родители должны учитывать, что способность к коммуникации напрямую зависит и от склада темперамента чада. Если он экстраверт ему будет просто найти друзей и стать лидером, но если он интроверт ему понадобиться ваша помощь и участие. Родители должны приложить усилия, что бы помочь ребенку найти себя в социуме.

Первый шаг

В первую очередь вы должны проследить ход событий, которые привели к нежеланию малыша общаться со сверстниками. К сожалению, психологи отмечают, что основной причиной замкнутости ребенка является нехватка общения с родителями. Постоянное отсутствие времени или просто нежелания разговаривать со своим чадом формирует в нем отчужденность и обиду на мир и окружающих, ребенок погружается в свой маленький мир, где ему так комфортно. Ситуация с выдуманным другом, это способ найти поддержку и понимания которого не дают родители.

Как себя вести

Будьте ближе к своим детям, и они отплатят вам любовью и благодарностью!

Алеся Сергеевна Чернявская,
ведущий специалист по профилактике
социального сиротства общественной организации
«Белорусский фонд SOS-Детская деревня»


Быть родителем - тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами маленьких детей, которые возникают в семейном кругу, еще как-то получается, то сохранить рассудок и правильно среагировать на переживания ребенка, например, из-за отсутствия товарищей в детском саду, на улице или в школе иногда не выходит.

Так, большинству родителей жизнь их чада кажется успешной и счастливой, когда сын или дочь в кругу друзей и близко общается со своими сверстниками. Но стоит услышать фразы «почему приятель со мной не водится», «никто не хочет со мной дружить», «не пойду на улицу, мне там грустно», как возникает чувство беспомощности и отчаянья, злости на других детей, их родителей и собственного ребенка, вплоть до самообвинений. Ведь детсадовская или школьная компания - это упрощенная модель общества и в ней отрабатывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

Вместе с тем перед тем как делать выводы и предпринимать активные действия, стоит разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», попытаться вникнуть, почему он не может занять желаемое положение в детском коллективе, найти себе товарища и/или поддержать с ним отношения. И решение этого вопроса требует огромной деликатности.

Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба - это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2-3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Становясь старше, дети 3-6(7) лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не ябедничает, не плачет и не бьется. И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3-5-м году жизни . Дружба для 3-6-летнего ребенка - это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Вместе с тем практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро - за добро, зло - за зло».

В 6(7)-9(10)-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они. Ребенок также выбирает друга и с учетом географического принципа - сидит с ним за одной партой, посещает те же кружки или живет рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. При этом практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам. Несмотря на то, что 80-90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны.

Следует отметить, что к концу обучения в начальной школе (8-10 лет) у детей появляется понятие обязательства друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи. Поэтому прерывание дружеских отношений, например в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребенком болезненно, вплоть до переживания чувства настоящей потери и горя. Правда, до того момента, пока он не найдет новых друзей. Иногда дружба прекращается в связи с появлением иных интересов, вследствие чего дети обращаются к новым товарищам, могущим удовлетворить их потребности. В этот период, по мнению исследователей, наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние неприязни со стороны других детей.

Заметим, что реальная дружба подростков - очень сложное и неоднозначное явление. В одно время могут проявляться взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение и обоюдное доверие, а в другое - суверенность, соперничество и даже конфликт. Связано это во многом с тем, что подросток ищет свою индивидуальность, стремится удовлетворить свои эмоциональные и психологические потребности. В результате доверительные отношения возникают у него с несколькими детьми, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

По сравнению с младшими школьниками, у подростка уменьшается важность непосредственных повседневных контактов с другом, но значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях. По его мнению, друг - это идеальный человек, воплощающий в себе все самое лучшее и ради которого можно даже пойти на жертву. Кроме того, для подростков особенно характерен феномен, получивший в психологии название «ожидание общения». Суть его в том, что ребенок постоянно находится в поиске общения и всегда открыт для контакта. Поэтому, если не получается дружить с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникает охлаждение во взаимоотношениях, подросток может пойти на случайные связи, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Типичным проявлением дружеской психотерапии является общение «с глазу на глаз» и по телефону. Занимает подобное общение около 3-4 часов по будням и до 9 часов в выходные дни. Несмотря на то, что, по мнению многих родителей, это разговор как бы «ни о чем», психологически он важнее любой содержательной беседы в данном возрасте. Однако безграничная открытость, откровенность и доверительность этих отношений нередко приносят и отрицательные последствия. В момент ссоры, чтобы сильнее уязвить другого, бывшие товарищи могут сообщать окружающим самые заветные секреты своего приятеля.

В юношеской дружбе отчетливо проявляются и гендерные различия. Девушки более эмоциональны и интимны в своих взаимоотношениях. У них меньше близких подруг, по сравнению с юношами, и они предпочитают встречаться с каждой из них по отдельности, а не со всеми сразу. Кроме того, если основным другом для юноши является сверстник одного с ним пола, то для девушки идеальный друг - это юноша старше ее по возрасту. То есть для старшеклассниц слово «дружба», употребляемое для описания отношений, часто является лишь завуалированным названием возникающей любви.

Несмотря на то, что особенности детской дружбы изучены достаточно глубоко, родителям всегда надо учитывать, что каждый ребенок формируется по-своему. Это связано не только со свойствами нервной системы, темперамента, но и с условиями развития, которые придают неповторимость общим для всех возрастным проявлениям. Однако в любом возрасте, начиная с 3-4 лет , для ребенка важность контактов с друзьями неоценима. Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок:

. жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;

С неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;

Ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;

Не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;

Целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т.д.).

Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.

У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания - довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.

Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников. Далее из-за неудовлетворенности в общении он становится агрессивным, может свои проблемы скрывать под бравадой или шутовством или уйти в себя и впасть в депрессию.

Следует отметить, что не всегда ребенок и его родители виноваты в том, что определенные дети не могут найти себе друга в новом коллективе. Иногда работают пока малоизученные психологами механизмы взаимных симпатий и антипатий. Так, одни дети крайне привлекательны для ровесников, а другие, ничем не хуже их, - нет. Некоторые специалисты предполагают, что в основе избирательности лежит способность востребованных детей максимально удовлетворять социальные потребности своих сверстников.

Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил:

1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.

2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.

3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.

4. Стараться качественно проводить время с ребенком, например играть, веселиться, шалить как бы «на равных».

5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.

Первоначально ребенку, расстроенному и столкнувшемуся с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим из-за отсутствия друзей, надо оказать эмоциональную поддержку. Зачастую каждый родитель делает при этом то, что может, ибо идеального решения нет ни у кого. Самое важное, что в сложной ситуации будет что-то сказано и нередко особого значения не имеет, какие это будут слова. Для ребенка главное, чтобы слова были произнесены, его «печаль» заговорила и перешла из разряда «трагедии» на менее болезненный уровень.

Сыну или дочери любого возраста важно почувствовать, что любящий взрослый готов его выслушать, признает его личностью, заслуживающей доверия, разделяет его горе, готов помочь и поддержать. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно - когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».

Варианты слов, которые родители произнесут, могут быть различны. Но есть основные моменты, которые дети должны услышать. Во-первых, если приятель с ним(ней) «не водится», то это совсем не значит, что он/она не достоин любви. Во-вторых, каким бы он/она ни был, быть любимым всеми без исключения невозможно. В-третьих, и он/она сам(а) также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует. В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта. Возможно он/она напоминает своему приятелю кого-то, кого тот не любит, или он/она сделал(а) что-то, сам(а) того не желая, что не понравилось другу. И напоследок важно дать понять ребенку, что в любом случае свет клином не сошелся на этом приятеле. Стоит вместе с сыном или дочерью подумать, на кого он/она мог бы рассчитывать в своем классе, кто мог бы стать новым другом и где его найти.

Кроме оказания поддержки ребенку, попавшему в непростую ситуацию, надо пристальное внимание уделить системе взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также практикуемым способам воспитания. Большинство родителей живут сегодня слишком напряженной жизнью, и у них просто не остается сил для нормального общения с ребенком. От них требуется хорошо справляться со всеми своими многочисленными обязанностями: сюда входят и семья, и карьера, и многое другое. Поэтому у многих родителей нет энергии, терпения и желания, делать все, что требуется. И когда что-то упускается, то этим «чем-то» почти всегда оказывается жизнь семьи.

Вместе с тем главное - это верное направление воспитания. Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности. Так, уделяя доверительному общению 10 минут утром и один час вечером, можно получить чудо. Важно и совместное проведение досуга, ибо растущие дети более ориентированы на поведение, чем на слова. Поэтому среди воспоминаний взрослых людей о самых счастливых детских минутах упоминаются в основном моменты непосредственной близости с родителями, например, во время семейного путешествия или лыжного похода в лес. И редко кто вспоминает подарки и привилегии, которые были получены.

Важно также успокоиться и перестать чрезмерно заботиться и беспокоиться о ребенке, беспрекословно выполнять любые его желания и соглашаться с предлагаемыми им правилами игры. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей родителей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить - это здорово. Полезным уроком для детей будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить с сыном или дочерью разговоры о его товарищах, выражать позитивное отношение к ним, например: «Как поживает твой друг Андрей? Он такой добрый и веселый (или умный и сообразительный, верный и надежный, честный и внимательный)!».

Изменяя родительские установки, следует параллельно работать и с ребенком. Особенно важен для приобретения навыков знакомства и поддержания дружеских отношений дошкольный период. Маленьких детей, а особенно застенчивых, нужно учить знакомиться при помощи его любимых игрушек. Так, зайка (за которого играет ребенок) сидит в песочнице, а мишка (его роль выполняет один из родителей) хочет с ним познакомиться. Таким образом, можно проиграть варианты поведения во время знакомства: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Причем ролями следует меняться, постоянно усложняя и видоизменяя условия, например, ребенок, с которым пытаешься знакомиться, ответил отказом, обиделся, рассердился, полез драться и т.д. При помощи игрушек также можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации (хочется покататься на качелях, а другой ребенок не дает), подкорректировать некоторые сложности в его поведении.

С дошкольниками уместно вспоминать и ситуации из любимых мультипликационных фильмов. Так, Крошке-еноту помогла подружиться с «тем, кто сидел в пруду» его улыбка (мультфильм «Крошка енот» по мотивам сказки Лилиан Мур), а самым лучшим другом оказался не тот, кто больше всех, а тот, кто пришел на помощь в беде (мультфильм «Самый большой друг» по сказке Софьи Прокофьевой). Поучительными могут стать и истории В. Сутеева, например «Мешок яблок», рассказы про Крокодила Гену, Буратино и т.д.

Помочь ребенку 3-6 лет, даже не умеющему общаться, войти в компанию детей может и авторитетный взрослый. Дошкольники автоматически определяют даже завуалированную неприязнь или симпатию воспитателя к тому или иному ребенку. Поэтому, оказывая определенное расположение и благосклонность отвергаемому малышу, можно ввести его в игровой коллектив. Задача взрослых в этот период научить ребенка: а) уважать интересы других, например, просить разрешения у владельца игрушки перед тем, как ее взять; б) отказывать тому, с кем не хочется дружить; в) добиваться дружбы без «подкупа» желаемого товарища.

Каждому родителю важно знать, что негативное восприятие их сына или дочери сверстниками пытаться изменить никогда не поздно. Взрослые члены семьи могут помочь младшим школьникам и подросткам поднять свой статус в глазах сверстников , если будут:

. предоставлять детям возможность поиграть или пообщаться или отпраздновать что-либо дома (с условием, что комната или квартира потом будет убрана);

Выделять сыну или дочери, например, несколько дополнительных конфет для школьных друзей;

Делать вместе с ребенком небольшие подарки для друзей в преддверии праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта);

Стремиться как можно реже неожиданно для ребенка менять его условия жизни и круг общения.

Особое мастерство требуется мамам и папам, когда проблемы с дружескими контактами возникают у их детей в юношеском возрасте. Зачастую в этой ситуации переплетаются дружеские и любовные взаимоотношения, а родители находятся «между молотом и наковальней», выполняя противоречивую роль. С одной стороны, они должны занимать позицию стороннего спокойного наблюдателя, а с другой - открытого для контакта, готового активно их слушать в любое время суток.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на заявления некоторых исследователей о поверхности дружеских отношений в современном обществе, об отсутствии идеальной и глубокой дружбы, о вытеснении широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения, наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей нужно специально учить. Но главное - начать, обучив своего ребенка быть преданным и надежным другом.

«Мой ребенок ни с кем не играет», «он всегда один, к нему никто не подходит», «дочь тянется к детям, но они ее прогоняют» – если у ребенка проблемы с общением со сверстниками, родители пытаются ему помочь. Как сделать это максимально эффективно?
Чем младше малыш, тем меньше у него навыков общения. Если он слишком пассивен или, наоборот, напорист, это может вызвать раздражение, агрессию и другие негативные эмоции со стороны окружающих детей.
Если вы недавно переехали, и все друзья остались на старом месте, помогите ребенку поскорее завести новых приятелей. Старайтесь гулять во дворе или на детской площадке в одно время с другими детьми. Для ребенка, который не ходит в сад, можно найти интересные занятия, кружки, секции. У малыша старше пяти лет уже должна быть своя среда, компания, приятели, общение. Одной только мамы ему уже недостаточно, он же не младенец!
Вы много гуляете, ходите на танцы, футбол и рисование, а ребенок все равно ни с кем не подружился? Возможно, дети чувствуют его замкнутость, внутреннее нежелание общаться. Такую проблему лучше решать индивидуально с психологом. Если ребенок не смотрит в лицо собеседника, не улыбается в ответ на улыбку близкого человека, не пытается разговаривать, непременно обратитесь к специалисту, чтобы исключить ранний детский аутизм.
Ребенку, который выгодно выделяется на фоне других детей – в саду или в школе, также бывает непросто найти друзей. Например, малыш отлично поет, лучше всех решает арифметические задачки, рисует, танцует. В этом случае дети могут ему завидовать, считать (обоснованно или нет), что он задается.

Навыки общения:
Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими навыками. Ребенок должен уметь включаться в групповую деятельность, и первый такой опыт он получает еще в песочнице.
Научные исследования, где сравнивались стратегии детей в песочнице и принятие их группой сверстников, дали интересные результаты. Оказывается, малыши, которые сразу же пытались включиться в общую деятельность и проходили в самый центр песочницы, встречали сопротивление других детей, и возникал конфликт. Детей, которые оставались у края песочницы, никто не замечал. Успеха добивались те ребята, которые сначала пристраивались у краешка группы, начинали копировать то, что делали другие, и понемногу продвигались к центру группы. Постепенно они достигали центра и прекрасно там себя чувствовали.
Таким образом, чтобы включиться в совместную деятельность, ребенку нужно, во-первых, быть острожным, уметь подстраиваться под ситуацию, но при этом быть достаточно настойчивым, уметь справиться с возникающими сложностями. Для того, чтобы тебя приняли, нужно овладеть настоящим искусством дружбы. Например, научиться преодолевать возможные конфликты. Дети не любят ровесников, которые критикуют и высмеивают других. Однако не всегда дружелюбие вызывает ответное дружелюбие. Если некоторым детям надо научиться вести более открыто, то другим, наоборот, надо стараться сдерживать себя, так как из-за навязчивости и излишнего внимания к окружающим они вызывают неприязнь.
Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады необходимы как раз для того, чтобы дать малышу первый социальный опыт. Коммуникативные навыки дети приобретают, в первую очередь, от своих сверстников и только потом – от родителей.
Часто родительская гиперопека и повышенная тревожность приводит к тому, что ребенок становится пассивным, испуганным, нервным и, как следствие, не вызывает уважения у сверстников. Очень важно развивать ребенка не только интеллектуально, духовно, но и физически. Ребенок, который уверенно двигается, владеет своим телом, сразу же воспринимается положительно. Прекрасно заводить друзей в секциях, где дети занимаются общим делом. Однако бывают случаи, когда малышам необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения.
Если ваш ребенок задира, то лучше подобрать ему друга помладше, которого придется опекать. Если ребенок, наоборот, покладистый, желательно найти более активного товарища. Задира узнает, что можно заработать авторитет, не прибегая к агрессии, а ведомый ребенок, наоборот, переймет новые стратегии более активного друга.
Проблема общения для школьников даже более актуальна. Ведь даже многие взрослые люди не могут похвастаться владением коммуникативными навыками. К счастью, дети 3-5 классов прекрасно им учатся. Можно попросить школьного психолога или классного руководителя провести с ребятами тренинг. Детям нужно разделиться на пары и постараться проявить к товарищу больше внимания: похвалить, выслушать, высказать интерес, предложить помощь. Вы удивитесь, какой потрясающий эффект это даст.

Важно!
- Никогда не ругайте своего ребенка при сверстниках и не говорите плохо о его друзьях.
- Не стоит рассказывать при других родителях или детях, что считаете вашего ребенка застенчивым или пугливым, родители могут рассказать это дома, и завтра ваш ребенок услышит это от ровесников.
- Если педагог постоянно критикует ребенка, не видит в нем ни одной хорошей черты, не стоит верить каждому слову такого учителя.
- Внимательно вникайте в каждую ситуацию или проблему. Ребенку важно ваше участие.
- Если у вашего ребенка один друг, не переживайте – это нормально. Не навязывайте ему общение с большим количеством друзей, пусть ребенок сам решает.
- Хвалите ребенка за малейшие достижения. Говорите ему, что он нравится вашим друзьям и другим детям. Ваши слова поддержки особенно нужны ему перед тем, как он будет общаться с этими людьми. Это придаст ему уверенности, и встреча пройдет комфортнее.

Не совсем хорошо. Конечно, прекрасно, что у ребенка доверительные отношения с родителями и ему хватает их общества. Однако он обязательно должен научиться общаться и со сверстниками, иначе во взрослой жизни его могут подстерегать серьезные проблемы: ему будет очень сложно привыкать к коллективам, неумение находить общий язык с людьми может серьезно повлиять на его личную жизнь и профессиональные успехи, лишить его шанса в достижении карьерных высот.

Есть ли изначально вина родителей в том, что их сын или дочь ни с кем не дружит?

Вовсе не обязательно. Есть дети, которые в силу своего характера абсолютно не стремятся к общению. Родители нисколько не ограждают их от сверстников, наоборот, были бы рады, если бы их ребенок с кем-то дружил: приглашал своих товарищей в гости, ходил к ним.

Однако встречаются и другие семьи, дом которых закрыт для гостей. Детям же дается установка на то, что хороших друзей просто не может быть: обманут, предадут, ничего не сделают бескорыстно! Иногда говорится все это не прямолинейно, а достаточно завуалированно. Например, вроде бы родители и не против дружбы своего сына или дочери с тем или иным ребенком, но у последнего всегда находятся какие-то отрицательные черты: либо он просто хуже учится, либо не так хорошо ведет себя, либо его родители ниже по социальному статусу, то есть можно общаться, но особой пользы от этого общения их любимому чаду не будет. Дети очень тонкие психологи: они прекрасно улавливают мысли родителей и стараются не идти наперекор их воле, иногда даже подыгрывают взрослым, то и дело сообщая им о тех или иных промахах своих товарищей по школе.

Если родители никогда не ограничивали ребенка в общении с другими детьми, не препятствовали тому, чтобы его школьные товарищи бывали у них дома, не обсуждали в его присутствии недостатки других ребят или их родителей, значит, их вины в том, что у сына или дочери не получается «дружить», нет!

В чем может быть виноват сам ребенок?

Детский коллектив часто суров и даже жесток, но, надо признать, в какой-то степени справедлив. Каких товарищей не любят дети? Тех, кто ведет себя высокомерно, агрессивно, жадничает, по каждому поводу жалуется родителям, ябедничает учителям. Достаточно одной какой-то отрицательной черты, чтобы ребята отвернулись от одноклассника. И еще дети не любят грязнуль. Пусть им самим родители постоянно напоминают о том, что нужно мыться, быть опрятными в одежде – к чужим слабостям они нетерпимы!

Как помочь ребенку найти общий язык с другими детьми?

Сначала нужно выяснить причину, почему в классе нет детей, которые бы ему симпатизировали. Как это сделать? Во-первых, внимательно выслушать самого ребенка, заставить его рассказать правду. Пусть он подробно расскажет, как к нему относятся одноклассники и как он отвечает им. Во-вторых, обязательно поговорить с учителями, конкретно задать им вопрос: замечали ли они, что ребенок не находит общий язык с товарищами? Что, по их мнению, может быть причиной такой изолированности от коллектива. В-третьих, набраться смелости и выслушать самих детей: в начальных и средних класса ребята еще достаточно открыты, лукавить они не умеют, могут немного преувеличить проблему, но, в целом, из их ответов картина должна проясниться.

Помощь должна быть корректной!

Пытаясь помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников, родители должны быть предельно тактичны: грубое вмешательство в личное пространство сына или дочери чревато последствиями, даже если они еще совсем дети. Как это сделать так, чтобы ребенок не обиделся, не замкнулся? Конкретный совет дать нельзя: родители должны сами чувствовать, когда и в какой момент можно завести с ребенком разговор о его проблемах, уметь находить подходящие слова.

Если же придется обращаться к третьим лицам – учителям или одноклассникам ребенка, то и это сделать максимально деликатно по отношению к последнему. Попросить учителя сохранить разговор втайне от сына или дочери; поговорить не со всеми детьми, а с наиболее доброжелательными, ответственными, самостоятельными – теми, чье мнение будет достаточно объективным. К кому именно из детей обратиться, опять же может подсказать учитель.

К беседе с одноклассниками тоже нужно подготовиться. Не стоит задавать такие слишком прямолинейные вопросы: «Почему вы не любите моего ребенка? Что он сделал вам плохого?» Можно начать разговор с нейтральных тем: «Какие уроки вам больше нравятся? Кем хотите стать?» И уже только потом, когда дети разговорятся, пошутить: «Что-то никто не приходит к нам в гости?» Или опять же полушутя спросить: «Мой сын (или дочь) никого не обижает в классе?»