Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).
Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми.
Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.
Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.
Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).
Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучи небо кроют,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.
Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!
Воспитатель раздает листья детям в руки.
Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)
Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)
На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)
А листья дуба? (На медные монеты.)
Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)
Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)
Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)
Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)
И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.
Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)
Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)
О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)
- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
(Из романа «Евгений Онегин»)
Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)
Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)
Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.
Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)
Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?
А вы любите осень? (Ответы детей).
Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».
Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).
А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).
А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).
Цель. Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Предварительная работа. Начиная с первых чисел сентября педагог организует целевые прогулки на природу, отыскивая с детьми приметы осени. Тем, кто любит рисовать, предлагает изобразить в специальном альбоме наиболее интересные моменты. (Например, однажды на прогулке поднялся сильный ветер и заморосил дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл ее как зонтиком. Долго искали, куда спрятались жуки, и нашли одного в ямке, другого под корой березового чурбачка. Потеплело, и в групповую комнату залетела бабочка. Привезли солить несколько мешков капусты. Ходили на кухню смотреть, как специальная машина шинкует капусту. Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяжело и долго, – машина это делает в несколько раз быстрее.)
Ход занятия
Воспитатель напоминает, что сентябрь – первый месяц осени.
«Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, – сообщает педагог. – Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ?
Прежде всего обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках».
Педагог выслушивает ответы детей, следит за их речью, исправляет ошибки, предлагает подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщает сказанное в коротком емком рассказе.
«Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», – продолжает разговор воспитатель и выслушивает всех желающих. Хвалит детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении.
Воспитатель просит ребенка обобщить услышанное и подсказывает начало рассказа, например: «Ранняя осень – красивое время года». Затем интересуется, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее.
«Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты», – предлагает педагог. Выслушивает ответы детей, просит кого-нибудь обобщить услышанное и составить рассказ.
Педагог интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, коллективный рассказ о ранней осени, и чему они учились на сегодняшнем занятии.
Завершая занятие, воспитатель читает детям любое стихотворение об осени, а позже, вне занятий (в помещении, на участке) – другие поэтические произведения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Занятие 6. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).
Ход занятия
«Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова „Осень“», – начинает занятие педагог.
Напоминает первое четверостишие:
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Педагог уточняет: «Садик был… (веселый) . Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик?» (Осенний дождь.)
Повторяет четверостишие и просит 2–3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился . (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)
Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два последующих:
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!
Воспитатель уточняет: «Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал) , по дорожкам… (грязным) все их… (разбросал) ».
Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо проговаривают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.
Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохраняя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.
«А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, – говорит педагог. – Все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять».
Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией («Жди»), потом – нараспев с утешительной интонацией. («Жди-и-и».)
Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверостишия.
Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вместе с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.
Коротеева Жанна Владимировна
Должность:
воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение:
МБДОУ №4 г. Ельца
Населённый пункт:
Липецкая область город Елец
Наименование материала:
конспект ОД по развитию речи
Тема:
"Составление рассказа на основе личного опыта на тему "Осень"
Дата публикации:
22.10.2017
Раздел:
дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи
детей комбинированной подготовительной к
школе группы на тему:
«Составление рассказа на основе личного опыта
на тему «Осень»
Выполнила: воспитатель
1 квалификационной категории
МБДОУ № 4 детский сад г. Ельца
Коротеева Жанна Владимировна
Елец, 2017 г.
Форма проведения: образовательная деятельность
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: совершенствовать умение детей в составлении рассказов на
экологическую тему
Задачи:
Обучающие:
Учить детей составлять рассказы, опираясь на свои непосредственные
восприятия (т.е. на материале образов памяти);
самостоятельно отбирать материал, излагать его в определенной
последовательности с достаточной полнотой и последовательностью;
рассказывать живо и последовательно;
продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь у
Развивающие:
развивать навыки разговорной речи, познавательных интересов;
развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и находить
целесообразную форму передачи этого содержания, включая в повествование
описание окружающей природы, окружающей действительности;
совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять
словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать навыки культурного общения, формировать навыки
сотрудничества, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки на осеннюю тематику, мнемотаблица для
составления рассказа, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики.
Словарная работа: золотая осень, листопад, деревья в золотом уборе.
Педагогические технологии : элементы здоровьесберегающей технологии,
игровая деятельность, элементы личностно – ориентированной технологии,
информационно – коммуникационные технологии.
Методы педагогической технологии : словесные, наглядные, игровые.
Оборудование: ИКТ, дидактический материал – картинки, пособие для
дыхательной гимнастики мнемотаблица.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся».
Обратить внимание на 4 картинки на интерактивной доске» (Осень)
Воспитатель: « Ребята, а какое время изображено?» (Ответы детей).
Воспитатель: «А теперь послушайте загадки:
Летел пан, на воду пал.
Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Воспитатель: «Ребята, о чем рассказала нам эти загадки?» (Ответы детей:
загадка рассказала об осени, о сезонных изменениях в природе, о дожде,
который часто идет осенью, об облетевших листьях, которые разноцветным
ковром укрывают землю).
Воспитатель:
вспомним,
шелестят
падают на землю (ш-ш-ш тихо), а как шелестят листья, когда дует сильный
ветер? ш-ш-ш произносят громко).
Стук в дверь: приходит зайчик, приносит письмо.
Воспитатель читает: « Детский сад № 4, детям подготовительной группы.
Заячья поляна пригородного леса».
«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели
принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось
так, что одни считают, что надо, а другие говорят, что рано. Посоветуйте, что
нам делать?»
Воспитатель: «Дети, зайцы живут в лесу и ничего не знают
прекрасном времени года, как осень»
Воспитатель: «А вы бы хотели рассказать зайчикам об осени? » (Да!)
Воспитатель:
осенние месяцы вы знаете? (ответы)
Воспитатель: « А какие приметы осени вы знаете? (
Ответы детей: с
деревьев опадают листья, …)
А какого цвета листья бывают осенью? (Ответы)
Воспитатель: «Правильно, и сейчас мы поиграем в интересную игру «С
какого дерева лист»; я буду показывать вам лист, а вы должны угадать
какого он дерева.
Воспитатель: «Давайте подумаем, какая бывает осень?» Осень бывает:
когда идет дождь-дождливая,
когда дует сильный ветер-ветреная.,
когда холодно-холодная,
когда сыро-сырая,
когда хмуро-хмурая,
когда ясно-ясная.
Воспитатель: «Молодцы,
вы правильно справились с заданием, а теперь
немного отдохнем, давайте сядем на ковер и
представим, что мы в лесу,
подул тихий ветерок, последние листики на дереве только слегка закачались,
ветер подул сильнее, листики стали падать и подул сильный ветер, листики
упали на землю.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Листики» проводится с детьми, сидя на
использованием
дидактического
дыхательной
гимнастики.
Воспитатель: « Ребята, вот мы с вами побывали в осеннем лесу, а скажите
какие правила поведения мы должны соблюдать, гуляя в парке, или в лесу в
разное время года?» (Не ломать деревья, не разжигать костров, не разрушать
птичьи гнезда, не мусорить)
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ
Воспитатель
обращает
внимание
картинки,
используя
интерактивную
доску. (Здесь изображены вещи для осени и для лета).
Дети, посмотрите на доску и скажите, что нам необходимо для прогулки в
осеннее время? (Дети составляют предложения).
Почему мы не взяли кепку, сандалии? (Ответы детей)
Воспитатель: «А почему осенью надевают теплые вещи?» (Мы надеваем
становится
холоднее,
Воспитатель: «Ребята, а какие интересные и красивые пословицы об осени
вы знаете? У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети
складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите
положить туда свои наблюдения?»
В круг ребята становитесь,
крепко за руки держитесь,
я шкатулочку возьму и пословицы с приметами соберу.
Коли ясно, то осень прекрасна.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре – теплая осень.
Грибок в кузовок-зимой будет пирожок.
Гром в сентябре – теплая осень
Воспитатель: «Ребята, а о ком мы
заботимся с вами, когда
выходим на прогулку? (М
о птицах,
вывешиваем кормушки, насыпаем туда корм, потому что
осенью, а
потом и зимой корма для птиц становится мало и птицам нечего будет есть)
Работа с картинками, разложенными на столе.
Воспитатель: «Дети, посмотрите, сколько интересных здесь
картинок. Что вы видите здесь?» (Работа с картинками,
разложенными на столе)
С каким временем года связаны эти картинки?» (Лето, зима, осень,
Назовите картинки, которые относятся к
ети перечисляют).
Воспитатель: «Эти картинки помогут вам в составлении ваших
рассказов.
(Рассказы об осени)
1 ребенок рассказывает о погоде осенью.
2 ребенок рассказывает о деревьях и листьях.
3 ребенок рассказывает том, как звери и птицы готовятся осенью к зиме.
4 ребенок рассказывает о том, как мы помогаем птицам осенью.
Воспитатель: ребята, каждый из вас составил правильный рассказ об осени,
но мы должны написать письмо зайцам на лесную поляну и найти
убедительные доказательства того, что все-таки наступила осень, скоро зима
и зайцам пора менять серые шубки на белые, а поможет нам в этом вот эта
Переход к схеме.
Воспитатель: «Посмотрите вот на эту схему, она нам может помочь
рассказать
Воспитатель:
но, прежде чем начать свой рассказ давайте поиграем с
листочками.
Веселые листочки закружились, осенний ветер зашумел над ними,
Весело они летелии на землю сели
Вот ветер снова тихо набежал и листочки снова он поднял,
Весело они летели и на землю сели.
Воспитатель: «Вот мы с вами поиграли и немножко отдохнули».
Воспитатель обращает внимание детей на мнемотаблицу :
«Дети, как можно начать свой рассказ?» (Наступила
солнечный
Воспитатель: «Правильно, это начало рассказа».
Зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными. Вначале
осени в садах зацвели, заиграли разными цветами астры. Среди деревьев
особой красотой отличается рябина. Но вот прошёл первый месяц осени –
сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться
на небе, пасмурно, дождливо.
Воспитатель: «А какие становятся деревья?»
Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный
ковёр. Это явления называется листопад. Падают, падают листочки и вскоре
деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а
листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают,
запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться. Незаметно пролетает
октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки покрываются тоненькой
корочкой льда
Воспитатель: «Как жители леса готовятся к зиме?».
хищников.
Воспитатель: «Для кого
трудное время года»
стаи и улетают в тёплые края.
Воспитатель: «
Какие мы одеваем теплые вещи
когда идем гулять
на улицу?
(Курточку, шапку, шарф, сапоги)
Воспитатель: «А как можно закончить рассказ? (Мне очень
нравится
Потому что
это самое красивое время года.
Вот мы с вами и вспомнили, что у рассказа должно быть начало,
середина и конец рассказа.
Послушайте, какой я составила рассказ, ведь мне очень хочется
написать письмо зайчику
Наступила
солнечный
Зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными. Вначале осени в
садах зацвели, заиграли разными цветами астры. Среди деревьев особой
красотой отличается рябина. Но вот прошёл первый месяц осени – сентябрь,
ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться на небе,
пасмурно, дождливо.
Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле
разноцветный ковёр. Это явления называется листопад. Падают, падают
листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь
на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья
отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться. Незаметно
пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки покрываются
тоненькой корочкой льда.
Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц готовятся поменять
шкурки. Заяц был серым, станет белым, чтобы легче было прятаться от
хищников.
собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Мне очень нравится
Потому что
это самое красивое время
Воспитатель: «Дети, давайте вспомним начало в моем рассказе».
(Ответы детей)
Воспитатель: «О чем я рассказала в своем рассказе?»
(Ответы детей)
Воспитатель: «А как я закончила свой рассказ?»
(Ответы детей)
Воспитатель: «Дети в рассказе обязательно должно быть начало,
середина и конец рассказа»
Воспитатель: «Дети, вы составили очень интересные рассказы, по
я напишу письмо зайчику на лесную поляну, и он
обязательно подготовится к зиме и поменяет серую шубку на белую, ведь вы
очень правильно рассказали о таком прекрасном времени года, как осень.
Игра на интерактивной доске: «Времена года»
Гимнастика для глаз.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Воспитатель:
Ситдикова Л.И .
Программное содержание:
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая : воспитывать любовь к природе.
Методические приемы: Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ; Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения, Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
фланелеграф
картинки с признаками осени
сюжетные картинки для составления рассказов
мяч
осенние листья
Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа : чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.
План.
1.Организационный момент – 3 мин.
2. Игра с мячом – 5 мин.
3. Физминутка – 2 мин.
4. Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам –
13 мин.
5. Итог занятия – 2 мин.
Ход проведения:
Организационный момент. Рассказ-загадка.
Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Реб: Об осени.
Вос.А как вы догадались?
Реб. Трава пожелтела, птицы стали улетать.
Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?
Реб. Осенью часто идут дожди.
2 реб. Осенью начинает холодать.
З реб. Бывают первые заморозки.
4 реб. Листья желтеют.
Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
Игра с мячом .
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Вос. - листья осенью (что делают?) –
Реб. Листья осенью желтеют и опадают.
Вос. -дождь осенью (что делает?) –
2 реб. Дождь осенью моросит, идет.
Вос. -урожай осенью (что делают?) –
3 реб. Урожай осенью убирают.
Вос. - птицы осенью(что делают?) -
4 реб. Птицы осенью улетают.
Вос. -деревья осенью(что делают?) -
5 реб. Деревья осенью роняют листья.
Вос. -звери осенью (что делают?)-
6 реб.Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
3.Физминутка (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
Вос. Ребята, давайте соберём осенний букет. Хором. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Вос. Молодцы ребята!
4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.
Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.
Вос. Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)
Вос. Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.
(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
5.Итог.
Вос. Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.
Вос. Вот наша образовательная деятельность подошла к концу, скажите, ребята: о каком времени года мы говорили на образовательной деятельности?
Реб. Об осени. Вос. Что бывает только осенью?
Реб. Сбор урожая.
2 реб. Отлет птиц.
3 реб. Листопад.
Цели:
Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.
Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Коммуникация»
Тема:
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цели:
Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.
Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование:
Мяч
Ход ООД:
Воспитатель:
Дети, какое сейчас время года?
Дети:
Время года – осень.
Воспитатель:
Назовите месяца осени.
Дети:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети:
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Солнышко светит мало.
Моросит мелкий дождь.
После дождя появляются грибы.
Часто дует холодный ветер.
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.
Дети:
Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.
С деревьев падают листья.
Начинается листопад.
Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.
Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.
Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну
Воспитатель:
Дети, кто обобщит услышанное?
Рада:
Ранняя осень – красивое время года.
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.
Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Воспитатель:
Спасибо, Рада, очень интересный рассказ получился.
Даша:
Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.
Воспитатель:
Спасибо, Даша, замечательно.
Лера:
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.
Воспитатель:
Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная красивая осень
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультурная минутка
«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
Воспитатель:
Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди.
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.
Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю послушать Пашу.
Паша:
Плещеев А.Н.
« Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель:
Какие чувства вызывает это стихотворение?
Дети:
Грусть.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень.
Воспитатель:
Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.
Дети:
Небо закрыто тучами.
Солнце не светит.
Дует сильный ветер.
Идёт дождь.
Воспитатель:
Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.
Осень по - своему прекрасна.
Игра в мяч - словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осенью –
Дети:
Осеннее.
Воспитатель:
Ветер осенью -
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Небо осенью -
Дети:
Осеннее
Воспитатель:
Туча осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Дождь осенью -
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Лес осенью –
Дети:
Осенний
Воспитатель:
Погода осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Пальто осенью –
Дети:
Осеннее
Воспитатель:
Сапоги осенью –
Дети:
Осенние
Воспитатель:
Одежда осенью –
Дети:
Осенняя
Воспитатель:
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
Дети:
Мы говорили об осени.
Воспитатель:
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Дети:
Да
Воспитатель:
Тучки солнце закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Холодный ветер прилетает?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ну а птицы гнезда вьют?
Дети:
Нет
Воспитатель:
А букашки прилетают?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Звери норки закрывают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Урожай все собирают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Птичьи стаи улетают?
Дети
Да
Воспитатель:
Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да
Воспитатель:
Достаем ли сапоги?
Дети:
Да
Воспитатель:
Солнце светит очень жарко?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Можно детям загорать?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Дети: