Игры и игровые упражнения для знакомства детей с днями недели. Как выучить с ребёнком дни недели: личный опыт Обучение детей дни недели

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№19 Радость, г.Урай, Тюменской области

Тема:

Закреплять с детьми дни недели, счет первого десятка, учить детей увеличивать, уменьшать на 1, ориентироваться на листе бумаги.

В старшей группе.

Подготовила:

воспитатель

Пономаренко Инна Александровна

Г. Урай 2011 год

Задачи:

Закрепить навыки проведения классификации геометрических фигур по заданному признаку: формы, цвет.

Обогатить представления в дидактических играх по накоплению опыта при восприятии пространства и времени.

Способствовать осознанному отношению между последовательными числами в пределах первого десятка (на 1 больше, на 1 меньше). Обозначить словами свои действия и результаты сравнения.

Способствовать совершенствованию счетных навыков.

Формировать культуру учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности на основе овладения предпосылками учебных навыков, принятия и постановки учебно-познавательной задачи, развитие операционных и регулятивных компонентов учебной деятельности.

Оборудование:

Мяч, геометрические фигуры, карточки с цифрами первого десятка (на каждого ребенка), кубик с цифрами, бумага, карандаши.

Ход занятия.

1.Дни недели . Дети встают в круг.

Загадка.

Братьев этих ровно семь, вам они известны всем. Каждую неделю кругом, ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний. (Дни недели)

А сейчас поиграем с мячом. Я задаю вопрос, а вы отвечаете и возвращаете мяч.

1. Сколько в неделе дней?

2. Сколько в неделе рабочих дней?

3. Сколько дней выходных?

4. Какой сегодня день недели?

5. Какой вчера был день недели?

6. Назови выходные дни.

7. Какой день недели будет завтра?

Молодцы, ребята, дни недели вы знаете хорошо.

Садитесь за столы.

  1. Геометрические фигуры.

На доске расположены геометрические фигуры разной формы и цвета.

  1. Выделите из этой группы фигуры треугольной формы.
  2. Разложите в ряд фигуры круглой формы.
  3. Какой формы фигуры у нас осталась?
  4. Чем отличаются эти группы фигур друг от друга.

Молодцы, ребята, геометрические формы вы знаете.

Физкультурная - минутка.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись,

Один, два, три, четыре, пять.

Захотели поиграть!

Разбудили дом соседний,

Там проснулись шесть и семь

Восемь, девять, десять--

Веселятся все!

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь!

Шесть калачиком свернулся

Пять зевнул и отвернулся

Четыре, три, два, один,

Снова в домиках мы спим.

  1. Числовой ряд.

Разложите числовой ряд перед собой.

Игра убери цифру по заданию.

а) сколько ножек у стульчика, на котором вы сидите.

б) сколько варежек берете с собой на прогулку.

в) сколько окон в нашей группе?

г) у какой цифры два круга и они похожи друг на друга.

д) сколько пальцев на двух руках?

е) сколько было гномов в сказке Белоснежка?

ж) сколько ножек у чупа-чупса?

Молодцы, ребята, цифры знаете отлично.

4.Ориентировка на листе бумаги .

  1. нарисуйте в правом верхнем углу фигуру треугольник.
  2. в левом верхнем углу фигуру квадрат.
  3. в правом нижнем углу фигуру четырехугольник.
  4. в левом нижнем углу фигуру овал.
  5. Посередине круг.

Проверьте своего соседа. Сверьтесь с образцом.

5.Увеличь на 1, уменьшить на 1. (с помощью кубика). За правильный ответ получаете фишку.

Молодцы, ребята.

  1. Назови соседей числа.

4(3,5) 6(5,7) 8(7,9).

Итог занятия: молодцы ребятки. У вас хорошие математические способности. Отлично знаете дни недели. Хорошо разбираете геометрические фигуры. Отлично знаете цифры. Можете увеличивать и уменьшать числа.

Список литературы

1.Дошкольное воспитание. М-2005г

2.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М- 2004г

3.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. М-ТЦ Сфера,2008г


Татьяна Валентиновна Введенская

Цель совместной деятельности

Научить детей в игровой форме дням недели.

Познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели.

Закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели.

Учить детей наглядно в определенной последовательности раскладывать дни недели.

Продолжать учить порядковому счету.

Развивать внимание, память, мышление.

Продолжать учить детей называть цвета спектра.

Названия дней недели

Неделя – семидневный период времени. На Руси неделю называли седмицей (семь дней).

Понедельник – первый день недели, следующий после недели (седьмой день в древности называли неделя).

Вторник – второй день недели.

Среда – третий день, который находится в середине недели.

Четверг – четвертый день недели.

Пятница – пятый день недели.

Суббота – шестой день (от еврейского слова "шаббат") - отдых, конец дел.

Воскресенье – седьмой день недели христиане стали называть воскресеньем в честь чудесного воскресения Иисуса Христа.

Состав недели

Рабочие дни

Понедельник

Выходные дни

Воскресение

Методы запоминания

1. Наглядные пособия

2. Подвижные игры

3. Стихи и загадки

Наглядные пособия

Паровозик "Неделя"

Паровозик с пронумерованными вагонами, на каждом из которых указан день недели. Переставляя медвежонка из вагона в вагон, называйте последовательно дни недели.

Обратите внимание на вагончики – они покрашены в цвета радуги. Повторите все цвета.

Подвижные игры

Игра "Неделя"

Раздайте детям карточки с цифрами от 1 до 7. Предложите им построиться друг за другом. Пусть каждый называет свой номер и день недели, соответствующий этому дню недели.


Вопросы и задания

Сколько дней в неделе?

Как они называются?

Какой день первый?

Какой день последний?

Сколько выходных?

Сколько будней?

Почему седьмой день недели называется воскресеньем? Как он назывался раньше? Почему?

В жизни малыша наступает момент, когда он начинает задаваться вопросом, почему вчера он с родителями ходил гулять и ел мороженое, а сегодня идёт в детский сад? Значит, пришло время изучать время. Вернее, его характеристики.

Как выучить дни недели с ребенком

Время - абстрактное понятие, поэтому для малышей до 3 лет оно пока недоступно, так как его нельзя пощупать, повертеть в руках.

Когда следует начать обучение?

Начиная с 3-4 лет дети начинают интересоваться окружающим миром, стремятся узнать, как всё устроено и почему.

В этом возрасте самое время изучить части суток - утро, день, вечер, ночь, понимать значения слов вчера, сегодня, завтра.

К сведению! У крохи 4-5 лет на первый план выходит абстрактное мышление, поэтому начинать учить дни недели с детьми следует именно в этом возрасте.

Знание дней недели необходимо, чтобы ориентироваться во времени и в окружающем мире. Год, неделя, месяц в восприятии малыша могут длиться и час, и день, и «когда папа с работы придёт», поэтому важно, чтобы малыш чётко уяснил для себя эти понятия.

Необходимо вовремя начать учиться

Почему нужно учить?

Быстрее всего чадо усваивает новые знания в игровой форме, используя яркие и красочные наглядные пособия в виде кубиков, мячиков или карточек. Если дни недели привязать к конкретным событиям в жизни малыша (сегодня воскресение, выходной - он ходил в кино и ел мороженое, завтра - понедельник, первый день недели, и он пойдёт в детский сад, в среду у мамы выходной, и она испекла пирог, а в субботу он вместе с родителями поедет к бабушке с дедушкой на дачу), то запомнить их малышу будет гораздо проще.

Важно! Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить достаточно регулярно, а информацию следует подавать последовательно - от простого к сложному.

Лучше начинать обучение с четырех лет

Учим дни недели с детьми от 5 лет: способы

Как проще всего выучить дни недели с дошкольником - разговор с малышом можно начать с коротких рассказов о возникновении их названий.

Начинаем с беседы

Некоторые названия дней недели (2, 4, 5-го) в русском языке связаны со счётом: второй, четвёртый, пятый, поэтому тем проще малышу будет их запомнить, если он уже умеет считать до десяти.

Повторяющиеся фрагменты и этимология слов

Этимологию остальных названий: среда - середина недели, воскресение (в славянском языке «неделя») - выходной, ничего не делать, понедельник - день после недели или воскресения, суббота (от древнееврейского слова «шаббат» или по-русски «шабаш») - окончание работы, также можно в интересной форме донести до ребёнка, чтобы легче было запоминать.

Поможет просмотр мультиков

На занятиях с малышами о днях недели можно постепенно вводить такие временные характеристики, как месяц и год. Уяснив для себя понятие недели, им гораздо легче будет понять, что месяц состоит из недель, а год из месяцев.

Смотрим мультфильмы

Не секрет, что все дети обожают смотреть мультфильмы, поэтому можно приучать к их просмотру во время занятия, это непременно заинтересует малыша темой урока. «Паровозик Чух-Чух и дни недели» отлично подойдёт для этого.

Чтение стихов принесет пользу

Стихи

Любую новую информацию человеку также легче запомнить, если проговаривать вслух или записать её в рифмованной форме.

Существует много стихотворений детских поэтов о днях недели, месяцах, временах года (Михалков С.В. «Моя неделя», «Круглый год», Маршак С.Я. «Быстро дни недели пролетели…», «Круглый год», Агния Барто «Трудная неделя»), которые можно разучивать вместе с ребёнком. Заучив пару стихотворений, малышу будет проще запомнить названия дней недели через их проговаривание. Родители могут и сами придумать подобные стихи, связав их со близкими ребёнку событиями:

«Дней в неделе ровно семь,

Их запомним насовсем:

Понедельник - первый день,

Начинаем много дел;

Вторник - это день второй,

Долго ждать нам выходной;

В третий день недели - среду,

Испечём пирог к обеду;

На четвёртый день - в четверг,

Запланируем обед;

В пятницу - на пятый день,

В детский сад идти не лень;

День шестой - пришла суббота,

Нам не нужно на работу.

В воскресенье - день седьмой,

Нам положен выходной.»

К сведению! Впоследствии оба способа можно объединить: доставая карточку с определённым днём недели, произносить соответствующее ему стихотворение.

Карточки по цветам радуги

После просмотра мультфильма, можно (при активном участии малыша) сделать похожий паровозик, используя цветные квадратики, как вагончики с написанными на них днями недели. Каждому квадратику-вагончику следует присвоить свой цвет. Лучше всего для этого подойдут цвета радуги (их, как и дней недели, семь): понедельник красный, вторник оранжевый и так далее до воскресения (фиолетовый), согласно известной фразе для запоминания цветов радуги: (К)аждый (О)хотник (Ж)елает (З)нать (Г)де ©идит (Ф)азан.

Каждая карточка-вагончик, это один день недели. Можно предложить их ребёнку пересчитать самому или вместе с ним. Потом объяснить, что есть пять будних или рабочих дней недели, когда он ходит в детский сад, и два выходных, в которые он отдыхает дома с родителями или идёт в гости к бабушке с дедушкой.

Далее стоит расположить карточки двумя группами: рабочие и выходные, и, выбирая по одной, показывать их малышу, называть день недели и цвет вместе. Повторить эти действия несколько раз для лучшего усвоения информации.

Подвижная игра

В дальнейшем, те же цветные карточки с днями недели можно использовать в подвижной игре «Чья неделька быстрее соберётся?». Суть игры заключается в следующем: из группы детей выбираются две команды по семь человек, каждой команде выдаются семь цветных карточек с названиями дней недели. Каждый ребёнок в команде берёт одну карточку, и прикрепляет её себе спереди на одежде, на видном месте. После этого детям предлагается разойтись по комнате, куда и как им вздумается. По определённому сигналу, малыши выстраиваются друг напротив друга в последовательности дней недели. Победившей считается та команда, которая первой выполнит это без ошибок. Эту игру можно повторить несколько раз.

Часто у родителей возникает вопрос, в каком возрасте ребенок должен знать время? На самом деле, вопрос достаточно сложный и не имеет однозначного ответа. Ребёнок воспримет любые знания только тогда, когда он будет к ним готов.

К сведению! Насильно навязанная информация будет только вызывать отторжение и негативное отношение.

Некоторых детей даже в младших классах школы не просто научить определять время. Но, если ребёнок сам тянется к новым знаниям, эту тягу следует только поддерживать, и давать малышу столько информации, сколько он сможет воспринять.

В развитии детей не существует жёстких норматив, что и в каком количестве должен знать ребёнок в определённом возрасте. У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития и различное окружение, поэтому не следует загонять малыша в жёсткие рамки.

Можно отталкиваться от каких-то среднестатистических показателей, но применять их к своему ребёнку с любовью. Родители - главная защита и опора детей, потому что никто кроме них не знает их возможностей и способностей.

Авторская методика знакомства ребёнка с днями недели С. Лупан

Основная суть методики бельгийской мамы двух дочерей Сесиль Лупан (Cecile B. Loupan) заключается в том, что на первом месте должен быть интерес родителей к ребёнку и его занятиям, а не их эффективность.

Бельгийская мама С.Лупан

Общение родителей с детьми должно проходить с искренним интересом к совместным занятиям с малышом: прогулкам, чтению, играм. Дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослых. При этом не стоит перегружать ребёнка совместным общением, у него должно быть достаточно свободного времени и пространства для личных дел.

Четыре основных принципа методик развития от Сесиль Лупан:

  • Обучение ребёнка должно походить на интересную игру, которую следует закончить прежде, чем устанет ребёнок.
  • Родители, лучшие учителя для своего ребёнка.
  • Нет необходимости проверять своего ребёнка.
  • Любознательность подпитывается быстротой и новизной.

К сведению! Согласно этим принципам, Сесиль Лупан разработала собственную методику обучения ребёнка. Начинать знакомство следует, просто напевая названия под любую подходящую мелодию.

Повесить на стене детской карточки с названиями и утром (после пробуждения) обнимая своего ребёнка, показывать ему название сегодняшних суток. Или вместе с малышом изготовить круг и выделить на нем на семь секторов разным цветом радуги. Внутри каждого сектора написать дневные названия. В центре круга прикрепить стрелку и предложить ребёнку каждое утро самому переводить стрелку на нужный цвет.

Полезно привлечь внимание ребёнка к тому, что некоторые события его жизни повторяются с определённой регулярностью и привязаны к конкретным суткам (поездка к бабушке, кружок танцев, занятия теннисом). Когда будут хорошо усвоены названия, следующий этап - изучение названий месяцев.

Когда ребёнок научится различать наименование суток на родном языке, можно начать методом цветных карточек или подвижных игр начать изучать на английском, французском и любом другом языке. Ведь в сознании малышей пока нет барьеров, и они не задаются вопросом, зачем мне это нужно. Малыш воспримет любые новые знания, лишь бы было весело, интересно и родители рядом. Задача родителей заключается в том, чтобы приучить к занятиям, и привить эти новые знания.

Используйте забавные, знакомые ребенку песни, чтобы обучить его дням недели. Существует множество хороших песенных пародий, где дни недели переложены на знакомый мотив, чтобы из было проще запомнить. Поищите примеры песен на русском языке в интернете или на сайте Youtube.

  • Пение хорошо для запоминания, потому что мозгу проще впитать знакомый мотив. Кроме того, каждую песню, по сути, можно напевать где угодно, что дает ребенку больше времени потренироваться и выучить необходимые понятия.
  • Согласно экспертам, пение не только высвобождает эндорфины (гормоны счастья), но и укрепляет способность запоминать информацию и развивает мозг, заставляя его совершать несколько действий одновременно.
  • Словом, пение делает вас счастливее и умнее. Так что, это отличный способ научить ребенка дням недели. Вы даже можете упражняться в знаниях и петь песни в машине по пути в школу или когда будете заниматься делами.

Позвольте ребенку составить собственный календарь. Еще один хороший способ обучить ребенка дням недели – показать ему календарь и попросить перечислить названия вместе с вами. Затем на пустой странице календаря помогите ребенку создать новый вариант.

  • Попросите ребенка рассказать, что происходит каждый день недели. Например, если он ходит на занятия для дошкольников всего три раза в неделю, он может сказать: “В понедельник я хожу на занятия” и так далее. Позвольте ребенку использовать вырезанные из журнала картинки или подходящие стикеры, чтобы “отметить” каждый день недели для лучшего запоминания.
  • На понедельнике, среде и пятнице может быть картинка или наклейка со зданием школы или развивающего центра, а на вторнике и четверге – те занятия, которые у ребенка ассоциируются с этим днем. На субботе может быть картинка супермаркета или семейной встречи, а на воскресенье, например, церковь.
  • Создайте арт-проект с днями недели. Еще одна забавная идея для поделки – создание игрушки-червячка с днями недели. В начале ребенок сделает восемь кругов.

    • Первый круг – это голова игрушки, туда можно приделать глаза, рот, нос и друге черты лица, которые захочет добавить ребенок.
    • Каждый из кругов будет назван днем недели, и, опять же, ребенок может добавить любой символ, который ассоциируется с этим днем – школа, семья и прочее.
  • Используйте книги с картинками. Попробуйте найти книгу с картинками, которая посвящена дням недели, и прочитайте ребенку. Если ребенок умеет читать, попросите его зачитать самостоятельно или даже попробовать объяснить изображения и события.

  • Обучите дням недели при помощи скакалки или классиков. Прыжки на скакалке или игра в классики в сопровождении песни может быть неплохим способом научить ребенка дням недели. Когда он будет скакать или прыгать, он может напевать:

    • “П – понедельник, повернись, В – это вторник, коснись земли, С – как среда, прыгай ввысь, Ч – как четверг, неба коснись, П – это пятница, скажем УРА! С – как суббота, играть пора, В – воскресенье, хлопнем в ладошки, ну а теперь повторим все немножко!”.
    • Таким же образом ребенок может играть в классики. Нарисуйте 7 квадратов, каждый обозначает день недели. Прыгая с квадрата на квадрат ребенок может напевать.
  • Веселая неделька - учим дни недели с детьми

    У многих из вас в семье есть маленькие дети и каждому родителю хочется, чтобы ребенок был здоровым, умным и воспитанным. Поэтому обучение необходимо начинать уже с раннего возраста. Эти занятия не пройдут даром и ребенок будет подготовлен не только к посещению детского сада, но и к школе.

    Конечно, обучить малышей всему вы не сможете, но познакомить их с понятиями о времени необходимо. А перед тем, как познакомить ребенка с этими понятиями, он должен иметь представление о таких понятиях, как времена года, дни недели, части суток. Лучше начать знакомство с представлений о временах года, месяцах, а после познакомить его с днями недели. О них можно рассказывать уже с 3 - 4 лет и особенно, когда какие - то дни недели связаны с определенными событиями, Прежде всего надо рассказать малышу о том, что в неделе семь дней и назвать, как называется каждый день недели. Обучение лучше проводить в игровой форме:

    - нарисовать календарь с животными или наклеить животное на каждый день. Играя с ними ребенок "пощупает дни недели". Животных расположить по дням, как в стихотворении и выучить его с ребенком:

    Подскажите-ка нам, звери, как запомнить дни недели.
    Первый-понедельник - зайка-рукодельник!
    За ним приходит вторник - соловей-задорник.
    За вторником - среда, лисичкина еда.
    За средой четверг - волк глазами сверк.
    За четвергом к нам пятница колобком прикатится.
    За пятницей - суббота, баня у енота.
    За субботой - воскресенье, целый день у нас веселье.


    - сделать паровозик и написать на вагончиках дни недели (лучше раскрасить в разные цвета) и цифры от 1 до 7. Ребенок научит дни недели, цвета и цифры.

    Муха - чистюха
    Жила-была муха-чистюха.
    Все время купалась муха.
    Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
    В отличном клубничном варенье.
    В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,
    Во ВТОРНИК - в томатной подливке,
    В СРЕДУ - в лимонном желе,
    В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.
    В ПЯТНИЦУ - в простокваше,
    в компоте и в манной каше…
    В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
    Сказала: - Я больше не в силах!
    Ужжжасно, ужжжасно устала,
    Но, кажется, чище не стала!

    (Ян Бжехва)

    - придумать ребенку дело на каждый день:

    В понедельник я стирал, а во вторник подметал,
    В среду с медом пек калач,
    А в четверг играл я в мяч.
    В пятницу посуду мыл, а в субботу торт купил,
    В воскресенье отдыхал, сказки добрые читал.
    (П.Башмаков)

    - можно сделать календарь или циферблат с передвижным окошком и пусть ребенок каждое утро его передвигает:

    В понедельник Черепаха
    Ткань купила на рубаху.
    Вторник - резала, кроила.
    В среду шила, шила, шила…
    К четвергу она устала,
    Так что в пятницу дремала.
    Пробудилась лишь в субботу.
    Осмотрев свою работу,
    День утюжила творенье.
    Примеряла в воскресенье.
    (Т.Маршалова)



    Есть и другие способы, которые помогут вам в обучении ребенка дням недели. Это просмотр мультфильмов про дни недели, цветы или лестница "дни недели", игры с детьми, включая дни недели и выучить стихи про дни недели:

    Среди дней любой недели
    Первым будет понедельник.
    День второй за ним пошел,
    Это вторник к нам пришел.
    Нам не деться никуда...
    Третий день всегда среда.
    Он четвертый там и тут,
    Этот день четверг зовут.
    В череде рабочих дней
    Пятый - пятница теперь.
    Вся закончена работа,
    День шестой всегда суббота.
    День седьмой? Его мы знаем:
    Воскресенье, - отдыхаем!

    Вот неделя. В ней семь дней,

    Поскорей знакомься с ней.

    Первый день

    По всем неделькам

    Носит имя понедельник.

    Вторник - это день второй,

    Он стоит перед средой.

    Серединочка-среда -

    Третьим днем была всегда.

    А четверг - четвертый день

    Шапку носит набекрень.

    Пятый - пятница-

    сестрица -

    Очень модная девица.

    А в субботу - день шестой -

    Отдыхаем всей гурьбой.

    Вот неделька, в ней семь дней.
    Поскорей знакомься с ней.
    Первый день по всем неделькам
    Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
    ВТОРНИК - это день второй,
    Он стоит перед средой.
    Серединочка СРЕДА
    Третьим днем всегда была.
    А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
    Шапку носит набекрень.
    Пятый - ПЯТНИЦА - сестрица,
    Очень модная девица.
    А в СУББОТУ, день шестой
    Отдыхаем всей гурьбой
    И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
    Назначаем днем веселья.


    А в заключение, мультфильм, который вы можете посмотреть со своими малышами и поучить дни недели.