Неисправности швейных машин обнаружить можно по внешним признакам. Например, появились пропуски стежков или верхняя нитка начала петлять снизу или швейная машинка начала "стучать" во время работы. Вдруг стала плохо продвигаться ткань или часто ломаться игла и т.д. Намного сложнее определить причину появившихся неисправностей и еще сложнее их устранить, выполнить ремонт швейной машины своими руками.
В этом видео вы узнаете причину дорогостоящего ремонт швейной машинки, вызванного обрывом зубчатого приводного ремня. Вы узнаете также рекомендации, как избежать этой поломки швейной машинки.
Чтобы вам легче было найти поломку, предлагаем краткий обзор основных неисправностей и причин их появления, а также подборку статей сайта, посвященных этим вопросам. Но, прежде чем разобраться, почему швейная машина или оверлок не шьет или плохо шьет, нужно убедиться, что данная модель швейной машинки эксплуатируется в соответствии с ее техническими характеристиками, в том числе, исключить использование материалов, тканей, ниток, игл не указанных в паспорте или инструкции завода изготовителя. Условимся также, что заправка ниток произведена правильно и выполняются другие элементарные требования, например швея не тянет ткань на себя рукой и т.п.
1. Неисправности швейных машин можно объединить в три группы

Все появляющиеся неисправности, сбои в работе швейных машин можно разделить на три основные группы: нарушения образования стежка; некачественное выполнение строчки; неисправности в работе узлов и механизмов.
Нарушения процесса образования стежка
: пропуски стежка; нестабильность длины стежка; обрыв верхней нитки; обрыв нижней нитки и др.
Некачественное выполнение строчки
: посадка строчки; стягивание материала в строчке; "косая" строчка; некачественная обрезка края ткани (оверлок); некачественная затяжка ниток в стежок (петляние) и др.
Нарушение работы устройств и механизмов машинки
: "тяжелый" ход машины; повышенный шум при работе; "заклинивание"; поломка иглы и других деталей.
Согласно этим трем группам мы и будем рассматривать возможные неисправности, с точки зрения причин их появления, и соответственно, способы их устранения. Вы можете прочитать всю статью полностью, лишней эта информация для вас не будет. А можете сразу найти нужную вам группу причин с подробными рекомендациями. В конце каждого раздела предлагается список статей, в той или иной степени, посвященных этим неисправностям. Важно понимать, что поиск причин неисправностей швейной машины интуитивен. Разного рода рекомендации можно использовать лишь как ориентир направления поиска. Опытный мастер не использует "умную" книжку, он опирается только на практику.
2. Причины нарушений образования стежка в строчке

Пропуски стежков
. Наиболее распространенной причиной появления пропуска стежка у любой швейной машины становится отсутствие "уверенного" захвата петли игольной нитки носиком челнока или петлителей. Регулировка этого параметра работы швейной машины всегда требует опыта, особенно это относится к оверлокам. Формирование петли возле ушка иглы происходит при подъеме иглы из нижнего положения приблизительно на 1.8 - 2.3 мм. Носик челнока или петлителя должен в этот момент проходить чуть выше ушка иглы и почти вплотную к лезвию иглы. Поскольку не всегда можно своими руками выполнить качественную настройку этих параметров, то рекомендуем их лишь проверить. Это позволит вам определить, что причина появившихся пропусков стежка может быть связана с другой неисправностью.
На появление пропуска может оказывать влияние компенсационная пружина.
Затупившийся носик челнока.
Когда номер нитки не соответствует размеру ушка иглы (слишком толстая нитка).
Большое (разбитое) отверстие игольной пластины.
Для тонкой ткани используется слишком толстая игла.
Ослабло крепление иглы в игловодителе.
Неправильно установлена игла.
Появление излишнего люфта в узлах и механизмах машины.
Бракованная игла.
Обрыв верхней и нижней нитки
. Наиболее общими причинам обрыва нитки могут быть: истирание нитки; разрезание нитки острыми кромками деталей; разрыв нитки защемлением, захлестыванием и т.п. Для обнаружения мест, где происходит обрыв нитки нужно осмотреть всю трассу движения нитки (можно с лупой). Вероятными причинами истирания нитки могут быть: шероховатость нитенаправляющих и контактирующих с ниткой поверхностей в зоне ее обрыва; слишком большое натяжения нитки; уменьшение прочности нитки по причине ее раскручивания. См. также:
Причины пропуска стежков на швейной машине
Швейная строчка - обрыв нитки
Промышленная швейная машина 1022 класса
Неполадки швейных машин
Ремонт, настройка оверлоков своими руками
Как устроен швейный челнок

Затянутая строчка . Строчка стягивается чаще всего по причине излишнего натяжения верхней нитки и слишком слабого нажима лапки на ткань. Отрегулируйте вначале натяжение нижней нитки, после установите правильное натяжение верхней нитки. Переплетение верхней и нижней нитки стежка должно находиться внутри ткани. Давление лапки регулируйте так, чтобы при опущенной лапке и поднятыми зубчиками рейки (игла находится над лапкой) ткань можно было выдернуть лишь с заметным усилием. Шероховатая поверхность лапки (изношенная) также может быть причиной стягивания ткани в строчке. Строчка будет стягиваться, если изношенные зубчики рейки плохо продвигают ткань. Поэтому, не рекомендуется с опущенной лапкой без ткани приводить швейную машину в движение.
Стягивание ткани . Может происходить при сбое работы двигателя ткани и иглы. Отрегулировать такую поломку сложно самостоятельно, но проверить можно. Зубчики рейки должны полностью опускаться ("прятаться") в тот момент, когда игла почти подошла к игольной пластине (1,5 -2,0 мм).
Некачественная обрезка ткани оверлоком. Затупившиеся ножи оверлока плохо обрезают ткань, что приводит к появлению пропусков, неразменной затяжке стежка. Характерный глухой стук при работе оверлока сигнализирует о том, что затупились ножи и игла.
Некачественная строчка
. Так называемое "петляние", а также косая строчка образуются за счет избытка верхней нитки. Как правило, причина этому появившиеся шероховатости на пути следования верхней нитки или нарушения параметров настройки челночного хода (швейная машина Чайка). См. также:
Почему строчка петляет
Лапки для швейных машин
Нитки швейные, какие лучше?
Как заправить нитку в швейную машинку
Швейная машинка Чайка
Настройка швейной машины. Рейка - продвижение ткани
Оверлок 51 класс
4. Нарушение работы узлов и механизмов швейной машинки

Тяжелый ход швейной машины. Чаще всего это вызвано отсутствием смазки, засорением челночного механизма очесами, обрезками нитки. Нередко тяжелый ход машины может появиться после замены ремня электропривода. Слишком натянутый ремень затрудняет легкое вращение швейной машинки и способствует появлению шума деталей во время работы. Чрезмерная затяжка креплений и соединений деталей машины также затрудняет их вращение.
Заклинивание швейной машины. Заклинивание швейной машины может происходить после длительного хранения машинки. Если машинку длительное время долго не использовали, то рекомендуется вначале ее смазать, а после, в течение нескольких минут, поработать на швейной машинке без нитки. Использование несоответствующего масла приводит также к заклиниванию механизмов швейной машины. Некоторые виды масел способны временем высыхать, особенно при высокой температуре воздуха. Из масла они превращаются в клей, что чаще всего становится заметным после длительного ее "простоя". Редко, но случаются и поломки деталей, приводящие к нарушению работы машинки.
Поломка иглы.
Поломка иглы происходит, как правило, при неумелой работе швеи. Ткань нельзя тянуть на себя рукой. Отрегулируйте правильно давление лапки на ткань и высоту подъема зубчиков рейки, и вам больше не потребуется "помогать" машинке рукой. При пошиве грубых тканей используется слишком тонкая игла. Применяется игла, не предназначенная для данной модели швейной машине. Игла вставлена в игловодитель не до упора. Игла проходит не по центру игольного отверстия пластины. См. также:
Причины поломки иголки у швейной машины
Смазка швейных машин
Электропривод швейной машинки
Маховое колесо - Зингер
Как устроена швейная педаль
Как заменить электропривод
В этой статье собраны все типичные и несложные неисправности и способы ремонта швейной машины.
Как устроена современная бытовая швейная машина с электроприводом. Основные неисправности узлов и механизмов.
Эта статья с советами мастера о том, как самостоятельно разобрать современную швейную бытовую машинку фирмы brother, janome и др.
Такая "мелочь" как намотка нитки на шпульку часто создает массу неудобств при пошиве. Почему-то не всегда удается быстро и "без проблем" выполнить это. Давайте разберемся, почему иногда бывает сложно намотать нитку на шпульку и что нужно сделать, чтобы устранить мелкие поломки моталки.
Редко, но иногда можно встретить машинки с ножным приводом. Лучшее решение, вместо ремонта ножного привода, установить на машинку электропривод. Это делается совсем несложно и каждый, у кого есть отвертка, может его установить своими руками. Но, если вам все же необходимы рекомендации, как выполнить ремонт, регулировку ножного привода, эта статья к вашим услугам.
Основные неисправности и неполадки этих швейных машин, как правило, не имеют отношения к ее регулировке. Иногда достаточно правильно установить иголку, заменить некачественные нитки, выбрать правильное натяжение нижней и верхней нитки и машинка будет снова прекрасно работать.
Если ножной привод, можно сказать, полный антиквариат, то вот ручной привод можно использовать, особенно для начинающих учиться шить. О том, как выполнить ремонт этого устройства самостоятельно читайте в этой статье.
Неисправности и неполадки швейной машины
будет легче устранять, если вы понимаете, как устроена швейная машина, и какая деталь для чего используется. Изучите внимательно устройство своей машинки по инструкции или с помощью нашей статьи.
Почему современная бытовая швейная машина внезапно начал пропускать стежки в строчке? Объясняет мастер по ремонту швейных машин.
ПРИЧИНА № 1. Машинная игла установлена не той стороной. Если вы начинающая швея и неприятности со швейной машиной начались у вас со смены иглы, давайте для начала присмотримся, как эта игла устроена и почему. Машинная игла - совершенно гениальное изобретение У. Ханта, и состоит оно в том, что вдоль иглы идут два желобка: с одной стороны длинный, а с другой - короткий. Когда эта гениальная игла прокалывает ткань, то верхняя нить, идущая от катушки, прячется в длинный желобок. Благодаря этому игла с ниткой очень легко проходит сквозь ткань. Зато участок нити, которому с другой стороны достался короткий желобок, испытывает большое трение. Пока игла опускается вниз, она тащит нить за собой. Но при обратном движении участок нити, удачно спрятавшийся в длинном желобке, беспрепятственно выходит наружу. А нити в коротком желобке не повезло: ей спрятаться некуда, и она застревает, образуя под тканью петельку, которую и захватывает челнок. Вот как просто (и в то же время ведь очень хитро?) образуется машинный стежок. Если вы не придавали значения или просто не могли запомнить, какой стороной вставлять в швейную машину иглу (а смотреть каждый раз в инструкцию, даже если она еще не потерялась, так скучно!) , то теперь-то уж, не перепутаете: иглу надо вставлять длинным желобком в ту сторону, с которой заправляется нить. Несоблюдение этого правила и есть довольно распространенная причина, почему не шьет швейная машина: и маховое колесо крутится, и ткань под лапкой движется, и игла совершает частые удары, а вместо строчки только равномерный ряд дырочек.. . ПРИЧИНА № 2. Новая игла слишком тонка для заправленной в швейную машину нити. Нить не умещается в длинном желобке, выступает наружу, и отверстия в ткани получаются слишком большие. Нить со стороны короткой ложбинки уже не застревает в ткани или застревает не каждый раз. Получаются некрасивые пропуски, а то и вовсе не образуются стежки. Смените иглу на более толстую, либо нитки на более тонкие - смотря, что для вас проще. ПРИЧИНА № 3. Швейная машина не шьет, потому что верхняя нить через каждые несколько стежков обрывается. Посмотрите, не захлестнулась ли она на пути заправки: за пружинку регулятора натяжения, за нитепритягиватель, за кончик иглы. Часто виток нити, соскользнув с катушки, захлестывается вокруг стержня, на котором она установлена, и это не сразу удается заметить. Особенно плохо ведут себя современные картонные катушки. Желательно подкладывать под них гладкий пластмассовый кружок. Если он не входит в комплект вашей швейной машины, вырежьте его из донышка пластикового флакона, а отверстие в середине проделайте нагретым на огне гвоздем.
Этим машинкам по 40-50 лет, а они еще шьют, чего не скажешь о современном импортном ширпотребе. Купил - выкинул, а бабушкин раритет хранится бережно, во многих семьях, как память и как шедевр советской промышленности.
Подольский ордена Трудового Красного Знамени механический завод имени М.И. Калинина выпускал вот такие швейные машины класса 2-М.
Неприхотлива, надежна, проста в эксплуатации, всегда выручала в трудную минуту, а многим позволяла заработать на хлеб. Жалко смотреть, как молодежь сейчас избавляется от старых вещей, которые могут еще долго послужить своим хозяевам. Большая часть этих машин сейчас покоится на свалке. А раньше швейную машинку ласково называли кормилица, она и кормила и обшивала семью.
Пора приниматься за дело.
Первым делом срезаем ткань, которую женщины так любят пришивать на "талию" машинки. Пользы от нее поверьте - никакой, втыкают в нее отработанные иглы, гнутые, тупые, а потом эти же иглы пытаются использовать повторно. И не могут понять, почему это машинка не шьет. К тому же после таких втыканий портится покрытие и остаются вот такие шрамы. Отработанные иглы нужно выбрасывать в помойное ведро, там их место.
Разбираем машинку, снимаем все крышки, игольную пластину, разбираем челнок, как показано на фото.
Видно что на корпусе хода челнока скопился ворс от ткани и ниток, есть даже куски нитки и все это перемешано с загустевшим маслом.
А здесь тоже пыль и загустевшее масло.
А это то место куда ни одна швея, за все время эксплуатации машинки ни разу не заглядывает. Здесь скапливается и ворс и пыль и песок, в общем все что попадает в отверстия игольной пластины.
Всю эту бяку убираем иголкой и пинцетом.
Во ее сколько здесь.
Зубчатую рейку тоже нужно почистить, лучше всего это делать большой иглой.
И естественно очищаем челночной устройство, хорошо для этих целей использовать керосин, если его нет, то можно загустевшее масло удалить ножом или отверткой.
Всю грязь и старое масло удалили, теперь приступаем к смазке машинки.
Для этих целей лучше всего использовать обычный одноразовый шприц, с максимально толстой иглой. Масленкой смазывать не советую, она переливает масло, и машинку испачкаете, и сами испачкаетесь. Масло можно купить в любом хозяйственном магазине Подойдет Масло Смазочное Бытовое.
Здесь стрелками указаны технологические отверстия для смазки, в каждое отверстие закапываем по 3-4 капли, больше не надо.
И здесь обязательно закапать в оба отверстия, одно отверстие иглаводителя а второе прижима лапки.
В этих местах вообще редко смазывают иглаводитель, трение здесь бешенное и металл вырабатывается, образуется люфт, в результате чего игла бьет в игольную пластину или в челнок.
И соответственно лапка тоже должна у нас свободно ходить вверх и вниз. Без торможений, иначе будет неравномерно прижиматься ткань, попросту она будет гулять под лапкой и стежки будут разной длинны.
И еще одно место которое обязательно смазываем.
Намотка шпульки, капаем три капли масла.
А теперь кладем машинку набок. Стрелками указаны все места которые необходимо смазать.
После полной смазки, проворачиваем ручку в течении пары минут, что бы масло затекло во все стыки и щели механизма машинки. Почувствуйте разницу, совсем по другому стала работать, мягко и тихо.
Особое внимание обратите на установку фрикционного устройства.
Здесь видно как не надо делать, обычно так устанавливают фрикционную шайбу мастера любители, в результате у них не включается рабочий ход. После чего они начинают включать свою фантазию, вырезают шайбы из картона, накручивают проволоку, в общем кто на что горазд.
Вот так должна стоять шайба, выступы должны быть наружу.
После этого закручиваем фрикционный винт, и остановочный винт.
Результат нашего труда.
Не храните швейную машину возле нагревательных приборов и в холодных влажных помещениях.
Под плохой строчкой подразумевается слабая или слишком тугая строчка с неравномерными или косыми стежками, с петлянием сверху или снизу, некрасивая или грязная.
Причины образования плохой строчки:
неправильное натяжение ниток;
неодинаковая толщина верхней и нижней ниток;
слабый нажим лапки на ткань;
шитье кривой или тупой иглой;
плохое качество рейки;
плохая работа рейки;
несогласованность в работе двигателя ткани и челнока;
шитье на давно не чищенной или только что смазанной и не вытертой машине.
Слабой строчкой считают такую, нитки которой видны между сшитыми полотнищами.
Если строчка получается слабой, нужно усилить натяжение обеих ниток (верхней и нижней) и отрегулировать его до нормального, причем раньше надо немного усилить натяжение нижней нитки, а затем во время шитья понемногу усиливать натяжение верхней нитки до одинакового для обеих ниток.
Тугой строчкой считается такая, при которой тонкая мягкая ткань стягивается, сосбаривается, а на толстой, плотной ткани строчка получается непрочной, т. е. при небольшом растягивании ткани вдоль строчки нитки рвутся.
Рис. 2. ПМЗ (подольская швейная машина)
Если строчка получается тугой, надо сначала немного ослабить нижнюю нитку, а затем во время шиться отрегулировать по ней натяжение верхней нитки. Если такого ослабления недостаточно, надо еще немного ослабить нижнюю нитку, а потом и верхнюю, регулируя до тех пор, пока натяжение ниток не станет нормальным (не очень тугим и не слабым) и одинаковым у обеих ниток. «Петляние» машины сверху или снизу сшиваемых тканей означает неодинаковое натяжение ниток. Чтобы устранить эту неисправность, надо определить, какая нитка петляет - верхняя или нижняя.
Петли 5 (см. рис. 28, а) на нижней стороне ткани делает верхняя нитка, если она натянута значительно слабее нижней. В этом случае надо усилить натяжение верхней нитки и прострочить. Если петли 5 снизу исчезли, а петли 6 наверху появились (рис. 28, в), значит, верхняя нитка теперь натянута сильнее нижней. Регулировку натяжения ниток надо проводить до исчезновения петель с обеих сторон сшиваемых тканей.
Если петли не исчезают, то причиной петляния может быть несогласованность работы двигателя ткани с челноком, что может быть устранено в мастерской.
Если плохая строчка происходит из-за «качки» рейки, надо сильнее затянуть винты, крепящие рейку к реечной вилке (см. рис. 46, а).
Если же качка рейки происходит из-за качки реечной вилки вследствие ослабления винтов, которыми соединены детали механизма двигателя ткани, нужно обратиться в мастерскую. Если косые стежки получаются из-за разницы в толщине верхней и нижней ниток, надо заправить в машину одинаковые нитки.
Косые стежки может делать кривая игла, которую следуете заменить.
Косые стежки могут получаться и от качки рейки вправо - влево, вдоль платформы, когда вследствие смещения рейки передвигается и ткань. В таком случае укрепляют винты рейки.
Если строчка получается с неравномерными по длине стежками, необходимо проверить силу нажима лапки на ткань, крепление лапки и состояние ее подошвы. Как изменить силу нажима лапки на ткань и затянуть винт крепления, было сказано выше. Если на подошве лапки есть неровности, лапку надо сменить.
Рис. 28. Петляние ниток при стачивающей строчке: я - вид строчки сверху; б - петляние верхней нитки; в - петляние нижней нитки
Неравномерная строчка, с частыми и редкими стежками, может получаться от качки рейки вперед и назад (от работающего и к работающему). Во избежание этого надо затянуть винты, крепящие рейку.
Если же требуется затянуть и винты соединения других деталей механизма двигателя ткани, то надо обратиться к помощи мастерской.
Причиной неравномерной длины стежков может явиться износ зубьев рейки, когда часть их уже ступилась. Способ устранения - смена рейки.
При пошиве изделий из очень тонких, но не прозрачных тканей даже тонкими нитками почти всегда (если ткань недостаточно мягкая) на лицевой стороне заметно переплетение верхней и нижней ниток.
Чтобы это переплетение было видно только с изнаночной стороны, следует немного ослабить натяжение верхней нитки.
Некрасивая строчка получается, когда шьют толстыми нитками тонкую ткань, если же, наоборот, очень тонкими нитками шьют толстую ткань, то строчка будет непрочной.
Грязная строчка получается на давно не чищенной машине. В таком случае в машине ПМЗ (подольская швейная машина) надо разобрать челночный комплект и протереть каждую его деталь.
Чаще всего грязная строчка получается из-за того, что шьют сразу после смазки, не протерев машину, и не на лоскутке, а сразу на ткани для изделия.
Кроме неполадок, относящихся к основным шести группам, бывают и другие, например, когда машина очень громко стучит или у нее тяжелый ход. Машина не включается после намотки шпульки потому, что маховое колесо 1 (см. рис. 2) не соединяется с главным валом 2 или не выключается перед намоткой шпульки. В швейных машинах, делающих зигзагообразную строчку, бывают неполадки с рычагами управления, а в имеющих копировальное устройство (автоматику)- со звездами или рычагами автоматики.
Машина громко стучит, если ее давно не чистили, не смазывали или смазывали несвежим, загустевшим маслом.
Машину надо своевременно и тщательно чистить, смазывать свежим машинным маслом, а если ее давно не чистили, даже промывать керосином.
Громкий стук машины и даже ее останов могут происходить от застревания нитки в челночном комплекте.
Причинами попадания нитки в челночный комплект являются: поворот махового колеса от себя, когда в иглу заправлена нитка, или вращение махового колеса при поднятой лапке и заправленной в иглу нитке.
Не во всех случаях и не во всех машинах при попадании нитки в челночный комплект надо его разбирать, чтобы вынуть застрявшую в нем нитку, но всегда для этого нужно вынуть из машины шпульный колпачок. Если игла находится в верхнем положении, то шпульный колпачок можно вынуть сразу. Если же она опущена, т. е. находится в челночном комплекте, прежде нужно снять с машины иглу.
Когда из машины вынут шпульный колпачок, а из иглы нитка, нужно попробовать силой повернуть маховое колесо на пол-оборота от себя, а потом на столько же на себя. Если этого сделать не удается, надо пустить масло на дорожку челнока и после этого попробовать немного повернуть маховое колесо от себя. Если же колесо не поворачивается или не устраняется громкий стук машины, то в машине ПМЗ (подольская швейная машина) можно разобрать челночный комплект, достать застрявшую нитку и, протерев все детали, вновь собрать комплект.
В челночном комплекте машины «Тула» нитка не застревает, и он доступен для чистки без разборки.
Рис. 46. Работа с лапкой для штопки: а - лапка для штопки и вышивки, установка вышивальной пластинки; 6, в, г, д и е - последовательность операций при установке вышивальной пластинки на игольную пластинку; ж и з - установка на машине лапки для штопки (с наружным расположением пружинки); и и к -лапки для штопки (с внутренним расположением пружинки)
В машине. «Веритас» при застревании нитки в челночном комплекте его не надо ни снимать, ни разбирать. Нужно лишь, сняв иглу и вынув из машины шпульный колпачок, попробовать силой повернуть маховое колесо на одну треть оборота от себя и сделать несколько качательных движений. Если в результате этого застрявшая в челночном комплекте нитка не перетрется или не выпадет из него, то можно ослабить винты только одной съемной пластинки 5 (рис. 83, а) челночного комплекта, огибающей его почти наполовину и имеющей форму узкой полоски. Один конец 6 (рис. 83, б, в) у нее острый и обращен к носику 7 челнока, другой конец 8 (рис. 83, а, г) - ровный и вплотную прилегает к несъемной пластинке 9. Нитка может застрять только под пластинкой 5, которую можно снимать самим. Она прикреплена к комплекту тремя последовательно расположенными один за другим винтами 10, 11 и 12 (рис. 83, а). Если после ослабления этих винтов нитку из-под пластинки 5 вытянуть не удается (она обрывается), то винты 10, 11 и 12 полностью вывинчивают, снимают пластинку 5 и достают застрявшую нитку.
Винты же 13 (рис. 83, г), 14, 15 и 16 несъемной пластинки 24 ослаблять и вывинчивать не нужно, поэтому их шляпки зашлифованы вровень с поверхностью несъемной пластинки.
Не следует для чистки челночного комплекта отвертывать винты 17 (рис 83, а), 18 и 19 (рис. 83, г), крепящие челночный комплект к челночному валу. Если же из-за плохой работы челнока требуется ослабить или вынуть эти винты, это можно сделать только в мастерской, потому что требуется глубокое знание устройства машины с ротационным челноком и опыт его установки, чтобы точно определить расстояние от носика челнока до иглы и время подхода к ней. Малейшая неточность установки челночного комплекта в машине может привести не только к пропуску стежков и поломке игл, но и к затуплению об иглу носика челнока и даже к его поломке, тогда потребуется заменить несъемную пластинку или весь челночный комплект.
Громкий стук, пропуск стежков, плохая строчка и поломка игл могут происходить при ослаблении винта 20 (рис. 83, г) пальца 21. Надо проверить силу крепления винта 20 в пазу 23 крепления и, если он ослаб, подтянуть. Для этого надо установить палец 21, так, чтобы его конец 22 не касался ни одной из стенок паза 23, через который проходит нитка (между ними должно оставаться небольшое расстояние). Тогда во время работы машины нитка свободно будет проходить через паз.
Рис. 83. Челночный комплект машины «Веритас: а -положение съемной пластинки, обеспечивающее доступ ко всем трем ее винтам; б - то же, к двум винтам; в - то же, к одному; г - положение несъемной пластинки, прикрепляемой четырьмя винтами
Тяжелый ход машины наблюдается при очень сильном натяжении приводного ремня в машинах с ножным приводом. В таком случае нужно купить более длинный приводной ремень и надеть его более свободно на маховое колесо машины и приводное колесо станка.
Другой причиной тяжелого хода машины «Тула» с ручным приводом может быть работа на ней без отключения электродвигателя.
Кроме того, тяжелый, «тугой» ход имеют несмазанные и давно не чищенные машины.
Если поворотом на себя фрикционного винта 5 (рис. 84, а, б) не удается машину отключить, т. е. разъединить маховое колесо с главным валом, и игла продолжает работать во время намотки" нитки на шпульку, то причинами этого могут быть: сухость втулки 6 (рис. 84, б), неправильное положение фрикционной шайбы 7, показанной на рис. 84, б, в, г, или неправильный поворот фрикционного винта 5 (рис. 84, б).
Если причиной неотключения машины является сухость втулки, нужно пустить масло в отверстие 8 на маховом колесе.
Рис. 84. Съем и установка фрикционной шайбы: а - съем фрикционного винта; б - съем фрикционной шайбы (шайба и винт показаны отдельно); в и г - фрикционная шайба в различных рабочих положениях
Если игла продолжает работать и после смазки, необходимо проверить состояние винтов 5 и 9.
Если ограничительный винт 9 и фрикционный винт 5 завернуты правильно, причиной неразъединения махового колеса с главным валом является неправильное положение фрикционной шайбы 7 (рис. 84, б, в, г).
Чтобы проверить положение этой шайбы, надо вывернуть ограничительный винт 9 (рис. 84, а, б) фрикционного винта 5 и снять фрикционную шайбу 7 (рис. 84, б, в, г), которая имеет три рожка 10 (рис. 84, в, г), 11, 12 и два выступа 13 и 14. Во втулке 6 (рис. 84, б) махового колеса, в которую вставлена фрикционная шайба, имеются две выемки - пазы 15 и 16. Выступы 13 и 14 (рис. 84, в, г) шайбы должны, во-первых, войти в выемку втулки и, во-вторых, своими отогнутыми концами быть обращены наружу, так как именно они служат упором при вращении фрикционного винта для отключения или включения механизма иглы. Эту фрикционную шайбу вставить на место до-
вольно трудно, она съезжает с места установки при ввинчивании фрикционного винта.
Если машину держать маховым колесом вверх (головкой вниз), легко будет положить фрикционную шайбу 7 и ввинтить фрикционный винт 5, а затем ограничительный винт 9 (рис. 84, б). Если же при намотке нитки на шпульку игла продолжает работать, надо вновь достать фрикционную шайбу 7 (рис. 84, в), но не перевертывать, а только повернуть по кругу на 180° (рис. 84, г), чтобы только рожки 10, 11, 12 поменялись местами, завернуть фрикционный винт 5 (рис. 84, а), ввернуть в него ограничительный винт 9.
При включении или отключении машины фрикционный винт 5 можно поворачивать не более чем на 7з оборота, т. е. от одного выступа 13 (рис. 84, в) шайбы до другого 14 или, наоборот, от рожка 11 до выступа 13. Если перевести через них внутренний конец 17 (рис. 84, б) ограничительного винта 9, то шайба 7 может повернуться, но не разъединит маховое колесо с главным валом или не включит машину, т. е. не присоединит маховое колесо к главному валу, тогда оно будет вращаться на так называемом холостом ходу.
В машине «Веритас» разъединение и присоединение махового колеса к главному валу происходит точно так же, как в машине ПМЗ (подольская швейная машина). В машине «Тула» при намотке шпульки с помощью электродвигателя маховое колесо не вращается, ибо оно механически отключается вместе с главным валом. Наматывание нитки на шпульку происходит при помощи специального приспособления на валу электродвигателя.
Неполадки, связанные с работой электродвигателя, могут устранить электромонтеры мастерских бытового обслуживания.
За 16 лет работы мастером по ремонту швейных машин я нашёл множество ответов на вопрос
"Почему швейная машина не шьёт?"
Технические проблемы, связанные с "железом", в данной статье рассматриваться не будут. Зато вопросы неправильной эксплуатации будут рассмотрены весьма подробно.
На самом деле, основных ошибок всего три:
- Неправильная установка иглы и подбор ниток;
- Неправильная заправка нитки;
- Неправильная установка шпульного колпачка.
Остановлюсь на каждом пункте подробнее.
Ошибка №1 Неправильная установка иглы и подбор ниток;Для всех бытовых швейных машин используются иглы одного типа, отечественные Артинского завода по ГОСТ 22249 или импортного производства тип 705.
Они отличаются от всех остальных машинных игл тем, что у каждой иглы на утолщённой части (колбе) запилена плоская сторона - лыска. Лыска сделана специально для того, чтобы неопытный человек мог достаточно точно установить иглу в иглодержатель. Важно только знать, в какую именно сторону эта лыска должна быть повёрнута. Конечно, лучше всего посмотреть в инструкции на машину. Не поленитесь, найдите эту умную книжку и убедитесь, что Вы всё делаете правильно. Кстати, там же найдёте рекомендации по подбору иголок и ниток.
Если же инструкция утеряна, или её не было вовсе, то общие правила таковы:
- у машин, выполняющих "зигзаг", иголка всегда устанавливается лыской назад от швеи, до упора вверх, и зажимается винтом.
- у машин, НЕ выполняющих "зигзаг" (прямострочных), иголка устанавливается лыской влево или вправо, всегда в противоположную от игольного нитенаправителя сторону (крючка для нитки рядом с фиксирующим винтом). Тоже до упора вверх, и тоже зажимается винтом.
Иглы одного типа отличаются друг от друга по толщине, которая обозначается номером. Толщина иглы подбирается под толщину сшиваемой ткани. На бытовых машинах для средних тканей (не шёлка и драпа), используют иглы №90, №100, №110.Соответственно, чем тоньше ткань, тем меньше номер иглы.
В машине иголка - самая главная деталь. Поэтому на иголках экономить не нужно: менять почаще, тупые и кривые сразу выбрасывать, а не хранить "на чёрный день". И покупать их только в магазине, благо проблем с этим сейчас нет.
А нитки подбираются по толщине иглы.
Соответствие такое:
- для игл №90 нитка должна быть 50 ХБ или 35ЛЛ,
- для игл №100 и №110 нитка должна быть 40 ХБ или 45ЛЛ.
приведены в Справочнике
Нитки в машине сверху и снизу (на катушке и на шпульке) должны быть с одной катушки (единственное, что в инструкции на машину написано по-другому). Это помогает достичь качественной строчки и снимает проблему подбора ниток по цвету.
Ошибка №2 Неправильная заправка нитки;Здесь тоже лучше всего посмотреть инструкцию на машину.
А если же её нет, то общие правила таковы:
Катушка ставится на катушкодержатель.
- верхний нитенаправитель
- между тарелками регулятора натяжения верхней нити
- скоба регулятора натяжения верхней нити
- компенсационная пружина
- нитепритягиватель
- нижний нитенаправитель
- игольный нитенаправитель
- в ушко иглы со стороны игольного нитенаправителя (или длинного желобка иглы)
- под лапку
Нижняя нитка заправляется таким образом, чтобы нитка, выходящая из-под нажимной пластины шпульного колпачка, раскручивала шпульку в противоположную сторону.
Кстати, винтик на нажимной пластине шпульного колпачка крутить должен только мастер. Самостоятельно этого лучше не делать.
Ошибка №3 Неправильная установка шпульного колпачка.Часто бывает, что швея торопиться, и вставляет шпульный колпачок в челнок не до полной фиксации, или, как ещё говорят "не до щелчка". В результате шпульный колпачок смещается, выпадает из гнезда, чем вызывает массу проблем (поломка илы, запутывание ниток и т.д.). Рецепт прост: отсутствие спешки и внимательность . И всё у Вас получится.
Отдельная тема - смазка машины.
Чем только не смазывают многострадальные советские машины: и растительным маслом, и тормозной жидкостью, и керосином, и паяльной жидкостью и даже жидкостью для поршней гидросистем самолётов. В результате чего машине требуется "госпитализация" в мастерскую, полная разборка про помощи таких "спецсредств", как кувалда и растворитель". А потом капитальный ремонт стоимостью от 1500 рублей и выше. Чтобы этого не произошло именно с Вашей машиной, не экономьте на масле. Масло нужно использовать только марки И20А. Пузырёк такого масла ёмкостью 100 мл., продаётся в любом хозяйственном магазине, и цена его около 20 рублей. Срок хранения 3-5 лет. Смазывать машину нужно примерно через 40 часов работы везде, где "трётся железо о железо" Запомните: Для качественной работы бытовую машину примерно раз в 3-4 года должен осматривать специалист. Чистить, смазывать, налаживать. Я никогда не отговариваю сделать это самих владельцев, особенно если у них есть большое желание. Но в том случае, кода они с задачей не справляются (а происходит это довольно часто),стоимость ремонта вырастает пропорционально количеству разобранных (точнее, разломанных) узлов. Иногда даже в 2-3 раза. Так что хорошо подумайте, прежде чем лезть в машину с отвёрткой. |