Воспитанники старшей группы уже имеют достаточно богатый сенсорный опыт, развитое образное мышление и хорошо понимают, что в рисунке можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей жизни, например, одежду, обувь и головные уборы. Дошкольники уже обладают целым рядом навыков, позволяющим им создавать красивые и интересные композиции на различные темы. Им легко дается рисование предметов самой разной (округлой и прямоугольной) формы, украшение их затейливыми деталями.
Рисование на тему «Одежда, обувь и головные уборы» в старшей группе: разбираемся в аспектах
Если в среднем дошкольном звене ребята рисовали одежду, обувь и головные уборы преимущественно по готовому шаблону, то в старших группах они сами рисуют и раскрашивают ее силуэт. У детей 5–6 лет уже довольно развито чувство формы, цвета, пропорции. Глядя на предмет гардероба, они быстро определяют его форму и воссоздают ее на листе бумаги. Кроме того, они без труда рисуют вещи по памяти или по представлению.
Дети данного возраста успешно овладевают композиционными умениями: размещают предмет на бумаге согласно его пропорциям: например, если это длинный сарафан или платье, то лист бумаги располагается вертикально, если же предмет вытянут в ширину (пара варежек) – то горизонтально.
У ребят закрепляется знание базовых цветов, они узнают новые цвета (фиолетовый) и оттенки (сиреневый, светло-зеленый и пр.) и активно используют их в своих работах. Дети различают тона темные и светлые, бледные и насыщенные. Отметим, что воспитателю стоит обратить внимание дошкольников на то, что привлекательно выглядят не только разноцветные композиции, но и одноцветные (иногда это может сделать рисунок более выразительным). Однако при рисовании одежды педагог не навязывает детям своего мнения: дает им возможность выразить свои собственные предпочтения.
Рисование одежды, обуви и головных уборов, хотя и относится к предметному, на самом деле очень тесно переплетается с декоративным рисованием: ведь, малыши не просто изображают платья, сапожки, варежки, но и украшают их самыми разными, порой замысловатыми, узорами. Задача педагога - помочь им добиваться ритмичности построения орнамента.
Используемые материалы и основа
При рисовании предметов гардероба используется в основном стандартная основа (листы бумаги формата А4). При рисовании красками она тонируется в бледные пастельные оттенки. Что касается готовых шаблонов, то они предлагаются ребятам лишь в том случае, если акцент на занятии ставится на украшение одежды каким-либо специфическим узором (например, при изображении одежды древних славян или если тема обозначена как «Роспись ткани»). Здесь оцениваются, прежде всего, декоративные умения дошкольников. Отметим также, что работа с шаблонами также более уместна при занятиях с детьми с ЗПР.
Если предполагается коллективная работа, то воспитатель заранее готовит шаблон большого размера и необходимой формы.
Дошкольники раскрашивают элементы по своему вкусу
Заготовка, которую будут заполнять деталями несколько дошкольников
Что касается инструментов для рисования, то в старшем дошкольном звене детям предоставляются не только цветные карандаши и краски (гуашь и акварель) – часто используются восковые мелки и простой графитный карандаш (графические композиции).
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать
В старшей группе происходит дальнейшее совершенствование всех изобразительных навыков. Самые ключевые из них - это различное положение карандаша и кисти в зависимости от приемов рисования. При закрашивании больших деталей инструмент больше наклоняется к бумаге - штрихи получаются более широкими. При прорисовке мелких элементов кисть или карандаш нужно держать практически вертикально, ближе к основанию. Все эти приемы вырабатывают легкость и свободу движений, что дает возможность проявлять творческую фантазию.
Воспитанники старшей группы также отрабатывают навык регулирования нажима на карандаш. Проведение легких линий дает возможность рисовать более точную реалистичную форму, корректируя ее по мере необходимости. С другой стороны четкие линии необходимы для получения интенсивного цвета.
Если в среднем звене дети изображали предметы сложной формы, разделяя их на более простые составляющие части, то теперь педагог учит их рисовать контур одной линией. Для этого умения необходимо отрабатывать свободный поворот руки в процессе изображения (не нужно поворачивать бумагу). Данный навык формируется постепенно (рисование разнонаправленных дуг, волнистых линий, завитков).
При работе с красками дошкольники учатся самостоятельно получать новые цвета и оттенки, высветлять цвет акварельной краски, разбавляя ее водой.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании предметов гардероба, уместность индивидуального подхода
Изображение одежды, обуви и головных уборов - это во многом декоративное рисование, поэтому использование различных дополнительных видов украшения здесь будет очень уместно. Это может быть аппликация как привычными, так нетрадиционными материалами. Например, нарисованную и раскрашенную карандашами шапочку украсят бумажные геометрические фигуры, а к раскрашенному гуашью пальто можно приклеить настоящие пластмассовые пуговицы.
Рисование органично сочетается с аппликацией
Интересно смотрятся на рисунке аппликативные элементы из тканей. Например, нарисованная девочка одета в наклеенную шубку из бархатистого материала, которую украшают бумажные пуговицы.
Шубка из мягкой ткани наклеена на нарисованный силуэт девочки
Для декоративных целей при рисовании одежды вполне можно использовать и пластилин, формируя из него различные элементы узора.
Поскольку дошкольники в старшей группе уже отличаются друг от друга по уровню развития художественных способностей, то им вполне можно индивидуализировать задания по степени сложности. Хорошо подготовленному ребенку можно предложить украсить свой рисунок любым из перечисленных выше способов либо предложить еще одну один лист бумаги или шаблон для создания новой композиции (уже в другом плане).
Конкретные варианты композиций в рамках темы «Одежда, обувь и головные уборы»
В первом полугодии (октябрь) воспитанником старшей группы предлагается рисование на тему «Девочка в нарядном платье». Однако здесь внимание уделяется не столько форме и украшению одежды, сколько передаче правильных пропорций человеческой фигуры. Кстати, чуть позже, в декабре, проводится лепка «Девочка в зимней шубке».
Целесообразно периодически предлагать дошкольникам изображение отдельных предметов одежды. Это должно быть рисование по сезону (например, зимой - варежки, шапка, пальто, осенью - платье, весной - сарафан). Некоторые темы, например, затрагивающие одежду древних славян, уместны в любое время года. Желательно, чтобы рисованию предшествовало соответствующее занятие по ознакомлению с окружающим миром.
Рисованию конкретных предметов одежды в идеале должно предшествовать занятие по декоративной росписи ткани, на котором ребята украшают красивым узором шаблоны платьев, сарафанов, свитеров. Задача такой деятельности в том, чтобы дети уяснили, что материалы бывают не только однотонные, но и декорированные красивым принтом.
Обозначим конкретные варианты занятий в рамках темы:
- «Дом моделей» (или «Ателье»).
- «Одежда славян» («В чем на Руси ходили»).
- «Нарядные сапожки» («Сапожки для куклы»), «Валенки».
- «Пальто для куклы» («Шубка для куклы»).
- «Нарядное платье для мамы».
- «Моя шапка» (или комплект «Шапка и варежки»).
- «Красивые варежки» («Варежки для снегурочки»).
При желании можно также организовать коллективную работу, например, «Красивый теплый шарф». Дети разделяются на подгруппы примерно по семь человек. Каждой из них воспитатель предлагает большую основу в виде шарфа и отдельные бумажные фрагменты, составляющие его по принципу пазла. Каждый ребенок раскрашивает свой элемент, а затем они приклеиваются к основе - получается оригинальный разноцветный аксессуар.
Аксессуар составлен из отделдьных бумажных фрагментов
Еще один оригинальный вариант
Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворение и прочее
Хотя воспитанники старшей группы уже четко отделяют непосредственно образовательную деятельность от игры, все же для них важное значение имеет игровая мотивация рисования. И педагог не должен забывать об этом при продумывании структуры занятия.
Можно предложить следующие варианты. Например, за дверью раздается плач. Оказывается, это рыдает кукла Катя - она идет в гости и хочет подарить своим подружкам платья, но они некрасивые. Задача детей - украсить однотонные силуэты.
В гости к ребятам может прийти кот в сапогах, с которым случилась неприятность - порвались его любимые сапоги, даже отвалилась подошва. А на улице холодно, лапки мерзнут, и можно простудиться. Малыши с удовольствием изготовят для котика новые красивые сапожки, а перед этим еще и расскажут ему о самых разных видах обуви.
Мягкая игрушка выступает в роли гостя, который приходит к дошкольникам
Еще один пример мотивации - раздается телефонный звонок. Это звонит старичок-лесовичок из леса. Он никак не может найти свои валенки - ни под печкой, ни под лавкой - нигде их нет. Как же ему теперь прогуливаться по лесу, обходить свои владения? У него, конечно, еще есть кроссовки, но лучше, чтобы ребята подарили ему новые красивые валенки.
Детям может прийти письмо от самого Деда Мороза, у которого случилась беда - когда он ехал на санях, шапку сдуло ветром. Теперь дедушка не может выйти из дома, потому что боится застудить уши. Малыши с большой радостью согласятся нарисовать ему теплую шапку.
Воспитатель рассказывает ребятам, что каждый год художники-модельеры устраивают показ своих новых коллекций одежды. Детям предлагается перевоплотиться в дизайнеров и создать свои оригинальные модели, чтобы подарить их куклам. Кстати, перед этим не будет лишним рассказать детям и о других профессиях, связанных с производством одежды: закройщик, швея, гладильщица, художник по тканям.
Занятие по росписи ткани можно начать с того, чтобы дети внимательно рассмотрели свою одежду, а также наряды воспитателя и одногруппников. При этом отмечается, что у кого-то ткань однотонная, у кого-то с орнаментом (полосочка, клеточка, растительные мотивы). После небольшого обсуждения ребята создают свой неповторимый узор на одежде.
Поскольку дети 5–6 лет уже хорошо воспринимают познавательную информацию, ее можно включить в занятие. Например, можно рассказать дошкольникам интересные факты из жизни древних славян. Оказывается, новорожденного они одевали в рубашку, которую шила самая старая женщина в семье. Считалось, что в этом случае ребенок будет жить долго. В качестве пеленок использовались части одежды родителей, чтобы малыш унаследовал их хорошие качества.
Глядя на одежду тех времен, можно было определить, какое положение в обществе занимает человек, каков его возраст, можно было точно сказать, замужем женщина или нет.
Национальная одежда славянских женщин
Ребятам будет интересно узнать об истории валенок - традиционно русского вида обуви (иностранцы приобретают их как сувениры). Их еще называли пимы, катанки, чесанки. Нет лучшей обуви для лютых морозов. Валенки не раз спасали русских людей, например, во время Великой Отечественной войны. Без них трудно представить себе освоение Крайнего Севера. В наши же дни валенки вдохновляют модельеров, и они творят на их основе настоящие произведения искусства.
Отметим, что с темой валенок связано большое число литературных произведений, с которыми можно познакомить дошкольников. Например, это рассказ М. Пришвина «Дедушкин валенок». Герой произведения вспоминает, что его дедушка постоянно ходил в валенках. Мальчику даже кажется, что все на свете имеет конец, кроме них. Однажды у старика сильно заболели ноги. Врач посоветовал ему не ходить больше на рыбалку, потому что нельзя мочить ноги. Но дед не мог отказаться от любимого занятия, и стал надевать в воду валенки. Ломота в ногах от этого прошла, однако валенки потрескались от постоянного трения о водные камушки. Окружающие люди стали говорить деду, что пора выкинуть валенки, но он никого не слушал. Но однажды зимой дед заболел, забыл снять валенки и залез в них на печку. Лед в трешинках порвал шерсть и валенки превратились в труху. Дед с досады выбросил один валенок в кусты, а другой отдал охотнику. Весной, когда птички стали вить гнезда, они разобрали дедушкин валенок на клочки. И еще долго герой рассказа, когда ходил по лесу, встречал птичьи гнездышки с подстилом из войлока. Валенки оказались, действительно, бессмертными.
Иллюстрация к рассказу М. Пришвина
Этот добрый рассказ не только закрепляет знание детей о традиционно русской обуви, но и подводит их к мысли, что все в мире взаимосвязано.
Порекомендуем также современные короткие сказки про валенки и другую обувь. В сказке Лидии Ковалевой «Валенки и калоши» два вида обуви поспорили, стоя в прихожей, кто из них важнее. Когда же валенки пошли гулять, они плюхнулись в лужу, намокли и стали выглядеть неряшливо. А калоши, когда поскользнулись и тоже попали в лужу, стали похожи на старую лодку. Так две вещи поняли, что они должны дополнять друг друга.
Фото служит иллюстрацией к сказке Лидии Ковалевой
В сказке Дмитрия Ушакова «Валенок, Сапог и Туфелька» предметы обуви также не могли решить, кто из них нужнее людям. Валенок был мягким и добрым. Сапог, сшитый из добротной кожи, очень важничал. Туфелька же была легкой, изящной и привыкла, что ею восхищались. И вот пришла холодная зима - и все люди обулись в теплые и практичные валенки. Когда же наступила весна, пришло время сапожек. А летом, когда стало жарко, люди перешли на туфли, босоножки и сандалии. Валенок призадумался, Сапог нахмурился, а Туфелька только развела руками. И только Сапожник, который проходи мимо, разрешил их спор - сказал, что каждый незаменим в свое время года.
После прочтения этой сказки можно предложить детям нарисовать по выбору любой предмет обуви, который там упоминается, и украсить его по своему вкусу.
В начале рисования воспитатель дети могут составить мини-рассказ про какой-нибудь предмет гардероба по определенному плану:
- Цвет одежды.
- Ткань, из которой она сшита.
- Из каких деталей состоит?
- Для какого времени года предназначается?
- Это вещь для мальчика или девочки?
- Как нужно ухаживать за этой одеждой.
Можно поиграть с детьми в словесную игру «Четвертый лишний»: ребенок должен найти слово, не относящееся к одежде:
- Рубашка, пиджак, тапочки, платье
- Костюм, шуба, шарф, сапоги
- Сарафан, юбка, брюки, шляпа
- Свитер, куртка, туфли, шорты.
Приведем также загадки об инструментах швеи, которые можно использовать на занятии:
- На пальце одном
- Ведерко вверх дном. (Наперсток)
- Я - одноухая старуха.
- Я прыгаю по полотну,
- И нитку длинную из уха,
- Как паутинку я тяну. (Иголка с ниткой)
- По одежде он плывет,
- Как горячий пароход.
- Стало все белье на диво
- Очень гладким и красивым!
- Для белья надежный друг
- Электрический ….. (утюг)
- Два кольца, два конца,
- А посредине гвоздик. (Ножницы)
Предлагаем физкульминутки по теме «Предметы гардероба», которые можно использовать на занятии в старшей группе:
Это платье для Наташки – | 4 поворота вправо-влево, руки на поясе |
Красные горошки | 4 прыжка на обеих ногах |
А на платье два кармашка | «рисуют» на животе два кармашка |
Спрячем в них ладошки | прикладывают ладошки к животику |
Эти брюки для Илюши | два раза топают, правой, потом левой ногой |
Сшила бабушка из плюша | показывают, как бабушка шила |
Ходит в них гулять Илья, | |
Он большой, как ты и я | поднимают руки вверх, тянутся на носочках |
Вот ботинки для Маринки | два раза топают, правой потом левой ногой |
Не ботинки, а картинки | 4 ритмичных прыжка на обеих ногах |
Чтобы в них гулять ходить, | идут по кругу, взявшись за руки |
Бегать, прыгать и шалить. | бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах |
Подвижная игра - танец «Ноженьки пляшут»
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Савельева О. | «Дом моделей»
Образовательные задачи
: познакомить дошкольников с профессией художника-модельера, учить создавать собственные модели одежды, опираясь на шаблоны, украшать ее по своему вкусу. |
Канарейкина М.Л. | «Платье для мамы»
(рисование восковыми мелками) В начале занятия воспитатель читает стихотворения Г. Демыкиной про маму:
Дети обсуждают стихотворение, а также вопрос: зачем маме нужны разные наряды. Проводится физкульминутка:
Дети приступают к раскрашиванию шаблонов платьев. Вначале их нужно обвести, чтобы получился силуэт на листе бумаги. Попутно педагог объясняет, как карандашом изобразить складки на юбке. В конце занятия воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и представить, как мама обрадовалась такому замечательному подарку. |
Лапсакова В. | «Сапожки для кота
» В группу к детям приходит игрушечный Кот в сапогах, у которого случилась беда - порвались его любимые сапожки. А на улице холодно. Воспитатель объясняет ребятам, что кот носил свои сапоги и зимой, и летом - вот они и прохудились.
Обсуждаются следующие вопросы: зачем нужно столько разной обуви? Можно ли маленьким девочкам на праздник надевать туфли на каблуках? Как правильно выбрать обувь? Проводится танцевальная игра «Ноженьки пляшут». Воспитатель предлагает ребятам стать модельерами и придумать для котика новые красивые сапожки. |
Моисеева Л.М. | «Мы - славяне»
В начале занятия воспитатель беседует с детьми о том, то такое внешность, чем отличаются внешне мальчики и девочки. Рассматриваются картинки с изображением девушки и юноши, мужчины и женщины, бабушки и дедушки. |
Примеры готовых работ воспитанников с комментариями по выполнению работы
Детям нравится придумывать свои неповторимые узоры. Просто и со вкусом оформлено «Платье с желто-синим орнаментом». Стильно выглядит блузка в этническом стиле (рисунок «Красивая блузка»).
Фотогалерея: Роспись ткани
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Воспитанники старшей группы создают очень оригинальные модели одежды: стильно выглядят топ и бриджи, украшенные золотистым ремешком. Очаровательный наряд – «Платье с рукавом-фонариком». Многие юные «модельеры» разработали красивые модели открытых сарафанов («Модный сарафан», «Сарафан с бахромой»). Покоряют веселенькой расцветкой «Юбка и топ».
Фотогалерея: дом моделей
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Юные художники всегда очень стараются, когда создают работы в подарок для близких людей. Так, очень ярко и привлекательно выглядит узор из крупных цветов на фотовыставке «Праздничное платье» и «Нарядное платье», а принт «клетка» никогда не выйдет из моды.
Фотогалерея: платье для мамы
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Дошкольники очень любят рисовать рукавички либо раскрашивать их готовые шаблоны. Очаровательный узор составлен в комопзиции «Красивый орнамент»: сочетание полосок, точек, елочек, волнистых линий, цепочек. В новогоднем стиле выдержаны варежки на рисунке «Зимние мотивы» и «Рукавички для Снегурочки». Весенние мотивы представлены в работе «Рукавички с растительным орнаментом».
Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью
Целый ассортимент валенок на любой вкус представлен на фотовыставке «Любимые валенки». Они украшены и снежинками, и колокольчиками, и другими затейливыми цветочками, и вишенками, и даже таким неодиданным рисунком, как светофор. Ребята в полной мере проявили свою творческую фантазию.
А сапоги на фотовыставке «Ай, да сапожки!» выглядят просто сказочными. Мы видим самые замысловатые узоры, включая даже имитацию кружева.
Фотогалерея: обувь
Рисунок акварелью
Рисунок акварелью
Очень реалистичные мужские рубашки в этническом стиле представлены в работах «Мужская рубашка» и «Косоворотка». Очаровательным получился сарафан на рисугке «Одежда славянки». Вариации на тему дымковского сарафана мы видим в композициях «Дымковский сарафан» и «Сарафан дымковской барышни». Очень интересная фотовыставка представлена на стенде «В чем на Руси ходили»: это и роскошные шали, и милые шапочки, и старые добрые валенки.
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок карандашом и фломастером
Рисование в детском саду предметов гардероба - очень увлекательная тема, которая в старшей группе переходит на новый уровень. Дети изображает одежду, обувь и головные уборы очень реалистично, придавая им при этом самую необычную расцветку. Ведь, малыши очень любят перевоплощаться в представителей различных профессий, в частности, в художника-модельера.
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это конспект познавательного направления, знакомящий детей с разнообразием головных уборов.
Задачи:
- Формирование осознанной привычки заботиться о своём здоровье;
- Обобщение и уточнение представлений детей о головных уборах, их предназначении;
- Формирование интереса к разнообразию головных уборов, истории их возникновения, предназначению и национальной принадлежности;
- Формирование интереса к людям различных профессий и их форменным головным уборам;
- Активизация речи детей, формирование умения аргументировать свои ответы;
- Развитие коммуникативных умений, поощрение полных, развернутых ответов детей;
- Расширение кругозора детей и развитие познавательного интереса к процессу изготовления и оформления шляпок-сувениров;
- Развитие мелкой моторики рук
- Закрепление знаний детей о цифрах.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, вопросы к детям.
Материалы и оборудование:
Головные уборы (кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет); картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр); игрушка Буратино, цветное тесто.
Дети входят в группу под музыку «Песенка о доброте», встают полукругом
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
«Доброе утро, доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становиться добрым, доверчивым Пусть доброе утро длиться до вечера!»
Ребята, давайте мы улыбнемся друг другу, поздороваемся с нашими гостями,
Скажем вместе, дружно: «Всем, всем доброе утро!»
Посмотрите, сколько вокруг добрых и улыбчивых лиц. А как вы думаете, где живет доброта? (В нашем сердце.)
Сердце - это один из самых главных органов человека, его еще называют «мотором» нашего организма, потому что оно работает, не останавливаясь ни днем, ни ночью. А как Вы думаете, какой орган называют «командиром» нашего организма? (мозг) В какой части тела находиться мозг? (В голове.)
Разумный человек всегда заботиться о своем здоровье, подумайте и скажите, а как люди защищают своего «командира» от вредных воздействий, например от холода? (Надевают шапку, чтобы не случилось переохлаждения головного мозга, от которого человек может заболеть.)
Вы знаете, совсем недавно я узнала, что слово «шапка» в переводе с французского языка обозначает... покрышка. Какое точное название, действительно, надевая шапку человек, как бы покрывает голову. Скажите, а какую покрышку вы носите на своей голове?
Дидактическая игра «Кто больше назовет головных уборов».
Молодцы, как много разных головных уборов вы знаете, а сейчас я предлагаю вам посмотреть на выставку головных уборов (дети рассматривают экспонаты)
Воспитатель: Назовите № моделей, которые люди носят зимой?
Дети называют: №, воспитатель откладывает названные модели. Воспитатель: Ребята, попробуйте определить, из какого материала сделаны зимние головные уборы и почему? (Воспитатель уточняет ответы детей, потому что эти материалы хорошо удерживают тепло.)
А как вы думаете человеку, какой профессии принадлежит головной убор под № 5, №2, № 1 (летчику, повару; медсестре) как можно назвать- все эти головные уборы? (профессиональные головные уборы).
Посмотрите направо и скажите, в какое время года, можно носить эти головные уборы?
Дети: Это летние головные уборы.
От чего они защищают человека (от палящих лучей солнца, перегревания головы).
Посмотрите, как называются головные уборы расположенные слева от вас? (шляпы или шляпки). Как вы думаете, для чего нужны, такие головные уборы? (недоуменно, от мороза они не спасут, от солнца не защитят).
Дети: Для красоты, для праздника.
Звучит музыка, раздается стук в дверь (появляется Буратино, дрожит).
Посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Дети: Буратино!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, Буратино так замерз, что даже слова вымолвить не может. Буратино, какой же ты неразумный, разве можно в такую погоду ходить в такой легкой одежде и в бумажном колпачке? Ты что не знаешь как нужно одеваться зимой? (Делает вид, что прислушивается.)
Ребята, Буратино говорит, что он со своими сказочными друзьями попал в беду. В сказочном королевстве был бал, все веселились, танцевали, но вдруг началась страшная буря, налетел сильный ветер и сорвал с них головные уборы и все перепутал, а еще злая ведьма их всех заколдовала и они никак не могут вспомнить где чей. А без своих шапочек, колпачков и шляпок они не могут вернуться в свою сказку? Теперь никто и никогда не сможет прочитать ни одной сказки. Что же делать? Может, вы сможете им помочь? Подходите скорее сюда, давайте вспомним, какой головной убор носит Красная шапочка? Доктор Айболит?...
Дидактическая игра «Найди головной убор сказочному герою».
Воспитатель: Беги же скорей Буратино к своим друзьям, а то совсем простудишься! И будь благоразумным, одевайся теплей.
Молодцы ребята, быстро справились с заданием, сразу видно, что у вас доброе сердце, не оставили своих любимых сказочных героев в беде.
А теперь пришла пора поиграть нам детвора, а организовать веселую игру нам помогут вот эти замечательные шляпы. Может быть, кто-нибудь из вас знает, как они называются? (Вьетнамки, такие шляпы носят во Вьетнаме, они защищают от солнца, и сделаны из листьев пальмы высушенных на солнце.)
Подвижная игра «Меткий вьетнамец»
Задание: забросить в шляпу шарики.
Воспитатель: Да, если у тебя есть шляпа, то скучно точно не будет! А вот в старину, с помощью шляпы решались очень серьезные дела. Например, в суде, если судья не мог разрешить конфликт двух спорщиков, то в шляпу бросали бумажки, где были написаны имена споривших и какую доставали
первой, тот и считался правым. С тех пор в народе говорят «Дело в шляпе», когда точно уверены, в своей победе.
А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы отгадывать загадки? Точно? Чтоб шахтеру под землей работать без опаски,
Он спускается в забой,
Конечно, только в... (Каске.)
Свой лесной уютный домик,
Запирая на крючок,
Погулять уходит гномик,
Шарф надев и...
(Колпачок.)
Всегда надеваем мы Вместе с футболкой Спортивную кепку
С названьем...
(Бейсболка.)
Он есть у танкиста и есть у пилота - У всех, кто опасною занят работой.
И облачаясь в тяжелые латы,
Всегда надевал его рыцарь когда-то.
Там, где солнце, хлопок, дыни,
Носят все ее поныне.
Шапочку назвать сумей-ка - Вся в узорах...
(Тюбетейка.)
Меня на голову надень И бегай в самый жаркий день,
А снимешь- недовольна мама.
Я - шапка летняя.
Чтоб мои не мерзли уши, стану мамочку я слушать и надену не спеша я «Что-то» теплое с ушами!
А про «что-то» кто-то знает?
И загадку отгадает?
(Шапка-ушанка.)
С шапочкой длинной, такой боевой,
Конечно, не раз мы встречались с тобой.
Солдату любому она, как подружка,
И лихо он носит ее на макушке.
(Пилотка.)
Воспитатель: Молодцы, все оказались правы. Какая замечательная вещь - шляпа, с ней можно и повеселиться, и поиграть, и решить серьезные дела, правда? Я предлагаю вам в память о нашей встрече слепить миниатюрные шляпки - сувениры, согласны? Тогда занимайте свои места.
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому.
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик малышок,
Постучался на порог!
Воспитатель: как вы думаете, что такое миниатюрная шляпка? (это шляпка маленьких размеров)
Славная, милая шляпа на крошку, - Можно ее положить на ладошку.
Тольку Дюймовочке впору она.
Шляпка как раз для нее создана.
Лепка шляпок из цветного теста по представлению (звучит музыка «Упала шляпа»).
Ребята, мы сегодня с вами говорили о разнообразных головных уборов, об их предназначении, скажите, для чего они нужны людям?
Дети: Для защиты от ветра, дождя, солнца, холода, от ударов. Они помогают человеку сохранять его здоровье.
Воспитатель: Буратино просил меня передать вам вот эту коробочку, интересно, что там? (Открывают коробку, там пусто.) Ой, надо же сказать волшебные слова: Рекс, пеке, фекс (у коробки двойное дно, достают чупа- чупсы). Я желаю вам крепкого здоровья, удачи и всего самого наилучшего.
До свиданья!
Звучит музыка «Хорошо шагать по свету с карамелькой за щекой».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»
Образовательная область «Познание»
Цель: Знакомство детей с головными уборами
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием головных уборов.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа.
Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающими наименованиями, слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Формировать способы словообразования прилагательных.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Воспитывать бережное отношение к головным уборам.
Словарная работа: головные уборы, шапка-ушанка. шляпа, бейсболка, кепка,соломенная шляпка, панама.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Головные уборы (, платок, кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет); картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр); карточки с головными уборами; сундучок с головными уборами сказочных героев (красная шапочка, колпак Буратино, шапка Айболита, колпак Петрушки); колпаки и погремушки на каждого ребенка.
Ход
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу маленькую сказку.
Однажды, когда все дети в доме спали, маленький игрушечный зайчик решил найти себе домик. Он подошел к шкафу, хотел его открыть, но не смог дотянуться до ключа. Тогда он подставил старенький игрушечный стол, поставил на него стул и открыл шкаф. Скрип дверцы разбудил бабушку. Она надела очки, посмотрела по сторонам, но никого не увидела, так как зайчик успел запрыгнуть в шкаф. То, что увидел зайчик на верхней полке в шкафу, его очень обрадовало. «Какой хороший у меня будет домик!» Но вдруг он услышал голос мышонка:
Это не домик, а шапка!
Тогда у меня будет другой домик.
Это не домик, а шляпа!
Ну, а вот этот, третий предмет, уж точно будет для меня домиком.
Да это же бейсболка!
Выходит на этой полке есть все, но нет ни одного домика для игрушечного зайчика. Зайчик выпрыгнул из шкафа и пошел на полку к другим игрушкам.
Воспитатель: Что зайчик принял за домик для себя? (ответы детей)
Как можно назвать двумя словами шапки, шляпы, кепки? (головные уборы)
Почему головные уборы так называются? (ответы детей)
Для чего нужны головные уборы? (ответы детей)
Какие вы знаете головные уборы? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие в царство головных уборов. На чем вы хотите путешествовать? (на самолетах)
Воспитатель: Вот мы оказались в удивительном царстве головных уборов. Ребята, а если вы их на себя оденете, то они оживут и сами о себе расскажут.
Дети одевают головные уборы (кокошник, платок, кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет) и становятся в круг. Дети рассказывают, каким они стали головным убором и описывают его.
Воспитатель: Давайте снимем головные уборы и поиграем с вами в игру «Что из чего, какая шапка?»
Из ситца – ситцевая
Из шелка – шелковая
Из шерсти – шерстяная
Из кожи – кожаная
Из соломы – соломенная
Из меха – меховая
Из вельвета – вельветовая
Из резины – резиновая
Воспитатель подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр).
Воспитатель: Расскажите, люди каких профессий изображены на картинах? Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, напомните мне, какими головными уборами пользуются моряки? (бескозыркой). Давайте поиграем в игру «Моряки» (физкультминутка)
Две ладошки прижму и по морю поплыву
Две ладошки, друзья, это лодочка моя.
Паруса подниму, синем морем поплыву.
А по бурным, по волнам плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Поиграем в игру «Назови ласково»
На карточках изображены головные уборы. Дети называют сам предмет, количество, а затем образовывают уменьшительно-ласкательную форму (2 банта – 2 бантика, 5 колпаков – 5 колпачков, 5 шляп – 5 шляпочек, 1 кокошник - 1 кокошничек, 3 платка – 3 платочка и т.д.)
Воспитатель: В нашем сказочном царстве появился волшебный сундучок! Что в нем? А в нем головные уборы сказочных героев. Но они мне в руки не даются. Нужно сначала отгадать загадку про сказочного героя.
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее? (Красная шапочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что это за странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? (Буратино)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор (Айболит)
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех! (Петрушка)
Воспитатель: А Петрушка для вас всех приготовил колпачки и погремушки. Давайте с ними поиграем!
Танец Петрушек.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Что нового и интересно вы узнали? Какие моменты вам больше всего запомнились? Какие головные уборы бывают?
План – конспект НОД по развитию речи на тему «Одежда , обувь , головные уборы ».
Задачи :
О. Формировать обобщающие понятия - одежда , обувь , головные уборы . Уточнить названия одежды , обуви , головных уборов и их назначение . Учить группировать одежду , обувь по сезонным признакам. Активизировать словарь по теме. Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять простые предложения. Формировать грамматический строй речи : образование притяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Формировать умение украшать силуэты шапочек геометрическим узором, красиво сочетая цвета и фигуры.
Р. Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание об одежде , обуви и головных уборах по схемам ). Развивать память , внимание, логическое мышление. Развивать речевую активность , интонационную выразительность. Развивать артикуляторную моторику, общую моторику.
В. Воспитывать аккуратность к своему внешнему виду. Воспитывать отзывчивость, доброту.
Материалы : кукла, картинки с одеждой , обувью , головными уборами , одежда для куклы , силуэты шапочек, клей, геометрические фигуры.
Методы, приёмы :
Словесные : беседа, вопросы, чтение худ. литературы,
Наглядные : показ картинок одежды , обуви , головных уборов .
Практический, сюрпризный момент.
Предварительная работа. Беседа на тему одежда . Рассматривание тканей, (джинс, синтетик, ситец, мех, драп) из которой шьют одежду . Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок, заучивание скороговорок. Проведена сюжетно-ролевая игра «магазин « Одежда » , «Ателье» .
Зашагали наши ножки
Дружно ровно по дорожке
На носочках мы идем
А теперь на пятках
Посмотрите все вокруг,
Как идут ребятки.
1. Организационный этап.
Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной нужной темой
Познакомлю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.
Здравствуйте ребята! Настал новый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь : как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
2. Игровое упражнение : «Что сегодня я надел?»
Воспитатель : Посмотрите друг на друга. На нас красивая, нарядная, удобная одежда и обувь . На мне красивое платье, на ногах черные туфли.
Сейчас сядет на стульчик тот, на ком надета футболка (садятся дети в футболках)
Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья) .
А теперь прошу пройти остальных и занять свои места.
Стук в дверь.
Ой, ребята! К нам кто-то идет. Посмотрите, к нам пришла в гости кукла Катя. Но она почему-то сильно дрожит. Что с ней случилось? Она замёрзла! Ребята, а как вы думаете, почему она замёрзла?
(кукла пришла к нам в гости в одном тоненьком платьице)
А можно ли гулять в тоненьком платьице сейчас? (ответы детей)
Какое время года у нас сейчас? (ответы детей) Правильно : весна!
На-на-на на дворе весна (мальчики)
Шу-шу-шу куртку я ношу. (девочки)
Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны :
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шуба, свитер…
Впрочем, я…
Я запуталась, друзья!
Я думаю, многие из вас уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить.
(«Об одежде » (убираешь ткань с мольберта № 1, «О обуви » (убираешь ткань с мольберта № 2, «О головном уборе » (убираешь ткань с мольберта № 3)
В каждое время года мы надеваем одежду соответствующую сезону.
Летом - летнюю одежду ,
осенью -…одежду ,
зимой - …одежду ,
весной –… одежду (ответы детей) .
Ребята, а как вы думаете, почему нельзя гулять весной в летней одежде (Ответ : Весной нельзя гулять в летней одежде , потому что можно заболеть. (полное предложение1)
Ребята, а Катя говорит, что у неё нет весенней одежды . Как можно ей помочь (Ответы детей)
Давайте сходим в «Магазин» и подберём ей одежду для прогулки на улице.
(Идём в магазин)
Физминутка
Мы Катю на улицу все собирали.
Тихо, дружно на ковер все вставали
Ручками похлопали
Ножками потопали
Сели, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
В магазин мы все пойдем.
Вот «Магазин» . Давайте, я буду продавцом и помогу вам подобрать одежду , обувь и головной убор , а вы будете покупателями. Вот у нас корзина покупателя, в неё мы сложим одежду , которую подберём для Кати. (на столе разная одежда , дети выбирают весеннюю куртку, шапку и сапожки)
Вернулись из магазина, Сели :
Ребята давайте расскажем, что мы выбрали кукле? (по алгоритмам)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ полным предложением!
Молодцы, справились с заданием. А сейчас немного поиграем..
(Воспитатель приглашает детей в круг, приносит мяч. Бросая мяч детям по очереди, называет предметы одежды , а дети, возвращая мяч, образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Игра «Назови ласково» (кофта- кофточка, носки-носочки, туфли-туфельки, шорты - шортики, куртка-курточка, пальто - пальтишко, футболка - футболочка, шуба - шубка, шапка- шапочка, юбка- юбочка, сапоги- сапожки).
Катя очень вам благодарна за то, что вы помогли ей выбрать одежду… .
Катя спрашивает у вас.
Если одежда порвётся , как необходимо с ней поступить (Давайте ей подскажем. починить или зашить её.)
Чем зашивают? (Иголкой с ниткой, швейная машинка)
Если одежда помнётся , как надо с ней поступить (погладить.)
Чем гладят вещи? (Утюгом.)
Если одежда испачкается , как надо с ней поступить (Постирать) .
Где или в чём стирают вещи? (В стиральной машинке.)
(Пальчиковая гимнастика) :
Не плачь, куколка моя, остаёшься ты одна
Не могу с тобой играть, нужно мне перестирать :
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок,
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Ребята, кукла Катя большая модница. В подарок я приготовила для нее много разных шапочек. (на подносе все шапки) . Посмотрите, Катя не очень обрадовалась подарку. Как вы думаете, почему? Что надо сделать, чтобы шапочки стали красивыми и модными? Вы мне поможете (Ответы детей) Подходим к столу.
Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры. (Ответы детей) Давайте украсим «шапочки» для куклы Кати разными фигурами.
Дарим «шапочки» кукле Кате.
Катя, теперь у тебя есть весенняя одежда , надевай её скорее, и мы встретимся на прогулке.
Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, что мы сегодня делали? (Помогали кукле Кате выбирать одежду ) ;
Куда ходили? (В магазин) ;
Что купили? ( перечислить одежду ) ;
Что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей)
Поднимите вверх правую руку, теперь левую руку и похлопайте друг другу и скажите МЫ МОЛОДЦЫ!
Уважаемые коллеги и родители!
Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий
с детьми дома и в детском саду. Здесь подобраны лексический материал, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, загадки, стихи
и задания по развитию связной речи для подготовки детей к школе.
Творческих успехов и взаимопонимания с детьми!
Маковеева Галина Николаевна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема "Головные уборы".
Учим правильно называть головные уборы и их части, рассказывать какие они бывают, что с ними можно делать, называть одним обобщающим словом. Учим объяснять, чем отличаются головные уборы от обуви, что носят зимой, летом, весной, осенью.
1. Предметный словарь (имя сущ. что это?):
Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки шнурки, молния, застёжки итд.
- Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)
Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д. - Глагольный словарь(Что делают? Что с ними можно делать?):
Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т. д.
4.Проиграть игры «Раздели слова на слоги!», «Один-много»,
«Нет чего?», «Много чего?», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!» (слова-антонимы),
«Какой, какая, какие?», «Что делает? Что можно сделать?».
Предложите вспомнить названия одежды, состоящие из двух слогов (шап-ка, кеп-ка, шля-па, пла-ток), из трех слогов (фу-раж-ка, пи-лот-ка, ко-сын-ка итд).
Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы,
Ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам .
Шляпа из соломы (какие?) – соломенная.
Шляпа из фетра (какая?) – фетровая
Платок из пуха (какой?) – пуховый.
Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная.
Косынка из ситца (какая?) – ситцевая.
Косынка из шёлка (какая?) – шёлковая.
Панамка из хлопка (какая?) – хлопчатобумажная
Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый
Игра « Четвертый лишний». Назови, что лишнее, объясни почему?
Шляпа, пальто, плащ, юбка.
Кепка, панама , ботинки, косынка.
Сапоги, шапка, босоножки, тапки.
Сандалии, платок, кеды, валенки.
5. Учим, размышлять, подбирать рифму, разгадывать загадки.
Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки - коротышки.
От солнца я защита -
Для этого и сшита. (Панамка)
Вот я вырасту как папа
Мой берет заменит … (Шляпа)
Маша после игры в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.
(В какие игры играла Маша? Почему Маша пришла без шапки? Почему Маша отдала шапку ёлке? Что можно сказать о Маше, какая она?)