Выявление комфортного проживания детей в приемной семье. Тестирование опекаемых детей. Отсутствие непогашенной судимости и проблем с законом

Решение взять приёмного ребёнка в семью – очень ответственный шаг, требующий не только абсолютной уверенности в своих намерениях, но и непоколебимой решительности.

Будущим приёмным родителям предстоит пройти нелёгкий путь до того момента, когда они смогут взять за руку нового члена семьи.

Ведь требования к приёмным семьям предъявляются самые строгие. Органы опеки и попечительства, передавая ребёнка в семью, должны быть уверены в благонадёжности приёмных родителей.

Государство весьма лояльно относится к желанию усыновить или удочерить ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Поэтому строгие требования к приемным родителям по возрасту, семейному положению, количеству детей в семье будущих родителей не предъявляются. Но при этом есть перечень, ограничивающий ряд лиц в возможности брать приёмного ребёнка.

Кто не может выступать в качестве приемных родителей:

  • недееспособные или ограниченно дееспособные лица, признанные таковыми по решению суда;
  • лица, ранее лишенные родительских прав или ограниченные в них;
  • лица, ранее за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
  • нетрудоспособные лица;
  • лица, имеющие заболевания, которые препятствуют возможности нахождения ребёнка в семье. К подобным болезням относятся туберкулез, инфекционные заболевания, злокачественные новообразования, психические расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость;
  • лица, не имеют дохода, соответствующего прожиточному минимуму;
  • лица, имеющие или имевшие судимость.

Данные критерии призваны оградить детей, оставшихся без попечения родителей, от недобросовестных усыновителей и неблагоприятных условий жизни, а не выявить наиболее предпочтительных лиц среди кандидатов.

Возраст приемных родителей

Согласно Семейному кодексу РФ приемными родителями не могут быть совершеннолетние лица.

Верхний возраст приемных родителей ничем не ограничен. То есть любое совершеннолетнее лицо имеет право ходатайствовать о принятии ребёнка в семью.

Но органами опеки и попечительства, а также психологами, проводящими собеседования, будут учитываться возрастные особенности кандидатов в усыновители. Отказать в усыновлении, ссылаясь на возраст, государственные органы не имеют права.

Но имеют место ситуации, когда, например, по заключению психолога кандидатам запрещают усыновлять детей определенной возрастной категории (чаще всего малолетних) и предлагают принять в семью ребёнка, соответствующего рекомендациям.

Может ли стать приемным родителем пенсионер?

Законодательно людям пенсионного возраста не запрещается усыновление.

Но необходимо помнить, что органы опеки всегда действуют в интересах ребёнка. Каждый отдельный случай разбирается индивидуально.

Кандидату в усыновители придётся доказать возможность уделять ребёнку достаточно внимания и обеспечивать его всем необходимым на протяжении долгого времени.

Если уверенности в собственных возможностях нет, или органы опеки выступают против подобного усыновления, стоит рассмотреть иные вариант устройства детей, например, опеку или гостевой режим.

Если пенсионер приемный родитель, он будет напрямую участвовать в жизни и воспитании ребёнка, но при этом органы опеки смогут контролировать жизнь ребёнка вне детского учреждения и при необходимости корректировать её.

Полная семья

При семейном устройстве детей-сирот предпочтение, безусловно, отдаётся семьям максимально приближенным к портрету идеальной ячейки общества: молодые здоровые пары, отличающиеся образованностью и создающие о себе благообразное впечатление.

Полнота семьи также относится к предпочтительным качествам, но не является строгим критерием выбора. Одинокий кандидат может беспрепятственно претендовать на роль усыновителя.

На сегодняшний день практика передачи ребёнка одному усыновителю достаточно широка, и органы опеки, стремясь улучшить условия жизни детей, не препятствуют этому.

Важно понимать, насколько сложным является процесс воспитания ребёнка в неполной семье. Усыновителю придётся приложить немало усилий, чтобы восполнить пробелы, связанные с отсутствием участия одного из родителей.

Традиционная семья (зарегистрированный брак, традиционная ориентация)

даёт чёткие разъяснения по вопросу усыновления детей парами, не состоящими в зарегистрированном браке.

Совместное усыновление возможно только традиционными семьями, зарегистрировавшими брак надлежащим образом в органах ЗАГС.

Сожительство не приравнивается к семье, но в этом случае ничто не препятствует оформить усыновление только одним лицом. Второе лицо в этом случае не будет документально выступать в роли родителя.

Особое внимание статья уделяет парам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Российское законодательство запрещает совместное усыновление ребёнка лицами одного пола, независимо от наличия регистрации брака. По этой причине нетрадиционные иностранные семьи не могут претендовать на принятие российских детей в семью.

Физическое и психическое здоровье

Здоровью кандидатов в усыновители уделяется максимальное внимание.

Это не только позволяет обезопасить пристраиваемых детей, но и гарантирует физические и психические возможности кандидатов осуществлять надлежащее воспитание приёмного ребёнка.

Все кандидаты в усыновители обязаны предоставить в органы опеки и попечительства медицинское заключение, выданное лицензированным медицинским учреждением.

Медицинское обследование включает в себя прохождение терапевта, инфекциониста, фтизиатра, психиатра и нарколога. Кроме того, необходимо будет сдать кровь на предмет наличия инфекции ВИЧ и гепатита B и C. Как видите, процедура усыновления ребёнка не требует идеального здоровья всех систем организма.

Кандидаты могут вполне иметь, например, глазные заболевания или проблемы с органами пищеварения. Подобные заболевания не будут препятствием для принятия ребёнка в семью. Медицинское заключение даёт подтверждение того, что у кандидата отсутствуют заболевания, непосредственно препятствующие усыновлению.

Осмотр врачом-психиатром – один из важнейших моментов медицинского освидетельствования.

Не выявленные нарушения психики у кандидатов могут иметь плачевные последствия для усыновленных детей.

Любой подтвержденный психиатрический диагноз будет препятствием для усыновления даже в случае длительной ремиссии.

Проходить медицинское освидетельствование можно не только в государственных учреждениях, но и в любой аккредитованной медицинской организации.

Отсутствие алкогольной и наркотической зависимости

Очевидно, что лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, не могут заниматься воспитанием ребёнка и создавать для него приемлемые условия жизни.

В связи с этим при рассмотрении кандидатов обязательным условием является заключение от врача-нарколога.

Не стоит надеяться на усыновление, если будущий родитель стоит на учёте в психонаркодиспансере.

Отсутствие непогашенной судимости и проблем с законом

Ни одна процедура усыновления не обходится без заключения об отсутствии судимости у кандидата. Наличие проблем с законом ставит под сомнение возможность кандидата дать ребёнку надлежащее воспитание и привить ему соответствующий нормам общества образ жизни. Речь идёт также и о погашенной судимости.

Но не каждая судимость будет препятствием для принятия положительного решения по вопросу усыновления. Если совершенные преступления относились к категории небольшой или средней тяжести, суд с учётом иных обстоятельств может разрешить усыновление. Устойчивое финансовое положение, достаточное для содержания семьи

Финансовое положение будущих усыновителей подтверждается справкой с места работы или декларацией о доходах. Для разрешения на принятие ребёнка в семью не требуется заоблачных доходов. Заработная плата должна быть стабильна, а её размер не быть меньше прожиточного минимума, установленного в субъекте.

Будущим родителям стоит объективно оценивать свои возможности. Недостаточный заработок может стать проблемой уже после успешного проведения процедуры усыновления, особенно если в семье не один ребёнок.

Наличие жилплощади, удовлетворяющей санитарным нормам

Для успешного прохождения процедуры усыновления кандидаты должны иметь постоянное место жительства.

Каких-либо чётких норм соответствия жилых помещений Жилищным кодексом или иными нормативными актами не предусмотрено.

Тем не менее, проверка жилищно-бытовых условий является обязательной для усыновителей. Оценка пригодности жилья для проживания ребёнка осуществляется на усмотрение лиц, проводящих проверку.

К моменту проведения проверки, может создать приемная семья условия для ребенка – желательно оборудовать детскую или хотя бы отдельное спальное место, а также приобрести некоторое количество игрушек. Это ясно даст понять проверяющим, что ваши намерения серьёзны и обдуманы. Недопустима антисанитария в жилых помещениях.

Лица, проводящие проверку, особенно пристально будут оценивать безопасность ребёнка в стенах дома. Подойдите к этому вопросу ответственно.

Наличие положительного заключения от психолога

Помимо прохождения психиатрической экспертизы все кандидаты в приемные родители по направлению проходят собеседование с психологом.

Если психиатр даёт заключение исключительно с медицинской точки зрения, то психолог рассматривает общую готовность и возможность кандидатов быть усыновителями.

Вопросы психолога будут направлены на выявление мотивации будущих родителей к усыновлению, искренность желания принять неродного ребёнка.

Кроме того, кандидатам будут предложены психологические тесты и анкеты, позволяющие составить наиболее полный психологический портрет. Процедура не является формальной, и относиться к ней нужно ответственно. Ответы на любые вопросы должны быть прямыми и искренними.

Даже при негативной характеристике от психолога, кандидаты могут обратиться в суд с заявлением об усыновлении. По решению судьи может быть назначена повторная экспертиза.

Наличие хорошей характеристики, как достойного члена общества, способного воспитать приемного ребенка

Чаще всего характеристику выдают усыновителям по месту их работы. Работодатель имеет возможность наблюдать своих работников в повседневных условиях и привычной для них обстановке.

Комфортность - это отсутствие напряжения, наличие удобств,
хорошее физическое и психологическое состояние субъекта.
В.В. Гуленко, 1996, ФРС

Ежегодно, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве», во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 14.12.2012 № 777-р «Об организации проведения ежегодного тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях» службы сопровождения замещающих семей проводят психодиаг­ностическое обследование данной категории несовершеннолетних.

Как показывает практика, необходимость тестирования детей порождает у родителей вполне обоснованную тревогу и волнение: а вдруг выявится что-то, к чему они не готовы, вдруг «выскочит» тот самый скелет из шкафа? Такая реакция понятна и естественна: всем людям присуще тревожное состояние, когда они находятся в ожидании результатов или оценки своей деятельности. Так может просто отказаться от тестирования и не волноваться лишний раз? Зачем «выносить сор из избы»? Попробуем разобраться в этом.

Подавляющему большинству родителей известно, что не только в приемных семьях, но и в семьях с кровным ребенком могут возникать проблемы, которые сваливаются как снег на голову. А так ли это неожиданно на самом деле? Может быть, если бы мы знали заранее о том, что происходит в душе нашего ребенка, то смогли бы принять превентивные меры?

Ежегодное психодиагностическое обследование призвано определить внутренние проблемы семьи и ребенка, чтобы вовремя адекватно отреагировать на них. «Как в действительности чувствуют себя дети в нашей в семье?» - этот вопрос беспокоит каждого родителя. В Нефтеюганске тестирование подопечных детей осуществляют специалисты бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Веста».

Основной целью психодиагностического обследования является определение уровня комфортности пребывания ребенка в семье. Обратимся к самому понятию «комфортность». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее разъяснение: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Чаще всего родители стремятся создать необходимые условия для проживания ребенка в семье, делая упор на материальных ценностях. Но, к сожалению, даже самая современная обстановка, наличие дорогих и модных вещей у ребенка не всегда могут обеспечить этот комфорт.

В понятии «комфортность», как правило, рассматривают три составляющих: психологическую, интеллектуальную и физическую. Каждая из них выполняет свою роль, но психологическая составляющая является едва ли не самой важной. Ведь от того, насколько благоприятен климат в семье, каков характер отношений между ребенком и взрослыми, напрямую зависит способность полноценного развития ребенка как в семье, так и в социуме.

Психодиагностическое обследование, которое ежегодно проходят подопечные дети, позволяет оценить все три составляющие: уровень интеллектуального и общего психического развития и его соответствия возрастным нормам; уровень напряженности физиологических потребностей; а также уровень нер­в­но-психического благополучия ребенка. Комплекс методик включает в себя батарею тестов - от четырех и более, в зависимости от возраста подопечного.

Так как основная часть опекаемых детей обучаются и успешно усваивают учебную программу в общеобразовательных школах, проведение углубленного исследования интеллектуального развития не требуется. Если же ребенок имеет отставание в развитии или является инвалидом, данное обстоятельство учитывается, но какого-либо дополнительного обследования интеллекта не проводится. Это задача медико-психолого-педагогической комиссии и психологов образовательных либо медицинских учреждений.

При диагностике физической составляющей с помощью соответствующих методик оценивается уровень напряженности основных физиологических потребностей. В этом случае, кроме психологических критериев, необходимо обращать внимание на реальную оценку жилищных условий, в которых проживает ребенок, и наличие у него своего места в структуре семьи.

Основное внимание отводится изучению внутрисемейных отношений. Психодиагностика позволяет провести анализ внутрисемейной ситуации и восприятия ее глазами ребенка, выявить отношение ребенка к членам семьи, дать оценку семейного климата. В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются проективные методики, исключающие прямые вопросы и ответы. С детьми старшего и подрост­кового возраста большое внимание уделяется исследованию личностных особенностей ребенка и его способности к адаптации в семье, школе и социуме в целом.

Кроме этого, проведенное психодиагностическое обследование позволяет выявить на раннем этапе склонность детей к суицидальному поведению, наличие серьезных конфликтов как в школе, так и в семье, а также фактов жестокого обращения по отношению к детям, что является крайне важным в профилактике семейного неблагополучия.

При проведении тестирования используются утвержденные, научно обоснованные психодиагностические методики. Обследование осуществляется дипломированными специалистами - психологами, прошедшими специальную подготовку и имеющими большой опыт психодиагностической работы с детьми и взрослыми.

Результаты тестирования позволяют сделать вывод об уровне комфортности пребывания ребенка в замещающей семье. Для справки: в среднем примерно у 80% всех обследуемых детей диагностируется средний уровень комфортности; около 18% имеют высокий уровень комфортности; низким уровнем характеризуются от 2 до 3% обследуемых детей.

Чтобы снизить излишнюю тревогу у родителей перед проведением тестирования, психологи напоминают о том, что выводы об уровне комфортности проводятся с учетом воз­раста ребенка, истории и обстоятельств его жизни, сроков проживания в семье и возможных кризисов развития. Родители и опекуны, прошедшие обязательный курс подготовки, знают, что срок адаптации ребенка и семьи может длиться до двух-трех лет, поэтому наличие у опекаемого определенных проблем в первые годы приема является нормой.

Специалисты центра «Веста» предлагают замещающим родителям пройти ежегодное тестирование со своими детьми и получить консультацию психолога по всем интересующим вопросам и результатам обследования. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и готовы к оказанию содействия в разрешении возможных проблем вашей семьи!

Елена Рахимова, психолог сектора семейного устройства детей и сопровождения замещающих родителей ЦСПСиД «Веста»

В 2014 году в Республике Татарстан проводился мониторинг комфортности проживания детей в приемных семьях «Приемная семья. Приемный ребенок».

В мониторинге приняли участие приемные семьи из 45 районов республики. На предложенную анкету ответили 2186 приемных родителей из 1296 семей, в которых воспитываются 2425 приемных детей.

Целью мониторинга было обозначено отслеживание комфортности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях Республики Татарстан.

Задачами мониторинга стали:

    • определение социального статуса приемных семей республики;
    • выявление мотивации приемных родителей, побудившей принять ребенка в свою семью;
    • выявление насущных проблем приемных семей для дальнейшей работы по их устранению;
    • изучение материальных и жилищных условий приемных семей;
    • прогнозирование успешности развития данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для решения поставленных задач приемным родителям было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1), которая состоит из нескольких блоков:

    • общие сведения о приемной семье;
    • самооценка ситуации в семье (мотивация приемных родителей и их дальнейшие намерения; приемный ребенок и его адаптация в семье, требуемая помощь для разрешения возникших трудностей);
    • жилищное и материальное обеспечение семьи.

I. Общие сведения о приемной семье.
В качестве респондентов в анкетировании приняли участие всего 2186 человек (1296 семей). Среди граждан, участвовавших в опросе, 42% (910) мужчин и 58% (1276) женщин.

Семейное положение.
Большинство приемных семей, принявших участие в мониторинге, полные семьи – 72% (939) , число неполных семей составило – 28% (357).

Место проживания приемных семей.
Распределение приемных семей по месту проживания следующее:

    • 44% (570) семей являются жителями малых городов и поселков городского типа;
    • 56% (726) семей проживают в сельской местности (в поселках и деревнях) республики.

Возраст приемных родителей.
По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом:
от 26 лет до 35 лет – 5% (106) приемных родителей;
от 36 лет до 45 лет -29% (633) приемных родителей;
от 46 лет до 55 лет – 45% (997) приемных родителей;
старше 55 лет – 21% (450) приемных родителей.

Образование приемных родителей:

    • основная часть граждан из числа приемных родителей, принявших участие в мониторинге, имеют среднее профессиональное образование – 42% (909) родителей;
    • полное высшее образование имеют 25% (540) родителей;
    • среднее образование имеют 24% (534) родителя;
    • начальное профессиональное образование имеют 8% (177) родителей.

Приведенные цифры отражают результаты обработки 99 процентов родителей, 1 процент (10) приемных родителей предпочли не отвечать на данный вопрос.

Профессия приемных родителей.
Исследование профессиональной деятельности приемных родителей показало:

    • 25% (540) родителей – это люди рабочих профессий;
    • 23% (501) родителей трудятся в бюджетных организациях;
    • 16% (379) родителей трудятся в области производства;
    • 7% (141) родителей заняты в сельском хозяйстве. Неработающие приемные родители.
    • домохозяйки – 13,3 % (287) родителей из числа неработающих граждан;
    • приемные родители, достигшие пенсионного возраста – 10,4% (225) родителей;
    • приемные родители, являющиеся пенсионерами по состоянию здоровья (по инвалидности) – 3% (63) родителя;
    • не указали причин по которой не работают – 2,3% (50) родителей.

Материальное положение семей.
Уровень материальной обеспеченности большинства приёмных семей позволяет создать приемным детям достойные условия для воспитания детей.

В результате исследования было установлено:

    • 3% (39) семей имеют ежемесячный доход, где в среднем на каждого члена семьи приходится более 20000 рублей;
    • 42% (548) семей имеют доходы в диапазоне от 10000 до 20000 рублей;
    • 50% (642) семей, составляют семьи, в которых на одного члена семьи приходится в среднем до 10000 рублей;
    • 5% (67) семей – предпочли не отвечать на данный вопрос.

Дополнительное материальное обеспечение семей.
В результате исследования выяснилось, что семьи получают от государства дополнительные денежные средства в форме:

    • пособия на кровного ребенка – 16% (208) семей;
    • пенсии приемных детей – 60% (788) семей, из них:

∗ 32,6% (428) семей – откладывают их на сберегательную книжку ребенка;
∗ 18,4% (241) семей – используют пенсию приемного ребенка на его содержание;
∗ 9% (119) семей – используют частями, на содержание ребенка и на его сберкнижку.

Почти все приемные родители получают денежные средства на детей своевременно, лишь 2% – иногда с небольшой задержкой.

Соотношение кровных и приемных детей в приемных семьях.
В 1296 приемных семьях, принявших участие в опросе, воспитываются:

    • 2186 кровных детей , из которых 925 девочек и 1261 мальчиков;
    • 2425 приемных детей , из которых 1120 девочек и 1305 мальчиков.

Состояние здоровья детей в приемных семьях.
Состояние здоровья «кровных» детей:

    • практически здоровыми являются 95% (2073) детей;
    • детей, страдающих хроническими заболеваниями, не выявлено;
    • инвалидность имеют 2% (42) детей;
    • не ответили на поставленный вопрос – 3% (71), участвовавших в опросе.

Состояние здоровья приемных детей:

    • практически здоровыми, являются 92% (2234) детей;
    • страдают хроническими заболеваниями 0,3% (8) детей;
    • имеют ограниченные возможности здоровья 6% (155) детей;
    • не ответили на поставленный вопрос 1,7% (28) детей.

Исследование состояния здоровья приемных детей показало положительную динамику, произошедшую с детьми за время проживания их в семье. Так, более 90% приемных родителей отмечают не только улучшения в состоянии здоровья детей, но и значительное улучшение их психоэмоционального состояния.

Продолжительность проживания детей в приемных семьях.

    • 1% (24) детей проживает в семьях приемных родителей более 15 лет;
    • 7% (170) детей проживают в приемных семьях от 10 лет до 15 лет;
    • 48% (1164) детей проживают в приемных семьях от 6 лет до 10 лет;
    • 22% (534) детей живут в приемных семьях от 3 лет до 5 лет;
    • 13% (315) детей проживают в приемных семьях от 1 года до 2 лет;
    • 9% (218) детей проживают в приемных семьях менее года.

II. Самооценка ситуации в семье.
Первой и основной причиной решения взять ребенка на воспитание в семью приемные родители назвали чувство сострадания к детям, желание дать им семейное тепло, родительскую любовь и заботу – 70% (916) семей.

Следующей причиной стало отсутствие возможности иметь собственных детей – 19% (242) семей.
И третья причина – это чувство ответственности за дальнейшую судьбу детей друзей и знакомых, чьи дети остались без попечения родителей – 4% (49) семей.
Не ответили на поставленный вопрос – 7% (89 семей).

Общественное мнение .
Приемные родители, участвовавшие в мониторинге, отмечают, что близкие родственники и друзья:

    • с одобрением отнеслись к приему в семью детей на воспитание – 28% (365) семей;
    • лояльно отнеслись – 61% (788) семей;
    • с непониманием отнеслись – 7% (89) семей;
    • с осуждением отнеслись – 4% (54) семей.

Планы на принятие детей в семью в будущем.

    • 50% (651) семей больше не намереваются брать детей в свою семью, так как не уверены, что смогут окружить их должным количеством заботы, любви и внимания;
    • 20% (255) семей испытывают сомнения;
    • 14% (179) семей планируют еще принять ребенка на воспитание в семью;
    • 3% (45 семей) не определились с планами на будущее.

Трудности , с которыми столкнулись приемные родители.
Все опрошенные приемные семьи испытывали те или иные трудности в процессе совместного проживания с приемными детьми:

– психолого-педагогические (дети были педагогически запущены, чрезмерно замкнуты или агрессивны, испытывали затруднения в общении со сверстниками, имели асоциальное поведение и т.п.) – в 45% (584) семей;

– законодательно-правовые (в основном по закреплению жилья после исполнения 18 лет) – в 16% (204) семей;

– медицинского характера (в основном с детьми-инвалидами) – в 31% (406) семей;

– материальные затруднения – в 8% (111) семей.

На вопрос о том, какая необходима помощь,

    • 20% (259) семей отметили необходимость законодательно-правовой помощи;
    • 23% (298) семей отметили необходимость психолого-педагогической помощи;
    • 12% (156) семей отметили необходимость медицинской помощи;
    • 15% (194) семей – материальную помощь, в виде дополнительной поддержки в организации летнего отдыха и оздоровления детей.

III. Самооценка знаний приемных родителей в вопросах воспитания законодательства, медицины и психолого-педагогической направленности :

    • 56% (726) семей оценивают свои знания как «хорошие»;
    • 42% (544) семей считают их «удовлетворительными»;
    • 2% (26) семей – «неудовлетворительными». 80% (1037) семей интересно, как живут другие семьи с приемными детьми.
    • 59% (376)семей хотели бы общаться с другими, приемными родителями, встречаясь, и обсуждая свои проблемы;
    • 13% (168) семей предпочитают объединяться в клубы по интересам;
    • в равных долях 9% (117) семей желают общаться посредством переписки и вести совместную деятельность;
    • 5% (67) семей внесли предложения об общении в сети интернет и по телефону.

IV. Обеспеченность жильем детей, воспитывающихся в приемных семьях .
Собственным жильем обладает лишь 15% (369) приемных детей, из них:

    • Собственной квартирой обеспечены 8% (191) детей;
    • имеют комнату или долю в квартире 5% (112) детей;
    • имеют дом или долю в нем 2 % (66) детей.

V. Жизненные перспективы приемных детей после достижения ими 18 лет (с точки зрения родителей) .
В дальнейшем:

    • планируют усыновить воспитываемых детей – 9% (115) семей;
    • планируют совместное проживание – 62% (801) семья;
    • планируют иные формы (на усмотрение ребенка, раздельное проживание, учеба в другом городе т.п.) – 14% (186) семей;
    • не ответили на данный вопрос 15% (194) семьи.

VI. Помощь и льготы, оказываемые со стороны местных и республиканских властей приемным семьям .
Льготы, полученные приемными семьями с 3-мя и более детьми в возрасте до 18 лет, включая приемных.

Всего 120 многодетных приемных семей воспользовались различными льготами:
6% (72) семей воспользовались субсидией на приобретение лекарственных средств;
16% (201) семей получали субсидию в размере 30% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
13% (166) семей получали компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
12% (161) семей были вне очереди обеспечены жилым помещением;
23% (298) семей воспользовались преимущественным правом на получение санаторных путевок для детей, в том числе бесплатных;
52% (678) семей получали субсидии на проезд в общественном транспорте для приемных детей;
11% (147) семей получали субсидии на проезд в общественном транспорте для кровных детей;
1% (17) семей получали ежемесячное пособие неработающим матерям.

Помощь в организации воспитания и оздоровления детей:

    • 28% (362) семей получили путевки в детские лагеря отдыха;
    • 16% (213) семей получили путевки в оздоровительные санатории и пансионаты;
    • 5% (65) семей получили путевки в дошкольные учреждения;
    • 62 % (801) семей приняли участие в мероприятиях, организованных для приемных семей и получили ценные подарки к праздникам.

Помощь в улучшении жилищных условий приемных семей:

    • 60 приемным семьям выделены квартиры большей площади;
    • 45 семьям выделены денежные средства на ремонт квартиры;
    • 125 семьям выделены денежные средства на ремонт или постройку нового дома.

Роль семьи трудно сегодня переоценить. Именно в семье формируются самые главные нравственные качества, такие, как честность, порядочность, доброта, отзывчивость, трудолюбие и определённая гражданская позиция.

Результаты мониторинга показывают, что приемная семья как форма устройства ребенка органично совмещает интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, приемных родителей и общества в целом.

У приемных детей произошло много изменений: улучшение успеваемости в школе, взаимоотношений с одноклассниками, соседями, появилась уверенность в себе, доброта к окружающим. Самым главным результатом воспитания приемного ребенка родители считают тот факт, что у детей пропал страх за будущее, появилась активная жизненная позиция.

Несмотря на имеющиеся трудности, которые нам предстоит преодолевать всем вместе, институт приемной семьи в республике успешно развивается.

Хочется сказать особые слова благодарности и признательности, приемным родителям за то, что дети обделенные любовью и теплом семейного очага, обрели семью и надежду на счастливое будущее.

С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности

(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)

Параметры наблюдений

Количество детей, %

Результаты обследований

(качественный анализ)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

I. Инициативность

Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов)

Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл)

Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла)

II. Чувствительность к воздействиям

Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов)

Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл)

Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла)

III. Преобладающий эмоциональный фон

Негативный: капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов)

Нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл)

Позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла)

Результаты обследования уровня психологической комфортности

Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________

Фамилия, имя ребенка

Общая оценка психологической комфортности ребенка

Оценка параметров психологической комфортности в группе

Повышение уровня психологической комфортности:

Возрастная группа

Направления работы

Используемые методы и приемы

Мониторинговые мероприятия

Результаты обследований

октябрь

апрель

Первая и вторая младшая,

средняя

Формирование и развитие

доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям,

общей жизненной активности.

Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки.

«Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты,

использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок.

Игры на развитие мелкой моторики.

Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты.

Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.).

Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.)

Методика "Паровозик" (Велиева С.В.)

Старшая и подготови-тельная

Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.)

Тест «Я в детском саду»

(Быкова М., Аромштам М.)

АНКЕТА

Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.

2. Чем вы удовлетворены в работе группы?

  • Качеством образования
  • Отношением воспитателей к детям
  • Порядком, требованиями, дисциплиной
  • Оформлением интерьера группы
  • Комфортной доброжелательной обстановкой

3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

  • Дни рождения членов семьи
  • Посещение кинотеатров, театров, музеев и др.
  • Религиозные обряды
  • Праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)
  • День создания семьи
  • Профессиональные праздники
  • Выпуск семейной газеты
  • Оформление фотоальбомов
  • Воскресные семейные обеды (ужины)
  • Проведение семейных советов
  • Другое ______________________

4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы подключаете своего ребенка?

  • Спорт
  • Рыбалка
  • Домашние животные
  • Шахматы
  • Рукоделие
  • Музицирование (пение)
  • Коллекционирование
  • Чтение
  • Сочинение стихов (рассказов, сказок)
  • Другое __________________________

5. Что «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

  • Новые знания и навыки
  • Умение замечать красивое
  • Культуру общения
  • Интерес к знаниям
  • Желание идти в школу
  • Внимание к близким
  • Страх перед взрослыми
  • Сквернословие
  • Непослушание
  • Нервозность
  • Самостоятельность
  • Усталость
  • Возбуждение
  • Нежелание ходить в дет. сад
  • Грубость
  • Другое _________________________

6. Более охотно ребенок играет

  • со сверстниками
  • с младшими детьми
  • со старшими
  • с детьми своего пола
  • с детьми противоположного пола

7. Чем легче успокоить вашего ребенка?

  • подарками, лакомствами
  • уговорами, лаской
  • похвалой
  • наказанием
  • обещанием выполнить его желание

8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант?

  • Очень часто
  • Редко
  • Не считаю нужным излишне захваливать

9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел?

  • Наказываем ребенка (подчеркните, каким образом):

Ставим в угол

Шлепком

Ремнем

Лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.)

Ограничением в общении (не разговариваем)

Угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.)

  • Ведем нравоучительную беседу
  • Обсуждаем проступок (без участия ребенка) с членами семьи
  • Обсуждаем поступки героев подходящих сказок, мультфильмов
  • Оставляем ситуацию без внимания – разрешится сама со временем
  • Обвиняем других участников конфликта(детей, воспитателей, близких…)

10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются?

  • Да, часто
  • Редко
  • Нет поводов для веселья

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____

20___ года

Краткие характеристики

К кому относятся

Поводы и возможные причины проявления особенностей характера

Уровень развития выше возрастной нормы

Наблюдается отставание в развитии (и в чем именно)

Дети часто проявляют агрессивность

Дети часто плаксивы, тревожны

Не выполняют требования воспитателей

Медлительные дети

Подвижные дети

Популярные дети (в общении со сверстн.)

Непопулярные дети

Другие характеристики

Тревожность

(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)

1. Может долго работать, не уставая. 7. Расстраивается по любому поводу.

2. Всегда уверен в своих силах. 8. Настороженно относится к людям.

3. Ожидание его нервирует. 9. Уклоняется от конфликтов.

4. Настроение обычно приподнятое. 10. Часто не хватает уверенности в себе.

5. Не слишком застенчив. 11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.

6. Часто бывает напряжен. 12. Бывает трудно усидеть на одном месте.

Фамилия, имя ребенка

ВОПРОСЫ

Всего

(по ключу)

Примечания

16

17

18

19

20

21

22

23

Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.

Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.

СПРАВКА (образец)

об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников

в группе №___ ДОУ № _____ г. Кургана

Воспитатели: _____________________________________________________

20__-20__ учебный год

Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и материалов выборочного психологического исследования с использованием методик _______________________________

______________________________________________________________

(данные прилагаются).

Выводы:

  • Результаты всех проведенных исследований показывают положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников группы - __________________________________ (количественные показатели исследований).
  • Низкие показатели в начале учебного года объясняются _____________ (особенности адаптации, новые условия при формировании специализированных или сводных групп, смена воспитателей, проявление возрастного кризиса и т.п.).
  • Положительная динамика является результатом активного использования педагогами группы _____________________________ (методы и приемы, используемые в определенной возрастной группе, педагогические находки воспитателей, работа с родителями и т.п.).

Дата: __________ Педагог-психолог ДОУ: _______________


Как часто вы мысленно, а то и вслух восклицаете: «Мы таковыми не были! Мы так со старшими не поступали! Что же это за дети такие?» И это мы говорим не о каких-то чужих, невоспитанных монстрах, а о своих родненьких чадах. Недавно появились широко известные сегодня термины: «дети-индиго» и «дети с повышенной чувствительностью». Одновременно начала развиваться нейропсихология, массово начали ставить диагнозы «СДВГ» и «аутизм». Возможно, наука сделала большой шаг вперед и научилась наконец определять и классифицировать подобные отклонения, а возможно - нынешние дети требуют иного понимания, поскольку они уже не такие, как мы или наши родители...

В последние годы среди родителей начала приобретать популярность теория привязанности, развитая клиническим психологом Гордоном Ньюфельдом, автором книги «Не теряйте своих детей» (Hold on to Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers). К сожалению, в одной статье невозможно изложить всю теорию и шаги, с помощью которых можно вернуть доверительные отношения с детьми, с самим собой и даже целым миром. Но по крайней мере попробовать стоило:)

Чтобы кактус зацвел

Раскрытие потенциала, по мнению Ньюфельда, неизбежно, но спонтанно. Нельзя заставить яблоню цвести силой воли, нельзя и принудительно раскрыть потенциал человека, если условия для этого не подходят. Итак, наша с вами родительская задача - создать соответствующие условия, чтобы наши яблоньки, груши и кактусы «зацвели».

Чтобы ребёнок (да и любой человек) мог раскрыть свой потенциал, нужно, чтобы он мог:

  • независимо функционировать;
  • принимать и переживать неудачи;
  • общаться с себе подобными, сохраняя индивидуальность.
Из этих трёх характеристик нам более-менее удаётся научить наших детей быть независимыми. Однако, удаётся ли нам сформировать личность, которая умеет переживать неудачи? Более того - умеем ли мы сами переживать неудачи? Принимать во внимание опыт и продолжать двигаться? Если применительно к себе, то должен признать - нет. Удаётся нам, с нашим коллективистским прошлым, научить детей балансировать между «я» и «мы» без перекосов?

Шаг за шагом

По Ньюфельду, ребёнок в течение развития должен успешно пройти три этапа:

  1. Становление - стремление быть отдельным. Мы не можем его стимулировать - ведь самостоятельности невозможно научить, она должна созреть внутри.
  2. Адаптация - умение принимать неудачи и справляться с ними. Но адаптация в первую очередь заключается в умении осознавать свое бессилие, принимать то, что изменить невозможно.
  3. Интеграция - умение слышать сигналы изнутри и снаружи, осмысливать их и использовать для решения поставленных задач.
Если какой-то из этапов не был пройден или искусственно ускорен, то происходит так называемое застревание - ребёнок взрослеет, но его поведение не становится более зрелым. Симптомы застревания могут быть разные.

Равнодушие . Когда ребёнку запрещают чувствовать и проявлять негативные эмоции, мозг отфильтровывает болезненные чувства, поэтому ребёнок теряет способность чувствовать гнев, горе, печаль или скуку и перестает гневаться, плакать или капризничать. Тут бы нам порадоваться и похвалить его, но не стоит - это не зрелое умение управлять эмоциями, а лишь их угнетение. Такая ситуация наблюдается у младенцев-отказников в детдоме. Они перестают плакать, поскольку не имеют отклика на свои потребности.

Освобождение . Ребёнок не воспринимает реальных душевных переживаний, которые могут сделать его уязвимым, заменяя их на нереалистичные. Например, не страдает от смерти бабушки, но когда ломается игрушка, реагирует бурно-наигранно.

Защитное отчуждение - ребёнок отказывается от близости с тем, к кому привязан, чтобы не чувствовать постоянную боль отделения. Например, с легкостью идёт в детский сад и не хочет домой, чтобы не чувствовать снова и снова «потерю» родителей.

Что же делать?

Ньюфельд считает, что самое главное, с чего нужно начать, - это обеспечить ребёнку чувство защищённости. Лучше всего это сделать, восстановив утраченную привязанность.

Мать вынашивает ребёнка 9 месяцев, и никому не приходит в голову быстрее ее родить и разорвать бесценную пуповину. Но уже родившегося малыша почему-то подгоняют становиться самостоятельным, потому что не успеет:-) И часто нам это удается - дети выглядят более самостоятельными, однако со временем их поведение почему-то портится, они не доверяют нам или становятся равнодушными. Мы так боимся того, что наши дети, если дать им такую возможность, останутся зависимыми навсегда, и так стремимся привить им самостоятельность сызмальства... Однако эта независимость в конце концов становится независимостью от нас самих, а нереализованную потребность привязанности дети переносят или на другого взрослого, или на своих сверстников.

Ньюфельд предлагает вернуть детей под родительское крыло, в утробу привязанности. Ведь чтобы у эмбриона правильно сформировались все органы, нужно время для спокойного созревания. Если же ребенок родился раньше, то ему создают такие условия, чтобы пока он до конца не сформируется, имитировать материнское лоно. То же и с детьми, которые каким-то образом потеряли эмоциональную связь с родителями: их надо вернуть в безопасный ближний круг, где они будут чувствовать себя защищёнными и смогут проявлять негативные эмоции - бояться, расстраиваться, плакать, скучать. Мир, в котором можно положиться на родителей, а не защищаться самому.

Но вернуть ребёнка к внутреннему кругу бывает не так-то просто. Для начала надо установить надежный контакт. Вот некоторые правила, которые в этом помогут:

Не командуйте, а завладейте вниманием ребёнка. Иначе получите пустой взгляд. Если не можете поймать взгляд, то постарайтесь попасть в зону внимания другими способами, например, через звуки или через прикосновение.
Прежде, чем достичь согласия в важных для вас вопросах, попробуйте получить ответы в виде кивка на простые вопросы: «погода отличная, правда?», «У тебя в руках собачка?».
Если не можете пока завладеть вниманием, не пытайтесь управлять ребенком. Без его разрешения это вам не удастся, и вы только распишетесь в собственном бессилии. Попробуйте через некоторое время снова.

Есть контакт!

Когда вам удалось уже установить прочный контакт с ребенком, то следующим шагом будет вернуть доверие в отношения, закрепить свой статус попечителя:

  • Постарайтесь, чтобы зависимость ребёнка от вас была лёгкой и безопасной.
  • Не злоупотребляйте зависимостью ребенка, не используйте его.
  • Помогайте ребёнку во всех его начинаниях, показывайте ему мир и раскрывайте ему собственные возможности.
  • Будьте щедрыми в своих предложениях заботиться, ухаживать, помогать и принимать ответственность за ребёнка.
  • Помните: пока дети не в состоянии существовать автономно, им необходимо зависеть от взрослых, и лучше, чтобы этими взрослыми были родные.
P.S. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: чувствуете ли вы себя способными балансировать между индивидуальным и коллективным, умеете переживать неудачи. Что, по вашему мнению помогло / помешало формированию таких способностей?

Статьи по теме: Воспитание детей

Avrora 16.05 07:45

Если коротко формулировать идеи Ньюфелда, можно их выразить примерно так: "Сначала привязанность, потом развитие. Привязанность - это необходимость, развитие - роскошь". В короткой статье о привязанности действительно не расскажешь, но если есть интерес к этой теме - я бы рекомендовала начинать знакомство с книги Людмилы Петрановской "Если с ребенком трудно". Читать Ньюфелда на языке оригинала мало кому под силу, переводы имеют определенную погрешность. Что касается книги "Не упускайте своих детей" - я ее прочитала на одном дыхании, она полезна и интересна, НО новичку в теме привязанности она может только помешать понять суть. Дело в том, что в этой книге описывается лишь одно из множества существующих нарушений привязанности - замещающая привязанность к ровесникам. Это достаточно узкая тема, да и сама книга новичкам часто кажется сложной для понимания. Еще можно Ольгу Писарик почитать, это ученица Ньюфелда. А вообще, теория теорией, но детей нужно растить не "по теории привязанности", а опираясь на собственное родительское чутье и интуицию, знание теории только помогает формировать свою родительскую позицию. Делать что-либо только потому, что так написано в книге, а не из собственных внутренних убеждений - малоэффективно.

rimma 17.05 11:52

С появлением ребенка все больше убеждаюсь, что их воспитание - это огромный душевный труд. Иногда вообще кажется, что на самом деле ни родители детей воспитывают, а они нас. Ведь детки очень сильно меняют нас изнутри, то и дело заставляя нас пересматривать свои собственные взгляды и убеждения. А эмоционально благополучных детей могут воспитать только эмоционально благополучные родители. Поэтому бросая все силы на воспитание и развитие ребенка, не стоит забывать и о собственном психологическом комфорте. Ведь как мы можем дать ребенку то, чего нет у нас самих.

Aniri 26.07 15:29

А у нас почему то по-другому. Мама (хоть и не очень строгая), но детям за день, наверное, надоедает - сделай это, не делай то. Надо так, так не надо. Зато когда приходит с работы папа, а он соскучился, то детям можно все. Понимаю, что это неправильно, но сделать ничего не могу.
Во-первых, дети ждут,когда придет папа и можно будет забыть про все можно и нельзя.
Во-вторых, папа воспринимает мои попытки остановить этот "произвол" в свой адрес и... "обижается"
И, вообще, я часто задумываюсь - Мы сами все вчерашние дети. Кто-то был идеальным ребенком, кто- то хулиганом, кто-то сильная личность, кто-то слабоват...Но становимся родителями и перед нами одна задача - воспитать своего ребенка правильно, зачастую дать ему то, чего у нас самих никогда не было (я не имею ввиду материальные блага - тут все понятно). А как это сделать? Это у животных инстинкты работают, а человек сам должен этому научиться.
Я тоже читала книги по воспитанию. Но вот только применить их на практике в своей семье почему то не получается.