Татьяна Агафонова
Тема : «Мои любимые сказки» .
Цель занятия : развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.
Задачи :
Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по набору картинок с персонажами сказок.
Учить связно , последовательно излагать ход придуманной сказки, используя начало, основную часть, концовки русских народных сказок.
Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, последовательно, выразительно.
Предварительная работа :
Чтение, рассказывание русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по загадкам» , «Лукошко сказок» и т. д.
Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы :
Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами не просто будем вспомнить любимые сказки, но и узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. А самое главное мы научимся сочинять свои сказки.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух.
Каждый нам в дороге -
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
(Ю. Энтина)
Игра : «Ты мне – я тебе» .
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например : Лиса – сказка «Колобок» .
Маша -…; Медведь -…; Снегурочка -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Заяц-…
2. Основная часть :
- Сказки бывают разными : народными и авторскими.
Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .
Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.
Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.
Игра : «Узнай сказку по загадке»
Ребята, мы с вами поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадку о сказке, а вы будете отгадывать название сказки.
Мышка в теремке жила, и друзей себе нашла.
Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.
Покатился, покатился и домой не воротился.
Лечит всех зверей и птичек,
Он на помощь к ним спешит….
Трое братцев, близнецы,
Хвост крючком и пяточки.
Возле леса на опушке смастерили
Три избушки.
В Простоквашино живет,
Дядю Федора он ждет.
Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.
Всем известна скатерть эта,
Как расстелешь ты её
Всяких кушаний полно.
По деревне едет печь
На печи сидит молодец
До дворца доехал он
Шлёт с печи царю поклон.
Игра : «Лукошко сказок»
Ребята, здесь в лукошке у меня лежат сюжетные картинки из разных сказок. Проверим, сейчас, отгадаете ли вы сказки по картинкам?
3. Физминутка :
Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает : устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
Воспитатель : А вы все знаете сказку «маша и медведь? Давайте поиграем в театр.
Воспитатель : А сейчас мы с вами ребята научимся придумывать разные сказки.
Воспитатель : У меня в руках колечко. Я буду произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет начинать рассказывать сказку.
Колечко-колечко ты катись через крылечко,
Крылечко вдруг кончается, сказка начинается.
(Тот у кого окажется из детей колечко, начинает рассказывать сказку, чтобы продолжить сказку дети снова играют в колечко).
Воспитатель : - Молодцы, хорошую придумали сказку.
А теперь с помощью картинок каждый у себя в книжке составит сказку.
(Дети вырезают картинки сказочных героев, приклеивают в своей книжке, дорисовывая сюжет придуманной сказки карандашами или фломастерами).



Публикации по теме:
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Грузовая машина» Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки. Задачи: Образовательные: Продолжать.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес» Конспект открытого просмотра на тему: «За подснежниками в лес…» («Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.
Разделы: Работа с дошкольниками
Предварительная работа.
С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.
Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.
Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.
Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика
Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.
2. Игра “Отвечалка”.
Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.
Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:
Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)
3. Игра “Угадай по описанию”.
Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”
Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?
Кто первый догадался, поднимает руку.
3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.
4. Сообщение темы занятия.
Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.
Основная часть.
1. Просмотр видеоролика.
Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).
2. Коллективное описание щенка.
- Какого размера щенок?
- Какая шерсть по цвету?
- Какая шерсть по длине?
- Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
- Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
- Какой хвост?
- Особенности поведения.
3. Ситуация “Убеди маму”
Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.
Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.
4. Игра “Построй конуру”
Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.
5. Знакомство с планом объявления (модели)
1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)
2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)
3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)
4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.
6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.
Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.
1 Внимание, внимание!
2 Найден потерявшийся щенок
3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.
4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10
7. Рассказы детей.
Вызываются 1-3 ребенка.
Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?
По радио, пересказать объявление из газеты?
Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.
Итог
Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.
Конспект занятия
по развитию связной речи
подготовительная группа
Воспитатель: Прохоренко О.А.
Тема : «Составление рассказа по серии картинок «Доброе дело».
Цел ь: - упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием;
Учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения;
Развивать монологическую речь;
Воспитывать доброе и бережное отношение к живой природе.
Оборудование : набор картинок на тему «Доброе дело», флажок.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в состоянии погоды и признаками весны, рассматривание картинок с изображением птиц, словесная игра «Четвертый лишний» на различие зимующих и перелетных птиц, беседа на тему «Птицы – наши друзья».
Словарная работа : весна, скворечник, скворцы, мастерская, инструменты, писатель, художник.
Методические приемы: дидактическая игра, игровая мотивация, вопросы, рассматривание картинок, словесное упражнение, рассказывание рассказа по частям, придумывание названия рассказа.
Х од занятия :
1. Вступительная беседа.
Дети стоят полукругом. Воспитатель проводит беседу:
Какое сейчас время года?
Какие приметы весны мы уже наблюдали?
Какие приметы весны вы еще знаете?
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Мы будем придумывать предложения о весне: я буду начинать, а вы заканчивать.
Игра проводится с флажком, отвечает тот ребенок, которому воспитатель дает флажок.
Снег начал таять, потому что…..
С каждым днем солнце поднимается все выше и …..
Скоро на деревьях распустятся листочки и …. .
Воробьи весело чирикают, потому что..
По полю ходят грачи и …
На ветке березы, около скворечника сидят скворцы и …
2. Дети садятся за столы, буквой П.
Однажды, один художник познакомился с детьми: Аней и Митей. Он узнал про них очень интересную историю и решил рассказать ее всем детям. Но так как художник очень любил рисовать, его история получилась необычной – он запечатлел ее в картинках. (воспитатель вывешивает картинки ).
Внимательно рассмотрите их, подумайте и догадайтесь, какая же история произошла с Аней и Митей.
Поочередное рассматривание картинок, ответы на вопросы воспитателя
А). - В какое время года это случилось?
Куда шли дети?
Что они увидели?
Что решили сделать?
Б)- Куда пришли Аня и Митя?
Что делал Митя? Что делала Аня?
В) – Зачем Митя взял лестницу?
Как Аня помогала Мите?
Г) – Чем закончилась история?
Где стояли дети и почему?
Как можно назвать этот рассказ?
Что можно сказать о поступке детей?
3. Ребята, вам понравилась история, рассказанная нам художником?
А чтобы сделал на нашем месте писатель? (написал рассказ).
Мы с вами будем сейчас писателями и придумаем рассказ по этим картинкам, запишем его на магнитофон и предложим послушать детям старшей группы. Но сначала поиграем в словесную игру «Подбери слово». Я буду называть слово, а вы будете придумывать к нему подходящие по смыслу слова:
День.. .какой может быть? (весенний, солнечный, пасмурный, веселый);
Скворечник…. (сломанный, новый, деревянный, аккуратный, красивый);
Дети…. (внимательные, заботливые, добрые, старательные);
Поступок..(хороший, плохой, добрый, жестокий)
4. Физминутка. П/и «Перелет птиц»
5. Составление рассказов детьми:
По частям (рассказывают два ребенка);
Полностью (запись на магнитофон).
6. Итог.
Воспитатель предлагает послушать придуманный рассказ в свободное время и предложить для слушания детям другой группы.
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Тема:
Творческое рассказывание. Самостоятельное придумывание сказки детьми.
Цели:
- Закрепление и расширение знаний детей о русском народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках.
- Закрепление навыка словообразования.
- Закрепление умения правильно называть притяжательные прилагательные.
- Закрепление умения правильно согласовывать существительные и прилагательные в родительном падеже в единственном числе.
- Развитие связной речи, умения ориентироваться в наглядном материале при составлении собственного рассказа.
- Развитие словесно–логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.
- Использование метода противоречия для выявления противоречивых свойств, характеристик предметов и явлений.
- Дифференциация близких по звучанию звуков, закрепление навыка самоконтроля за собственным произношением.
Оборудование: сундучок с костюмами детей, сюжетные картинки с изображениями несуществующих животных, рисунки детей, лапоток, схемы: оценка рассказов детей, два круга – черный и белый для игры «Зато», предметы – заместители, фишки, грамоты.
Предварительная работа: тематическое украшение группы рисунками детей по мотивам русских народных сказок, чтение сказок, изготовление костюмов, припоминание пословиц, поговорок, считалок.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Приветствуют гостей.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка.
Логопед:
Ребята, в какой стране мы живем? (В России).
Значит мы кто? (Россияне).
Русский народ всегда был богат пословицами, поговорками, прибаутками и, конечно, сказками. А вы сказки любите? Знаете?
Ребята просматривают выставку рисунков.
Логопед:
Какие замечательные рисунки. Кого ты нарисовал?
Дети:
Я нарисовал Бабу–Ягу и т. д.
ИГРА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
Логопед предлагает рассмотреть еще один рисунок, на котором изображено несуществующее животное.
Логопед:
Смотрите, какое необычное животное. Ребята, в сказках часто и животные сказочные, такие которых не встретишь на самом деле.
Назовите, чьи части тела у этого животного? Лапы у него чьи? (Ослиные). Голова чья? (Свиная).
Давайте придумаем ему имя. (Ослосвинобык).
Логопед:
А каких несуществующих героев сказок вы можете назвать?
Дети припоминают несуществующих героев сказок (Змей–Горыныч, Кощей Бессмертный, Колобок, Водяной, Русалка, Баба – Яга и т. д.)
Логопед:
Какие красивые рисунки. Я вижу, ребята, сказки вы знаете.
А сами хотите научиться сочинять сказки? Но сначала расскажите о самих сказочных героях: назовите все положительное, что есть в герое, и все отрицательное».
Дети садятся на стулья у доски.
ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ТРИЗ:
«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ» ИЛИ
«ЗАТО» ПО СХЕМЕ
Ребята просматривают выставку своих рисунков.
Заяц : трусливый, зато быстроногий, добрый, прыткий, безобидный.
Медведь : неповоротливый, медлительный, опасный, зато очень сильный.
Иван–царевич или богатырь : сильный, смелый, скромный, трудолюбивый, верный, добрый.
Кощей : злой, коварный, воинственный, зато умный, сильный, бессмертный.
Василиса Премудрая : умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая.
Лиса : хитрая, умная, ловкая, зато ненадежная, коварная.
Баба-Яга : быстрая, зато старая, немощная, ненадежная.
Змей Горыныч : огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, зато злой, коварный,
Царь : властный, старый, зато добрый, справедливый
ФИЗМИНУТКА
Логопед:
Вставайте со стульчиков. Давайте отдохнем.
Физминутку проводит один из детей. Дети проговаривают слова вслух.
«Раз» - подняться, потянуться.
«Два» – согнуться, разогнуться.
«Три» – в ладошки три хлопка, головою три кивка.
На «четыре» – руки шире.
«Пять» – руками помахать.
«Шесть» – за столик сесть опять.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ
Логопед знакомит детей со схемой рассказа № 1:
Логопед:
Ребята, у рассказа должно быть начало, середина и конец. Как начинаются все знакомые вам сказки?
Дети:
- «Жили-были…», «В далекие времена…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Логопед:
А какими словами заканчивается?
Дети:
- «Вот вам сказка, а мне крынка масла…», «И стали жить-поживать и сейчас живут…», «Живут-поживают добра наживают…», «И я там бывал, вместе уху хлебал, по усам текло, а в рот не попало…», «И стали жить припеваючи…», «И теперь живут – хлеб жуют…», «Стали жить-поживать лиха не знать…».
Логопед знакомит со схемой рассказа № 2, зарисовывает план сказки с помощью символов.
Логопед:
Наша история произошла где, как вы думаете? (В лесу, во дворце, в тридевятом царстве…). Рисуем лес. Представим, что в лесу.
А какое время года было? (Весна, зима, лето, осень). А как в сказках об этом говорится? (Давным-давно…).
Что произошло? (Наводнение, пожар, гроза, война…). Рисуем пламя.
Надо спасать лес, давайте найдем героев сказки среди ваших рисунков.
Каких героев можно взять, чтобы предупредить всех? (Можно позвать зайца, потому что он быстро бегает. Я думаю, можно позвать Бабу-Ягу, потому что в ступе быстро долетит).
Кто даст мудрый совет? (Василиса Премудрая). Какую пословицу могла сказать Василиса? (Один в поле не воин).
Кто сильный и будет носить воду? (Медведь и богатырь).
Кто сможет командовать всеми? (Король, Баба-Яга всех направлять, водой сверху заливать).
А, если богатырь не справится, кого еще можно позвать? (Деда, бабу, внучку, и т. п.).
Вот поэтому и говорят: «Один в поле не воин»
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ «ПО ЦЕПОЧКЕ». УСТАНОВКА НА СВЯЗНОЕ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ, ЛОГИЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Логопед:
Ребята, рассказы должны быть интересными, волшебными, непохожими. Не забывайте правильно расставлять слова в предложениях, отвечать громко, четко, внимательно слушать товарищей.
Примерный рассказ :
«В далекие времена в некотором царстве, в некотором государстве случилась беда: напал на царство Змей Горыныч - огнедышащий, быстрый, неутомимый, многоголовый, сильный, злой, коварный. Загорелся сказочный лес. Беда – могут погибнуть все сказочные животные! Бросился зайчик к Василисе Премудрой за советом. Она умная, мудрая, находчивая, отважная, трудолюбивая. Хотели они медведя позвать, потому что он сильный, могучий, но Василиса сказала: «Один в поле не воин, надо всех жителей сказочной страны позвать тушить пожар». Полетела Баба–Яга на своей ступе и предупредила всех сказочных жителей. Собрались они у реки с ведрами: бабка за дедкой, внучка за бабкой, Жучка за внучкой, кошка за Жучкой, мышка за кошкой. Водяной им воду подает. Они водой огонь заливают. Три медведя им помогают. Баба–Яга сверху дорогу указывает. Потушили пожар. Собрались богатыри русские и стали со Змеем бороться. И победили его. И стали жить все сказочные жители припеваючи».
ПОВТОРЕНИЕ СКАЗКИ ПОЛНОСТЬЮ (1-2 ЧЕЛОВЕКА)
ФИЗМИНУТКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЙ ЛАПОТОК»
Цель : закрепление скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, развитие слухового внимания.
Под музыку дети передают друг другу лапоток. На котором из детей музыка остановится - тот встает в круг и рассказывает скороговорку, пословицу, поговорку или считалку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАССКАЗОВ ДЕТЬМИ ПО СХЕМЕ
ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Дети получают грамоты как настоящие сказочники.
Логопед:
Давайте откроем наш сундучок, и я помогу вам надеть форму сказочников.
Логопед:
Какие вы молодцы. Сказка получилась волшебная, удивительная и очень добрая. Даже злые герои сегодня спасали лес вместе со всеми и совершали добрые поступки.
Прощание с гостями. Звучит музыка.