Как в ссср появились елочные игрушки. Подготовка к Новому году в Советском Союзе (20 фото) Здравствуй, Дедушка Мороз, а ты пушку нам принес

Традиция устанавливать ёлку насчитывает в нашей стране менее 200 лет. Однако практически на всём протяжении этого срока судьба рождественской ели складывалась более чем непросто – обычай поочерёдно пытались запретить представители церкви, ура-патриоты, коммунисты и просто любители живой природы. Не менее любопытно, что решения о запрете и реабилитации этого, казалось бы, совершенно безобидного обычая принимались на самом высоком уровне.

Как известно, обычай наряжать ёлку в честь наступления Нового года в Россию принёс Пётр I, подсмотревший его во время путешествия по Европе. Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.

В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.

«На каждом деревце можно белого повесить!»

Окончательно в российский новогодний интерьер ёлка вписалась лишь к концу XIX века. Традиция укоренилась настолько, что, как писал Василий Розанов, никому уже и в голову не придёт называть её нерусской. Однако, как оказалось, такие всё же нашлись.

Поводом стала начавшаяся в 1914 году мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Масла в огонь подливали священники. Как отмечал доктор исторических наук Антон Иванов, Святейший Синод не преминул разъяснить, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции насторожённо. А ректор

Петроградской духовной академии Анастасий прямо заявил, что занесённый от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к «скрепам» – колядованию, пению песен и посыпанию друг друга рожью.

Впрочем, инициатива всё же не получила широкого распространения. Куда более сильный удар по сложившейся традиции нанесли пришедшие к власти большевики.

«Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. Сразу после захвата власти большевики на ёлку не посягали», – пишет доктор филологических наук Елена Душечкина. Масштабная атака на обычай, неразрывно связанный с религией, началась лишь в 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству «комсомольские святки».

25 декабря, объявленного нерабочим днём, по стране прокатилась акция. Активисты из комсомола ходили по улицам, наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, устраивая сожжение «божественных изображений» и читая злободневные стихи:

Скоро будет Рождество,

Гадкий праздник буржуазный…

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

Одновременно комсомольцам рекомендовалось обходить дома и вести «антиёлочную» агитацию. Судя по всему, она велась с таким разгулом, что рвение комсомольцев осудил даже Ленин, назвав его «вредным озорством». Тем не менее пропаганда не прекратилась – спустя два года ленинградская «Красная газета» сообщала: «Заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах не видно ёлок – мало становится бессознательных людей!»

«Предложил Кобе разрешить празднование Рождества»

Реабилитация ёлки произошла в 1935 году. 28 декабря главная газета страны «Правда» опубликовала статью за подписью кандидата в члены Политбюро Павла Постышева, в которой он вспоминал, как до революции дети крестьян и рабочих с завистью смотрели в окна богатых домов на танцующих у украшенной ёлочки детей буржуев. «Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» – призывал Постышев. Буквально на следующий день в Москве и Ленинграде открылись ёлочные базары, а в домах культуры и школах для детей были устроены ёлки.

Столь быстрая их организация вкупе с неожиданной сменой отношения к «пережитку прошлого» сразу навела многих на мысль, что всё это сделано не случайно. И действительно, спустя много лет Никита Хрущёв раскрыл в своих мемуарах секрет: оказывается, идея снять табу с традиции исходила лично от Сталина, а Постышев был выбран лишь в качестве «говорящей головы». Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её ушедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Интересно, что похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

«Не пора ли прекратить рубку елей в СССР?»

По окончании Великой Оте-чественной войны стройная пушистая лесная красавица стала непременным атрибутом празднования Нового года – теперь на того, кто усомнился бы в целесообразности её присутствия в зале, посмотрели бы с удивлением. Тем не менее в 1959 году всё-таки была предпринята очередная попытка если не сломать, то несколько видоизменить традицию. Впрочем, на этот раз под сомнение ставилась не идеологическая составляющая, а экономическая. Академия наук Армянской ССР направила в союзный Совет Министров письмо, в котором предлагала запретить рубку хвойных деревьев для новогоднего украшения. «В результате усиленной эксплуатации и местами нерационального ведения лесного хозяйства площади лесов Советского Союза быстро сокращаются, – писал председатель комиссии по охране природы академии Х. Мириманян. – Срубается такое количество ели, которое, по минимальным подсчётам, составляет 15 тыс. гектаров. В свете всего этого возникает вопрос: не пора ли прекратить рубку леса на ёлки по всему Советскому Союзу?» В качестве альтернативы представитель академии предлагал наладить производство искусственных ёлок, выращивать ёлочки в кадках либо устроить специальные питомники. Правда, последняя идея ставилась под сомнение, как не исключающая возможности злоупотреблений. И хотя в последующие годы все три инициативы были претворены в жизнь, всё равно главная ёлка страны по-прежнему имеет природное происхождение, ведь настоящий запах праздника невозможно заменить никакими эрзацами.

КСТАТИ

О любопытном курьёзе, связанном с советской новогодней пропагандой, пишет Елена Душечкина в своей книге «Русская ёлка». Каждый ребёнок в СССР с детства знал о том, как Ленин устроил в Горках ёлку для живущих в округе крестьянских детей. Этому событию были посвящены многочисленные рассказы и стихи. Однако авторы старательно умалчивали о дате праздника. И не без причины – ёлка проводилась в канун Рождества, что не вязалось с антирелигиозной пропагандой. Другой проблемой стало описание празднования. Обычно сообщалось, что Ленин пригласил целую кучу детей, веселился вместе с ними и раздавал подарки. Однако попытки разыскать участников торжества ни к чему не привели. «В 1938 году художница Е.С. Зернова обратилась к Крупской с просьбой рассказать о том, как проходила ёлка в Горках. В ответ Крупская написала: «Дорогой товарищ, я не советовала бы Вам брать эту тему. Он был на ёлке в Горках, но тогда он был тяжело болен, его вывезли в кресле, ребят там было очень мало», – пишет Душечкина. Это дало исследователям повод полагать, что в реальности на ёлке в Горках было не более пяти-шести родственников, воспитанников и близких семьи Ульяновых, а также несколько детей обслуживающего персонала.

С возрастом иногда возникает непреодолимое желание вспомнить свое детство, ощутить некую ностальгию за временами СССР. Почему-то Новый Год в советской манере наиболее напоминает тем, кому за тридцать, о временах, которые, несмотря на дефицит, вспоминаешь с упоением сердца, считая их самыми лучшими.

Сейчас возросла тенденция праздновать Новый Год именно в стиле СССР. Уже не удивляет елка, наряженная по американской модели в трех цветах. Все больше и больше хочется нарядить елочку старыми советскими игрушками. И непременно положить под нее вату, имитирующую снег, и мандаринки.

Разнообразие елочных украшений

Зачастую елочка в советских семьях была наряжена обилием игрушек и украшений. Особое внимание заслуживают игрушки-прищепки, которые очень удобно крепить на середину елочной ветки. В виде чего только они не были представлены: Дед Мороз, Снеговик, Снегурочка, свечка, матрешка.

Шары, как и сейчас, были разных размеров, но уникальная изюминка была в шарах с круглыми впалостями, в которые попадал свет гирлянд, создавая на всей елочке сказочную иллюминацию. Также были шары с фосфорным рисунком, которые светились в темноте.

Поскольку Новый Год наступает в полночь, выпускались игрушки в виде часов. Им на елке отводилось центральное место. Зачастую такие советские елочные игрушки вешали на самом верху, чуть ниже макушки, которую, непременно, украшала красная звезда – главный советский символ.

Еще елочные игрушки тех времен были представлены украшениями, сделанными из крупного стекляруса и бусин. Обычно их вешали на нижних или средних ветках. Старые советские игрушки, особенно довоенные, бережно хранят и передают от бабушек к внукам.

Из сосулек, домиков, часов, зверушек, шаров, звезд получалась уникальная .

А был ли дождик?

Такого пушистого и объемного дождика, как сейчас во времена советского социализма не было. Елку украшали вертикальным дождиком и бусами. Чуть позже появился горизонтальный дождик, но толстым и объемным он не был. Некоторые пустоты на елке заполнялись гирляндами и конфетами.

На несколько дней ощутить атмосферу Советского Союза можно с помощью елочки, наряженной в ретро-стиле. Уникальные елочные игрушки советских времен, украшения и мишуру следует искать в закромах наших бабушек или приобрести на городских барахолках. К слову, в сети создаются аукционы и онлайн-магазины по купле-продаже и обмену елочных игрушек эпохи СССР. Некоторые даже коллекционируют такие игрушки, многие из которых уже считаются антиквариатом.

Остается лишь нарядить елочку старыми советскими игрушками, включить Иронию Судьбы и на секунду вспомнить о своем детстве.




Все мы знаем, что в СССР люди жили не так, как живем мы сейчас, а потому и праздники они отмечали несколько иначе, хотя многие традиции сохранились еще с тех времен. Далее поговорим о том, как граждане Советского Союза отмечали самый долгожданный и любимый всеми праздник - Новый год.

Как встречали Новый год в СССР, вполне точно описано в советском фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
С одним только недочетом – в фильме нет телевизора, по которому показывают эту самую «Иронию», с 1976 года ставшую одной из главных новогодних советских традиций.

Телевизор, как говаривал почтальон Печкин, - это лучшее украшение новогоднего стола. «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» - советские фильмы, передачи и мультики под утро без которых ни один человек В СССР не мыслил себе праздничной ночи.

Все тот же тотальный дефицит приучил советских граждан, что покупать необходимое нужно не накануне праздника, а когда подвернется случай - лучше пусть полежит. Продукты хранились в холодильнике или на балконе,
Готовиться к празднику нужно было загодя.

Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики.



Колбасы-копчёности
Закупка продуктов

Оливье
Ингредиенты

400 грамм вареной колбасы (или отварного мяса)
1 банка консервированного зеленого горошка
5 яиц
2 крупные моркови
3-4 средних картофелины
3-4 соленых огурца
100 миллилитров майонеза
Соль

Опустить яйца в кастрюлю с водой и варить в течение 7-10 минут.
Опустить картофель и морковь в слегка подсоленную воду. Варить до готовности (примерно полчаса).
Нарезать колбасу кубиками.
Нарезать огурцы кубиками.
Яйца пропустить через яйцерезку.
Добавить в салат зеленый горошек.
Нарезать морковь и картофель кубиками.
Смешать салат с майонезом. При необходимости посолить.

Сельдь под шубой
Ингредиенты

филе сельди солёное или целая рыба - 2 ш
средний картофель – 3 шт
яйца – 3 шт
свекла не крупная - 2 шт
морковь - 1 шт
яблоко – 1 шт
лук – 1 шт
майонез

Картофель, свеклу, морковь и яйца отварить, остудить и почистить.
Лук лучше замариновать. Мелко нарежьте, опустите в ёмкость, залейте вровень водой и добавьте 1 ст.л. уксуса. Оставьте на 15 минут.
Если вы используете целую рыбу, очистите её от костей и нарежьте не крупными кубиками.

В рецепте рекомендуется все ингредиенты кроме яблока натирать на мелкую тёрку, так салат будет более мягким.
классическая селедка под шубой
На дно блюда натрите картофель. Сверху поместите сельдь. Далее слой лука, потом тёртой моркови. Следующий слой яблока, тёртый на крупной тёрке. Далее идут яйца, и завершает шедевр свекла.

Не забудьте каждый слой перемазать майонезом.

Из напитков – Советское шампанское, водка «Столичная», лимонад «Буратино», морс и компот. В общем, ели вкусно и сытно, но без особого разнообразия. Одно и то же из Нового года в Новый год.

Она самая

Елка в доме

Самой ранней новогодней традицией - не новой, но возрожденной - стал обычай ставить в доме к Новому году живую ель.Поскольку елки для продажи выращивались специально, они тоже были относительным дефицитом, и потому покупались при первой возможности, а не в удобное время. Обычной картиной, например, в Москве были люди, которые за полторы-две недели до Нового года везли в метро перевязанные бечевкой елки, купленные по случаю. Ёлки хранились подвешенными за окном или на том же балконе. (сказать честно ёлки мы не покупали, батя из леса таскал...)

Новогодние игрушки

Эх, сейчас каких только новогодних украшений не выставляют на полки магазинов! Любой размер, любой цвет, любой стиль, любая цена! Украшения для елки, украшения для интерьера, украшения для двери. Все, что захочешь.Ёлочные игрушки эпохи СССР отличались большим разнообразием форм.

До сих пор у кого нибудь да и завалялись такие…

Фонарики

Новогодние подарки.

Верх ароматного шика - духи «Клима», нижний предел - духи «Быть может»

Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Ландыш», «Тройной».За неимением нормальных подарков, идя в гости, несли с собой деликатесы, какие удавалось урвать: банки с консервированными экзотическими фруктами, черную или красную икру, шикарные конфеты.

Детские новогодние елки

Ах, да, о школьниках!.. Такими же традиционными, как оливье и мандарины, были новогодние «елки» - театрализованные представления для школьников, проводившиеся с середины декабря по середину января в городских ДК. Уровень представлений зависел от того, каких артистов удавалось найти организаторам, но самым главным удовольствием от посещения «елки» были подарки - кондитерские наборы, упакованные в нарядные картонные коробочки.

Лучшей и главной «елкой» считалась та, что проводилась в Кремлевском дворце съездов. Билеты на нее в свободную продажу практически не поступали, а распределялись по предприятиям, доставаясь руководителям и передовикам производства. Уровень спектакля на этой «елке» был самым высоким, а подарки - самыми богатыми: каждый год для них делались новые уникальные пластиковые упаковки, зачастую представлявшие собой приблизительные копии кремлевских башен.

Наверное, именно потому, что Новый год был в СССР самым общим праздником (кроме разве что Дня победы, но его начали отмечать только с 1965 года), люди старшего поколения до сих пор вспоминают о нем с ностальгией. Те, кто во времена позднего застоя был школьником, хорошо помнит радостное предчувствие, наполнявшее предновогодние дни.

Для советского человека это был особенный, самый долгожданный праздник. К нему начинали готовиться еще летом. Хотя основные элементы домашнего праздника сохранились с советских времен, в те времена подготовка Нового года в традиционном виде была практически геройством, и многие сейчас вспоминают с ностальгией тот кропотливый труд.

К Новому году в СССР готовились задолго до его наступления: из-за того, что было трудно достать продукты, все необходимое покупали за несколько месяцев и бережно хранили до нужного момента. Сейчас трудно себе это представить, но чтобы достать основные ингредиенты, например, салата оливье, нужно было сильно постараться: в свободной продаже не было майонеза, зеленого горошка, колбасы — запасаться начинали с октября. С большим трудом доставали и основной напиток праздника — Советское шампанское.

Вот и мы тоже решили подготовиться заранее и вспомнить в ностальгической подборке, как это было.

Поначалу Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством, и праздник считался семейным.

Впервые Новый год официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда».

«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

1960 год. Костюмы и елочные украшения отражали мощь страны: водолазы и космонавты на Кремлевской елке. Первый спутник уже побывал на орбите, а фильм «Человек-амфибия» пока еще не снят.

Билеты на Новогоднюю елку для детей тоже доставали с трудом. А также нужен костюм снежинки из марли или наряд зайчика. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года — на Кремлевскую елку.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: сначала очень скромные— из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее — красивые, яркие, из стекла, похожие на украшения дореволюционных елок. К концу 1960-х годов был налажен массовый выпуск игрушек для новогодней елки, и можно было купить довольно простые варианты из пластика, обычно с советской символикой.

Праздничный стол

К празднику готовились заранее. Во-первых, нужно закупить продукты — то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 8 рублей 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.

Наряды и подарки

Каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье —его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях — купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где можно было что-то найти.

Новогодние подарки — очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно — «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), коробки шоколадных конфет. Женщинам на праздник дарили советские духи, которых в магазинах было в избытке, мужчинам — одеколоны.

«Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.» — эта шутка становится актуальной накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетания «салон красоты» тогда не знали даже самые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности — иногда прически делали подруги.

Последний этап подготовки — протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является «лучшим украшением новогоднего стола». «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» — советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

Их бережно собирали наши бабушки и хранили наши мамы. Потому что для одних советских граждан новые игрушки были роскошью, а для других старые ёлочные шары связаны с добрыми воспоминаниями и дороги как память. Многие игрушки стали предметом частных коллекций. Люди с удовольствием собирают и обмениваются старинными новогодними игрушками и демонстрируют свои коллекции в сети.

AdMe.ru представляет подборку советских ёлочных украшений. Они не такие яркие и нарядные, как современные. Но вызывают теплую волну ностальгии по тем временам, когда мы верили в Деда Мороза и ждали Нового года, как чуда.

Елочные игрушки таят в себе особую магию. Их хрупкость, тонкость, золотистый блеск будят ощущение зыбкости и cкоротечности. Мир не может быть блестящим всегда. Праздник не длится вечно. Так и эти изящные безделицы отражают яркий свет на короткий срок и... вновь оказываются в недрах коробок и шкафов на весь грядущий год. До Нового года...

Впрочем, эти незыблемые для нас стеклянно-картонные игрушки, с исторической точки зрения, совсем молоды. Еще недавно украшения были иными. Чудесная елка, вблизи которой происходили поразительные события в любимом всеми гофмановском "Щелкунчике", несла на своих ветвях другие наряды. "Большая рождественская ёлка была увешана множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные конфеты и другие чудные сласти свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы".

Первые елочные игрушки были съедобны. Конфеты в серебристо-золотистых обертках, фигурные пряники, вафли, печенье, орехи, яблоки, мандарины, груши,виноград и даже яйца в изобилии красовались на елочных ветвях. Хотя, если заглянуть в самую глубь веков, можно увидеть и совершенно необычную елку. Первыми хвойные деревья стали украшать древние германцы. Они использовали ели для обрядов, прикрепляли к их веткам горящие свечи и раскладывали на пушистых лапах цветные тряпочки.

По одной версии обычай использовать елку как рождественское дерево родился в первой половине XVI веке на территории современной Франции, в Эльзасе. По другой - первую "рождественскую" елку срезал в своем саду немецкий реформатор Мартин Лютер, находясь под впечатлением дивного свечения небесных звезд, пробивающегося сквозь раскидистые еловые ветки. Он зажег на своей ели свечи, которые символизировали с той поры звезды рождественской ночи.

Кроме свечей ель стали украшать фруктами, они олицетворяли дары младенцу Иисусу. Первыми же среди фруктов стали яблоки, так как ель считалась райским деревом, которое приносит плоды. Новые обычаи пришли в XVII веке. Собственно говоря, именно тогда появись "пращуры" современных игрушек. И пусть, по сегодняшнему разумению, были они "доморощенными", изящества некоторым из них было не занимать. Материалы поначалу использовали те, что всегда под рукой - пустые яичные скорлупки покрывали тонким слоем чеканной латуни, обыкновенные еловые шишки - золотили. Оловянную проволоку сворачивали, закручивали спиралью, затем расплющивали: получалась серебряная мишура. Из бумаги делали искусственные розы, из серебряной фольги вырезали звездочки и снежинки. Даже из листов латуни некоторые умельцы умудрялись вырезать фигурки фей и эльфов.

Постепенно появились искусственные фрукты и сласти из стекла и ваты. Считается, что непременные на теперешней ели стеклянные шары появились из-за неурожая яблок. Будто бы не сохранилось как-то до Рождества ни одного яблока в местных погребах, и стоять бы лесной красавице без традиционного фрукта. Ан нет! Стеклодувы маленького немецкого городишки рискнули и сделали замену - круглые шары. Так в середине XIX века, в 1848 году в местечке Лауша (Тюрингия) и родились популярные в последующие годы елочные шары. Их делали из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, и украшали снаружи блестками. Спустя почти два десятка лет (1867 г.) в Лауше открылся газовый завод и при помощи газовых горелок с пламенем очень высокой температуры стали выдувать большие тонкостенные шары. Свинцовое отражающее покрытие заменили нитратом серебра. Примерно в то же время стеклодувы вышли за рамки собственно шаров.
Появились птички и зверушки, дудочки и виноградные гроздья. Готовые изделия покрывали золотой и серебряной пылью. Занимались раскрашиванием женщины и дети. Лауш так и остался в истории первым главным мировым производителем елочных украшений.

В начале XX века "стеклянный игрушечный промысел" подхватила Богемия, бывшая тогда частью Германии. И на "елочной" карте появился новый адрес - город Яблонец. Японцы, поляки и американцы освоили данный бизнес значительно позже. Был период, когда мода на украшение елки неожиданно поменялась. На рубеже столетий блестящую мишуру отправили на полки. Приветствовалась елка, выдержанная в серебристо-белых тонах. Позже в моду вошли фигурки из бумаги, картона и соломы. Изготовлением этих игрушек прославились фабрики Дрездена и Лейпцига.

Лейпциг гордился игрушками, изготовленными из тисненого золоченого и серебряного картона, казалось, что они сделаны из тончайшего металлического листа. Дрезден - небывалым разнообразием "сюжетов" - многочисленные зверушки, музыкальные инструменты, прялки, пароходики и даже запряженные лошадьми экипажи!

Видимо подобные игрушки украшали елку, описанную в стихотворении А. Н. Плещеева.

Детский взор игрушки манят...
Здесь лошадка, там волчок,
Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,
Что алмазами горят
А орехи золотые,
А прозрачный виноград!
Елочные игрушки в России

В России первые игрушки были немецкими. Позже открыли и собственное производство - в Петербурге и Клину. Помимо стекла использовалось папье-маше - бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом или мелом. Потом изделия покрывали бертолетовой солью, из-за чего поверхность их приобретала блеск и становилась более плотной. В середине XIX века расплодились многочисленные артели, которые занялись производством сделанных из тонкой фольги в виде хвои гирлянд и цепей, длинных тонких нитей из той же фольги, впоследствии прозванных "дождиком".

Для изготовления елочных украшений в ход шли картон и дерево, металлические листы, солома и бумага. Подобные игрушки производили специальные картонажные мастерские. Большой популярностью пользовались ватные игрушки. Ватой обкладывался проволочный каркас, личики же куколок делали из папье-маше или фарфора и расписывали. Украшали елки и восковые фигурки ангелочков, они, увы, были недолговечны, так как плавились от тепла.

В двадцатом столетии появились и резные деревянные фигурки - им тоже нашлось место на гостеприимных елках. В некоторых семьях елку не просто украшали, еще "облагораживали" и ее ствол - обертывали его белой бумагой, материей или аптекарской ватой, посыпанной бертолетовой солью. "Прятали" и крестовину, к которой деревце крепили.
Практический совет опубликовал для своих читателей в 1909 году журнал "Нива": "Подножие елки можно устроить так: закладывают крест, в который вделана елка, зеленым мхом, сухой травой и елочными ветками, среди коих кое-где можно положить камешки; затем устанавливают картонные или ватные грибы небольшой семейкой, а если среди этой зеленой груды поставить плюшевого зайца, которого очень часто можно найти среди детских игрушек, то под елкой будет очень красиво".

В конце XIX века елку ждал новый сюрприз. Английский телеграфист Ральф Моррисон украсил ее гирляндой из электрических лампочек. Здесь уже первенство "забрали" американцы - первая электрическая гирлянда украсила в 1895 году новогоднюю ель перед Белым домом.

Богатый на различные события XX принес новые сюжеты для елочных игрушек. В СССР венчающую елку "вифлеемскую звезду" заменила красная пятиконечная с серпом и молотом. Появились парашютисты и хоккеисты, белый медведь, разносящий почту покорителям Арктики, ребятишки разных национальностей. Позже к ним прибавились собаки-санитары, самолеты, космонавты. 1937 год "отметился" шарами с портретами Ленина и Сталина.

Появление картонных почтовых ящиков для новогодних писем относится к началу 40-х гг. XX века, в то время стекло и вата стали непозволительной роскошью. Почтовый ящичек, не превышающий размер спичечного коробка, скрывал в себе конфету или мелкую монетку. Из кристаллизованных хрусталиков соли получались изумительные снежинки! Проволочный каркас опускали в насыщенный солевой раствор, а через несколько часов игрушку вынимали и высушивали. Во время Великой Отечественной войны дома самостоятельно делали и стеклянные шарики. Перегоревшие обычные или снятые с новогодней гирлянды лампочки разрисовывали или обклеивали разноцветной бумагой...

Сегодня игрушки ручной работы вновь на пике популярности. Одни из них демонстрируют мастерство профессиональных художников, другие, пусть не столь пышные и эксклюзивные, несут на себе тепло домашнего очага. Родного, уютного дома, где, как и в прежних российских домах, взрослые и дети делали праздник, в буквальном смысле, своими руками...

Ни для кого не секрет, что у многих жителей нашей страны Новый год ассоциируется с Москвой, а точнее с боем курантов на Спасской башне Кремля. С боем курантов мы загадываем желания, провожаем старый год и надеемся, что следующий год будет более удачным. Давайте посмотрим как раньше отмечали Новый год в Москве.

Елка в Георгиевском зале Кремля, 1950-60 гг. Самая главная ёлка Москвы и страны и сейчас в Кремле, а вторая по значимости ёлка всегда была в колонном зале Дома Союзов, рядом с нынешней Госдумой.

Празднованием именно Нового года в том виде, в котором празднуем и сейчас, мы обязаны все же Сталину. До революции, как в других странах, в России с елкой и подарками отмечалось Рождество, которое сразу же запретила советская власть, но только в 1935 г., перед новым 1936 г. решено было вновь ставить елки, делать праздники для детей, звать Деда Морозу и Снегурочку, но делать это все предписывалось исключительно на светский Новый год, что мы до сих пор и делаем.

Сейчас сложно и представить, но это Арбатская площадь в 1959 г. На заднем плане виднеется вестибюль м. Арбатская синей ветки, которым мы продолжаем пользоваться и сейчас, но входим в него с левой стороны, сквозь новое здание, а не через изначальный большой парадный вход. Дело в том, что при Брежневе вокруг этого вестибюля выстроили огромный комплекс Министерства обороны, а сталинский вестибюль так и стоит у него во внутреннем дворе, что очень хорошо видно на спутниковой карте.

Выездная торговля "Детского мира" - еще одного, наверное, самого новогоднего места советской Москвы.

А так в конце 1950-х выглядел сам "Детский мир" на Лубянке.

В те годы москвичи, даже малообеспеченные, старались поставить у себя в доме елку для детей, украшая ее картонными и стеклянными игрушками, грибочками, шарами, мишурой, "бусами", даже разноцветными лампочками, под елку ставили Деда Мороза, Снегурочку, дети - свои любимые игрушки и т.п., а "макушку" венчали звездой или шпилем. Вешали также конфеты, шоколадные медальки, мандарины.

Газета Вечерняя Москва: "Считанные часы остаются до Нового Года. Надо многое успеть сделать: и побывать в парикмахерской, и зайти в магазин, и отправить поздравительную телеграмму. Словом, надо торопиться. На снимке Вы видите москвичей в центре столицы-на улице Горького накануне Нового 1961 года".

Новогоднее украшение "Детского мира", 1970-71 гг.

"Детский мир" в 1970е

Ёлка в Кремлевском дворце съездов, 1971 г.

Жестяные сундучки с кремлевских елок и по сей день пылятся во многих квартирах на антресолях. Бабушки любили хранить в них нитки, пуговицы и прочие хозяйственные мелочи.

Новости Партнеров

Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка - Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин посещал новогодние утренники.

Однако в 1928 году, на пике антирелигиозной кампании, с ёлками и новогодними торжествами было покончено. Казалось, что навсегда.

Но в 1935-м всё чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники.

Чем был славен наш народ во все эпохи, так это стремительной реакцией на вышестоящие указания. Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников.

Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович спросил лидера СССР Иосифа Сталина , где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк:

У нас все ёлки главные!

Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы.

Праздник политического значения

Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики - словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить».

Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева . В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме.

Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича .

Снегурочка-сталинистка и Новый год - коммунист

23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус.

Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.

Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль и Сергей Михалков . При этом идеологическая составляющая никуда не делась - так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов».

Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки.

В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям:

Я - первый год из двадцати,

Вам в коммунизм со мной идти!

Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки

Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский и Эдуард Успенский - будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены».

Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок.

С чем сравнить шок советских чиновников от такого сценария? Ну, представьте себе реакцию нынешних чиновников, узнай они, что главным героем детского утренника станет Михаил Ходорковский ?

Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией.

Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» - в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.

Страшилочка про ёлочку

Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки.

Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад.

Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика.

После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей.

Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина - «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов.

И это правильно - ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок.