Гуманизм как руководящий принцип современной педагогики. Основные принципы гуманистической педагогики. Главные основы гуманистического подхода к человеку

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы .Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов - мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди - мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр - «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления .Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными - чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» - уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь - свою собственную. Избегать свободы и ответственности - значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое , или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто» (Maslow, 1966, р. 45).

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое ,а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое - больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.

В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка... когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (Maslow, 1987, р. 3).

Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек - нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он полагал, что бихевиоризм и соответствующая ему философия «дегуманизировали» человека, трактуя его без малого как машину, составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедлива или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу (Maslow, 1987) рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.

Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека - темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу (Leonard, 1983).


Похожая информация.


Гуманистическая психология занимается проблематикой любви, внимания к различным состояниям человека. Центральное место здесь занимает индивидуум и его стремление к самосовершенствованию, высшим духовным ценностям, самореализации и творчеству, ответственности, любви, свободе, независимости, душевному здоровью и отношению между людьми.

Согласно гуманистической психологии, человек должен быть освобожден от невротического контроля, появившегося в результате того, что личность отошла от общепризнанных социальных норм поведения или собственных психологических условий. Главным становится самоактуализация личности — умение понять себя.

Гуманистическая психология появилась в 1960-х годах XX в. в США. Основные положения указанного подхода были сформулированы президентом Ассоциации гуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:

  1. Личность всегда превосходит собственные функции и свойства, которыми владеет, и не может быть сведена к их совокупности или объяснена только через изучение природных свойств.
  2. Человеческое бытие являет себя в межличностном общении, которое не должно игнорироваться при объяснении и изучении индивидуума.
  3. Поскольку человек есть существо, обладающее самосознанием, психология обязана учитывать многоуровневость и непрерывность человеческого самосознания при понимании человека.
  4. Человек обладает выбором и свободно творит собственную жизнь, не являясь только лишь пассивным наблюдателем.
  5. В жизни каждого из нас присутствует цель, смысл и ценность.

На формирование гуманистической психологии оказали влияние такие направления, как:


Гуманистическая психология – это набор различных концепций, показывающих возможности раскрытия личностных проблем при помощи внутреннего опыта, в котором:

  • исследования заканчиваются реалистичным восприятием себя и окружающих;
  • в ходе экстатического эксперимента постигается смысл единства и различия человека и природы;
  • именно сам индивидуум внутренне берет на себя полноту ответственности за те или иные мысли и действия.

Такой подход направлен на практическую реализацию, связанную с личностным ростом. Гуманистическая психология утверждает, что все люди могут меняться, если будут работать над собой.

На данной основе появилось множество различных методик «само-проникновения», которые систематически можно представить таким образом:

  1. Ментальные состоят из трансакционного анализа; создания персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли); семейной терапии и НЛП.
  2. Физические включают: терапию Райха, нацеленная на биоэнергетику и телесное возрождение; техники Александера; методы Rolfing’s, Feldenkreis’s; концепции целостного здоровья и чувственного сознания.
  3. Чувственные включают: психодрамы; первоначальную интеграцию; осознание целостности; эмпатическое взаимодействие Роджерса.
  4. Духовные основаны на: психоанализе; трансперсональном консультировании; семинарах по просвещению; игр с песком (send play); динамической медитации и толковании сновидений (dream work).

Данные методы можно использовать в самых различных отраслях. Практики гуманистической психологии занимаются личностным ростом с помощью психотерапии, целостного здоровья, образования, общественной работы, организационной теории и консультирования, различных бизнес-тренингов и тренингов общего развития, самопомощи в группах (self-help groups), креативного тренинга и общественного исследования.

Гуманистическая психология рассматривает человеческое бытие, как со-исследовательское, когда не только психолог, но и сам испытуемый планирует и исполняет собственное познание, осмысливает и исполняет результаты исследования. Преимуществом является то, что знание подобного рода может быть использовано сразу, а представленные методы дают больше различного рода знаний о человеке, чем классическая исследовательская парадигма.

Гуманистическая психология занимает большое место в исследованиях современных ученых. В своих работах эксперты утверждают, что общее здоровье человека тесно связано с психическим состоянием.

Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчет­ливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Камен­ского, а начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), она приобретает все большее распространение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свобод­ного воспитания французского мыслителя XVIII в. Жан Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направ­ленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния оказывает положительное влияние на становление детей, под­ростков, юношей, на все аспекты их социализации.

В случае последовательной реализации этого принципа:

именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и пове­денческие сценарии;

воспитание получает определенные возможности создать ус­ловия для эффективной реализации себя человеком как субъ­екта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

воспитание может создать такие условия развития человека, ко­торые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере ми­нимизировать степень становления его жертвой социализации;

воспитание имеет возможность в определенной мере не до­пустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т. е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприят­ных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства соб­ственного достоинства, ответственности, терпимости; на формиро­вание личности - носителя демократических и гуманистических от­ношений в обществе.



В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению анта­гонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борь­бе за социальный прогресс.

Вопросы для самоконтроля

2. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

3. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превра­тить человека в жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.

5. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социали­зации?

6. Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскры­вается в этом разделе учебника?

Темы для углубленного изучения

1. Человек - творец своей жизни: возможности и границы.

2. Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной лите­ратуре.

3. Человек в меняющемся мире.

Литература для самостоятельной работы

1. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. -С. 158-177, 296-332.

2. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 110-166.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 28-35, 192-196.

4. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С. 384-492.

ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР

Космос. Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь лю­дей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древ­ности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептиче­ски относится к идее о зависимости человеческой жизни от кос­мических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь че­ловеческого общества и отдельного человека.



Так, в первой трети XX в. выдающиеся русские ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде от количест­ва притекающей к нам мировой энергии и предполагали, что «изу­чение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно... дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» (Лазарев). А.Л. Чижев­ский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (та­ких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и Рос­сии и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей.

Представляется вполне вероятным, что накопление новых зна­ний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.

Планета. Планета - понятие астрономическое, обозна­чающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влия­ние стало наиболее очевидным вXX столетии, породив так назы­ваемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономи­ческие (увеличение разрыва в уровне развития стран и конти­нентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфлик­тов, распространение ядерного оружия, политическая нестабиль­ность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потреб­ности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогич­ное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и про­блем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определя­ют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на рас­пределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого яви­лись изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подрост­ков, юношей в модернизированных обществах стали формировать­ся, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

Наличие и роль мегафакторов социализации необходимо иметь в виду и учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспи­тания. Поэтому большое значение приобретает реализация прин­ципа природосообразности воспитания.

Белорусский государственный университет

Государственный институт управления и социальных технологий

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

по предмету: Социальная педагогика

на тему: Особенности реализации принципа гуманизма в социальной педагогике

студента 2 курса группы 271- З

заочного обучения

Гончара Дмитрия Александровича

№ зачетной книжки 538302

Введение

Деятельность социального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих из закономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принципов относятся:

1) принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкретных социально-исторических и социокультурных условиях развития общества, присущих ему идеалах, ценностях, убеждениях, общественно одобряемых нормах поведения. Данный принцип подчеркивает значительную роль конкретной социальной (сельской, городской) микросреды в формировании личности, необходимость видеть в средовых факторах источники интеллектуального, физического, нравственного; развития личности, особенности ее неповторимого внутреннего мира,

2) принцип социальной последовательности. Он означает необходимость учитывать в социально-педагогической деятельности традиции, передаваемые из поколения в поколение, под влиянием которых происходит процесс формирования личности, национальные особенности, составляющие психологический склад характера, природные задатки личности, передаваемые по наследству;

3) принцип педагогической целостности. Согласно этому принципу каждое педагогическое явление необходимо рассматривать целостно, в его взаимосвязи с другими процессами. Его суть заключается в том, что самые значительные успехи познания связаны не только с открытием элементов целостного объекта и описанием его свойств, но и с обнаружением синзитивных свойств целого. Принцип целостности предполагает не сводимость сложного к простому, целого к части, а наличие у целостного объекта - личности, среды, социума - таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям. Данный принцип предполагает единство нравственных отношений, норм поведения, организуемых семьей, школой, сообществом и регулируемых через общественное мнение, социальное построение жителей общины,

4) принцип приоритета семьи. Позволяет рассматривать семью как основной институт социализации личности, где закладываются и формируются базовые жизненные ценности, жизненные идеалы, нормы поведения, общения, отношения к людям, природе, труду. В рамках иных общественных структур совершается последующая социализация, социальная роль которых сводится к дополнению и корректировке воспитания, полученного в семье,

5) принцип гуманистических ценностей. Определяет гуманистическую направленность социальной педагогики, которая базируется на преобладании таких ценностей, как гуманизм, доброта, милосердие, совестливость, трудолюбие, честность, ответственность, социальная справедливость,

6) принцип открытости. Предполагает работу социальных институтов как социально-педагогических систем реализация социально-педагогических функций, гуманизация профессиональной деятельности, разносторонние формы социальной и педагогической помощи нуждающимся,

8) принцип опоры на духовный опыт народа, общины, личности. Предполагает учет социальным педагогом прежде всего их ментальности как важнейшей характеристики, совокупности определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида, общины, народа и определяет принадлежность человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности. Поскольку с этой точки зрения ментальность - характеристика групповая, может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая, профессиональная; выступающая как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных и групповых особенностей человека;

9) принцип субъективного развития. Социальный педагог не ограничивается принципом: не только бытие определяет сознание, но и сознание бытие. Он исходит из того, что сознательные и бессознательные начала есть составная часть бытия человека в виде общественного сознания и коллективного бессознательного, или архетипов культуры. Между индивидуальным и общественным сознанием существует неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом на первых этапах социализации индивида определяющая роль принадлежит общественному сознанию и бессознательному началу. Избирательное же, субъективное отношение к действительности, формирование «я-позиции» происходит по мере субъективного развития, неразрывно связанного со свободой выбора человеком социальной группы, ценностей и норм, культуры других социальных групп и общностей (поселений, наций, народов, стран и т. д.), способностью к противопоставлению своей собственной позиции позициям других людей.

Принцип гуманизма

Слова "гуманизм" и "гуманность" имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus - "человечный". Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие "гуманизация", широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием "человек". В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике достигли в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке, прежде всего, нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

С позиций современного гуманизма благо человека - это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность - деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же - это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

"Милосердие - это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного - "права" на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из "милосердия" ему позволено физически существовать. Гуманизм - это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем. Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов: "они"- большой мир нормальных людей и "мы» - убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм - наоборот - это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм - это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание - проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

3. помощи человеку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Заключение

Уровень духовно-нравственного развития - важный показатель проявления субъективности индивида, его индивидуальности. Чем он выше, тем менее эффективны социально-педагогические методы внешнего воздействия на него. Социальный педагог в данном случае может лишь корректировать, направлять индивидуальную активность.

Цели, задачи, функции и принципы социального педагога и его деятельности не являются раз и навсегда определенными и однозначными, одинаковыми в различных ситуациях и сферах. Они изменяются в зависимости от профиля, специализации социально-педагогической работы и могут быть даже контрастными в различных социально-педагогических службах.

Список использованной литературы

1. Левко А.И. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341с

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1991

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.- М., 1990.

4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой - М., 2000.

5. Социальная педагогика: Учебно-методический комплекс. 1 ч. / Сост. Е.А. Конавальчик. – Мн.: БГУ, 2002 – 238с.

Основополагающими принципами современной гуманистической педагогики провозглашены принципы демократизации и гуманизации , так как основной ценностью в обществе должна быть человеческая индивидуальность и ее максимальная самореализация. Для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу, уметь выразить свои чувства, продемонстрировать свои возможности и способности.

Названные принципы основываются на уважении к личности ученика , что предполагает равенство, равноправие, партнерство педагога и ученика в учебно-воспитательном процессе, несмотря на разницу в положении, уровне образования, возрасте и жизненном опыте. Проявлением уважения к ученику является:

· доверие, когда педагог видит в учениках людей со своими взглядами и интересами и надеется, что они воспринимают его так же, когда учитель уверен в моральных качествах учащихся и показывает, что их моральный уровень воспитанности не вызывает у него сомнения;

· интерес к личности ученика (его способностям, склонностям, желаниям, проявляемым в педагогическом взаимодействии);

· терпимость (естественное восприятие самостоятельности мышления ученика, его взглядов, внешнего вида, привычек поведения);

· соискание интереса учащихся к себе и своей деятельности (вызвать интерес к своей эрудиции, глубине знаний по предмету – значит заинтересовать учащихся своим предметом, способствовать стимулированию учеников к изучению материала);

· недопустимость унижения личного достоинства ученика (недопустимость использования в общении крика, обидной насмешки, оскорбительного тона и т.д., ибо этим учитель не только унижает ученика, но и вызывает его неуважение к себе, пользуясь зависимостью учащихся от него он показывает возможность решения проблем «силовым методом»);

· требовательность к учащимся (в данном случае требовательность выступает как вера в способности и возможности ученика). При этом требования, предъявляемые учителем, должны быть объективно целесообразны, а не служить наказанием, должны быт доброжелательными, понятными и реально выполнимыми;

· оценка труда учащихся (оценивание знаний, умений, способностей и поступков учащихся демонстрирует не только достигнутый ими уровень обученности и воспитанности, но и отношение учителя к своим ученикам – справедливое или предвзятое, стимулирующее к работе над собой или нет).

Важнейшим принципом отношений учителя к учащимся является ориентация педагога на положительные отношения и чувства .

Отношение педагога к учащимся проявляется, прежде всего, в том, в каком соотношении в арсенале его педагогических средств находятся такие методы как поощрение и наказание , ибо разумное их дозирование является одним из наиболее действенных методов воспитания. Тем не менее, значительное число и родителей, и педагогов отдают предпочтение методу наказания, если ребенок что-то сделал не так, мало обращая при этом внимания на достижения, успехи и радости ребенка.


Ориентация педагога на положительные чувства предполагает использование наказания в исключительных случаях, основа же отношений должна строиться на внимании, заботе и любви к каждому ребенку, ибо только добрые чувства, такие, как любовь смогут помочь ученику раскрыться, найти свое место в жизни. В этом отношении следует прислушаться к советам Д. Карнеги:

· прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие;

· не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов человека;

· щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще хвалить его при всех, а критиковать наедине.

Еще одним важным принципом отношений учителя к учащимся является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных (человеческих) отношений в общении педагога и учащегося. По сути, это вопрос дистанции отношений. Следует помнить, что даже при максимальной демократизации отношений дистанция должна сохраняться, так как, во-первых, всегда есть разница в возрасте и, во-вторых, дистанция должна определяться мерой уважения к учителю и его знаниям. В то же время сокращение дистанции, установление доброжелательных доверительных отношений означает «очеловечивание» общения. Это вполне нормальный процесс, который следует использовать в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, только здесь нужно соблюдать меру, чтобы не допустить с учениками панибратства.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые компонента: понимание, признание и принятие. Точно такие же принципы должны быть выделены и в структуре отношений воспитанника с педагогом в процессе коррекционной работы.

Понимание – это проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Чтобы процесс понимания учеников был результативным, педагогу необходимо развивать у себя следующие профессиональные качества:

· наблюдательность и объективная оценка того, что происходит;

· эмпатию (безусловное сопереживание, понимание чувств, переживаемых учеником, адекватное проявление своих чувств;

· умение постоянно осознавать и правильно реагировать на то, как воспитанники воспринимают и оценивают его как педагога;

· знание типичных ошибок, которые чаще всего допускаются педагогами при оценке внешнего облика и внутреннего мира воспитанников;

· умение практически применять оценочные характеристики для сравнения изменений, наступающих в результате воспитательных действий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической коррекционной педагогики. Признание ребенка – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками, позициями. Какими бы они ни были, их уважают, считаются с ними. Можно не принимать то, что для ребенка является значимым, но самого ребенка педагог отвергать не должен. Признание ребенка основывается на вере в его возможности, его самосовершенствование. Только в этом случае воспитанник естественно проходит через все периоды и трудности взросления, у него не остается никаких последствий и комплексов, сформированных неправильным воспитанием.

Третий принцип гуманистической педагогики в коррекционной работе – это принятие ребенка.

Принцип гуманистической педагогики «принимать ребенка таким, каков он есть» впервые был сформулирован лидером западной гуманистической психологии Карлом Роджерсом.

В традиционной педагогике преобладает оценочное восприятие ученика, К. Роджерс же считает оптимальной безоценочную тактику познания. По его мнению, педагог может влиять на воспитанника, если позволяет тому быть самим собой и искренне уважает его личностное своеобразие. В основе такого отношения лежат сопереживание и благожелательность. При этом проступок, случайный или сознательный, не должен быть мерилом личности растущего человека.

Выдающийся психотерапевт и педагог в ходе реализации этого принципа придавал первостепенное значение доверительному общению педагога с учащимися. Среди методов изучения ребенка он выделял эмпатийное слушание , имеющее несколько граней: вхождение в душевный мир другого, постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям, активизацию их конструктивности без оценивания и осуждения. Только принятие воспитанника таким, каков он есть, делает процесс сближения «реального Я» и «идеального Я» безболезненным и результативным, а коррекция «Я-концепции» происходит благодаря включению внутренних личностных механизмов саморегуляции.

Т.П. Гаврилова, обосновывая принцип Роджерса, выделяет полное или частичное принятие воспитанника. Полное принятие означает явную симпатию и дружеское отношение к ребенку. Частичное принятие является противоречивым, потому что какие-либо стороны личности ученика могут вызывать непримиримость. В этом случае взаимопонимание с ребенком затрудняется, так как на неприятие мыслей, чувств и манер поведения ребенка тот, как правило, отвечает агрессивностью.

Трудные, закомплексованные дети – жертвы частичного или полного неприятия их учителями или родителями. Когда учитель принимает ребенка таким, каков он есть, это означает, что он помогает ему стать самим собой. Именно поэтому он фиксирует внимание на его достоинствах, даже едва замеченных, а не на изъянах характера, ошибках или просчетах.

В основе принятия ребенка – любовь, а путь любви к ученику лежит через справедливость. Принятие также основывается на требовательности и принципиальности, но это пойдет на пользу только на фоне положительного отношения к ребенку и желания ему помочь. Состояние полного принятия ученика ослабляет, а затем и полностью снимает детскую тревожность. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.

Педагогическое взаимодействие на основе принципа К.Роджерса обеспечивает понимание и прогнозирование развития личности учащегося, своевременную коррекцию различных поведенческих аномалий ребенка.