Психологический климат в семье определяется как. Психологический климат семьи как основа нравственного становления личности. Можно ли улучшить обстановку

Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. В ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад и школа.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность и доброжелательность. В семьях с благоприятным психологическим климатом все относятся друг к другу с любовью, уважением и доверием. Когда в семье чувствуется тревожность, эмоциональный дискомфорт, это говорит о неблагоприятном психологическом семейном климате. Основное условие нормального психосоциального развития ребёнка - спокойная и доброжелательная обстановка, которая создается родителями их внимательным отношением к эмоциональным потребностям ребёнка, беседами с ним, наблюдением и поддержанием дисциплины. Под влиянием определенных ситуаций у детей могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения, такие, как беспричинные страхи, нарушения сна и пр., которые носят временный характер. У детей с некоторыми особенностями они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут определяться как психические расстройства.

Внутрисемейные отношения и благоприятный психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка, который усваивает нормы поведения и отношений родителей. В соответствии с этими нормами дети начинают строить свои отношения с близкими людьми, а в дальнейшем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. В семьях, не имеющих единства в воспитании ребенка и нарушающих важные педагогические принципы уважения и требовательности к нему, создается почва для неправильного становления характера человека.

Исходя из этого, можно сказать, что в воспитании ребенка важную роль играет семейный климат и личный пример родителей. Немалое значение оказывают воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители воздействуют на ребенка. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет.

Дети нуждаются в поощрении, признании, или другой форме одобрения, если они поступают правильно, также как и в критике, несогласии, в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но не указывают на неправильные их действия, учатся всему более медленно, через множество своих ошибок. Следует помнить, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому ребенка следует чаще поощрять, чем бранить. Любой успех ребенка надо похвалить и не заметить его неудач, которые случаются с ним редко.

Естественно, наказания никогда не должны ставить под вопрос любовь родителей. Физические наказания лучше не применять, т.к. это свидетельствует о бессилии родителей. Они вызывают в ребенке чувство унижения и стыда и не способствуют развитию самодисциплины. Дети, которых наказывают физически, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности лучше способствуют “психологические” наказания: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, мы на него сердимся и т. п., то чувство вины, пробужденное нами в ребенке, будет являться сильным регулятором его поведения и в тот момент, когда ребенок остается без надзора родителей.

Основная задача родителей - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.

Проявление любви к ребенку:

Контакт глаз;

Говорить о любви;

Тактильный контакт,

Совместные занятия, помощь в его делах, внимание к его проблемам и т. д.

Правильное формирование психического мира человека возможно только при уверенности ребенка в родительской любви, на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Дети, которые не получили того объёма любви, в котором они нуждались, не умеют переносить жизненных нагрузок и трудностей. Они реагируют на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые, благодаря эмоционально-комфортному семейному климату. Из этого можно сделать вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребёнка находятся в глубине его психики. Это на первый взгляд кажется, что он просто не слушается, а на самом деле причина иная. И, как правило, она является эмоциональной и не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Следует вывод: такие причины необходимо знать.

Основные причины серьёзных нарушений поведения детей

1. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, для его нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

2. Вторая причина – борьба за самоутверждение, направленная против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, то ребёнок начинает противиться этому. Смысл такого поведения для ребёнка заключается в том, чтобы отстоять право самому решать свои дела, и показать, что он личность.

3. Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим. “Плохое” поведение в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо!..” Здесь необходимо и себя и детей учить отношению к обидам. Нам выбирать: обижаться, нанося тем самым вред своей личности или не обижаться, прощая обидчика.

4. Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Иногда случается так, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него могут возникнуть совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием этого явится запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Из-за накопленных неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Ребенок приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится.” Своим поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”.

Очень важно знать, что основа самооценки закладывается в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Таким образом, любое нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он нам говорит: “Мне плохо! Помогите мне!”

Внешне разные причины могут проявляться одинаково. Например, плохая учеба может быть связана: с желанием привлечь внимание, с нежеланием подчиняться чужой воле, с неуверенностью в своих силах. Для выявления истинной причины непослушания и плохого поведения необходимо обратить внимание на собственные чувства:

Если мы испытываем обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её нам? Какая боль у него самого? Чем мы обидели его? Поняв причину, надо постараться её устранить.

Переживания родителей – являются своеобразным зеркалом скрытой эмоциональной проблемы ребёнка. Необходимо понять проблему своего ребёнка: с чем, против чего он “воевал”.

Помощь в каждом случае будет разная.

Если происходит борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку свое положительное отношение к нему. Это могу быть совместные занятия, прогулки, посещения музеев, кинотеатров. Ребенок благодарностью отзовётся на это.

Если конфликтные ситуации являются борьбой за самоутверждение, то необходимо уменьшить свой контроль над делами ребёнка. Для детей важно накапливать свой опыт решений и даже неудач.

Важно понимать, что упрямство и своеволие ребёнка – это лишь раздражающая нас форма поведения и его желание начинать учиться жить своим “умом”.

Важно отметить, что наши старания наладить мир и дисциплину в семье потребуют от нас большого терпения. Нам надо переключать отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на конструктивные действия, т.е. менять себя. Это является единственным путем воспитания нашего любимого “трудного” ребёнка.

Определение “трудный” ребёнок показывает, как трудно ему достучаться до нас, а потом поверить нам, ведь мы первые показали свое недоверие ему. Мы должны понимать, что решение любой проблемы в воспитании необходимо начинать с себя: со своих отрицательных качеств и ошибок. Улучшая себя, мы улучшим и мир вокруг нас.

Такое понятие, как психологический климат в семье, редко бывает на слуху. А вы когда-нибудь задумывались, почему распадаются, казалось бы, крепкие браки? Вы уверены, что ваша семья не находится под угрозой разрыва? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, вам стоит понять, что такое социально-психологический климат в семье.

Это незримое явление оказывает на каждого человека огромное влияние. Особенно это касается детей. Психологическое здоровье будущих членов общества находится под угрозой, если между родными происходят какие-то разлады, то есть царит неблагоприятное и ненормальное отношение в семье.

Психологический климат

Зачем введено такое понятие? На самом деле психологический климат - это настоящий фактор роста личности.

Эмоциональная атмосфера тесно связана с этим понятием. Благоприятная обстановка оказывает положительное влияние на каждого члена семьи, способствует его развитию и укреплению родственных отношений.

Социально-психологический климат в семье играет далеко не последнюю роль в принятии важных жизненных решений и при осуществлении выбора.

Также ошибочно полагать, что домашняя обстановка не влияет на физическое здоровье. Психологи всего мира в один голос твердят, что психологические проблемы являются источником, родоначальником большинства болезней, даже самых распространенных, например, простуды.

Это можно объяснить очень просто. Нервная система - это стержень всего организма. Если с ней начинаются проблемы, страдает иммунитет, то есть защитные силы перестают функционировать. Организм становится подвержен любым внешним отрицательным фактором.

Именно нравственно-психологический климат семьи и обеспечивает здоровье нервной системы. Отсюда можно сделать логичный вывод - близкие люди могут как спасти человека, так и погубить его.

Виды психологического климата

Ничего сложного в этом понятии нет. Психологический климат бывает всего двух видов:

  • Благоприятный.
  • Неблагоприятный.

Понять, какой из этих видов психологического климата касается вашей семьи, очень просто. Ответьте себе на ряд вопросов. Вы живете в согласии, прислушиваясь друг к другу? Вы доверяете членам своей семьи? Вы хотите проводить свободное время с родными? Можете быть спокойны, благоприятный психологический климат в семье - это про вас.

Такая ячейка общества отличается стабильностью. Отношения в семье не накалены, все прислушиваются друг к другу, совместные увлечения и хобби имеют место.

Если на каждый из этих вопросов вы ответили отрицательно, вам нужно срочно принять меры по сплочению и сохранению брака. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье крайне опасен:

  • Частые конфликты приводят к хроническому стрессу.
  • в таких семьях, редко не имеют психологических заболеваний.
  • и детей не ладятся, что приводит к напряжению в доме.

Эти факторы, на первый взгляд, не являются опасными. Но ведь психологический климат - здоровье семьи. Это стержень полноценной ячейки общества. Вам стоит задуматься о будущем вашей семьи, чтобы в дальнейшем избежать проблем со и собственным моральным состоянием.

Немного о детях

Как только на свет появляется ребенок, на него направляется вся любовь, забота родителей. Нового члена общества окружают вниманием. Психологический климат в семье определяет, как будет развиваться личность малыша. Культовые ценности в вашем доме во многом повлияют на ребенка. Вот факторы для благоприятного развития:

  • Хвалите малыша за его заслуги, он будет вам благодарен.
  • Организуйте в семье, чтобы ребенок научился уважать окружающих.
  • Вы должны верить в малыша, чтобы он сам был в себе уверен.
  • В трудных для ребенка ситуациях поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  • Подчеркивайте достоинства ребенка, чтобы он умел ценить себя.
  • Если вы будете сдержаны и терпеливы в отношении некоторых недостатков малыша, он научится принимать окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте честными по отношению к членам своей семьи, тогда ребенок вырастет справедливым.
  • Давайте малышу любовь, будьте с ним дружелюбны, чтобы он умел находить позитив во всем мире.

Это положительные факторы, которые помогут ребенку развиваться в правильном направлении, быть в гармонии с собой и окружающим миром, любить жизнь и близких людей. А самое главное, в будущем он сможет выстроить собственную семью, полную заботы и любви.

Но есть и полностью противоположные факторы. Они, наоборот, будут способствовать тому, что ребенок не сможет стать полноценной личностью. Итак, знакомьтесь с пособием, которое подскажет, как не надо делать:

  • Критикуйте ребенка чаще, чтобы он возненавидел людей.
  • Упрекайте малыша по любому поводу, чтобы он всю жизнь чувствовал себя виноватым.
  • Ссорьтесь с партнером на виду у ребенка, тогда он научится быть агрессивным.
  • Когда у малыша что-то не получается, насмехайтесь над ним, чтобы выработать в нем чувство замкнутости и ненужности.

Как видите, психологический климат в семье играет фундаментальную роль в формировании личности ребенка. Устойчивая психика - это основа гармоничного развития. Как поступать и вести себя, решать вам, но для начала обдумайте возможные последствия ваших поступков.

Откуда же берется гастрит?

Конечно, неблагоприятный психологический климат не всегда является виновником гастрита, но исследования ученых показывают, что пищеварительные заболевания напрямую связаны с отношениями в семье. А именно со стрессом, возникающим на фоне конфликтов и разладов.

Создавая благоприятную атмосферу в доме, вы обезопасите себя не только от психологических заболеваний, но и от физических.

Немного о долголетии

Пока косметологи и дерматологи пытаются найти чудодейственное лекарство, способное продлить молодость, психологи Кавказа его уже обнаружили и успешно используют.

Секрет долголетия горных жителей довольно прост. Они чтят традиции, а одна из них - это уважительное отношение к родителям. Особенно это касается людей в возрасте. Вокруг них создается такая обстановка, чтобы они чувствовали свою значимость.

Здесь уже нельзя сказать о том, что психологический климат в семье не влияет на физическое здоровье.

Психологический климат и его влияние на отношения

Исходя из всего вышеизложенного, неблагоприятный психологический климат семьи рано или поздно приведет к ее распаду. Причем причин для этого может быть предостаточно. Когда эмоционально уставший человек долго копит в себе обиды, «взорваться» и уйти из семьи он может из-за банального невкусного завтрака, и обвинять его в этом глупо.

Как известно, чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их. Постарайтесь действиями, а не словами показать, как вам важна ваша семья и близкие люди.

Социальный успех

Не секрет, что при соответствующей эмоциональной поддержке родных и близких люди имеют намного больше поводов для стремления расти и становиться лучше. Мотивация - это ключ к успеху. Психологический климат в семье создает фундамент для будущих достижений человека как личности.

По статистике, дети, которые растут в неблагоприятной обстановке, менее успешны в жизни, чем их счастливые друзья. Это объяснимо, ведь у человека не останется энергии для новых свершений, если она вся уйдет на злость, обиду и семейные конфликты.

Можно ли улучшить обстановку

Первоначально благоприятный психологический климат формируется тогда, когда в союз вступают две зрелые личности, готовые быть поддержкой и опорой друг для друга.

Но если брак уже заключен, а обстановка испорчена, важно провести работу над ошибками. Нужно завести диалог, во время которого каждый член семьи выразит свои обиды, претензии и недопонимания. Это нужно делать спокойно, максимально прислушиваясь друг к другу.

На основании такого общения нужно пойти на компромисс, найти золотую середину, которая будет устраивать всех членов семьи.

Если таким образом достичь согласия не удается, попробуйте пригласить домой психолога. Он найдет проблемы вашего союза и максимально мягко и ненавязчиво их устранит. Но делать это нужно только при согласии всех членов семьи.

Вместо вывода

Как видите, психологический климат - это которая и определяет ее ценность, важность этих отношений. Лишь готовность принимать родных такими, какие они есть, со всеми слабостями и недостатками, поможет выстроить крепкий союз.

Не стоит при возникновении проблем сразу ставить крест на отношениях. Известно много случаев, когда при преодолении трудностей семья становилась еще сплоченнее. Но для этого нужно желание каждого ее члена.

Доклад на районном родительском собрании

« Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка».

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для воспитания ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

План:

1. Роль семьи.

2. Психологический климат в семье.

3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

4. Просмотр презентации «О воспитании детей».

5. Рефлексия.

Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», блог О.А.Николаевой «Беседочка» для работы по типам воспитания, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

ВЫСТУПЛЕНИЕ:

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка как дошкольного так и школьного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой называют психологическим климатом семьи. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате настроения всех членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В семье люди проводят большую часть жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Поэтому психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.


Выделяют 2 типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность, хорошо развита самокритика и доброжелательная критика в отношении любого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека. Важный показатель психологического климата семьи – это стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу.
В основном родители проводят большую часть времени на работе, где свои отношения, настроения и, придя домой, мы порой не задумываемся, что наши близкие, в основном, дети, страдают от того, что у родителей плохое настроение, не с кем поговорить. Порой все отрицательные эмоции мы приносим домой, срываясь на своих детях. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к ссорам, психологической напряженности, депрессиям.


А что же происходит с детьми? От учителей можно часто услышать, что ребенок плохо ведет себя на уроке, мешает вести урок и т.д. А ведь дома он совершенно спокоен, вежлив. Почему? Это происходит так же, как и у родителей. На работе мы стараемся выглядеть беззаботно, а, придя домой, становимся невыносимыми: нас все раздражает, ни с кем не хочется говорить, т.е. мы избавляемся от всех отрицательных эмоций, которые накопили за целый день, а ребенок страдает, т.е. мы переносим свои проблемы, заботы на своего ребенка. Это происходит постоянно и превращается в соответствующий образ жизни.
Еще с младшего школьного возраста мы можем наблюдать, каким образом живет ребенок в семье, как он в ней себя ощущает. Об этом можно не спрашивать, а посмотреть, как дети играют, во время игры они перевоплощаются в своих родителей, копируют их действия (ставят в угол, громко ругаются и т. д.)


По статистике, в сутки ребенку уделяется от 17 – 30 минут. С возрастом это время уменьшается.
Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, к труду, отдыху и др.
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, - писал Макаренко Антон Семенович – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тог7да, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о друг8их людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле, поэтому нет мелочей».


Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(НА БЛОГЕ задания)

10 основных ошибок родителей
в воспитании детей

    1. Непоследовательность . Это очень распространенная ошибка. Если малыш набедокурил, родители ругают его и предупреждают о всевозможных ограничениях. Но проходит некоторое время и мама, забыв о том, что недавно грозила ребенку, отменить прогулку в парке или просмотр мультфильмов, словно забыв о собственном обещании, ведет на аттракционы или включает мультсериал.

Последствия : ребенок растет своевольным, он перестает воспринимать всерьёз слова родителей. Получается, как в пословице: «Собака лает – ветер носит».

    2. Несогласованность требований со стороны взрослых . Часто встречается ситуация, когда в семье к ребенку предъявляются совершенно разные требования, например, мать добивается, чтобы ребенок убирал игрушки после игры, а бабушка – убирает сама. Часто споры о правильности той или иной позиции ведутся прямо при детях, в семье создаются противоборствующие коалиции.

Последствия : ребенок может вырасти конформистом, приспосабливающимся под мнения других. Также возможно проявление неуважения к тому родителю, чью позицию ребенок воспринимает, как невыгодную для себя.

    3. Неровное отношение к ребенку . Чаще встречается в семьях, состоящих из ребенка и одинокой матери. Мать то зацеловывает ребенка, играя с ним, то замыкается в себе, не обращая внимания на свое дитя, то кричит и злится на него.

Последствия : вырастет истеричная особа, не умеющая контролировать свое поведение. Часто наблюдается отстраненность от матери в силу того, что ребенок не знает, чего от нее ожидать.

    4. Попустительство . Ребенок делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением и желаниями окружающих людей. Например, приходя в гости, начинает требовать, чтобы ему дали приглянувшуюся вещь, хотя она является хрупкой, и хозяева ею дорожат, или во время воскресного обеда в кафе, начинает бегать по залу, приставать к чужим людям, пришедшим отдохнуть. Родители такого дитя приходят в недоумение: «Ну и что? Он же ребенок!»

Последствия : вы гарантировано вырастите махрового эгоиста и наглеца.

    5. Избалованность . Проявляется в том, что родители постоянно идут на поводу у ребенка, выполняя все его желания часто за счет ущемления собственных интересов или интересов других людей.

    Последствия : Этот просчет в воспитании приводит к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным и черствым.

    6. Излишняя требовательность, чрезмерная строгость . К ребенку предъявляются непомерные требования, ему не прощают самые безобидные шалости и ошибки.

    Последствия : неуверенность в собственных силах, , часто перфекционизм, который может стать невыносимым бременем для подрастающего человека.

    7. Дефицит ласки . Телесный контакт чрезвычайно важен маленькому человечку, впрочем, как и взрослому. К сожалению, иногда родители считают излишним проявлять нежные чувства к ребенку.

    Последствия : ребенок вырастает замкнутым, недоверчивым.

    8. Необузданные амбиции родителей. Взрослые в семье пытаются реализовать через ребенка то, чего не сумели достичь сами, не считаясь с его интересами и желаниями. Например, отдают его в плаванье не для того, чтобы он физически развивался и укрепил здоровье, а исключительно из желания сделать из своего чада чемпиона.

    Последствия : если ребенка не привлекает данная деятельность, то, вырастая, он будет протестовать любым способом. Если деятельность по душе, но он не оправдывает чаяния родителей, то формируется низкая самооценка, недовольство собой.

    9. Чрезмерный контроль . У человека должно быть определенное пространство, чтобы он мог самостоятельно делать выбор. Иногда родители полностью игнорируют желания ребенка, взяв под контроль любые жизненные проявления (выбирают друзей, отслеживают телефонные звонки и пр.)

    Последствия : как и в предыдущем случае, - протест против ненужной опеки в виде уходов

    10. Навязывание роли . Чаще наблюдается в семьях, где мамы одиноки или нет эмоциональной связи между родителями. Мать начинает рассказывать о своих неудачах, обсуждать других людей, навязывая проблемы, к восприятию которых ребенок не готов.

    Последствия : непосильные для ребенка психические нагрузки могут вызвать пессимизм и нежелание жить, стирается должная дистанция между взрослым и ребенком.

Методика «рисунок семьи»

дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи.
На основе анализа рисунков детей класса можно выделить несколько общих тенденций развития внутрисемейных отношений:
хотите узнать, как чувствует себя Ваш ребёнок в семье или как он относится к родственникам, предложите ему задание: «Нарисуй свою семью»

    Если ребёнок нарисовал себя в центре, не волнуйтесь – он рисует с позиции своего видения. Это его мир, в котором он главный чародей.

    Если он нарисует только себя, то ему одиноко.

    Обычно, после себя ребёнок рисует того, кого считает главным в семье. Если домашнее животное он нарисовал вторым, то ребёнку одиноко.

    Если кого-то не нарисовал, он может быть обижен на него.

    А если ребёнок нарисует всех родственников вместе держащимися руками, то в вашей семье он окружён любовью и вниманием близких людей.

    Если в семье мало общаются, то маму и папу ребёнок на рисует друг от друга далеко, с преградой.

    Если кто-то изображен безо рта, без рук или с очень длинными руками, то малыш испытывает страх перед этим человеком из-за того, что на него кричат, строго наказывают.

    Если кого-то нарисует с большими пальцами (как «пугало») – мир ребёнку кажется неуютным.

    Ноги непропорционально толстые – в семье напряженная атмосфера; очень длинные ноги – стремление к независимости.

    Для любимого человека ребёнок возьмёт те же краски, которыми и себя рисовал.

    Очень контрастное изображение – признак неразрешенного для ребёнка конфликта.

    Если ребёнок напорист, активен – цвета выберет тёплые.

    Холодные цвета – характеру ребёнка присущи мечтательность, задумчивость.

    Любовь к свободе, независимость – если раскрашивая, выскакивает карандашом за контур.

    Аккуратная штриховка, но при наличии неокрашенных полос говорит
    о неуверенности, беззащитности.

ТЕСТИРОВАНИЕ

(презентация)

ПОМНИТЕ! (презентация)

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

Характеристики, проявления:

родителями навязывается свое мнение ребенку.

«подавление» ребенка

Вечные указания, напоминания, соверы

Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

Возможные последствия:

снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Мотивы поведения родителей

На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

Гиперопекающий тип

Характеристики, проявления:

Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

Боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

Возможные последствия:

Способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

В критических случаях - пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

Ребенок будет малоадаптирован к взрослой жизни.

Инфантильно-потребительское отношение к миру, у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

Болезненное реагирование на любые требования и ограничения.

Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

Сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

Мотивы поведения родителей

Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики, проявления:

Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

Мотивы поведения родителей

Так могут вести себя родители:

Которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

Демократический тип

Характеристики, проявления:

Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

Родитель участвует во взрослении ребенка.

Возможные последствия:

Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей

Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)

Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.) .

Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Часто, к сожалению, встречаются семьи, где нет сплоченности и дружелюбности. Все начинается с отсутствия полноценного общения между супругами и детьми. Коммуникативная сфера имеет большое значение для развития и сплочения семьи. Негативный психологический климат формируется не обязательно в социально неблагополучной семье, то есть неполной семьи, или такой, где есть наркоманы, алкоголики, или психически больные люди. Бывает так, что семья обеспечена материально, каждый из членов занимается учебой или работой, развиваются дети, и живут здоровым образом родители, но общения и понимания нет. Тогда стоит обратить внимание на то, что стало причиной отчуждения. Возможно, это несовместимость мужчины и женщины в браке, нежеланность детей, отсутствие общих целей и планов на будущее. Дети в таких семья растут отстраненными, или же, наоборот, слишком избалованными, если родители откупаются от необходимости общаться с ними подарками и деньгами. Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера. От того, какой тип отношений установился между родителями, зависит развитие личности подростка в семье. Каждый тип отношений в семье является предпосылкой для определенного типа воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Для неблагоприятного климата в семье могут быть выделены 3 тактики воспитания в семье и отвечающие им 3 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство». Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. В такой семье есть определенные лица, считающие свое мнение непрекословным и всегда правильным. Зачастую это либо один из родителей, либо оба, и они подавляют волю более слабого члена семьи, то есть ребенка. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение и угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и свои возможности, все это - гарантия неудачного формирования личности. Вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем. Став взрослым, либо сам весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным. Опека в семье - система отношений, при которой родители удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки подростка к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудности в общении. У ребенка формируется инфантильно-потребительское отношение к миру, он болезненно реагирует на любые требования и ограничения. Возникает задержка развития навыков, как следствие снижение интеллектуального и физического развития. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Подростки могут делать все, что им вздумается. В результате они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителем. Такая система межличностных отношений имеет место быть как в неблагополучных семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни, так и в семье с высоким уровнем достатка, где родители заняты своими делами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на становление личности подростка, его характера, самооценки и других психологических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие. Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это дает шанс детям найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет эмоциональный контакт между родителями и детьми. В воспитание подростка эффективнее не прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающуюся силу ребенка, развитие его самостоятельности.

Вывод по 1 главе:

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что семейное воспитание по силе и действенности несравнимо ни с каким, даже квалифицированным, воспитанием в детском саду или в школе. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Создание нравственных духовных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат – это основа успешного становления личности. Определением устойчивости внутрисемейных отношений является психологический климат в семье, который оказывает решительное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.Психологическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом. Ее предпосылкой является разрушение старой структуры личности, внутреннего мира, системы переживаний ребенка, которые были сформированы до этого возраста. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на его характер, самооценку и других психологические качества личности.Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с подростками на равных, где каждый может обратиться с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. В семьях, где типами воспитания являются диктат, опека или «невмешательства» у подростков могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие.Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть.

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

Семейные традиции

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В. Сатир считала, что здоровая семья - это семья, в которой 1) каждый член семьи воспринимается как равный другим; 2) доверие, честность и открытость являются существенными; 3) внутрисемейное общение является конгруэнтным; 4) члены семьи поддерживают друг друга; 5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом; 6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе; 7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы; 8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них; 9) в семье уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); 10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются.

Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли», «мужчина - оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».

К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.»

Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.