Общая социально психологическая характеристика старшего школьного возраста. Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст соотносится в периодизации развития личности с периодом ранней юности. Относительно временных рамок юношеского возраста возникает множество проблем. Наиболее часто исследователи определяют раннюю юность временными рамками от 14 - 15 до 18 лет, а позднюю юность - от 18 до 23 лет.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

В старшем школьном возрасте продолжается усиленное развитие логического мышления . В этом возрасте дети проявляют большую способность к теоретическим рассуждениям и самоанализу. Они усваивают большое количество научных понятий и учатся использовать их в решении различного рода задач.

Старший школьный возраст характеризуется также бурным развитием абстрактно-логического мышления. В результате этого у юношей и девушек появляется потребность в обсуждении на уроках тем, отвлеченных от учебного материала. Однако, взгляды старшеклассников на нравственные, философские, политические проблемы и подходы к их решению еще не достаточно систематизированы. А.А. Реан отмечает, что «у многих детей старшего школьного возраста интерес к рассуждениям об абстрактных понятиях превышает интерес к учебному материалу, что существенно снижает мотивацию к учебной деятельности».

Восприятие в старшем школьном возрасте представляет собой сложный интеллектуальный процесс. Его произвольная форма по частоте проявления отходит на второй план, уступая место произвольному восприятию. Следует отметить, что восприятие в юношеском возрасте сводится не только к намеренному наблюдению за объектами окружающей действительности, но и направлено на свойства собственной личности, на свои действия, переживания, мысли и формы поведения.

Процесс развития внимания в старшем школьном возрасте имеет двойственный характер. С одной стороны, все свойства внимания (устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение) достигают в юношеском возрасте высокой степени развития. С другой стороны, внимание старших школьников находится в большой зависимости от их интересов, что нередко приводит к развитой в меньшей степени способности юношей и девушек концентрировать свое внимание на учебном материале.

Такие свойства памяти , как произвольность и производительность в юношеском возрасте достигают очень высокого развития. Совершенствуется развитие логической памяти. Кроме того, наблюдается существенный рост производительности процесса запоминания абстрактного материала. В старшем школьном возрасте дети осознают, что они могут управлять своей памятью, поэтому способны вырабатывать собственные способы и приемы запоминания необходимой информации.

Старший школьный возраст является главным периодом в жизни человека для развития у него творческих способностей . Дело в том, что в юношеском возрасте воображение человека характеризуется уже большей продуктивностью, чем воображение детей подросткового возраста.

Однако следует отметить, что свойства личности, лежащие в основе развития ее творческих способностей, у детей старшего школьного возраста могут существенно различаться. Например, у старшеклассников, занимающихся научным творчеством, больше всего развиты интеллектуальные способности, в частности способность к абстрактно-логическому мышлению. У старшеклассников, занимающихся художественными видами творчества, в большей степени развито образное мышление.

Следует заметить, что чаще всего творческие способности детей старшего школьного возраста проявляются вне школы. Кроме того, успешность развития творческих способностей у юношей и девушек во многом зависит от условий воспитания и от роли в нем семьи и школы.

В юношеском возрасте происходит особенно важный процесс в когнитивной сфере развитии личности человека - формирование индивидуального стиля умственной деятельности . Е.А. Климов дает следующее определение индивидуальному стилю деятельности: «это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами, внешними условиями деятельности».

Многие психологи считают, что индивидуальный стиль умственной деятельности зависит от типа нервной системы старшеклассника. Инертный тип нервной системы предопределяет более худшее усвоение учебного материала в условиях перегруженности. Хорошая успеваемость по учебным предметам в таких условиях характеризует учеников с подвижной нервной системой.

Однако, недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Например, юноши и девушки, обладающие нервной системой инертного типа, могут быть способны к тщательному планированию и контролю своей деятельности, что помогает им добиться успехов в усвоении учебного материала.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

В старшем школьном возрасте у детей происходит процесс формирования общей эмоциональной направленности , то есть закрепление иерархии тех или иных переживаний по ценности для самой личности. Б.И. Додонов выделяет 10 типов общей эмоциональной направленности личности:

1. Альтруистический тип . (Ценными являются эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания при осуществлении деятельности, которая, по мнению человека, полезна для окружающих.)

2. Коммуникативный тип . (Наиболее ценными чувствами для этого типа людей являются чувство симпатии. Расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности в процессе общения.)

3. Праксический тип . (В качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает стремление к намеченной цели, а также своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовлетворение от достижений на этом пути.)

4. Гностический тип . (Наиболее ценной эмоцией считается удовлетворение желания решить сложную познавательную проблему.)

5. Романтический тип . (Наиболее ценятся чувства таинственности, загадочности, осознание чего-то волнующего)

6. Пугнический тип . (Наиболее привлекательным для этого типа людей является опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней.)

7. Эстетический тип . (Более всего ценится чувство прекрасного, изящного, грациозного. Любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.)

8. Глорический тип . (Ценным является осознание всеобщей признанности, всеобщее восхищение качествами и свойствами личности, относящейся к данному типу.)

9. Акизитивный тип . (Наибольшей эмоциональной ценностью обладает удовлетворение от накопления чего-либо.)

10. Гедонический тип . (Этот тип людей ставит превыше всего наслаждение от удовлетворения органических потребностей: наслаждение от вкусной пищи, безмятежности, веселья, сладострастия).

Кроме того, в старшем школьном возрасте у человека формируются основы эмоциональной культуры личности, то есть «воспитанности» эмоций. К.Г. Изард главными характерными чертами выделяет следующий:

· Эмоциональная отзывчивость на все происходящее в окружающей действительности;

· Развитая способность понимать, ценить и уважать чувства и переживания других людей;

· Способность к сочувствию, сопереживанию;

· Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими людьми.

По мнению многих психологов, ведущими видами деятельности старшего школьника являются учение и труд. Однако, существует мнение, что главным видом деятельности в юношеском возрасте является профессиональная ориентация, основным мотивом которой считается стремление занять определенное место в обществе среди взрослых людей.

Некоторые психологические особенности старшего школьника

Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период раз¬вития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX-X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зре¬лости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.
Старший школьный возраст - период гражданского становле¬ния человека, его социального самоопределения, активного вклю¬чения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начи¬нают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллек¬тиве. Положение старших в школе, активная работа в комсомоль¬ской организации, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии лич¬ности учащихся IX-X классов.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завер¬шается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается поло¬вое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физи¬ческая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости, когда молодой человек получает право избирать и быть избранным в Советы (кроме Верховного Совета СССР, депутатом которого может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года), когда по советским законам разрешается вступать в брак и создавать семью. Юно¬ша или девушка 18 лет признается обществом взрослым челове¬ком.
Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная дея¬тельность старших школьников значительно отличается по харак¬теру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъ¬являет гораздо более высокие требования к их умственной актив¬ности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых усло¬виях, а не с нежеланием учиться.
Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоя¬тельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Уче¬ние приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.
Следует отметить избирательное отношение старших школь¬ников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается н у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная - наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональ-ной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление - старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профес¬сии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.
Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, опре¬деляет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического инте¬реса стимулирует постоянное стремление к расширению и углуб¬лению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопро¬су, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интере¬сующими его людьми.
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологичес¬ких, исторических олимпиадах - районных, городских, област¬ных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах зани¬мательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литера¬туры и кинофильмов.
Все это предоставляет оптимальные возможности для разви¬тия способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и матема¬тических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.
Разлитие познавательных интересов, рост сознательного отно¬шения к учению стимулируют дальнейшее развитие произволь¬ности познавательных процессов, умения управлять ими, созна¬тельно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и дея¬тельности.
Под влиянием специфической для старшего школьника орга¬низации учебной деятельности существенно изменяется мысли¬тельная деятельность старших школьников, характер их умствен¬ной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам при¬ходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятель¬ность старшеклассников характеризуется по сравнению с подрост¬ковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстраги¬рования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истин¬ность или ложность отдельных положений, делать глубокие вы¬воды и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих зако-нов окружающего мира, законов природы и общественного раз¬вития.
Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следст¬вие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. Толь¬ко в отношении старшего школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно научного коммунистического мировоззрения - для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.
В процессе формирования мировоззрения большую роль играет комсомольская организация. Она позволяет старшему школьнику получить необходимый опыт общественно полезной деятельности и что очень важно, выводит ее за пределы школы. Общественная деятельность комсомольца не замыкается рамками школы, следовательно он в гораздо большей степени приобщается к деятельности на пользу общества к деятельности имеющей большое общественно-политическое значение.
Что касается особенностей развития личности, то следует отметить следующее: самосознание старших школьников приобре¬тает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устрем¬лений. Если подросток оценивает себя применительно к настоя¬щему, то старший школьник применительно к будущему.
Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте - усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руковод¬ствоваться ими в своем поведении.
Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности разби¬раются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».
Однако в отдельных случаях в результате неправильного вос¬питания, влияния людей - носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведе¬ния - у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравст¬венные заблуждения и предубеждения и даже чуждые нашему обществу моральные принципы и установки, определяющие проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, активно воздействующем на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек.
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то вы¬деляться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.

Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым воз­растом и началом юности. Это сензитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложены в человеке от рождения. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчи­выми, глубокими. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

    многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

    большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

    способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;

    появлением чувства любви.

    развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая воспри­имчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует раз­витию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстети­ческие чувства у них более сложны, чем у подростков. Но, с другой стороны, они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой и т. п.

Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бе­сед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Они не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?» Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влю­биться сразу в двоих, может ли быть дружба между юношей и девуш­кой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъ­яснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественно-научным: ожидают точных, однознач­ных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный характер (Курс обшей, воз"растной и пе­дагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. М.: Просве­щение, 1982. С. 99-100). В юношеском возрасте возникает более совершенное владение вы­ражением своих эмоций и чувств. Юноша не только умеет их скры­вать, по и маскировать. Так, взволнованность он может маскировать ироническим смехом, грусть - напускной веселостью, застенчивость - развязными манерами и самоуверенным тоном. Стихийное проявле­ние радости, которое так естественно для маленьких детей и подро­стков (подпрыгивание, хлопание в ладоши), начинает смущать стар­шеклассников: оно считается «детским». Застенчивость - характерная особенность юно­шеского возраста. Обнаружено, что среди учащихся 4-6-х классов школ и колледжей 42% застенчивых детей, но если различия между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не отмечены, то в 8-х классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек. Особую специфику приобретает застенчивость у 15-17-летних юно­шей и девушек в процессе общения их друг с другом. В общении с лицами своего пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола. В средневековой Франции был разработан специальный ритуал для за­стенчивых юношей и девушек, помогавший им выразить свои симпа­тии или антипатии друг к другу. В майские дни во время праздников и танцев каждый из них держал в руках букетик ландышей. Юноша, под­ходя к девушке, давал ей свой букетик. Если девушка испытывала к не­му симпатию, то отдавала ему свой. Это означало, что она согласна быть с ним вместе целый вечер. Если девушка бросала букетик юноши на землю и растаптывала его, это означало, что этот юноша ей совсем не нравится и ему больше незачем подходить к ней. Если юноша просил у девушки булавку, чтобы приколоть букетик к своей одежде, и девуш­ка давала ее, это означало, что она согласна выйти за него замуж.

Беззастенчивые. Это чрезмерно свободные в общении, общитель­ные до навязчивости, бесцеремонные люди. Их еще называют бес­стыдными. Среди школьников таких 13%. Это экстравертированные эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюриз­му люди. Они высококонфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаще встречается среди юношей, чем среди девушек. В старшем школьном возрасте на первое место выходят престижные опасности, затем -реальные и только потом - мнимые. Из престижных опасностей больше всего боятся неудачи на экзаме­нах и контрольных, одиночества, безразличия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов пре­обладает тревога за здоровье или потерю родных и близких, страх перед хулиганами, бандитами, страх перед большой высотой, страх войны и др. Мнимые опасности связаны с насекомыми, мышами, кры­сами, медицинскими процедурами. Отмечается боязнь покойников, вида крови, новой обстановки, темноты. Девушки отмечают мнимые опасности в 6 раз чаще, чем юноши. В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. По­иск друга начинается еще в подростковом возрасте. Но дружба юно­шей гораздо устойчивее и глубже. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Для юно­ши важно «излить душу» человеку, которому полностью можешь до­вериться. Отсюда понимание друга как другого Я. Поэтому интим­ная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет важное значение. Однако нельзя не учитывать, что представления о друге часто бывают ближе к Я-иде-альному, чем к Я-реальному. Люди, вызывающие у юноши симпа­тию, кажутся ему более похожими на него самого, чем это имеет место в действительности. Поэтому часто друг служит зеркалом, в котором юноша видит свое отражение. Бывает и так, что юноша сам идентифицируется с другом, начи­нает жить его переживаниями и теряет собственную индивидуаль­ность. Нередко друг выполняет функцию психологической, а порой и физической защиты, что наблюдается при дружбе школьников раз­ного возраста. Отсюда и выбор соответствующих друзей, и характер взаимоотношений с ними. В большинстве случаев друзей находят среди лиц своего пола. У школьниц потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем У школьников, и требования к дружбе у них выше, хотя позже эти различия выравниваются. Юношеская дружба как первая самостоятельно выбранная и глу­бокая личная привязанность предваряетлюбовь. Первая юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, бо­гата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, меч­тательности, лиричности и искренности. Правда, она>часто имеет ха­рактер влюбленности с типичными для нее взглядами, записками с объяснениями в любви и принимает «эпидемический» характер - в одном классе никто не влюблен, а в другом - все поголовно. Юношеская любовь - здоровое чувство, и педагоги должны отно­ситься к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления. Конечно, половое созревание придает сексуальную окрас­ку юношеским переживаниям и интересам, хотя юношеской любви еще далеко до зрелой любви взрослых, в которой гармонически соче­таются половое влечение и потребность в глубоком личностном об­щении, слиянии с любимым человеком. У юношей и девушек эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созре­вают физиологически, у них на первых порах потребность в нежно­сти, ласке выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется половое влече­ние, а потребность в духовной интимности возникает позднее. Одна­ко по этой причине не нужно каждый случай возникновения чувства любви между юношей и девушкой рассматривать как разврат. Следует иметь в виду, что при взаимоотношениях школьников разного пола мальчики испытывают большую напряженность, чем девочки. Ведь согласно установившимся в нашем обществе культур­ным нормам, инициативу в налаживании интимных взаимоотноше­ний должен брать на себя мужчина. А как это сделать, юноши часто не знают. Характеристика мотиваиионной сферы В старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрирова­нии всей системы потребностей их формирующимся мировоззрени­ем. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не про­сто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность обрести свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность. Под влиянием мировоззрения формируется достаточно устойчи­вая иерархическая система ценностей, воздействующая на взгляды и убеждения учащихся. Последние становятся довольно строгим кон­тролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопре­делению, в том числе и к выбору профессии. При этом старшекласс­ники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельст­ва, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем бо­лее зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формиру­ется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспекти­вой жизни. Это касается и выбора профессии. Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины импульсов, по­будивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку. Все это создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников. У юношей познавательные интересы дифференцируются еще боль­ше, чем у подростков, их интересуют отдельные науки и учебные пред­меты. Возникает интерес к вопросам морали, мировоззрения, психо­логии людей. Особенности волевых проявлений Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчи-" вость в достижении поставленной ими цели, у них значительно увели­чивается терпеливость при физической работе (поэтому старше­классники могут работать достаточно долго и после появления первых признаков утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у школьниц старших классов резко сни­жается смелость, что, в частности, создает определенные трудности в их физическом воспитании. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой [для общества, товарищей. Можно считать, что волевая привычка сформировалась, если школь­ник без всяких усилий стремится к выполнению задания и испыты­вает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осу­ществить. Например, если школьник не сделал утреннюю зарядку, то ему становится не по себе, тревожно, как будто что-то у него не в порядке. Вообще, волевые качества у школьников развиваются в ходе фор­мирования их личности, ее нравственной основы.

Поскольку основное развитие познавательных процессов произошло до старшего школьного возраста, в этом возрасте идет лишь их со­вершенствование. Внимание. Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому вполне сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объясне­нии, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школь­ников младших и средних классов ведущим фактором, организую­щим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала. Однако наблюдается внутренняя противоречивость развития вни­мания в юношеском возрасте. Объем внимания, его интенсивность и переключение достигают высокого уровня, в то же время внимание становится более избирательным и существенно зависит от интере­сов старшеклассников. Поэтому им бывает трудно сосредоточиться на мало интересующей их информации. Отсюда их жалобы на рассе­янность и хроническую скщсу. Мышление. В юношеском возрасте продолжается развитие абст­рактно-логического мышления. Следствие этого - «философствова­ние» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Для многих из них абстрактная возможность ка­жется интереснее и важнее действительности. При этом увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами о славе, о нежности, с мечта­ми-упованиями. Правда, склонность к абстрактному мышлению при­суща главным образом юношам, а не девушкам. В 14-15 лет повышается интерес школьников к интеллектуаль­ной деятельности, отношение к учению становится более серьезным. Это ведет и к повышению их интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет резко снижается ригидность (инертность) мышления, оно ста­новится более гибким, подвижным. От 15 к 18 годам повышаются способности к прогнозированию (установление причинно-следствен­ных связей, планирование, выдвижение и анализ гипотез, актуализа­ция и реконструкция прошлого опыта). Память. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т. е. приемов, спо- Рабствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выде­ление опорной информации и т. п.). Таким образом, с возрастом па­мять из способности постепенно переходит в качество ума, в котором отражается сплав врожденных особенностей (задатков) и приобре­тенных умений запоминать учебный материал. В результате овладения мнемическими приемами и снижения по­движности нервных процессов объем и точность запоминания у старших школьников снова возрастают, превышая уровень младших школьников. Общение . Общение старшеклассников имеет свои особенности. Во-первых, оно используется для самораскрытия и потому становится более довери­тельным со сверстниками, что сужает круг общения и предполагает дружеские отношения с партнером по общению. Во-вторых, увели­чивается общение со взрослыми, но в основном только в случае воз­никновения какой-либо проблемы, т. е. при необходимости получить совет, мнение по тому или иному вопросу. В случае общения со свер­стниками обсуждаются темы, связанные в основном с интересами и проведением досуга. Стремление к автономии - существенная характеристика обще­ния в юношеском возрасте. Выделяютавтономию поведенческую (по­требность и право юноши самостоятельно решать вопросы, касаю­щиеся лично его); автономию эмоциональную (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от роди­телей); автономию моральную и ценностную (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых). Поведен­ческая автономия достигается раньше других - уже в подростковом возрасте. Достижение эмоциональной и морально-ценностной авто­номии - удел юношеского возраста. При этом достижение эмоцио­нальной автономии сопровождается большими трудностями. Человеку в этом возрасте кажется (и часто он прав), что родители не принима­ют всерьез его переживания. Поэтому достаточно малейшей бестакт­ности со стороны родителей, чтобы внутренний мир их ребенка на­долго, если не навсегда, закрылся для них. При этом мать остается и для юношей более близкой, чем отец. К отцу в основном обраща­ются для решения самых главных вопросов, связанных с перспекти-- вами, планами и устремлениями на будущее, со способами, средствами Часть вторая. Возрастная психология Особенности Я-концегшии . Старший школьный возраст - это ранняя юность, т. е. начало завер­шающего этапа созревания и формирования личности. В этот период расширяется количество социальных ролей, выполняемых юноша­ми, причем появляется все больше взрослых ролей, которые требуют самостоятельности и ответственности. В частности, юноша стано­вится ответственным за преступления. Однако наряду с элементами взрослого статуса юноша сохраняет зависимость, и прежде всего ма­териальную, от родителей, что сближает его с положением ребенка. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрос­лый, а с другой - постоянно требуют от него послушания. Эта неопре­деленность положения влияет и на неопределенность Я-концепции старших школьников. Расставание с детством нередко переживается как потеря чего-то, нереальность собственного Я, одиночество, непо-нятость. Однако трудности юношеского возраста - это трудности роста, которые успешно прео*олеваются. Кроме того, не у всех стар­шеклассников они имеют место. Реальная опасность устойчивого эго­центризма и ухода в себя существует только у юношей с чертами невротизма или у тех, кто обладает низким самоуважением и плохи­ми человеческими контактами. Учитель может помочь таким юно­шам, незаметно включая их в наиболее приемлемые для них формы общения с другими. Старший школьный возраст - это период формирования взгля­дов и убеждений, т. е. мировоззрения. У старших школьников воз­никает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего вокруг них, выработать собственные взгляды и отношение. Именно в этом выражается их самостоятельность. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и по­ступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявле­ния своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формиро­ванию нравственных взглядов и убеждений, хотя они не всегда быва­ют правильными. Старшему школьнику недостаточно, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуаль­ность. Отсюда его стремление любыми путями обратить на себя вни­мание (часто - с помощью экстравагантной одежды, прически и т. п.). " У старших школьников заметно растет самосознание. Юноши хо­тят знать, кто они такие, чего они стоят, на что способны.Самоана­лиз, который является элементом самоопределения," становится од­ним из способов получения ответов на эти вопросы. Этот самоанализ часто иллюзорен, как и многие жизненные планы юношей, но по­требность в нем служит признаком развитой личности и предпосыл­кой самовоспитания юношей. Уровень самосознания определяет и уровень требований к самим себе и к окружающим. Школьники старших классов становятся бо­лее критичными и самокритичными. При этом моральные качества оцениваются выше, чем волевые. У них создается более целостное представление о себе и других людях. В. Ф. Сафин изучал особенности оиенки старшеклассниками мораль­но-волевых качеств своих сверстников. Анализ материалов показал, что старшеклассники в опенке личных качеств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым, причем чем старше уча­щиеся, тем ярче проявляется эта закономерность. Так, восьмикласс­ники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качест­вам, десятиклассники же- в 72% случаев. Соответственно снижается процент указаний на предпочтение волевых качеств (43% в 8-м и 28% в 10-м классе). Это создает благоприятную почву для формирования моральных устоев, морального облика старшеклассников. Обнаружились и половые различия в оценке личностных качеств. По­давляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преиму­щественно по моральным свойствам (причем с возрастом эта тенден­ция усиливается: 8-й класс - 70%, 9-й - 72%, 10-й - 83%). У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается до 63% (Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гаме-зо. Вып. 3. М.: Просвещение, 1982. С. 92). В оценке самих себя старшеклассники достаточно осторожны. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о положительных качествах. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, гру­бость, эгоизм. Среди положительных черт чаще всего называются верность, преданность друзьям, помощь в беде. Нетрудно заметить, что и положительные и отрицательные качества характеризуют стар­шеклассников со стороны установления контактов со сверстниками. Уже подросток, оценивая себя, учитывает свой физический об­лик. У юношей этот интерес не только сохраняется, но часто вызыва­ет сильное беспокойство. Многих юношей и девушек тревожат ма­ленький рост, полнота, прыщи на лице, длинный нос и т. д. Особенно тяжело переживают отставание в своем развитии ретарданты: задерж­ка появления вторичных половых признаков не только снижает их престиж среди сверстников, но и порождает сознание своей неполно­ценности. При формировании самооценки для девушек более важна их оцен­ка взаимоотношений с другими людьми. Старшеклассники-юноши при оценке себя могут охватить почти все стороны своей личности - интеллектуальные, волевые, эмоциональные, вследствие чего их Я-об-раз становится более обобщенным. Самооценка юношей складывается прежде всего под влиянием тех людей из ближайшего круга обще­ния, которые, по их мнению, являются носителями качеств, разви­тых до эталонного уровня. Если самооценочные суждения подростков зависят от их оценки со стороны сверстников и направлены в первую очередь на поиск от­вета на вопросы: «Каков я среди других? Насколько я похож на них?», то у старшеклассников самооценки зависят от сравнения себя со сво­им идеалом и направлены на нахождение ответа на вопросы: «Каков я в глазах окружающих? Насколько я отличаюсь от них? Насколько я близок к своему идеалу?» Старшеклассники стремятся соотнести себя с различными лите­ратурными персонажами (даже отрицательными). При этом если подростки идентифицируют себя с поступками литературных геро­ев, то юноши - с мотивами и переживаниями. Рост повышенного интереса к себе, саморефлексии обнаруживается и в ведении стар­шими школьниками интимных дневников. Составляющая самосознания - самоуважение, т. е. степень при­нятия или непринятия себя как личности. В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных ка­честв представление о собственной личности подвергается пересмот­ру. Юноши часто склонны выдвигать завышенные требования к се­бе, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе. Проявляется это по-разному: кому легко дается учеба, считают, что в любой умственной работе они легко достигнут успеха; те же, кто выделяется успехами только по определенным предметам, верят в свой «специальный» талант. Даже слабо успевающие стар­шеклассники находят у себя какие-либо интеллектуальные достоин­ства. Эта беспочвенная самоуверенность нередко вызывает многочис­ленные конфликты и разочарования. Однако гораздо опаснее пони­женное самоуважение. Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении, стремится спрятаться от окружающих, прикрываясь ложной маской. Необходимость играть не свойственную им роль усиливает внутреннюю напряженность, они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на мнение о них других людей. Чем ниже самоуважение юношей, тем больше они стра­дают от одиночества. Пониженный уровень притязаний, являющийся следствием низкого самоуважения, побуждает юношей уклоняться от деятельности, в которой есть элемент состязательности. Такие юно­ши часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. Если учитель заметил у какого-то уче­ника признаки низкого самоуважения, нужно создавать для него та­кие ситуации, в которых он мог бы получить доказательство своей человеческой и социальной ценности, в частности можно включить его в общественную работу. У старшеклассников усиливается стремление быть материально независимыми, в результате почти каждый четвертый школьник в возрасте 15-16 лет хочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги. Профессиональное самоопределение старших школьников Перед старшими школьниками встает первостепенная задача - про­фессиональное самоопределение, выбор своего жизненного пути, про­фессии. В профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше). Таким образом, старшие школь­ники находятся как бы на перепутье: многие еще в поиске, а некото­рые уже сделали свой выбор. Но вне зависимости от этого старшие школьники обращены в будущее, и настоящее выступает для них как подготовка к этому будущему. Отсюда изменяется отношение школь­ников к учению.Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего. В старшем школьном возрасте меняется соотношение между учеб­ными и профессиональными интересами. У подростков выбор профес­сии (скорее декларируемый, чем обоснованный) определяют учебные интересы. Он в значительной степени импульсивен, совершается не­редко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т. п.) или является актом подражания стар­шим товарищам. У старшеклассников же имеет место и обратное: выбор профессии способствует формированию интереса к тем пред­метам, которые нужны для выбранной профессии. Кроме того, этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, вни­мательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться. Выбирая профессию, школьники учитывают не только свои склон­ности, но и свои возможности: способности, уровень знаний. Это сви­детельствует о взвешенности принимаемых ими решений. Оценивая свои способности, многие школьники приходят к выводу о необхо­димости самосовершенствования. Внешкольная социальная среда не является для учащихся рефе­рентным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется про­фессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже ока­зываются плохими помощниками. Таким образом, решающее значе­ние в выборе профессии принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники поступа­ют в то или иное профессиональное учебное заведение. Большое значение имеет престижность того или иного рода дея­тельности в конкретных социальных условиях. В 1930-1960-х гг. в нашей стране высокопрестижными считались военные, инженер­ные профессии, в 1970-1980-х гг. - гуманитарные, в 1990-х - ком­мерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. Выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается в 50-70% случаев без за­метной возрастной динамики. У 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессионального самоопределе­ния не завершился. Сформированный профессиональный план имеют старшекласс­ники с более высоким уровнем интеллектуального развития, мораль­но нормативные и добросовестные, обладающие высокой тревожно­стью. На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают половые раз­личия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознан­ности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследо­вательская. У юношей на профессиональное самоопределение влия­ют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированное™ профес­сионального плана и степень уверенности в правильности профессио­нального выбора. У девушек жизненное и профессиональное само­определение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целост­ное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределе­ние формируется в русле общей жизненной перспективы и органи­чески входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комби­наторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает количество требова­ний к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же количество требований к бу­дущей профессии возрастает незначительно.

Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период раз¬вития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX-X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зре¬лости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.
Старший школьный возраст - период гражданского становле¬ния человека, его социального самоопределения, активного вклю¬чения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начи¬нают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллек¬тиве. Положение старших в школе, активная работа в комсомоль¬ской организации, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии лич¬ности учащихся IX-X классов.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завер¬шается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается поло¬вое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физи¬ческая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости, когда молодой человек получает право избирать и быть избранным в Советы (кроме Верховного Совета СССР, депутатом которого может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года), когда по советским законам разрешается вступать в брак и создавать семью. Юно¬ша или девушка 18 лет признается обществом взрослым челове¬ком.
Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная дея¬тельность старших школьников значительно отличается по харак¬теру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъ¬являет гораздо более высокие требования к их умственной актив¬ности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых усло¬виях, а не с нежеланием учиться.
Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоя¬тельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Уче¬ние приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.
Следует отметить избирательное отношение старших школь¬ников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается н у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная - наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональ-ной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление - старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профес¬сии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.
Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, опре¬деляет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического инте¬реса стимулирует постоянное стремление к расширению и углуб¬лению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопро¬су, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интере¬сующими его людьми.
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологичес¬ких, исторических олимпиадах - районных, городских, област¬ных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах зани¬мательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литера¬туры и кинофильмов.
Все это предоставляет оптимальные возможности для разви¬тия способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и матема¬тических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.
Разлитие познавательных интересов, рост сознательного отно¬шения к учению стимулируют дальнейшее развитие произволь¬ности познавательных процессов, умения управлять ими, созна¬тельно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и дея¬тельности.
Под влиянием специфической для старшего школьника орга¬низации учебной деятельности существенно изменяется мысли¬тельная деятельность старших школьников, характер их умствен¬ной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам при¬ходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятель¬ность старшеклассников характеризуется по сравнению с подрост¬ковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстраги¬рования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истин¬ность или ложность отдельных положений, делать глубокие вы¬воды и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих зако-нов окружающего мира, законов природы и общественного раз¬вития.
Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следст¬вие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. Толь¬ко в отношении старшего школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно научного коммунистического мировоззрения - для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.
В процессе формирования мировоззрения большую роль играет комсомольская организация. Она позволяет старшему школьнику получить необходимый опыт общественно полезной деятельности и что очень важно, выводит ее за пределы школы. Общественная деятельность комсомольца не замыкается рамками школы, следовательно он в гораздо большей степени приобщается к деятельности на пользу общества к деятельности имеющей большое общественно-политическое значение.
Что касается особенностей развития личности, то следует отметить следующее: самосознание старших школьников приобре¬тает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устрем¬лений. Если подросток оценивает себя применительно к настоя¬щему, то старший школьник применительно к будущему.
Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте - усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руковод¬ствоваться ими в своем поведении.
Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности разби¬раются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».
Однако в отдельных случаях в результате неправильного вос¬питания, влияния людей - носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведе¬ния - у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравст¬венные заблуждения и предубеждения и даже чуждые нашему обществу моральные принципы и установки, определяющие проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, активно воздействующем на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек.
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то вы¬деляться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.

Старший школьный возраст - это период ранней юности , характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов . В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы , причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии . Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественнос­ти придают воспитанию целенаправленность и действенность. «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника­кого воспитательного процесса» 1 .