Педагогическая система А.Макаренко. Учение А.С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма») А с макаренко теория воспитания

СИСТЕМА МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - один из самых известных педагогов ХХ столетия, известный тем, что разработал и успешно внедрил в педагогическую деятельность особую воспитательную практику, которую сейчас называют «системой Макаренко». Особенность этой системы была в том, что, во-первых, она отвечала задачам и духу того времени (строилось новое общество), а во-вторых, на практике она применялась в колонии для малолетних преступников (которая затем была преобразована в коммуну).

Педагогические находки Антона Семёновича известны и современной педагогике: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. Макаренко считал коллектив формой педагогического процесса и утверждал, что именно в коллективе формируются нормы и отношения, сознательная дисциплина, воспитывающие традиции. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений.

Главной задачей воспитательной работы Антон Семёнович считал воспитание личности в коллективе и через коллектив, а сущностью своего педагогического опыта – «как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему». Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». По мнению педагога, коллектив должен иметь общую цель, общее дело, заниматься разными видами деятельности, иметь органы управления, которые организуют, контролируют и направляют в нужное русло действия всех членов коллектива.

Важнейшим элементов воспитания, без которого невозможна действенность всей системы, является трудовое воспитание: именно оно сразу меняет статус воспитанника, превращая его из «ребёнка» в «гражданина», у которого есть не только права, но и обязанности. А осознание своих обязанностей непосредственно влияет на формирование и развитие личности. Макаренко считал важным в воспитании человека гармонично соединить учёбу и труд, причём, труд должен быть производительным и быть именно частью воспитательного процесса. Антон Семёнович на практике доказал, что «самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде».

Семью Макаренко рассматривал как первичный коллектив, который определяет успех воспитания детей. В "Книге для родителей" он говорит, что в семье все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Антон Семёнович подчёркивает, что личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, родительские межличностные взаимоотношения не просто влияют на ребёнка, а формирует его личность.

Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко, и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Постоянно подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания: она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становится только выражая интересы всего коллектива».

Чего же достиг этот педагог? Так ли успешны и эффективны подходы созданной им системы?

А.С. Макаренко известен тем, что работал с самыми «трудными» (как их сейчас называют) подростками. Он не только работал с ними, а возглавил колонии для несовершеннолетних преступников, которые уже не могли жить в нормальном обществе. Макаренко действительно показал такое мастерство в воспитании детей, что через некоторое время полностью отказался от воспитателей. Полутысячный коллектив бывших правонарушителей жил самостоятельно. Подходы Макаренко абсолютно себя оправдали, и это вызывало у начальства и проверяющих удивление, недоумение и недоверие: мало кто мог поверить, что воспитанники самостоятельно себя обслуживали, приводили в порядок вещи и помещения (в коммуне никогда не было уборщиц), готовили еду, заготавливали топливо. Через несколько лет коммуна полностью отказалась от сторонней материальной помощи и перешла на самоокупаемость: у бывших колонистов был свой завод, дети освоили производство, в 16-19 лет они, как раньше говорилось, «имели зерно в руках», то есть владели рабочей специальностью, которая могла их прокормить в настоящем и будущем. Труд ребят был серьёзен и «настоящ», они были преисполнены чувством собственной значимости и достоинства: они сами, своими руками создавали, собирали, чинили, продавали, закупали. Мало того, что часть заработанных денег отдавалась государству, полученные в результате производства деньги тратились не только на еду и одежду: коммунарцы оказывали помощь старшим (в качестве стипендии) или младшим, которые были ещё не обучены, позволяли себе культурные походы и поездки. Это был такой грандиозный педагогический опыт, что не оказалось никого, кто признал бы его: это была своего рода революция в педагогике.

Известно, что Максим Горький выступал в защиту Макаренко и его системы, и, кажется, поэтому педагог остался цел, ведь его методы были признаны «антисоветскими» и запрещены к использованию, а одним из ярых врагов его была Н.К.Крупская.

Сделаем небольшое отступление и обратимся к данным статистики.

В наше время (по данным Генпрокуратуры РФ) только 10 % выпускников российских государственных адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. Эти же цифры неоднократно ​ в своих выступлениях депутат Госдумы от КПРФ Смолин О.Н.

Для сравнения: среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не было ни одного рецидива. Похожие достижения были и у ученика Макаренко (он и его жена по этой же системе воспитали около 7000 воспитанников).

Что же говорит о трудностях воспитания сам Педагог? Известно, что он всегда обращал внимание на создание технологий воспитывающего воздействия (кажется, в наши дни эту идею частично подхватили и переработали ФГОСы). Ещё очень интересную аналогию Макаренко проводит между воспитанием и процессами производства на заводе: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я… больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой... Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине. Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. .. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? ..»

Необходимо также обратить внимание на четыре основных постулата макаренковской системы:

деятельност ь (у коллектива должно быть реальное дело, которое их будет кормить, дисциплинировать и воспитывать);

ядро коллектива (так называемая «закваска», авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии). Дети должны доносить правила на своём языке, а роль воспитателя – организовать цивилизованные рамки;

самоуправление (в том случае, если есть дело и здоровый коллектив) становится школой лидерства, образцом руководства, укрепляет коллектив и ведёт его к процветанию;

правила должны быть обязательно и должны соблюдаться неукоснительно. У Макаренко были и жёсткие правила, и приятные (но обязательные) традиции, которые тоже вносили огромный вклад в воспитание личности.

«Макаренко никогда не был гуманистом, он готов был , ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки» - говорили о педагоге коллеги и современники. Видимо, эти личностные качества помогли ему в становлении и эффективности системы, но в наше время для педагога это будет, скорее, отрицательная характеристика, чем положительная. Хотя насчёт «не был гуманистом» можно поспорить: учитывая то, что сделал Макаренко для беспризорных, брошенных и никому не нужных детей, для своего времени он был величайшим гуманистом.

Коммуны Макаренко исчезли, его дело самоотверженно продолжал Семён Калабалин, который тоже претерпел от клеветников и недоброжелателей (ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, на него писали донос как на «врага народа»), прошёл через войну, «поднял» системой Макаренко несколько детских домов и умер на работе в 1972 году; после этого никто уже не поднимал флаг коммуны…

Возможно ли возрождение системы Антона Семёновича в наши дни в современной школе? Несмотря на потрясающую эффективность системы этого педагога и актуальность воспитательной работы с «трудными» сейчас, в наше время, думаю, что система Макаренко не впишется в рамки образовательной политики. Почему? Давайте сопоставим некоторые аспекты СМ и современной воспитательной системы в школе и рассмотрим это сопоставление в таблице:

Воспитательная система

в современной школе

Разновозрастные отряды – принцип организации коммуны (старшие учат младших и помогают им; всем находится своё место и предназначение)

Классы одного возраста.

Разновозрастных групп нет ни в одной школе. Всех учат учителя, а не старшие товарищи.

Совет командиров, самоуправление – осуществляют управление жизнью и работой коммуны

Самоуправление и совет командиров как органы школьного самоуправления существуют лишь формально, никакой действенной силы и полномочий не имеют.

«Как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему» - кредо А.С.Макаренко

Уважение к личности – да. Требовательность – под вопросом. Требовательность к ученику со стороны учителя есть, но не выходит за пределы определённых рамок. «Как можно больше требовательности» - в школе это не пройдёт либо должно быть скрупулёзно обосновано какой-то жёсткой необходимостью.

«Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся» - рабочий закон.

Дети готовятся к труду и жизни теоретически: читают о труде и жизни в книгах, слушают взрослых, смотрят фильмы. Жизнь детей в школе – теоретические дисциплины, опосредованное изучение окружающего мира.

Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы.

Главная задача воспитательной работы в школе – «воспитать гармонично развитую личность, способную успешно социализироваться в коллективе и развиваться».

Интересы коллектива выше интересов отдельной личности.

В современной школе всё «вертится» вокруг личности: индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика

Обязанность ответственности - одно из главнейших условий воспитания.

Учителя стараются воспитывать ответственность, но об обязанности ответственности говорить не приходится.

Бодрая, радостная, мажорная атмосфера - одно из главнейших условий воспитания.

Сейчас в школе это вообще не ставится условием воспитания. Это желательно, но никто не говорит об обязательности и необходимости радостной атмосферы.

Трудовое воспитание - один из важнейших элементов воспитания.

Трудового воспитания в школе нет. В школе нет никакого трудового воспитания. Нет общественно-полезного труда. Нет сбора макулатуры и металлолома. Нет субботников и «трудовых десантов».
В школе нет даже уроков труда! Их заменили уроки технологии, но, во-первых, они не выполняют функцию трудового воспитания, а во-вторых, и они постепенно исчезают из учебного плана.

Личность – носитель воспитательного влияния.

Личность – объект воспитательного влияния.

В коммуне никогда не было уборщиц.

В школе моют полы, туалеты, коридоры, окна, стены только уборщицы. Учитель не имеет права заставить ученика выполнить что-либо из этой работы.

Педагогическое производство – по технологической логике

«По логике моральной проповеди», как говорил А.С.Макаренко.

Как ни странно, система Макаренко частично реализуется в деловых компаниях, занимающихся бизнесом. Это можно видеть в следующем: связь доходов каждого сотрудника с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников с помощью «ядра» коллектива, кодекс компании (правила) и контроль, самоуправление в отдельных блоках или творческих группах, деловая конкуренция («социалистическое соревнование»).

Верю, что не настанут больше времена, когда страна захлёбывалась преступниками, беспризорниками, безграмотными, тёмными подростками и брошенными детьми, но думаю, что новый Макаренко снова нужен нашей современной школе.

Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком .

Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Долгие годы мы были вынуждены изучать мифологизированную биографию А.С. Макаренко, цитировать его во многом фальсифицированные труды. Только сейчас, когда опубликованы подлинные документы, проведены объективные исследования, можно более или менее достоверно представить личность Антона Семеновича Макаренко - несомненно, глубоко трагичную - и по достоинству оценить его действительно гуманистическую деятельность. К сожалению, десятилетия канонизации и приписывания одному Макаренко достижений и находок руководителей многих других замечательных трудовых коммун (И.В. Ионина, М.С. Погребинского) сослужили свою недобрую службу. И вызвали в конце 80-х - начале 90-х гг. яростную критику Макаренко как сталиниста, якобы чуть ли не архитектора ГУЛАГа. Отметим, что ряд положений, высказанных педагогом в статьях, опубликованных во второй половине 30-х гг. действительно имеет мало общего с гуманизмом.

И все же вклад, внесенный А.С. Макаренко в мировую и отечественную педагогику, бесспорен и уникален. Он создал целое направление в воспитании - "педагогику отношений". Ему в сложнейших материальных, да и социально-политических условиях удалось реализовать многие продуктивные педагогические идеи и технологии, талантливо их инструментировать и адаптировать как к реалиям жизни Советской России, так и специфическим особенностям малолетних правонарушителей, "морально дефективных", с которыми преимущественно и работал Макаренко.

Авторскими являются многие конкретные методики, придуманные им. Среди них метод "создания событий" (воспитательных ситуаций), "педагогика взрыва", "завтрашняя радость", классический "метод параллельного действия" и многое другое. Н одело, конечно, не в отдельных, пусть и продуктивных, технологиях и приемах. Оригинально и значимо само ядро педагогической системы Макаренко - созданная им новаторская и целостная концепция коллектива. Неслучайно она привлекала и продолжает привлекать внимание мирового педагогического сообщества. Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни. Это особенно рельефно и гуманистично проявилось на фоне той социально-экономической ситуации, в которой жил и творил Макаренко - на переломе 20-30-х гг.

Объект : педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

Предмет : изучение идей А.С. Макаренко.

Целью работы является рассмотрение педагогической теории А.С. Макаренко.

Задачи :

изучить важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко;

рассмотреть вопросы о воспитании в коллективе и через коллектив по Макаренко;

рассмотреть вопросы о трудовом воспитании по Макаренко;

рассмотреть значение игры в воспитании;

рассмотреть вопросы о семейном воспитании по теории А.С. Макаренко.

1. Страницы жизни Антона Семеновича Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии, ныне в Сумской области Украины в простой рабочей семье. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году Антон поступает учиться сначала в Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.

В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения. Это было в 1905 году, а уже в сентябре этого года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель - Антон Семенович Макаренко. А.С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги.

В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

педагогическая теория макаренко

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине близорукости. Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт. Институт закончил первым по успеваемости и за выпускную работу "Кризис современной педагогики" А.С. Макаренко получил золотую медаль. В 1917-1919г. г. он заведовал школой в Крюкове. В 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького.

В 1928-1935 г. г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. С июля 1935 года он - помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР.

В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность.

Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", и другие. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа "Методика организации воспитательного процесса". Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть "Книги для родителей". В 30-е годы в газетах "Известия", "Правда", "Литературная газета" появилось большое число статей А.С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера.

Уже при жизни А.С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Антон Семёнович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени "За выдающиеся заслуги в области литературы".

2. Педагогическая теория А.С. Макаренко

2.1 Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко

А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно.". Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”, - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему".

К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать в человеке лучшее.

Сторонники "свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педагогами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. "Воспитать человека - значит воспитать у него, - говорил А.С. Макаренко, - перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".

2.2 Воспитание в коллективе и через коллектив

Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная Антоном Семеновичем Макаренко теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом А.С. Макаренко называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей.

Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. "Марксизм, - писал он, - учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. "Нам нужны, - писал он, - новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам". Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. "Может быть, - писал Макаренко, - главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте. Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика".

Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим "механизмом", педагогическим средством является "параллельное воздействие" - одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А.С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

А.С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком подчинена воспитательным целям. Таков один из основных принципов подхода к организации воспитательного коллектива. Коллектив возникает и сплачивается в процессе совместной деятельности людей, поэтому необходимо, прежде всего, организовать такую совместную коллективную деятельность детей (в учебе, труде, общественной работе), в которой дети, вступая в отношения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи, сплачиваются в единую, сильную организацию.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. Создавая коллектив, необходимо организовать его развитие, ставить все новые и новые цели перед детьми. Методикой организации развития коллектива является "система перспективных линий", разработанная А.С. Макаренко. Направлять развитие воспитательного коллектива - таков один из принципов его организации, руководства им.

В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

2.3 О трудовом воспитании

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится "трудового пота", тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека.

А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в "Педагогической поэме" праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.

Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А.С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

"Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда".

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

По словам Макаренко, воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

Дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия "дисциплина" и "режим", указывая, что режим является важным средством воспитания.

2.4 Значение игры в воспитании

А.С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого "деятельность, работа, служба". Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: "Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу". Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал не торопиться "отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу". Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят "из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались "качества будущего работника и гражданина".

Освещая вопросы методики игры, А.С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также "забрасывать их самыми различными игрушками: "Дети. в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае" наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых". Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.

Говоря о руководстве детскими играми, А.С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А.С. Макаренко выделял следующие типы:

1) Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2) Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

3) Самый благодатный игровой элемент - это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они должны быть организованы.

2.5 О семейном воспитании

А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителе?! рассматривается как необходимое обществу дело.

Указывая на то, что семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это "свободный советский коллектив", который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок нс только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А.С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей.

Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры.

Второй вид ложного авторитета - это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А.С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А.С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

3. Педагогическое мастерство А.С. Макаренко

Создание сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества педагогов и воспитанников, руководство его развитием составляет в логике технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспитания, та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс, направлять его развитие - вот главная задача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководителя кружка и любого трудового и творческого объединения детей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

А.С. Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он сделал одно только это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значительной фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педагогических вузов появились кафедры педагогического мастерства, а одноименные спецкурсы читаются во многих педагогических учебных заведениях.

И как символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист - Василий Александрович Сухомлинский.

И все же опять следует признать, что макаренковская концепция педагогического мастерства до сих пор не принята на вооружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой "педагогической технике" или в лучшем случае к мастерству педагогического воздействия

Мастерство педагога в понимании Макаренко - это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором. Такова первая составная часть педагогического мастерства. Но этого мало.

Воспитатель - всегда учитель и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело - хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое - уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство - мастерство наставника.

Макаренко всегда резко выступал против сведения воспитательной работы к воздействию на сознание учеников путем разного рода разъяснений и поучений, "моральных проповедей". Но это совсем не значит, что он не понимал великого значения слова учителя.

И, наконец, "педагогическая техника", или, как сейчас мы говорим, "мастерство педагогического стимулирования". Воспитатель должен уметь влиять на детей непосредственно. А для этого многое надо знать и уметь: надо верно оценивать ситуацию, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а когда надо, и наказать, уметь увлечь перспективой и многое-многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих чувств.

Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.

А.С. Макаренко утверждал: мастерство - это то, чему можно научиться, и каждый педагог может стать большим мастером.

Заключение

Таким образом, А.С. Макаренко создал оригинальное и значимое направление в воспитании - "педагогику отношений", которая была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, труда и культуры.

Разработал новаторскую и целостную теорию воспитания в коллективе и через коллектив на основе единства свободы и ответственности, прав и обязанностей личности как необходимого условия её свободного развития. Подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив ("педагогика параллельного действия") и непосредственно педагогом.

Макаренко создал методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий, организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношений личности и коллектива, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним системы перспективных линий, укрепления и развития традиций. Предложил конкретные методики воспитания: метод "создания событий" (воспитатательных ситуаций, имеющих поворотное значение), "коллективное обсуждение (педагогический взрыв), авансирование воспитанников "завтрашней радостью".

Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей, создал эффективную социально-педагогическую систему работы с беспризорниками. Сущность своего педагогического опыта определял принципом "как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему". Акцентировал воспитание на стимулировании положит, задатков личности ("проектирование лучшего в человеке").

Макаренко внёс существенный вклад в теорию семейного воспитания. В "Книге для родителей" утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Главным принципом семейной педагогики считал высокие требования родителей к себе, подчёркивал необходимость серьёзного и искреннего тона в отношениях с детьми.

А.С. Макаренко в своих книгах, статьях и выступлениях А.С. Макаренко заложил основы педагогического мастерства.

Антон Семенович ввел в педагогику целый ряд принципиально новых терминов. Среди них - "педагогическая техника", "мастерство", "проектировка или программа личности", "воспитательный коллектив", "тон и стиль жизни коллектива", "педагогический коллектив", "длительность педагогического коллектива" "педагогический центр", "ближняя, средняя и дальняя перспективы" и ряд других. Часть этих понятий уже прочно вошли в педагогику. Другие находятся в стадии осмысления. Но заметим - эти понятия не просто новые наименования для старых вещей. Они - отражение новых педагогических явлений, фактов новых действий педагогов, направлений воспитательной работы.

Список использованной литературы

1. Беляев, В.И. Педагогика А.С. Макаренко [Текст]: традиции и новаторство / В.И. Беляев. - М.: МНЭПУ, 2000

2. Богуславский, М.В. XX век российского образования [Текст] / М.В. Богуславский. - М., 2002. - 320 c.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 432 с.

4. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко [Текст] / И.Ф. Козлов. - М.: Просвещение, 1987

5. Мазалова, М.А. История педагогики и образования / М.А. Мазалова, Т.В. Уракова. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 445 с.

6. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в 4-х томах [Текст] / А.С. Макаренко. - М,: Правда, 1987

7. Пуйман, С.А. История образования и педагогической мысли [Текст]: / Пуйман С.А. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c.

Приложение

Глоссарий

Авторитет родительский (от лат auctoritas - власть, сила) - отличительные особенности отдельного человека или группы, благодаря которым они заслуживают доверия и могут иметь положительное влияние на взгляды и поведение других людей; признан и влияние родителей на убеждения и поведение детей, основанный на глубоком уважении и любви к родителям, доверии к высокой значимости их личных качеств и жизненного опыта, слов и поступковв.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, обеспечивает согласованность действий в общественных отношениях, обязательное усвоение и выполнение личностью установлен них правил.

Коллектив - социально значимая группа людей, объединенных общей целью, согласованно действуют в достижении указанной цели и имеют органы самоуправления.

Наказание - это такая мера воздействия, которую применяют в отношении человека, виноватого в совершении какого-либо проступка, преступления.

Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Педагогический коллектив - это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей".

Педагогическое мастерство - проявление высокого уровня педагогической деятельности.

Перспектива - цель, \"завтрашняя радость\" (AC Макаренко), что выступает стимулом в деятельности коллектива и отдельных его членов.

Требование - действие, выражающееся в настойчивой, категорической, просьбе исполнить что-либо.

Убеждение - рациональная нравственная основа деятельности личности, позволяет ей осуществлять определенный поступок сознательно; основная моральная установка, которая определяет цель и направление поступков человека, твердая уверенность в ч почему-то, основанная на определенной идее, мировоззрение.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности А.С. Макаренко - выдающегося советского педагога. Воспитание детей в коллективе. Дисциплина и режим в системе воспитания Антона Семеновича. Роль личности педагога в воспитании и обществе по Макаренко.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Творческий путь А.С. Макаренко. Основные концепции его педагогической теории. Воспитательная работа в колонии и коммуне. Противники педагога среди деятелей "соцвоса" (социального воспитания). "Педагогическая поэма". Понятие педагогического мастерства.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко. Изучение социально-педагогических взглядов ученого на труд детей. Значение игры в воспитании. Описание исследования, проведенного в средней общеобразовательной школе с. Кругликово.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2014

    Аннотация книги А.С. Макаренко "Педагогическая поэма", главная сюжетная линия книги. Развитие судеб отдельных героев. Принцип воспитания детей в труде и в коллективе. Новаторство педагогической теории и практики Макаренко. Воспитание детей в семье.

    презентация , добавлен 09.02.2012

    Краткая биография А.С. Макаренко. Педагогические принципы, идеи и теории А.С. Макаренко. Роль личности педагога и воспитателя. Трудовое обучение и воспитание. Дисциплина и режим. Наказания и меры воздействия. Воспитание в коллективе и через коллектив.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Основные этапы становления А.С. Макаренко как педагога. Содержание теории воспитательного коллектива. Разработка форм и принципов организации деятельности и методики руководства детским коллективом в период работы Антона Семеновича в колонии им. Горького.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко. Методы и средства воспитания детей в семье, отраженные в произведениях А.С. Макаренко. Специфика семейного воспитания и определение его значения. Современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Вклад А.С. Макаренко в развитие педагогики. Жизнь и педагогическая деятельность Макаренко, основные положения его педагогической теории. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации. Убеждение как важнейший метод воспитания.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко. Педагоги его эпохи о воспитании ребенка в семье. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко. Главные методы и средства воспитания детей в семье в его произведениях.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2010

    Изучение жизненного пути, основных взглядов и педагогических идей А.С. Макаренко. Анализ его позиции о требовании к личности учителя. Роль личности педагога в воспитании и обществе. Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения.

Введение …………………………………………………………………. стр.3

1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко………………………… стр.4

2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко…………………………………………………………. стр.5

3. Воспитание в коллективе и через коллектив……………………. стр.6

4. О трудовом воспитании…………………………………………... стр.8

5. Значение игры в воспитании……………………………………... стр.9

6. О семейном воспитании………………………………………….. стр.10

Заключение ………………………………………………………............ стр.12

Список литературы ……………………………………………………. стр.13

Введение

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно п разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

1.Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.

Но окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925. г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933-1935 гг.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.

2.Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С.

Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А. С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

3.Воспитание в коллективе и через коллектив

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А. С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. “Нам нужны,- писал он,-новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам”. Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. “Может быть,- писал Макаренко,- главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте. Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика”. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие”- одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

А. С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

4.О трудовом воспитании

А. С. Макаренко говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство - это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: “Кто не работает, тот не ест”. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека.

А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в “Педагогической поэме праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.

Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

“Участие в коллективном труде,- говорил А. С. Макаренко,- позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.

5.Значение игры в воспитании

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: “Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу”. Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина”.

Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать их самыми различными игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.

Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:

1). Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т. д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2). Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

3). Самый благодатный игровой элемент - это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они должны быть организованы.

6.О семейном воспитании

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителе?! рассматривается как необходимое обществу дело.

Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок нс только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета - это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

Список литературы

1.Бушканец М.Г., Леухин БД, «Хрестоматия по педагогике» под редакцией З.И. Равкина, Москва, «Просвещение

2.А.С. Макаренко, «Собрание сочинений в 4-х томах», Москва, «Правда»

3.М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа.

4.А.А. Фролов, «Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко» под редакцией В.А. Сластенина и Н.Э. Фере, Горький, ГГПИ им М. Горького

5. История педагогики - http://www.gala-d.ru/

Введение …………………………………………………………………. стр.3

1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко………………………… стр.4

2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко…………………………………………………………. стр.5

3. Воспитание в коллективе и через коллектив……………………. стр.6

4. О трудовом воспитании…………………………………………... стр.8

5. Значение игры в воспитании……………………………………... стр.9

6. О семейном воспитании………………………………………….. стр.10

Заключение ………………………………………………………............ стр.12

Список литературы ……………………………………………………. стр.13

Введение

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно п разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

1.Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.

Но окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925. г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933-1935 гг.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.

2.Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С.

Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А. С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

3.Воспитание в коллективе и через коллектив

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.